На правах рукописи
ЧИКУРОВ Александр Игнатович
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ
.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Красноярск — 2008г.
Диссертация выполнена в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Шумилин Александр Петрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Геннадий Дмитриевич Бабушкин
Кандидат педагогических наук, доцент Юрий Николаевич Тишков
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Защита состоится «____» марта 2008 года в ____ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.097.02 при ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Автореферат разослан «____» февраля 2008 года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Саволайнен Г.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. Успешность выступления спортсменов на соревнованиях требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но максимального задействования психических функций, лежащих в основе психологической подготовленности спортсмена. Важно отметить, что именно психологический фактор играет решающую роль в напряженных поединках. В исследованиях ряда авторов (Г.Д. Горбунов, 1986; Б.А. Вяткин, 1981; А.В. Еганов, 1998; Р.А. Пилоян, 1984; А.Д. Суханов, 2002; А.В. Бобровский, 2005; В.Ф. Сопов, 2005 и др.) указывается на высокую значимость психологической подготовки в достижении поставленной цели на соревновании.
От педагогического института к педагогическому университету
... г. был Григорий Прокофьевич Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, направленный Старый Оскол после демобилизации из ... сложились условия для перемещения педагогического института в областной центр. От педагогического института к педагогическому университету (1954—1996 гг.) ... общежития. Новый 1966/1967 учебный год Белгородский государственный педагогический институт начал на новом месте по ул. ...
В подготовке борцов различных специализаций большая часть занятия уделяется физической и технической подготовке (В.М. Игуменов, 1993; А.В. Литманович, 1987; А.И. Завьялов, и Д.И. Миндиашвили, 1995; А.В. Еганов, 1998; О.А. Сиротин, 1996 и др.), индивидуализации тренировочного процесса. В работах других авторов (А.П. Шумилин, 2003, А.В. Бобровский, 2005) рассматривается мотивация спортсмена к соревнованию. В работах (Н.К. Волков, 1976; В.М. Игуменов, 1971) рассматривается эмоциональный компонент психологической подготовки борцов к соревнованиям. Личность спортсмена целесообразнее рассматривать во всем ее многообразии (мотивы, эмоции, потребности, психомоторику и др.).
Психологическая готовность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией, эмоциональным состоянием или точностью реагирования, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Поэтому психологическая подготовка спортсмена к соревнованию должна включать комплексную диагностику составляющих психической готовности спортсмена, их коррекцию с целью приведения спортсмена к оптимальному «боевому состоянию». Однако в специальной литературе не приводится комплексной методики психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена, а также технологии управления на этой основе психологической подготовкой высококвалифицированных спортсменов-дзюдоистов. В учебных программах для спортивных школ, в учебниках по борьбе и психологии не представлено содержание управления психологической подготовкой спортсменов на основе результатов диагностики психологической готовности спортсмена. В то же время проблема психологической подготовки спортсменов на сегодня одна из актуальных в области спортивной психологии (А.В. Родионов, 2004).
Теоретический анализ состояния проблемы психологической подготовки борцов к соревнованиям и результаты наших наблюдений за поведением спортсменов на предсоревновательном этапе и участия в соревнованиях, выявили противоречие между необходимостью управления психологической подготовкой высококвалифицированных спортсменов-дзюдоистов с целью создания психической готовности к соревнованию и неразработанностью этого вопроса в теории физического воспитания и спортивной тренировки.
Проблемой настоящего исследования является поиск путей, средств и методов управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов с целью обеспечения психологической подготовленности к конкретному соревнованию.
Объект исследования: процесс подготовки дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию.
Предмет исследования: методика управления предсоревновательной психологической подготовкой дзюдоистов высокой квалификации на основе результатов контроля готовности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики управления психологической подготовкой дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям для обеспечения оптимального уровня готовности предстартового состояния спортсмена.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ ...
... сформулирована гипотезанастоящего исследования –предположим, что предлагаемая методика психологического воздействия позволит корректировать предстартовое состояние спортсменов и способствовать повышению уровня психологической готовности к соревнованиям. Цель исследования – обосновать применение методики Н.Л.П. ...
Гипотеза исследования: управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов обеспечит их оптимальную психологическую подготовленность к соревнованию, если:
определена сформированность составных компонентов психологической готовности высококвалифицированных дзюдоистов в процессе подготовки к соревнованию;
выявлены и учтены факторы, влияющие на состояние психологической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию;
разработаны индивидуализированные варианты психологической подготовки дзюдоистов к соревнованию;
управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию осуществляется с учетом исходного уровня сформированности компонентов психологической готовности, актуальных потребностей и индивидуально-психологических особенностей дзюдоистов.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы психологической подготовки борцов к соревнованиям.
2.Определить состояние психологической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию и его влияние на результативность соревновательной деятельности.
.Выявить факторы, влияющие на состояние психологической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию.
.Разработать и экспериментально обосновать методику управления предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов с учетом их индивидуальных особенностей и исходного уровня сформированности компонентов психической готовности.
Методологическая и теоретическая основа исследования: научные теории и концепции: теория функциональных систем и условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.); теория управления (А.И. Берг, С.Т. Бир, Н. Винер, А.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.); современные представления об организации спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, В.П. Филин и др.); современные концепции подготовки спортсменов — борцов (А.В. Еганов, С.В. Елисеев, В.М. Игуменов, С.А. Кабанов, Я.К. Коблев, О.А. Сиротин и др.); научные разработки в области спортивной мотивации (Е.Г. Бабушкин, Р.А. Пилоян, А.П. Шумилин, А.В. Бобровский и др.) и в области спортивного соревнования (А.В. Алексеев, Р. Мартенс и др); современные представления психологической подготовки спортсменов (Г.Д. Бабушкин, Б.А. Вяткин, Г.Д. Горбунов, Г.Б. Горская, А.Г. Левицкий; В.Р. Малкин, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Смоленцева и др.).
Педагогические и психологические основы теоретико-методологических ...
... Принципы обучения . Основы методики тренировки . Методы подготовки баскетболистов .1 Физическая подготовка .2 Техническая подготовка .3 Тактическая подготовка .4 Игровая подготовка .5 Соревновательная подготовка .6 Психологическая подготовка Заключение Список использованных источников Введение В ...
