Основы психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях

Глава 2. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы

Основы психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях

Психологическая подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет такое же большое значение для его профессионального совершенствования, как и правовая, физическая, огневая и иные виды. Важно учитывать, что даже очень хорошо подготовленный в профессиональном плане сотрудник не может эффективно выполнять свою работу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психологические качества — нравственная, эмоциональная, волевая устойчивость, готовность к действию, способность мобилизоваться.

Анализ процесса подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в экстремальных ситуациях показывает, что наиболее эффективными мерами предупреждения и преодоления состояния стресса являются:

— проведение профотбора с учетом индивидуальных свойств нервной системы, эмоциональной и нервно-психической устойчивости;

— выявление проблем и затруднений в профессиональном развитии сотрудников;

— оказание помощи сотрудникам в преодолении трудностей средствами индивидуального консультирования;

— оценка и формирование мотивационных, эмоционально-волевых и когнитивных качеств, а также способности к саморегуляции;

— достижение высокого уровня общетеоретической и практической подготовки личного состава, способствующей росту его уверенности в своих силах;

— выявление и формирование умений, позволяющих в изменяющихся условиях успешно достигнуть сознательно поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов и методов выполнения работы;

— формирование прочных навыков работы в экстремальных ситуациях;

— совершенствование содержания и методов профессиональной подготовки;

— применение различных приемов, снижающих степень напряженности (см. приложение 3);

— выполнение специальных физических упражнений и использование психологических техник (см. приложение 4).

Согласно Б.Б. Казаку и А.И. Ушатикову психологическая подготовка — это научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных задач. Следует различать общую психологическую подготовку, то есть подготовку вообще (формирование и поддержание психологической подготовленности личного состава в полном объеме) и специальную психологическую подготовку (формирование высокой профессиональной готовности для выполнения конкретной задачи).

4 стр., 1923 слов

Социально-психологический портрет сотрудника пенитенциарной системы

Федеральное агентство по образованию НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса» Юридический факультет Кафедра философии и социальных наук Контрольная работа по социологии на тему: «Социально-психологический портрет сотрудника пенитенциарной системы» Выполнила: студентка V курса группы 13и1юр09унн Звонкова Мария Петровна Проверила Гапеенкова Марина Юрьевна Нижний Новгород - 2015 ...

Под специальной психологической подготовкой названные авторы понимают процесс целенаправленного формирования у сотрудников психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в различных ситуациях и условиях.

Структуру профессионально-психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях составляют профессионально-психологическая, правовая, морально-психологическая и физическая подготовленность.

Основанием для проведения психологической подготовки является: 1) адаптация молодого сотрудника к условиям деятельности в конкретном исправительном учреждении; 2) перемещение или изменение места службы и должности сотрудника; 3) подготовка сотрудника к деятельности в осложненных и экстремальных условиях; 4) подготовка сотрудника перед выходом на пенсию.

В процессе психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях необходимо формировать у них не только профессиональные умения и навыки, но и определенную систему психологических качеств (эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции и т.д.).

Принципами психологической подготовки, по Б.Б. Казаку, А.И. Ушатикову, являются: 1) принцип научной обоснованности (используемые методы, методики должны быть апробированы и научно обоснованы); 2) принцип реальности/реалистичности (максимальное соответствие осуществляемой психологической подготовки условиям предстоящей деятельности сотрудников); 3) принцип эффективности (достижение положительного эффекта от каждого занятия); 4) принцип активности (использование активных форм и методов подготовки, активное вовлечение всех сотрудников в процесс обучения); 5) принцип систематичности, постоянства и последовательности (занятия в рамках подготовки должны быть логически выстроены (связь с предыдущим занятием) и проводиться последовательно); 6) принцип гибкости (внесение корректировок, изменений с учетом различных категорий сотрудников, их индивидуально-личностных особенностей); 7) принцип обратной связи (учет мнений, отзывов, предложений участников, результативность проведенных занятий).

9 стр., 4010 слов

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД

... . Понятие психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел 3. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника выступала ...

К основным формам психологической подготовки относятся практические занятия, групповые дискуссии, ролевые, деловые игры, тренинги, психологический практикум и т.д.

