ПО ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ДОКЛАД

ПО ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ЗА

НОССРАТОМ ПЕЗЕШКИАНОМ

Позитивная психотерапия

«Если ты подаришь человеку рыбу, то она утолит его голод только один раз. Если же ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всегда» (Восточная мудрость)

 

ИСТОРИЯ МЕТОДА

Метод Позитивной психотерапии, соединяющий в себе философскую мудрость Востока и рациональность Запада, был основан в 1968 году профессором Носсратом Пезешкианом (1933-2010 гг.),

Носсрат Пезешкиан родился в Персии (Иран).

Психотерапевтическое образование получил в Германии, Швейцарии и США, доктор медицинских наук, профессор, специалист в области психологии, психотерапии и неврологии.

Метод Позитивной психотерапии был создан на основе транскультурных исследований, проводившихся более чем в 20 различных культурах.

За разработку этого метода психотерапии Носсрат Пезешкиан был номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии в 2009 году.

 

Применение принципов метода не ограничиваются психотерапией и консультированием, оно распространяются на другие области. Очень результативно используются идеи Пезешкиана в образовании, проведении тренингов, профилактике здоровья и управлении в бизнесе. Метод очень хорошо зарекомендовал себя в коучинге.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА

  • Универсальное применение к проблемам
  • Интернациональность
  • Использование метафор, притч как инструмента терапии
  • Метод рассматривает человека как целостную систему
  • Клиенту отводится активная роль в процессе терапии
  • Краткосрочность (15-20 сеансов)
  • Терапия ориентирована на будущее клиента

Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. Обе базовые способности находятся в тесной взаимосвязи: уровень развития одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. На этом утверждении строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.

Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен всеми необходимыми способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия. Так задумано Творцом, что все самое ценное спрятано внутри нас или же в виде маленьких семян зреет на протяжении всей нашей жизни. Носсрат Пезешкиан писал, что человек – шахта, полная драгоценных камней. Одна из задач – отыскать скрытый ценный клад, поднять его из недр человеческой души и показать миру в виде использования природных задатков и талантов, что в конечном итоге приводит к самореализации человека. Исполнение своей жизненной миссии – это основа удовлетворения в жизни. «Человек оглядывается назад и видит, что произошедшее с ним несчастье неожиданно обернулось счастьем» (Ойген Рот).

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

... помощи, коррекции личности, проведение психологического тренинга, проведение индивидуальной и семейной психотерапии, предоставление психологических рекомендаций и т.д.). Как правило, школьный психолог сам ... отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности. Существенной особенностью ...

 

Важным достоинством метода является его доступность всем социальным и возрастным группам. Простота языка, системный подход, обучение самопомощи привлекает все больше людей к методу из разных профессиональных групп. Принцип простоты и универсальности дает возможность легко применять его каждому в повседневной жизни в трудные моменты жизни без базового психологического образования. Позитивная психотерапия указывает клиенту правильный и безболезненный путь, чтобы обеспечить его мыслям, чувствам и поведению гармоничное развитие.

Особенностью этого метода является использование психотерапевтом притч, увлекательных историй, пословиц. Истории в стиле восточных мудростей помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны, обсудить сложные моменты, абстрагируясь от личных переживаний, делая человека менее зависимым от терапевта. В различных жизненных условиях рассказанные притчи по-разному интерпретируется клиентами. В позитивной психотерапии акцент в процессе взаимодействия психотерапевта с клиентом делается на человеческих возможностях как основном и первичном моменте его исцеления от болезней. Метод видит причину возникающих проблем личности в подавленных и неразвитых областях духовного межчеловеческого общения. Это приводит к источникам конфликтов, нарушений в жизни. Позитивное отношение к болезни и конфликтам дает понимание того, что любое заболевание, любые трудности несут с собой новые возможности развития, которые вселяют в человека надежду. Здоровье предполагает правильный баланс четырех важнейших жизненных сфер (тело/здоровье, работа/успех, контакты/семья, фантазии/будущее).