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме; наблюдение; опрос; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна результатов заключается в следующем:
разработана шкала оценки компонентов психологической готовности и готовности в целом, позволяющая определить степень готовности спортсмена к соревнованию. Проверка шкалы в условиях подготовки и участия в соревнованиях позволяет говорить о ее надежности и прогностичности;
выявлена достоверная взаимосвязь составных компонентов психологической готовности дзюдоистов к соревнованию с результативностью соревновательной деятельности. Наиболее сильная связь выявлена между потребностно-мотивационным компонентом готовности и результативностью соревновательной деятельности (r = 0,78);
обоснована методика управления психологической подготовкой дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию;
показана индивидуализация психологической подготовки дзюдоистов высокой квалификации, построенная на основе учета результатов диагностики психологической подготовленности и типичного характера поведения спортсмена на соревнованиях.
Теоретическая значимость заключается в дополнении положений теории и методики спортивной тренировки борьбы дзюдо, в разделе «психологическая подготовка спортсменов», новыми сведениями о структуре предстартовой психической готовности борцов и технологии управления предсоревновательной психологической подготовкой спортсменов, построенной на основе учета результатов текущего контроля психологической подготовленности. Уточнено понятие «предсоревновательная психологическая подготовленность спортсмена» и установлены его критерии на примере борьбы дзюдо.
Практическая значимость состоит в разработке методики управления психологической подготовкой борцов-дзюдоистов высокой квалификации, позволяющей сформировать у спортсменов состояние психической готовности к старту и обеспечить высокую результативность соревновательной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке тренеров по борьбе в физкультурных вузах и на факультетах повышения квалификации тренеров по спорту (дзюдо).
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на признанные методологические основы и принципы, использованием в исследовании апробированных в практике методов исследования, репрезентативностью выборки контингента испытуемых и полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на педагогических советах и совещаниях с тренерами. Материалы исследования внедрены в следующие спортивные организации г. Красноярска: ДФСК «Локомотив», ДЮСШ №4, а также внедрены как практические рекомендации по обучению студентов на факультете физической культуры и спорта Сибирского федерального университета и на кафедре психологии Сибирского государственного университета физической культуры.
Психологическая характеристика педагогической деятельности
... И. А. Объект данного исследования - педагогическая деятельность. Предмет исследования - психологическая характеристика педагогической деятельности. Цель данной работы - исследование педагогической деятельности и ее психологической характеристики. Для реализации ... аффективным тоном, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении" [24, C. ...
Материалы диссертации опубликованы в 7-ми печатных работах, в том числе в журнале «Психопедагогика в правоохранительных органах», рекомендованном ВАК РФ для публикации научных статей по материалам кандидатских и докторских диссертаций. Основные результаты исследования докладывались: на межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (2005, 2006); на Международной научной конференции Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (2006, 2007); на Всероссийской научно-практической конференции Сибирского федерального университета (2007).
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Предсоревновательная психологическая подготовленность дзюдоистов представляется как целостное многокомпонентное состояние, включающее потребностно-мотивационный, эмоциональный, сенсомоторный и рефлексивный компоненты, мало изменяющееся в естественных условиях при подготовке спортсменов к соревнованию. Ведущее место в составе готовности занимает потребностно-мотивационный компонент, который в большей степени обусловливает успешность соревновательной деятельности.
2.Знание индивидуально-психологических особенностей и состава предсоревновательных факторов, влияющих на конкретного спортсмена, дает возможность разработать индивидуализированные программы психологической подготовки высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию и формировать у них оптимальное предстартовое состояние.
.Методика управления предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов, включающая диагностику предстартовой психологической готовности в процессе непосредственной подготовки к соревнованию и индивидуализированные варианты психологической подготовки дзюдоистов, построенная на основе доминирующего состояния и поведения спортсмена на соревнованиях и результатах текущего контроля готовности к соревнованию, способствует совершенствованию профессионально важных качеств, оптимизации предстартового состояния спортсмена и результативности соревновательной деятельности.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, 18 приложений, списка литературы. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 10 рисунками. Список использованной литературы содержит 214 отечественных и 18 зарубежных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется степень ее изученности, раскрывается методологический аппарат исследования, формулируются цель, объект, предмет научного поиска, выдвигается гипотеза, ставятся задачи исследования, представляются этапы работы. Сформулированы положения, выносимые на защиту, отмечена теоретическая новизна, научная и практическая значимость.
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
... этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности психолога, в процессе которого мною были проведены: - наблюдения и апробирования методики; - диагностика психологической готовности детей к ... процессе деятельности. 6. Подбор психодиагностического инструмента. 7. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе. 8. Подготовка рекомендаций по проведению психокоррекционных мероприятий для ...
В первой главе «Состояние проблемы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям» представлен теоретический анализ специальной литературы, показана степень разработанности рассматриваемой проблемы и намечены пути ее решения.
Рассматривая спортивное соревнование дзюдоистов как процесс соперничества, спортсмен представляется в нем как объект, на который влияют ряд факторов, и как субъект, которому необходимо противостоять им и действовать в соответствии с поставленными задачами. При этом, важным фактором успешности соревновательной деятельности спортсмена выступает его психологическая подготовленность, достигаемая в процессе непосредственной подготовки к соревнованию.
Итогом соревновательной деятельности спортсмена является результативность, представляющая собой соотношение совершаемых действий борца и действий, достигших цели. Результативность соревновательной деятельности, как показывают исследования ряда авторов (А. В. Ивойлов, 1986, В.Э. Мильман, 1982, В.А. Плахтиенко, 1983, А.П. Шумилин, 2003 и др.) определяется в основном психологическими факторами, которыми можно управлять в процессе подготовки спортсмена к соревнованию.
Рассматривая состояния в спортивной деятельности, автор особое внимание уделяет состоянию психической готовности, как интегральной личностной характеристике спортсмена, представленной в работах (А.Ц. Пуни, 1975; А.Д.Ганюшкина, 1993; Ю.Я. Киселева, 1982, 2002, Г.Д. Бабушкина, 2006 и др.).
