Доклад — Профилактика социальной дезадаптации

Профилактика СД

Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.,2004

Перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 03.07.98), российское законодательство о защите прав несовершеннолетних, концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, принятая Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при правительстве РФ от 07.07.98, № 1/1, определяют цели и задачи государственной политики по защите интересов и прав ребенка, по повышению роли семьи и других социальных институтов в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

В нормативных документах выделяются понятия общей и специальной профилактики.

Общая профилактика рассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнению ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

11 стр., 5493 слов

Жизнедеятельность институтов социального воспитания

... и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных ... все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Средствами воспитания могут стать личный ...

Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно при нормальной организации педпроцесса, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако неблагоприятная среда, негативные социальные условия, особенности личностного развития подростков сводят на нет усилия педколлектива, социальных институтов.

Необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Однако радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие. Необходимо исходить из понимания сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учитывать силу влияния среды, референтную значимость общения со сверстниками.

Существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, не семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Они имеют прямой, непосредственный и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при авторитете школы. Родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, педагогическое влияние расценивается агрессивно, как ущемление семейных интересов, то используется косвенный, опосредованный путь коррекционно-педагогического воздействия.

Косвенное воздействие предполагает использование чувства родительской любви и воздействие на семью через ребенка. При содействии педагога ребенок реализует потребность поделиться с родителями интересами, переживаниями, обращается за советом, за помощью в выполнении какого-либо задания, мероприятия. Опосредованное воздействие осуществляется при совместной деятельности детей и родителей по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

3 стр., 1202 слов

Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков

... психолого-педагогической литературы по проблеме агрессии и факторов, ее обуславливающих, подобрать методики позволяющие изучить социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков, дать ... объективную оценку уровню агрессивности подростков и выявить их личностные ...

Профилактика и реабилитационная помощь

при социально дезадаптации, связанной с личностными аномалиями у детей и подростков

Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. – М., 2002

 Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс целенаправленных социально-средовых, медицинских и педагогических воздействий.

Для СА психопатических личностей самыми важными корригирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка от лиц с асоциальными наклонностями, вступившими на криминальный путь, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками или имеющими половые извращения.

Не менее важна психотерапевтическая работа с родственниками, цель которой заключается в улучшении внутрисемейных отношений, поскольку нарушенные семейные отношения значительно утежеляют патологическое развитие характера и приводят к серьезной декомпенсации

Главная задача заключается в поисках той сферы знаний, умений, учебной и трудовой деятельности, которая привлекает подростка и может раскрыть и реализовать его способности. При этом необходим подбор коллектива, лишенного антисоциальных тенденций и установок, демонстрирующий профессионализм, терпимость, способность поощрять и стимулировать подростка. Важно оказать помощь в адаптации подростка и закреплению его в таком коллективе, длительная и ненавязчивая поддержка взрослых.

Большая роль принадлежит психотерапии. Психотерапевтическая работа должна быть индивидуальной и соответствовать особенностям личностных аномалий. Главные цели психотерапии – компенсация характерологических отклонений и поощрение социально-трудовых стремлений подростка. Психастеникам и сенситивным шизоидам показаны разъяснительные беседы, для того чтобы помочь им разобраться в собственных сомнениях, рассеять подозрения в своей несостоятельности, недоброжелательности окружающих, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Для ВП, НП, склонных к расстройствам влечений, целесообразна императивная, иногда даже директивная манера психотерапии.

Медикаментозное лечение – использование транквилизаторов и нейролептиков («корректоры поведения»), иногда антидепрессантов и ноотропов. Осторожно назначаются психотропные препараты, почти никогда не используются наркотики, стимуляторы, некоторые снотворные, нередко ведущие к наркомании.

5 стр., 2008 слов

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

... обязательное упрочение достигнутого состояния функций организма. утомление подросток защитный восстановительный 4. Профилактика утомления Признаки переутомления не исчезают после кратковременного ... нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом. Переутомление - это кумулированное ...