Болезнь и конфликты, как правило, представляют собой нарушение этого равновесия. В методе делается акцент на здоровую часть организма клиента, которая содержит в себе ресурсы для выздоровления, и из которой он может черпать способности и энергию для конструктивного сосуществования со своим заболеванием и позитивного изменения жизненной ситуации. Терапия и умение самостоятельно выйти из сложившейся ситуации являются средствами восстановления естественного баланса. «Когда кто-нибудь хочет выздороветь, спроси его, готов ли он в будущем устранить из своей жизни причины своей болезни. Только тогда ты можешь помочь ему» (Сократ).

 

Очень большое достоинство метода – его направленность на развитие и будущее. Метод обучает формировать будущее через принятие ситуаций настоящего. Признание полной ответственности за жизнь помогает каждому делать конкретные шаги по изменению своей реальности. Суть этого принципа можно выразить так: «Если ты хочешь иметь завтра то, чего у тебя никогда не было, тебе нужно принять решение и сделать сегодня то, чего ты никогда не делал». Важный принцип позитивной психотерапии – принцип уникальности личности. Жизнь не имеет стандартов. Разнообразие источников человеческого счастья заключается в том, что использовать и получить удовольствие можно от «того, что есть» в данный момент, а не от того, что «могло бы быть». Способность увидеть в настоящем то, что может сделать человека счастливым, дать ему силы на конкретный шаг вперед к своим целям и получить от него радость, делает каждого создателем собственного «Я» и наделяет мудростью жизни. Улучшение состояния клиента может быть достигнуто только постепенно. Инструмент, который понадобится клиенту называется «терпение», ведь «Терпение приносит розы, а нетерпение — неврозы».

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов: здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном ... дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Метод позитивной психотерапии помогает мобилизовать ресурсы человека для принятия позитивных решений. Он учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его. Результатом является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще.

КАК РАБОТАЕТ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ТРИ ПРИНЦИПА ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Принцип надежды, который сфокусирован на человеческих ресурсах. Он помогает прочувствовать способности, принять на себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни. Принцип баланса, который рассматривает жизнь и развитие клиента в четырех важных областях: –тело; –контакты(отношения); –достижения; –будущее(фантазии,мечты,идеалы).

Суть данного принципа – стремление к восстановлению их естественной гармонии.. Принцип самопомощи можно применить как стратегию гармонизации, адаптации и развития личности. Вначале это делает психотерапевт, а затем в процессе самопомощи человек сам применяет ее для себя или же помогает своему окружению: членам своей семьи, коллегам по работе, друзьям.

 

Проведя немало исследований вместе со своими единомышленниками, Носсрат Пезешкиан вывел закономерность, показавшую, что носители западной и восточной культур будут реагировать на одни и те же проблемы совершенно по-разному. Ведь любая ситуация сама по себе не является плохой или хорошей, оценочную значимость она получает для каждого человека отдельно. Так на свет появилась теория четырёх сфер, через которые человек реагирует на конфликты. Первая сфера – это наше тело. Именно на этом уровне реагируют люди, погружающиеся в болезнь, когда ситуация выходит из-под контроля. Так появляются психосоматические недуги. Обычно врачами лечатся симптомы (например, язва желудка), а не исходная причина – тот самый конфликт, который спровоцировал заболевание. Вторая сфера – деятельность. Выбирая эту дорогу, люди либо с головой уходят в работу, превращаясь в трудоголиков, либо всеми силами избегают любой активности. Третья сфера – контакты. В эту часть входит умение завязывать контакты не только с другими людьми, животными и даже растениями, но и с самим собой. Сложившийся конфликт человек может решать либо уходя в одиночество, либо чрезмерной общительностью, занимая этим всё своё время. Четвёртая сфера – фантазии. Это мир нереальный, но, тем не менее, позволяющий решить конфликт «уничтожением» врага, картинами счастливого будущего… Фантазии помогают в сексуальных проблемах, с неприятностями на работе. Именно эта сфера фантазии (или интуиции, мировоззрения, религиозных идей), давая надежду на удачу, позволяет решиться на рискованный шаг.