В предсоревновательной подготовке важным разделом является психодиагностика спортсмена. Предсоревновательную диагностику Ю.Я. Киселев (1982) предлагает проводить в следующие периоды: 1) начало сбора — 7 дней до старта; 2) 7 дней до старта — 3 дня до старта; 3) 3 дня до старта — момент старта. Задача диагностики в первом периоде — определение состава команды. Основное внимание здесь уделяется диагностике психомоторных и сенсорно-перцептивных функций и личностных особенностей (тревожности, эмоциональной устойчивости, надежности).
Анализируется динамика выявляемых характеристик. Основной задачей второго периода является диагностика эмоционального возбуждения и стабилизация регуляторных функций. Полученные результаты позволяют осуществлять профилактику неблагоприятных эмоциональных состояний. Задач третьего периода — контроль и управление эмоционального возбуждения, диагностика и регулирование активности спортсмена с целью сохранения нервно-психической свежести к старту. Наиболее информативными показателями на данном периоде являются: электрокожное сопротивление, самооценка самочувствия, активности настроения и желания соревноваться, теппинг-тест (отношение оптимальной частоты движений к максимальной).
В настоящем исследовании предусматривается диагностика готовности к соревнованию. Для уточнения конкретности предмета исследования (готовности) мы будем в дальнейшем ее называть «психологическая готовность спортсмена к соревнованию». В принципе ее содержание соотносится с содержанием психической готовности по А.Ц. Пуни. Однако имеются некоторые различия.
Психологическая подготовка фигуристов
... соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию. Психологическая подготовка – неотъемлемая часть предсоревновательной подготовки спортсмена. Ею руководит тренер, однако психологическая подготовка требует особого подхода. Фигурист должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему ...
Несколько иной подход к диагностике предстартового психического состояния предлагает В.Ф. Сопов (2005).
Автор рекомендует трехуровневый подход, включающий следующие методы: 1) методы измерения психического уровня состояния (шкала реактивной тревожности), шкала мотивационного состояния В.Ф. Сопова, цветовая методика М. Люшера (аутогенная норма), тест незаконченных предложений; 2) методы измерения энергетического уровня (биопотенциометрия по В.Х. Кирлиан); кожногальваническая реакция, измерение электрокожного сопротивления, квазистационарный потенциал тела, измеряющий мозговую активность, цветовой тест М. Люшера (коэффициент вегетатики по К.Шипош); 3) методы измерения двигательного потенциала (психомоторного уровня состояния) — миокинетическая диагностика Е. Мира-и-Лопес, дозированный теппинг-тест, дозированная динамометрия, дозированная кинематометрия. Для решения задач в нашем исследовании мы ориентируемся на тот комплекс методик, который был бы оперативным и давал бы объективную информацию о предстартовом психическом состоянии спортсмена. Такой комплекс представлен в работе Г.Д. Бабушкина (2006).
В плане создания у спортсменов-дзюдоистов состояния предстартовой психологической готовности и устранения влияния различных факторов на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности, оптимизации функционального состояния во время соревнования и обеспечения успешного выполнения действий мы опираемся на научные положения отечественных физиологов и психологов, изложенные в их трудах (П.К. Анохин, 1975; А.А. Ухтомский, 1952; Е.Ф. Полежаев, 1965; Б.А. Вяткин, 1982; Е.П.Ильин, 1980, 1987, 2000, 2002 и др.).
Процесс управления психологической подготовкой спортсменов рассматривается с позиции теории управления и включает следующие элементы: указание цели управления, установление исходного состояния управляемого объекта, обратная связь, регуляция, коррекция.
Во второй главе «Методы и организация исследования» сформулированы и раскрыты методы исследования и описаны методики для выявления компонентов психологической готовности спортсмена и индивидуально-психологических особенностей личности.
Составляющими компонентами методики контроля предстартовой психологической готовности спортсмена являются:
. Потребностно-мотивационный компонент, «запускающий» активность спортсмена и являющийся ее «движителем». При оперативной диагностике потребностно-мотивационного компонента перед соревнованием выявлялись:
соревновательная мотивация — мотивация достижения успеха;
направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс;
. Рефлексивный компонент является также осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом своей подготовленности, собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости.
Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 4
... к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из ... обучению. Цель работы: изучить основы формирования готовности детей к школьному обучению. Разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе. Задачи работы: Проанализировать психолого ...
Организующая роль выявленных показателей оценки и самооценки зависит от их соответствия реальности. Поэтому, при психодиагностике предстартовой психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения выступления спортсмена на соревнованиях.
Для диагностики рефлексивного компонента выявлялись следующие показатели готовности:
отношение к предстоящему соревнованию. Определяются следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми;
личностная значимость выступления и результатов предстоящих соревнований для спортсмена по методике Е.Г. Бабушкина.
. Эмоциональный компонент предстартовой психологической подготовленности спортсмена проявляется в отношении к предстоящему соревнованию и самому себе в форме переживания. В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благоприятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период подготовки к соревнованию и участию в нем. При диагностике эмоционального компонента предстартовой психической готовности выявлялись физиологические и психологические аспекты эмоций:
тревожность как состояние;
коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера;
способность к психорегуляции с помощью психофункционального теста А.В. Алексеева;
эмоциональное состояние по методике Ю.Я. Киселева.
4. Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психологической подготовленности спортсмена включает показатели сенсорной устойчивости и моторной устойчивости и обусловливает эффективность исполнения движений. При диагностике сенсомоторного компонента определялись:
дозированный теппинг-тест;
точность воспроизведения дифференцированного усилия — 20 кг.
Для решения поставленных задач был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить динамику психологической подготовленности спортсменов к соревнованиям, и формирующий эксперимент, целью которого было управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. В программу формирующего эксперимента была включена разработанная нами методика.
Методики психологической диагностики готовности к школьному обучению лиц с ОВЗ
... часто определяется сформированность у ребенка узкопредметных навыков, а не выявляются психологическая, эмоциональная, нравственно-волевая готовность ребенка к школе. 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья В ... сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется ...