Профилактика школьной дезадаптации при резидуально-органической церебральной недостаточности

Важнейшим средством профилактики ШД при резидуально-органической церебральной недостаточности является:

предупреждение интеллектуальных и физических перегрузок посредством нормализации режима дня,

правильное чередование интеллектуальной работы и отдыха,

исключение одновременных занятий в общеобразовательной и специальных школах (музыкальной, художественной и т.п.).

Остаточные явления РО поражения ЦНС в тяжелых случаях являются противопоказанием для поступления в школу специализированного типа (с углубленным изучением иностранного языка, физико-математическую, гимназию, колледж с ускоренной и расширенной программой обучения).

Для профилактики учебной декомпенсации необходимо:

медикаментозное лечение при постоянном наблюдении у психоневролога,

раннее начало педагогической коррекции,

занятия с дефектологом по индивидуальной схеме,

социально-психологическая и психотерапевтическая работа с семьей ребенка для выработки правильных установок.

Профилактика СД при гиперактивности

Организация жизненного пространства, которое должно иметь условия для реализации повышенной двигательной активности. Утренние часы до школы или посещения д/сада следует наполнить повышенной физической нагрузкой. Наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. После 1-2 часов спортивных занятий ГА дети спокойнее сидят на уроках, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал. Наиболее адекватна в начальной школе организация для таких детей первых двух уроков физкультуры, но, к сожалению, такая практика не находит применения из-за трудностей с расписанием.

Обеспечить условия для адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков. Для этого в физкультурный зал или другое достаточно просторное помещение целесообразно поставить тренажеры, батуты, шведскую стенку и т.п. и позволить ГА детям под контролем одного дежурного педагога проводить в таком помещении перемены. Наряду с этим таким детям рекомендуется повышенная двигательная нагрузка во время уроков физкультуры. Для них полезны занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, движений и в то же время пластики, внимания, тонких моторных действий, при этом нежелательны силовые виды спорта.

Важной является воспитательная роль тренера: если и сам спорт, и личность тренера импонируют ребенку, то во власти тренера постепенно и последовательно требовать от школьника улучшения успеваемости.

7 стр., 3447 слов

Р.2т.8. Нервно-психические расстройства у детей и их профилактика

... признаки способен выявить только врач. Признаки функциональных нарушений нервной системы у детей могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и ... личной жизни, наследственное предрасположение; психическое переутомление вследствие чрезмерных умственных, особенно ночных занятий; постоянные волнения, связанные с погоней за заработком, с борьбой за существование; ...

Врач-психиатр должен объяснить родителям особенности их ребенка, происхождение его чрезмерной двигательной активности, недостаточности внимания, поставить их в известность о возможном социальном прогнозе, убедить в необходимости правильной организации жизненного пространства, в отрицательном эффекте насильственного ограничения движений.

При сочетании ГК расстройств с церебрастеническими и повышением внутричерепного давления для профилактики учебной декомпенсации необходимо проведение медикаментозной терапии и занятия с дефектологом по индивидуальной схеме.

Профилактика реакций дезадаптации

Предупреждение кризисных ситуаций.

Облегчение формирования волевой личности ребенка, умеющей справиться с трудностями, не завышая своих притязаний.

Предотвращение биологических вредностей, препятствующих развитию здоровой психики.

Создание у ребенка чувства защищенности, психологического комфорта, предъявление посильных требований.

С этой целью:

защита здоровья беременной, предупреждающая развитие пре- и перинатальной патологии; раннее тщательное лечение младенцев, родившихся от патологических родов, детей, заболевших инфекционными, соматическими болезнями, перенесших случайные травмы головы или отравления.

Для обеспечения нормального формирования психики и предотвращения ее девиаций необходима

динамическая оценка психического развития и при необходимости создание наиболее благоприятных условий;

пропаганда таких воспитательных воздействий в семье и детских учреждениях, которые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притязаний в соответствии с возможностями;

более старшим детям следует дать минимум знаний и навыков, необходимых для понимания психической деятельности и посильного ее регулирования:

приобщение к физической культуре и спорту сделают детскую личность менее ранимой;

психологическая подготовка к общению с другими людьми, в том числе и противоположного пола;

все требования к детям, к их психическим и физическим возможностям должны быть сбалансированы в соответствии с их возрастом и полом.