Позитивная терапия утверждает, что здоров тот человек, который распределяет свою энергию поровну между этими четырьмя сферами. В том случае, если какая-то из сфер не получила должного развития, то именно она будет наиболее уязвима для внешних событий, оказывающих травмирующее влияние.

Следуя этой теории, человек и бороться с конфликтами должен по всем четырём сферам. Кстати, было отмечено, что носители западной культуры, уделяющие внимание больше первым двум сферам жизни, и реагируют на конфликты по телесному и деятельному пути, а представители восточной культуры, наоборот, развивают и реагируют по двум другим сферам – контакты и интуиция.

1. Наблюдение/ дистанцирование;

2. Инвентаризация;

3. Ситуативная поддержка;

4. Вербализация;

5. Расширение системы целей.

На  первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются  все значимые события, которые были у человека  за последние пять-десять лет. Идет описание и проработка этих событий. На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения,  взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. 

На этом этапе с клиентом обсуждаются  4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: как это отражается на телесном уровне, в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы  строит клиент на будущее.

Для  понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет.

Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.

На третьей ступени (ситуативная поддержка). выясняется, каким образом  клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние  или внешние ресурсы были использованы.

На четвертой ступени  (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения. 

На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать  конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.

В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник, состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО).

В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи. Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям.

Органическая речь

Открытие доктора Н. Пезешкиана — органическая речь —  стало для всех  целителей окном надежды: ведь это открытие поставило под серьезное сомнение явление под названием  «наследственные заболевания».

По мере практического применения методов доктора Пезешкиана, основателя позитивной психотерапии, появляется все больше доказательств тому, что если и можно говорить о наследственности заболеваний, то только НЕ в биологическом ключе.

Все больше убеждаются доктора, практикующие методы по искоренению органической речи, что от родителей детям передаются не биологические программы болезней (как принято считать), а лексика (словарный запас), которая эти болезни программирует от поколения к поколению.

Коррекция лексического запаса — т.е. простое изъятие из активной речи слов-разрушителей — приводит к тому, что «наследственные» заболевания (даже те, что уже прочно прижились в теле) бесследно исчезают.

Ниже приведены обобщенные данные подробных исследований речи многих тысяч пациентов.

Конечно, набор слов в разрезе по болезням значительно богаче, чем в приведенной таблице, но если вы зададитесь целью установить в собственной речи  слова, которые разрушают ваше здоровье, то  приведенные иллюстрации помогут вам в этой продуктивной ( и по-настоящему целительской ) работе.

И будьте уверены: как только вы обнаружите в своем обиходе слова-разрушители, ваша речь от них быстро очистится.

И механизм тут простой и понятный:

 обнаружен — значит разоблачен. Разоблачен — значит обезоружен.

Надо ли говорить, что когда уходят слова-разрушители, то уходят и болезни?

Это масштабно доказал метод доктора Пезешкиана.

Эти слова и выражения

создают  и поддерживают болезнь:

Надело до тошноты, сыт по горло, с души воротит,…

Нервная анорексия

Взвалить  груз забот. Нести свой крест. Проблемы, которые сидят на шее,…

Остеохондроз

Что-то гложет, отравлять  жизнь, сам себе не принадлежу, надоело все до смерти, …