Организация исследования: Настоящее исследование проводилось с 2005 по 2007 гг. в г. Красноярске. На первом этапе проводилось исследование поведения дзюдоистов в различных соревновательных ситуациях, определялись индивидуально-психологические особенности, а также выявлялись факторы, влияющие на состояние и поведение дзюдоистов на этапе подготовки и участии в соревнованиях. В анкетировании приняли участие 50 квалифицированных дзюдоистов. Второй этап исследования предусматривал изучение динамики психологической готовности дзюдоистов на этапе предсоревновательной подготовки и индивидуально-психологических особенностей, в котором приняло участие 18 дзюдоистов г. Красноярска: из них 10 мастеров спорта, 8 кандидатов в мастера спорта. Исследование проходило в период подготовки дзюдоистов к соревнованиям (первенство Красноярского края) в 2005 г. На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям исследование предстартового состояния проводилось четыре раза: 1 — в начале втягивающего микроцикла (в начале этапа); 2 — в конце втягивающего микроцикла; 3 — в конце ударного микроцикла; 4- в конце восстановительного микроцикла (в конце этапа).
Непосредственная подготовка дзюдоистов к соревнованиям на всех этапах проходила, придерживаясь общего плана, применяемого в спортивной борьбе. Педагогический эксперимент проводился на базе спортивных клубов г. Красноярска (ДФСК «Локомотив», СК Красноярского государственного университета) в период с февраля 2006 по март 2007 гг. В эксперименте приняли участие высококвалифицированные спортсмены двух групп: экспериментальная и контрольная в количестве 10 человек в каждой. В течение педагогического эксперимента каждый спортсмен принимал участие в трех соревнованиях регионального и всероссийского уровня.
В третьей главе «Состояние психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям» представлены: результаты наблюдений за дзюдоистами на соревнованиях; состав предсоревновательных и соревновательных факторов, влияющих на состояние и поведение дзюдоистов на соревнованиях; динамика состояния психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе; взаимосвязь компонентов психологической готовности; выраженность индивидуально-психологических особенностей дзюдоистов.
Для выявления особенностей поведения дзюдоистов в различных соревновательных ситуациях было опрошено 40 спортсменов низкой квалификации (первая группа) и 50 дзюдоистов высокой квалификации (вторая группа).
Для опроса была составлена анкета. Анализировалось поведение дзюдоистов в следующих ситуациях: 1) поведение перед поединком с новым соперником; 2) поведение в случае превосходства соперника; 3) реакция на проведенный противником прием; 4) поведение в случае проигрывания по очкам; 5) поведение в конце схватки. В поведении спортсменов различных групп выявлены существенные различия. Для спортсменов первой группы характерно: 1 — повышенное возбуждение, растерянность; 2 — активное сопротивление; 3 — следование выбранной тактике; 4 — проявление неуверенности, нежелания бороться; 5 — уход в защиту, снижение контроля ситуации. Для спортсменов второй группы характерно: 1 — спокойствие, 2 — активное сопротивление, 3 — проявление осторожности, 4 — продолжение схватки, 5 — наращивание темпа (1, 2, 3, 4, 5 — соревновательные ситуации).
Для выявления состава факторов, влияющих на состояние и поведение спортсменов на соревнованиях, был проведен опрос 50 дзюдоистов высокой квалификации г.г. Омска и Красноярска. Выделены две группы факторов — предсоревновательные и соревновательные факторы. К первой группе факторов относятся: сложные отношения с тренером; моральная и эмоциональная поддержка тренера на этапе подготовки к соревнованию; присутствие тренера на тренировках; постановка реально достижимых соревновательных целей; ознакомление с планом тренировок; анализ результатов соревновательной деятельности; информирование о предстоящих соперниках; успешное выступление на предыдущих соревнованиях. Ко второй группе факторов относятся: присутствие тренера на соревнованиях; необъективное судейство; информирование спортсменов о ходе соревновательной борьбы; неудачное выступление на предыдущем соревновании; проведение соревнований в родном городе, материальное стимулирование.
Исследование динамики психологической подготовленности дзюдоистов (18 спортсменов высокой квалификации) осуществлялось по методике Г.Д. Бабушкина и В.Н. Смоленцевой (2005), рассмотренной во второй главе. Психологическая подготовленность определялась: 1) в начале этапа непосредственной подготовки к соревнованию; 2) после втягивающего микроцикла; 3) после ударного микроцикла; 4) после восстановительного микроцикла за день до соревнования.
Состояние психологической готовности дзюдоистов в целом (включая все компоненты) составило: на начало этапа подготовки к соревнованию — 30,6 балла; после первого микроцикла (втягивающего) — 30,5 балла; после второго микроцикла (ударного) — 29,6 балла; после третьего микроцикла (восстановительного) — 29,5 балла. Исходя из того, что высокий уровень психологической готовности к соревнованию находится в пределах 32-42 балла, можно говорить, что уровень психологической готовности наблюдаемых дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию находится на среднем уровне. При этом значительная часть спортсменов (75 %) имеет средний уровень готовности к соревнованию. Говоря о динамике состояния готовности к соревнованию, следует отметить незначительное ее снижение после ударного микроцикла. Детальный анализ состояния готовности позволяет выявить динамику каждого компонента психологической готовности спортсмена.
Рассмотрим динамику составных компонентов психологической готовности дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию (таблица 1).
Выраженность потребностно-мотивационного компонента составляет вначале этапа подготовки к соревнованию 6,3, в заключение 6,7 балла. Достоверность его повышения не наблюдается. Существенные изменения выявлены в эмоциональном компоненте. После втягивающего микроцикла наблюдалось улучшение состояния, после ударного микроцикла отмечалось значительное (Р < 0,05) ухудшение эмоционального состояния, что сопряжено, по-видимому, с высокими нагрузками и не довосстановлением. К окончанию этапа подготовки к соревнованию (после восстановительного микроцикла) эмоциональный компонент существенно улучшается, достигая границ высокого уровня — 9,4 балла из 12 возможных. Рефлексивный компонент в процессе подготовки к соревнованию постепенно повышался с 9,6 до 10.5 баллов (P < 0,05).
