Оглавление
Обозначения и сокращения………………………………………………………………..
Введение……………………………………………………………………………………………
1. Теоретико-методологические основы психологической подготовки курсантов к профессиональной деятельности………………………………………………………………………………………………………
1.1 Разработка проблемы психологической подготовки к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе…………………
1.2 Психологический анализ деятельности офицера-пограничника……
1.3 Психологическая подготовка как компонент профессионального становления будущего офицера…………………………………………………………..
Глава 2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………………………………………
Система угроз безопасности личности, обществу и государству в погра-ничной сфере и необходимость противостояния им, обусловили необходимость подготовки и проведения политических, военных, экономических и иных мер. Обеспечение безопасности в пограничной сфере в современных условиях требует от всего личного состава частей и соединений, и в первую очередь от офицерского корпуса высокой психологической готовности, развития преимущественно качественных параметров Пограничной службы КНБ Республики Казахстан. Среди приоритетных направлений в работе с ними одно из ведущих мест занимает психологическая подготовка молодых офицеров к профессиональной деятельности, формирование у них тех личностных психологических структур, которыми определяется высококачественное, заинтересованное отношение к своим служебным обязанностям.
Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...
... подготовки профессиональных психологов [1]. Участие в реализации социально-психологических проектов часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности ...
Весьма актуальной в этой связи выступает научная задача создания педагогических условий повышения эффективности психологической подготовки в целях формирования психологической готовности у курсантов высших военных заведений на этапе овладения профессией офицера.
Трудности, которые приходится преодолевать молодым офицерам-пограничникам в современных условиях , обусловлены как объективными, так и субъективными предпосылками.
К объективным предпосылкам можно отнести то, что в сложившейся сис-теме внешних и внутренних, реальных и потенциально действующих угроз безопасности личности, обществу и государству на государственной границе и приграничных территориях подразделения Пограничной службы КНБ Республики Казахстан выполняют поставленные задачи по обеспечению пограничной безопасности, нерушимости государственной границы и территориальной целостности нашего государства. Выпускники встретятся с реальными угрозами интересам пограничной безопасности , которые не снижаются, а по отдельным параметрам нарастают. Особенно напряженной военно-политическая и оперативная обстановка остается на участке регионального управления Здесь определяющими факторами по-прежнему будут являться: продолжение внутри афганского противостояния; активизация деятельности исламских экстремистских организаций на территории Таджикистана, Узбе-кистана и Киргизии, недостаточная защищенность внутренних границ между государствами Центрально-азиатского региона.
На других участках государственной границы подразделения ведут непрерывную борьбу с незаконной миграцией, контрабандной, иной противоправной деятельностью, противостоят увеличению масштабов браконьерства, охраняют морские биоресурсы Республики Казахстан.
К субъективным же причинам можно отнести низкий уровень психологической готовности офицеров к исполнению своих профессиональных обязанностей. Это объясняется тем, что ныне в условиях коренных изменений в общественной жизни и пограничной службе происходят серьезные трансформации в психике, сознании офицеров, особенно у тех из них, которые находятся на одном из самых сложных этапов своей служебной карьеры — этапе адаптации и профессионального ста-новления.
На служебной деятельности молодых офицеров-пограничников сказыва-ется недостаточная материальная обеспеченность и социальная защищенность, отсутствие уверенности в жизненной и профессиональной перспективности.
После окончания института в жизни и деятельности молодого офицера-пограничника происходят коренные перемены, связанные с изменением его социального статуса: из объекта воздействия молодой человек превращается в субъект военно-профессиональной деятельности; качественно изменяются и увеличиваются психофизические нагрузки.
Все это оказывает отрицательное влияние на сознание, самосознание, внутреннюю позицию, систему ценностей современных молодых офицеров-пограничников. Определенная часть молодых офицеров стремиться уволиться из рядов Пограничной службы .
Именно поэтому в сложившихся условиях проблема осуществления психологической подготовки курсантов на высоком уровне в целях формирования психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности все более привлекает внимание командиров и преподавателей, однако, в полной мере решить эту проблему до сих пор не удалось.
Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки ...
... сотрудников органов внутренних дел - весьма перспективного направления профессионально-психологической подготовки. 1. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток ...