Рак

Заниматься самоедством, язвительно, что-то (или кого-то) не переваривать,…

Язва

Что-то сидит в почках, моча в голову ударила, нет сил, смертельно устал,…

Урологические заболевания

Найти отдушину, дать волю своему гневу, перекрыть кислород, чихать на кого-то…

Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром

Высасывать кровь, выжимать соки, это вошло в мою плоть и кровь…

Заболевания крови

Принимать близко к сердцу, сердце разрывается, удар в самое сердце…

Инфаркт миокарда

Он и не чешется, не хотел бы оказаться в его шкуре, легкоранимый, тонкокожий…

Заболевания кожи и аллергия

Ломать голову, рисковать головой, еще головой побейся, сплошная головная боль…

Мигрень, метеозавизимость

Хромать на обе ноги, неустойчивый, шаткий, непроходимый

Хронические судороги, подагра

Выпускать пар, лопнуло терпение, поддавать жару, подстегивать…

Гипертония

Едкий, мне горько, желчный, чтобы жизнь медом не казалась, никакой радости…

Заболевания печени и желчного пузыря,

а также ожирение

Глаза бы не видели, страшно смотреть, смотря зачем, свет не мил, непроглядный…

Заболевания глаз

Не хочу этого слышать, не говори, замолчи, заткнись, шумно, грохочет….

Снижение слуха, глухота

Колотит, трясет, бесит, претит, не морочьте (мрак), лопнуло мое терпение …

Депрессия

Примечание.

Нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам  факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни.

Еще одно важное примечание.

Речь идет о метафорическом  употреблении подобных слов и выражений.

И особенно в тех случаях, когда этим словам и выражениям можно легко подобрать синонимы, которые не являются элементами органической речи.

Сто дней бедняка

(притча)

Одна прекрасная принцесса искала себе жениха. Доблестные и богатые претенденты съезжались со всех сторон с великолепными подарками в надежде завоевать внимание принцессы. Кто-то приносил в дар украшения, драгоценности, золото, кто-то дарил земли и армии воинов. Среди кандидатов был бедный юноша, у которого из богатств были только его любовь и настойчивость. Когда подошла его очередь говорить, он сказал:

– Принцесса! Я люблю тебя всю жизнь. Так как я беден и не имею богатств, чтобы бросить их к твоим ногам, я готов принести жертву в доказательство своей любви. Сто дней я просижу под твоим окном без еды и питья, кроме того, которое даст мне дождь, и в одежде, которая сейчас на мне. Это будет моим подарком.

Принцесса, тронутая словами юноши, решила согласиться:

– Я дам тебе шанс. Если выдержишь то, что пообещал, возьмешь меня в жены.

Так начался отсчет времени. Проходили часы, дни. Юноша сидел под дворцовым окном, выдерживая испытание солнцем, ветром, снегом, ледяными ночами, устремив взор на балкон своей любимой, исполняя обещанное. Иногда оконная занавесь приоткрывалась и на балконе показывалась принцесса.

Все шло хорошо, многие заключали пари, а некоторые оптимисты готовились к празднествам.

Когда наступил девяносто девятый день, жители царства вышли поддержать своего будущего правителя. Все радовались и плясали, но, когда оставался один час до истечения срока, юноша, под удивленными взглядами смотрителей и принцессы, встал и без объяснений медленно удалился с места, где провел девяносто девять дней и двадцать три часа.

Спустя несколько дней пути его догнал один мальчуган и спросил у юноши:

– Что с тобой случилось? Ты же был в одном шаге до достижения цели! Почему ты потерял этот шанс, почему ушел?

Скрывая волнение и слезы, бедный юноша тихо ответил:

– Принцесса не сократила мне ни одного дня, даже ни одного часа страданий. Она смотрела, как я мучаюсь, и ничем не облегчила моего обета. Она не заслуживает моей любви.

Когда мы готовы предложить лучшее, что есть в нас самих, как доказательство своих чувств, не боясь осуждения, насмешек, трудностей, – мы заслуживаем хотя бы одобрения или поддержки. И стоит ли нашей любви тот, кто равнодушен к нам?

 Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии.

1. Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не  делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.

2. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.

3. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

4. Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с. 5. Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.

6. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.