Однако уровень его характеризуется как средний (максимальное значение 15 баллов).
Сенсомоторный (двигательный) компонент на протяжении всего этапа подготовки фактически не изменяется, и находится на высоком уровне — 5,5-5,7 баллов (максимальное значение 6 баллов).
дзюдоист соревнование психологический подготовка
Таблица 1 Динамика состояния психологической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе (х±m), баллы
Компоненты готовностиЭтапы обследованияР между 1 и 4В начале этапаПосле втягивающего микроциклаПосле ударного микроциклаПосле восстановительного микроциклаМотивационный Эмоциональный Рефлексивный Сенсомоторный6,3 ± 0,2 7,21± 0,21 9,6 ± 0,32 5,5 ± 0,146,4 ±0,2 9,0 ±0,32* 10,2± 0,34 5,7± 0,126,6± 0,23 8,3± 0,25* 10,1± 0,35 5,6 ±0,126,7± 0,24 9,4± 0,25* 10,5± 0,3* 5,7± 0,11>0,05 <0,05 <0,05 >0,05Примечание: * — достоверность различий при Р < 0,05
Следующей задачей исследования было выявление взаимосвязи состояния психической готовности дзюдоистов и результативности соревновательной деятельности. Для этого были вычислены коэффициенты корреляции между результативностью соревновательной деятельности и состоянием психической готовности дзюдоистов в конце этапа подготовки к соревнованию. Вычисленные коэффициенты составили:
с готовностью ( в целом) к соревнованию r = 0,58, Р < 0,05;
с потребностно-мотивационным компонентом r = 0,78, Р < 0,01;
с эмоциональным компонентом r = 0,49, Р < 0,05;
с рефлексивным компонентом r = 0,56, Р < 0,05;
с сенсомоторным (двигательным) r = 0,48, Р < 0,05.
На основе полученных коэффициентов корреляции можно говорить о высокой значимости состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию в результативности соревновательной деятельности. Из составных компонентов готовности наибольшее значение имеет потребностно-мотивационный компонент, включающий: преобладание соревновательной мотивации над тренировочной; мотивацию достижения успеха; стремление к достижению высоких результатов. Отсюда становится ясным о преобладающем значении потребностно-мотивационного компонента в результативности соревновательной деятельности дзюдоистов и необходимости доведения его составных компонентов в процессе подготовки к соревнованию до высокого уровня.
Для теории спортивной тренировки имеет существенное значение характер взаимосвязи структурных компонентов психологической готовности спортсменов в процессе подготовки к соревнованию. Для этого был проведен корреляционный анализ, позволивший выявить коэффициенты ранговой корреляции. В таблице 2 представлен характер взаимосвязи структурных компонентов психологической готовности дзюдоистов к соревнованию. Все компоненты между собой взаимосвязаны, что указывает на целостность состояния психологической готовности, правильность выбранных структурных компонентов этого состояния и адекватность методик для диагностики структурных компонентов готовности спортсменов к соревнованию.
Таблица 2 Взаимосвязь структурных компонентов психической готовности дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию
Структурные компоненты готовностиЭмоциональныйСенсомоторный (двигательный)РефлексивныйПотребностно-мотивационный0,55*0,58*0,65**Эмоциональный0,75**0,59*Сенсомоторный (двигательный)0,45* Достоверность коэффициента при Р < 0,05,
** Достоверность коэффициента корреляции при Р < 0,01.
Наибольшая сила взаимосвязи (на уровне значимости Р < 0,01) выявлена между эмоциональным и сенсомоторным (двигательным) компонентами, (r = 0,75), а также между потребностно-мотивационным и рефлексивным компонентами (r = 0,65).
Слабая взаимосвязь выявлена между рефлексивным и сенсомоторным компонентами.
По результатам исследования нами разработаны шкалы психологической готовности дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию в целом и по каждому компоненту готовности, которые могут служить ориентиром при управлении психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованию.
В четвертой главе «Методика управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованиям и ее экспериментальное обоснование» представлено содержание методики и результаты ее экспериментальной проверки.
Проведение констатирующего эксперимента и анализ специальной литературы позволили нам разработать методику управления психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованию на основе текущего контроля состояния психологической готовности спортсменов. Предпосылкой к организации управления психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованию считается динамика состояния психологической готовности в процессе предсоревновательной подготовки. На основе ее изменения, выявленного при текущем контроле, и строится процесс управления психологической подготовкой дзюдоистов.
Модель управления психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованиям:
Блок 1 — первичный контроль психологической подготовленности проводится в начале предсоревновательного этапа и предусматривает выявление сформированности составных компонентов (потребностно-мотивационного, рефлексивного, сенсомоторного, эмоционального) по их составляющим элементам с целью выявления отклонений реальной готовности спортсмена от нормативной и организации индивидуализированной психологической подготовки спортсменов.
Блок 2 -полученная информация первичного контроля соотносится с нормативными индивидуальными критериями психологической подготовленности спортсменов, выявленными на основе предварительных исследований, на которые следует ориентироваться в процессе психологической подготовки к соревнованию. Благодаря этому выявляются конкретные дефекты (упущения, недостатки) в психологической подготовленности каждого спортсмена, и на основе этого определяется стратегия их устранения в процессе непосредственной психологической подготовки дзюдоистов к соревнованию.
Блок 3 — регуляция (коррекция) психологической подготовленности на основе сравнения выявленных показателей подготовленности с нормативными критериями с целью приведения всех показателей к нормативным критериям. Данный блок выполняет функцию практического использования полученных данных первичного и промежуточного контроля. Он включает комплекс средств, методов психолого-педагогического воздействия на спортсмена с целью оптимизации его подготовленности, состояния, поведения, предстоящей соревновательной деятельности.
Блок 4 — промежуточный контроль психологической подготовленности осуществляется после втягивающего, ударного и восстановительного микроциклов. Полученные данные соотносятся с нормативными критериями подготовленности, и на основе полученных результатов осуществляется коррекция конкретных составных компонентов психологической подготовленности у каждого спортсмена. Включается в работу третий блок — регуляция (коррекция) выявленных недостатков психологической подготовленности спортсмена к соревнованию.