Актуальность исследования психологической подготовки курсантов к профессиональной деятельности обусловлена рядом факторов:
? во-первых, усугублением противоречий между возрастающими требованиями к офицерам-пограничникам в условиях модернизации Пограничной службы и уровнем подготовленности выпускников к военно-профессиональной деятельности;
? во-вторых, снижением интереса к военной службе вообще и к пограничной в частности, когда учеба в военно-учебном заведении для мно-гих курсантов является лишь средством уклонения от военной службы;
? в-третьих, низким уровнем психологической готовности офицеров-вы-пускников к предстоящей профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности психологической подготовки курсантов военного вуза.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности профессиональной деятельности офицера-пограничника с учетом специфики пограничной службы.
2. Обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования психологической готовности к будущей деятельности в процессе психологической подготовки.
3. Разработать теоретическую модель психологической подготовки будущего офицера-пограничника к управленческой деятельности.
4. Опираясь на результаты исследования, разработать практические рекомендации по совершенствованию психологической подготовки курсантов в процессе занятий по тактической подготовки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия повышающие эффективность психологической подготовки курсантов; разработана и теоретически обоснована модель психологической подготовки будущего офицера-пограничника к профессионально-управленческой деятельности; разработаны практические рекомендации по совершенствованию психологической подготовки курсантов на занятиях по тактической подготовке.
Объект исследования: процесс психологической подготовки курсантов-пограничников в условиях вуза.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие повышению эффективности психологической подготовки курсантов военного вуза.
Гипотеза исследования основана на предположении, что психологическая подготовка курсантов военного вуза может быть более успешной, если:
1. Значимость психологической подготовки для будущей профессиональной деятельности будет положительно-мотивирована, осознанна курсантами в качестве составной части.
2. Будут выработаны определенные педагогические условия, повышающие эффективность психологической подготовки курсантов.
В процессе решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям:
— теоретические: анализ документов и публикаций по проблеме исследования, их обобщение и систематизация, моделирование;
— эмпирические: констатирующий эксперимент; опрос офицеров и курсантов (беседы, анкетирование, экспертный опрос); наблюдение за курсантами в процессе исследования; формирующий эксперимент; анализ результатов деятельности.
Психологическая подготовка спасателей
... Профессиональная деятельность спасателей во многом зависит от качественного обучения на первоначальном этапе своего становления. Важную роль в обеспечении психологической безопасности спасателей играет их психологическая подготовка, которая является составной частью профессиональной подготовки. ...
Теоретическими основами исследования явились: исследования, связанные с разработкой системного подхода в психологии (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов [18], Н.В. Кузьмина [19], Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков [20]); общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев [21], С. Л. Рубинштейн [22]); социально-психологическая концепция целостного развития личности в зрелом возрасте (Б.Г. Ананьев [23], А.А. Деркач, А.А. Исаев [24]); теория профессиональной направленности личности (П.Р. Атутов, Е.А, Климов [25], Н.В. Кузьмина [19, с. 35]); концепция личностно-деятельностного подхода (А.В, Барабанщиков [26], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [27], С.И. Съедин, Р.А. Абдурахманов [28]).
База исследования. Теоретико-экспериментальная работа осуществлялась на базе Военного института .
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На различных этапах опытно-экспериментальной работы исследованием было охвачено 100 человек (50 курсантов 3 курса, 50офицер КППКОС).
Первый этап – поисково-теоретический. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования были определены его параметры, структура, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
Второй этап – на втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, методы и методики исследова-ния, изучались различные аспекты проблемы. В процессе опытно-экспериментальной работы были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, посредством которых выявлены и проверены педагогические условия повышения эффективности психологической подготовки, проанализирована эффективность различных путей повышения эффективности психологической подготовки, разработана модель психологической подготовки будущего офицера-пограничника к про-фессиональной деятельности.
Третий этап – обобщающий. На данном этапе осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, проводились уточнение и корректировка теоретических и экспериментальных данных, обрабатывались материалы исследования, обобщались результаты эксперимента, разрабатывались практические рекомендации по совершенствованию психологической подготовки курсантов на занятиях по тактической подготовке и формулировались выводы.
Положения, выносимые на защиту:
1.Психологическая подготовка будущего офицера-пограничника к профессиональной деятельности имеет свои психологические особенности и выступает в качестве составной части общей профессиональной подготовки, осуществляемой в рамках вузовского обучения.
2. Необходимый для будущей профессиональной деятельности уровень
психологической готовности курсантов возможно сформировать с помощью
психологической подготовки, эффективно функционирующей, благодаря системе педагогических условий.
3. Теоретическая модель психологической подготовки будущего офицера-пограничника к профессиональной деятельности.