Блок 5 — заключительный контроль (перед соревнованием) психологической подготовленности предусматривает выявление сформированности каждого составного компонента подготовленности, а также их составляющих. Находится интегральная оценка психологической подготовленности к соревнованию каждого спортсмена. На основе полученных результатов делается заключение о постановке соревновательных целей перед каждым спортсменом, и возможности участия в соревновании.
Работа ведется по каждому компоненту готовности. Диагностика сформированности психологической готовности проводится: 1) в начале этапа подготовки; 2) после втягивающего микроцикла; 3) после ударного микроцикла; 4) после восстановительного микроцикла.
При выявлении недостаточной сформированности потребностно- мотивационного компонента работа со спортсменами осуществляется по следующим направлениям: 1) анализ выступлений дзюдоистов на предыдущих соревнованиях с поиском причин успехов и неудач (на прошедших соревнованиях) и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений; 2) совершенствование у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности; 3) формирование у спортсменов адекватной самооценки своей психологической подготовленности и планирование на основе этого соревновательных целей; 4) ориентация на повышение у спортсменов соревновательной мотивации; 5) актуализация у дзюдоистов мотивации на достижение успеха; 6) создание положительного эмоционального фона на занятиях; 7) обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами; 8) удовлетворение актуальных потребностей спортсменов.
Для повышения сформированности рефлексивного компонента работа осуществляется по следующим направлениям: 1) планирование соревновательных целей в соответствии со своей подготовленностью; 2) информирование о подготовленности предполагаемых соперников; 3) выявление причин ослабления желания выступать в соревновании и путей их устранения; 4) выявление личной значимости предстоящего выступления и ее повышение.
При выявлении отклонений в эмоциональном компоненте готовности спортсменов проводится работа по следующим направлениям: 1) снятие повышенной тревожности; 2) пересмотр характера и объема тренировочных нагрузок; 3) развитие умений психической саморегуляции; 4) медицинское обследование; пересмотр соревновательных целей совместно со спортсменом; 5) анализ подготовленности будущих соперников; 6) восстановительные мероприятия (массаж, сауна, психорегулирующая тренировка, плавание в бассейне и др.).
При выявлении отклонений в сенсомоторном (двигательном) компоненте готовности проводится следующая работа: пересмотр содержания и объема тренировочных нагрузок; 2) восстановительные процедуры; 3) обучение различению темпа движений и усилий; массаж в сочетании с психорегулирующей тренировкой.
Разработанная методика управления психологической подготовкой дзюдоистов была апробирована в условиях педагогического эксперимента. В эксперименте приняло участие две группы высококвалифицированных дзюдоистов г. Красноярска: контрольная и экспериментальная по 10 человек в каждой группе. Спортсмены выступали в трех соревнованиях.
В экспериментальной группе динамика потребностно-мотивационного компонента имеет позитивный характер: все пять составляющих изменяются в сторону улучшения. Так, направленность спортивной мотивации на соревнование на втором и третьем соревновательных этапах постепенно повышалась (Р < 0,05).
Наблюдается также ее повышение и от одного соревновательного этапа к другому. Несколько иной характер носит динамика направленности спортивной мотивации на тренировочную деятельность. Так, если на первом предсоревновательном этапе наблюдалось ее снижение (Р < 0,05), то на втором и третьем предсоревновательных этапах она стабилизировалась, что свидетельствует о повышении значимости для спортсменов тренировочных занятий на этапе подготовки к соревнованию. Соотношение мотивации достижения успеха и избегания неудачи носило позитивный характер, заключающийся в достоверном повышении мотивации достижения успеха, как на одном предсоревновательном этапе, так и в процессе всего педагогического эксперимента. При этом, если на первом предсоревновательном этапе не наблюдалось достоверного снижения мотивации избегания неудачи, то на втором и третьем предсоревновательных этапах наблюдалось существенное ее снижение, что считается положительным моментом в работе со спортсменами, ориентированными на избегание неудачи.
Стремление спортсмена к достижению высоких результатов в предстоящем соревновании обусловлено осознанием своей подготовленности и сравнением ее с предстоящими соперниками. Поэтому, исходное значение этого показателя на каждом предсоревновательном этапе имеет неодинаковое значение. От этого же зависит и его динамика в процессе предсоревновательной подготовки. Так, на первом и втором предсоревновательных этапах наблюдалось повышение стремления к достижению высоких результатов, а на третьем предсоревновательном этапе наблюдалась его стабилизация.
Таким образом, при управлении психологической подготовкой дзюдоистов, основанном на результатах текущего контроля состояния психологической готовности к соревнованию, в структуре спортивной мотивации происходят существенные изменения позитивного характера.
В контрольной группе произошли незначительные изменения в структуре спортивной мотивации. Наблюдалось снижение (Р < 0,05) направленности мотивации на тренировочный процесс, как при подготовке к одному соревнованию, так и в процессе всего педагогического эксперимента. Наблюдалось повышение мотивации на достижение успеха и снижение на избегание неудачи (Р < 0,05).
Стремление к достижению высоких спортивных результатов не имело достоверных изменений.
Эмоциональное состояние (по методике Ю.Я. Киселева) на всех трех предсоревновательных этапах имеет тенденцию повышения (Р < 0,05) от среднего уровня (61-79 баллов) до высокого (80-90 баллов), что положительно сказывается на отношении к тренировочным занятиям к предстоящему выступлению на соревновании.
Ситуативная тревожность, отражающая эмоциональное состояние спортсмена, не претерпевает существенных изменений на первых двух предсоревновательных этапах и находится в пределах оптимальных значений в зоне 30-45 баллов.
На третьем предсоревновательном этапе вначале подготовки ситуативная тревожность имела высокую степень выраженности, что не желательно для предстоящего выступления. В результате работы со спортсменами она снизилась после втягивающего микроцикла и достигла оптимального значения (41,1 балла).
Выявление коэффициента вегетатики, характеризующего состояние вегетативного тонуса, показало отклонение его от оптимального значения (0,9-1,5 балла).
Если вначале предсоревновательного этапа и после ударного микроцикла значения коэффициента были близки к верхнему его показателю и свидетельствовали о затруднениях в переносимости нагрузок, то после коррекции тренировочных нагрузок и после восстановительного микроцикла значения коэффициента вегетатики находились в оптимальных пределах. Такая тенденция была характерна для всех трех предсоревновательных этапов.
Способность к саморегуляции оказалась трудно поддающейся к развитию в столь короткое время (три недели).
Выявлен низкий исходный (вначале этапа) уровень ее развития на всех трех предсоревновательных этапах. Работа по развитию умений психорегуляции на первых двух предсоревновательных этапах, проводимая по методике В.Н. Смоленцевой (2003), не позволила достичь высокого уровня их сформированности. На втором этапе было зафиксировано достоверное (Р < 0,05) формирование умений психорегуляции, но не достигших даже среднего уровня их развития. На третьем предсоревновательном этапе отмечены были более высокие темпы их формирования с 62,3 балла до 75,6 балла (средний уровень развития).
При анализе формирования умений психорегуляции от первого соревнования до третьего отмечено постепенное повышение уровня сформированности умений психорегуляции.
В контрольной группе в эмоциональном компоненте произошли следующие изменения. Характер эмоционального состояния на протяжении педагогического эксперимента фактически не изменяется и находится на среднем уровне за исключением восстановительного микроцикла, в конце которого наблюдалось снижение ситуативной тревожности.
Тест М. Люшера, фиксирующий состояние вегетативного тонуса, показывает влияние тренировочных нагрузок на организм спортсменов. Так, после втягивающего микроцикла наблюдается понижение коэффициента вегетатики до оптимальных значений на всех трех предсоревновательных этапах. После восстановительного микроцикла к началу соревнований сохраняется оптимальное значение вегетатики.
Регистрация сформированности умений психорегуляции по методике А.В. Алексеева свидетельствует об их стабилизации на выявленном в начале этапа уровне. При отсутствии специальной работы по формированию умений психорегуляции они остаются на прежнем уровне сформированности на протяжении всего педагогического эксперимента.
Анализ динамики сенсомоторного компонента психологической готовности дзюдоистов к соревнованиям показал следующее. В экспериментальной группе в процессе подготовки к каждому соревнованию наблюдалось достоверное повышение регистрируемых показателей — дозированного теппинг-теста (Р<0,01), характеризующего контроль движений и воспроизведения заданного усилия (Р<0,05), характеризующего чувство усилия. Следует также отметить следующее. Способность к контролю движений (по теппинг-тесту) и воспроизведению усилия не развивалась от одного соревнования к другому. В контрольной группе наблюдалось достоверное изменение только в дозированном теппинг-тесте в процессе подготовки ко второму и третьему соревнованиям.
Анализ динамики рефлексивного компонента психологической готовности дзюдоистов к соревнованиям показал следующее В экспериментальной группе в процессе предсоревновательной подготовки ко всем трем соревнованиям наблюдались достоверные позитивные изменения уверенности в своих силах (Р < 0,05), желания участвовать в соревнованиях (Р < 0,05), субъективная оценка подготовленности спортсмена другими (Р < 0,05).
Такая составляющая рефлексивного компонента, как личная значимость выступления на предстоящем соревновании в процессе подготовки к конкретному соревнованию фактически оставалась неизменной и имела среднюю степень выраженности в пределах (61-80 баллов).
Однако в процессе эксперимента выявились достоверные различия в личной значимости выступления на конкретном соревновании. То или иное соревнование имеет определенную значимость для спортсмена в зависимости от тех целей, которые он ставит. Это положение имеет существенное значение для тренера при подготовке конкретного спортсмена к соревнованию. Вполне возможно расхождение тренера и спортсмена в значимости выступления его на соревновании. Такое расхождение недопустимо.
В контрольной группе динамика рефлексивного компонента в процессе предсоревновательной подготовки не изменялась.
Таким образом, проведение педагогического эксперимента (трехкратного) по управлению психологической подготовкой дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям на основе результатов текущего контроля показало возможность оптимизации предстартового состояния каждого спортсмена (таблица 3), что способствует более успешному выступлению на соревнованиях. Если до педагогического эксперимента результативность соревновательной деятельности дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп не различалась и составляла соответственно 0,34 и 0,36, после эксперимента она составила соответственно 0,37 и 0,53.
Таблица 3 Динамика состояния психологической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе (х ± m), баллы
ВЫВОДЫ
. Несмотря на достигнутые успехи в мировой и отечественной спортивной науке в области теории спортивной тренировки, в ряде видов спорта, в том числе и в дзюдо, отсутствуют научно-методические разработки, позволяющие тренерам осуществлять научно-обоснованную индивидуализированную психологическую подготовку спортсменов к соревнованию, результатом которой было бы созданное у спортсмена оптимальное боевое состояние.
. Недостаточностью современных теоретических представлений о подготовке высококвалифицированных спортсменов к соревнованию является слишком жесткая детерминация содержания подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе, его ориентированность на рост объемов и интенсивности тренирующих воздействий и недостаточная ориентация на результаты текущего контроля предстартовой психологической готовности, обеспечивающей результативность соревновательной деятельности.
. Существующая практика подготовки дзюдоистов высокой квалификации к соревнованиям нуждается в интеграции современных положений теории и методики спортивной тренировки и спортивной психологии в части усиления индивидуализированности педагогических воздействий на психологическую подготовленность спортсменов. Индивидуализированность педагогических воздействий на психологическую подготовленность дзюдоистов к соревнованиям достигается выявлением сформированности составляющих компонентов психологической готовности и разработкой индивидуализированных программ управления психологической подготовкой спортсменов и их внедрения в процесс предсоревновательной подготовки.
. Состояние психологической подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию находится на грани среднего и высокого уровня готовности и колеблется в пределах 29,5-30,6 балла. При этом большая часть спортсменов (75 %) имеет средний уровень готовности. Выявлена достоверная связь психологической готовности дзюдоистов к соревнованию с результативностью соревновательной деятельности (r = 0,58), Р < 0,05. Наиболее сильная связь выявлена между результативностью соревновательной деятельности и потребностно-мотивационным компонентом готовности (r = 0,78).