4. Практические рекомендации по совершенствованию психологической подготовки в процессе занятий по тактической подготовке.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основы психологической подготовки сотрудников УИС к действиям ...
... психологическую подготовку, то есть подготовку вообще (формирование и поддержание психологической подготовленности личного состава в полном объеме) и специальную психологическую подготовку (формирование высокой профессиональной ... реальности/реалистичности (максимальное соответствие осуществляемой психологической подготовки условиям предстоящей деятельности сотрудников); 3) принцип эффективности ( ...
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, рабочая гипотеза, задачи и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделяются положения, выносимые на защиту.
В первом разделе «Теоретико-методологические основы психологической подготовки курсантов ВИ КНБ РК к профессиональной деятельности» анализируется состояние проблемы психологической подготовки к профессиональной деятельности, проведен психологический анализ профессиональной деятельности офицера-пограничника, психологическая подготовка рассматривается как составляющая целостного педагогического процесса.
Во втором разделе «Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы» проведено исследование актуального уровня психологической подготовки курсантов Военного института , предлагается модель психологической подготовки будущих офицеров-пограничников и рекомендации по совершенствованию психологической подготовки в процессе занятий по тактической подготовке.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования, даются рекомендации по конкретному использованию результатов, определены значение диссертационной работы и некоторые перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
………….
Список использованной литературы
6. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. — Алматы: ?ылым, 1998. -320 с.
7. Кенжебеков Б. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста, Высшая школа Казахстана, № 2, 2002г. – 27 с.
8. Бекжанов М.М. Способность к управленческому мышлению начальника пограничной заставы и их формирование у курсантов высших военно-учебных заведений. автореф. … канд. психол. наук: 20.01.06. Алматы: ВИ КНБ Республики Казахстан, 2002. – 30 с.
9. Генов Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1967, — 247 с.
10. Козлов Е. Г. Психологический анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. — М., 1968. -21 с.
11. Нерсесян Л. С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1966. — 28 с.
12. Новиков Б. И, Экспериментальное исследование состояния психологической готовности футболистов к соревнованию: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1969. — 23 с.
13. Филатова-Шуева М. М. Готовность к экстремальным действиям в трудовой деятельности операторов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1969 -27c.
14. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
15. Никитин В.Н. Высшее профессиональное. Социальная защита. — 1999. -№3.-с.7-9.
16. Тимофеев С.В. «К вопросу о психологической подготовке врачей в процессе обучения». М.: Юнимед, 1993 г. – 65 с.
17. Захаров А.Д. Формирование состояния психологической готовности лыжника-гонщика к соревнованиям: Автореф. канд. дис.канд. пед. Наук, М., 1970, — 20 с.
Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.
... контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности //Мир психологии. - №3. – 2006. – С.59. 11. Цветков С.А. Психология отношений: вопросы, проблемы, подходы //Психологический журнал. – Т.23. – 2002. - ... Л.И. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя //Психологическая наука и образование. – 2003. - №4. – С.23-29. 5. Шабельников ...
18. 3инченко В.П., Е.Б.Моргунов. Человек развивающийся. Очерки, российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304с.
19. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина).
Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
20. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М,, 1980, — 135 с.
21. Леонтьев А.Н. «Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Изд. Московск. ун-та 1971. – 170 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720с.
23. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки ЛГУ. Серия филос. наук. — 1959. — вып. 16.-С.41-60.
24. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности
организатора детского спорта. — М.; Просвещение, 1985. — 308с.
25. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения
подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии.
-1984.-№1.-С.13-19.
26. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 1988. С. 203-216.
27. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности — Минск: Изд-воБГУ, 1976. — С.125.
28. Сьедин С. и., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия участия в боевых действиях. — М., 1992.
29. Блажко Ю.И. Психологическая подготовка военнослужащих в процессе практических занятий по преодолению препятствий. – Л.: ВДКИФК, 1979. – 57 с.
30. Касавин И.Т. Деятельность и рациональность. — М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
31. Швырев В.С. «Проблемы разработки понятия деятельность как философской категории». М.: политиздат, 1990г.
32. Буева Л.П. «Методологические проблемы общественной детерменации развития личности. М.: Наука, 1982 г.
33. Караяни А.Г. Сыромятников И.Б. Прикладная военная психология. Учебно-методическое пособие. Изд. «Питер», 2006.
34. Шумков Г. Е. Эмоции страха, печали, радости и гнева в период ожидания боя. Военный сборник, 1914. N2.
35. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 1972.
36. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности / Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного: в 2-х кн. К