. Состояние психологической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе фактически не изменяется и остается на протяжении всего этапа подготовки на среднем уровне. На состояние готовности дзюдоистов к соревнованиям оказывают влияние следующие факторы: поддержка тренера на соревновании; конкретная постановка цели и задач участия в соревновании; систематический анализ соревновательных результатов.
. Разработана и экспериментально обоснована методика управления психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованию, основанная на результатах текущего контроля состояния психологической подготовленности спортсменов в процессе подготовки к соревнованию. Внедрение методики в процессе подготовки дзюдоистов к соревнованиям позволило добиться значительного повышения уровня психологической подготовленности-со среднего (31,2 балла) до высокого (40,5 балла).
Это способствовало повышению коэффициента результативности соревновательной деятельности дзюдоистов с 0,36 до 0,53.
. Разработаны индивидуализированные программы управления предсоревновательной психологической подготовкой дзюдоистов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности и характера доминирующего типичного поведения спортсмена на соревнованиях. Внедрение индивидуализированных программ психологической подготовки дзюдоистов в процесс непосредственной подготовки к соревнованиям способствует созданию состояния предстартовой психологической готовности спортсмена и повышению результативности соревновательной деятельности.
. Экспериментально обоснована методическая база исследования состояния предстартовой психологической подготовленности дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, включающая методики диагностики следующих компонентов: потребностно-мотивационного, рефлексивного, эмоционального, сенсомоторного (двигательного).
. Разработаны шкалы оценки психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации, позволяющие определить степень готовности — неготовности спортсмена к соревнованию. Проверка шкал в условиях педагогического эксперимента позволяет говорить об их надежности, прогностичности, информативности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенные констатирующий и педагогический эксперименты по исследованию и формированию психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации позволяют рекомендовать тренерам следующее.
. Выявить индивидуально-психологические особенности дзюдоистов, характер поведения их на соревнованиях, доминирующее предстартовое состояние и факторы, обусловливающие состояние готовности к соревнованию. На этой основе разрабатывать индивидуализированные варианты психологической подготовки спортсмена к соревнованию.
. Для управления психологической подготовкой спортсменов к соревнованию необходимо выявить оптимальные значения этого состояния у каждого конкретного спортсмена. Для этого необходимо выявить состояние психологической готовности спортсмена в течение трех-пяти соревнований и сравнить с результатами участия в соревнованиях.
. При выявлении состояния психологической готовности дзюдоистов к соревнованию следует выявлять готовность в целом, а также по следующим компонентам: потребностно-мотивационному; эмоциональному; сенсомоторному, рефлексивному. Методики их диагностики представлены в диссертации.
. Выявление состояния психологической подготовленности дзюдоистов к соревнованию необходимо проводить на следующих этапах предсоревновательной подготовки: 1) в начале этапа подготовки; 2) после втягивающего микроцикла; 3) после ударного микроцикла; 4) после восстановительного микроцикла за день до соревнования. Полученные результаты используются для коррекции состояния психологической готовности.
. Формирование потребностно-мотивационного компонента готовности осуществляется по следующим направлениям: анализ выступлений спортсменов на соревнованиях; совершенствование результативности как качества; формирование адекватной самооценки; повышение соревновательной мотивации; актуализация мотивации достижения успеха; удовлетворение актуальных потребностей спортсменов.
. Формирование рефлексивного компонента готовности осуществляется по следующим направлениям: адекватное планирование соревновательных целей; сбалансирование притязаний с возможностями спортсмена; информирование спортсменов о подготовленности предстоящих соперников; создание уверенности в своих силах; активизация личностной значимости предстоящего выступления на соревновании.
. Формирование эмоционального компонента психологической подготовленности предусматривает выполнение следующей работы: выявление причин повышенной тревожности; обеспечение спортсмена необходимой информацией перед соревнованием; формирование адекватной самооценки своей подготовленности; снижение уровня эмоционального возбуждения или его повышение в зависимости от выявленного уровня; развитие навыков психической саморегуляции; коррекция тренировочных нагрузок в зависимости от состояния спортсмена; обеспечение восстановления работоспособности после тренировок.
. При выявлении низких показателей в двигательном (сенсомоторном) компоненте рекомендуется: при снижении коэффициента, отражающего различительную способность восприятия темпа (менее 0,45) необходимо пересмотреть содержание и объем тренировочных нагрузок; использовать восстановительные процедуры (массаж, психорегулирующая тренировка, сауна, бассейн и др.).
При повышении данного коэффициента необходимо различению темпа движений и воспроизведения усилий. Полезно использование психорегулирующей тренировки в сочетании с массажем.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1.Чикуров А.И. Динамика психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе / А.И. Чикуров, А.П. Шумилин // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2006. — № 3. — С. 136-139.
2.Чикуров А.И. Мотивационный аспект психологической подготовки дзюдоистов к соревнованиям / А.И. Чикуров, А.П. Шумилин: материалы междунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». — М.: РГУФК, 2006. — С. 319-321.
.Чикуров А.И. Факторы, влияющие на состояние и поведение высококвалифицированных дзюдоистов на этапе подготовки и участия в соревновании / А.И. Чикуров, А.П. Шумилин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых. — Омск: СибГУФК, 2006. — С. 103-104.
.Чикуров А. И. Концептуальные положения управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованиям / А.И. Чикуров // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых. Омск: СибГУФК, 2006. — С. 99-102.
.Чикуров А.И. Психологическое сопровождение предсоревновательной подготовки дзюдоистов высокой квалификации / А.И. Чикуров: материалы международной науч. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» — М.: РГУФК, 2007. — С. 147-148.
.Чикуров А.И.. Характеристика психологической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле / А.П. Шумилин, А.И. Чикуров: материалы международной науч. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» — М.: РГУФК, 2007. — С. 158-159.
.Чикуров А.И. Управление психологической подготовкой дзюдоистов к соревнованиям на основе контроля состояния психологической подготовленности спортсменов/А.И. Чикуров, А.П. Шумилин//Физическая культура и спорт в системе образования: сборник материалов Всероссийской научно-практ. конф. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. — С. 119-121.