Эффективное применение тех или иных форм и методов профессионально-психологической подготовки невозможно без адекватных средств, с помощью которых они реализуются.

К средствам профессионально-психологической подготовки относятся:

— полоса препятствий для осуществления психологической подготовки;

— площадки для эмоционально-волевых упражнений;

— полигоны профессионально-психологической подготовки;

— учебные кабинеты со специальным оборудованием для осуществления профессионально-психологической подготовки;

— художественные и документальные видеофильмы для осуществления видеотренинга по профессионально-психологической подготовке.

Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системе

ПП к действиям в ЭС образуется из сформированных познавательных, эмоциональных, морально-психологических, волевых и коммуникативных качеств сотрудников. В совокупности эти качества характеризуют его психологический потенциал по отношению к деятельности в ЭС.

Особенное значение для уверенного и надежного поведения в ЭС имеет профессиональная подготовленность, содержащая в себе сформировавшуюся составляющую ПП сотрудника к действиям в ЭС. Именно, подготовленность в отношении выбора адекватной тактики поведения, эффективного использования различных средств воздействия на правонарушителей (психологических приемов, физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия) и владение методами психологической регуляции представляют собой необходимую предпосылку к успешной деятельности в ЭС.

ЦЕЛИ, ЗДДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

Основная цель психологической подготовки (П.п.) — формирование профессионально-психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников ПОО к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и законосообразное поведение сотрудника, а также успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач, возложенных на ПОО в чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

24 стр., 11855 слов

Оценка психологической пригодности сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях

... Монография. - М.: Группа АБСОЛЮТ, 2007. - 206 с. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях: Учебно-метод. пособие / сост. Дедюхин К.Г. - Домодедово ... на морально-психологический климат и работоспособность личного состава оперативных формирований и подразделений МВД России является выраженный психический стресс, вызываемый экстремальными условиями боевой, ...

Задачами П.п. выступают: формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической экстремальной (боевой) готовности к несению службы в конкретной чрезвычайной ситуации; совершенствование профессионально-значимых экстремальных психологических качеств (способностей) личности сотрудника; повышение уровня экстремально-психологических знаний, умений, навыков; повышение морально-психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям; укрепление уверенности в себе, самообладания, мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности; формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятия эмоционального напряжения; развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях; изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников, углубление их самопонимания; экстремальное сплачивание и формирование благоприятного социально-психологического климата в подразделении.

Основные формы психологической подготовки — практические занятия, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги. Занятия должны быть тесно увязаны с другими видами профессионального обучения сотрудников в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, а последние — включать в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение, неопределенность; стимулирующие принятие самостоятельных решений и тд.).

При организации психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях руководствуются следующими принципами: I) достаточности времени, выделяемого на П.п. в общей структуре специальной экстремальной подготовки личного состава подразделения; 2) научной обоснованности, психолого-педагогического профессионализма (психологические факты, теории, методики; необходимость добиваться максимального психолого-педагогического эффекта от каждого занятия); 3) реалистичности (связь с конкретной экстремальной ситуацией, с другими видами подготовки, приближенность условий обучения к реальным, наглядность, проблем- ность, моделирование); 4) активности (преимущественно активные формы подготовки, ориентированные на решение психологических проблем оперативно-служебной деятельности, формирование навыков саморегуляции и психологического воздействия, оптимизацию межличностного взаимодействия в группе); 5) гибкости (адаптированность к широкому спектру экстремальных условий и факторов, к конкретным экстремальным ситуациям и видам деятельности, к категориям сотрудников, к их индивидуально-личностным особенностям); 6) обратной связи — информации о результативности психологической подготовке — обеспечивается на этапе постэкстремальной психологической помощи и психологической реабилитации.

17 стр., 8216 слов

Общая психологическая подготовка лыжников

... ее формирования, диагностика состояния психической готовности к соревнованиям, факторов укрепляющих и нарушающих ее, непосредственная подготовка спортсменов к выполнению спортивного действия в ходе соревнований, психологическая подготовка к ...

Задачи, содержание, организация и методы психологической подготовки личного состава конкретного ПОО или его подразделения, направляемого для несения службы в экстремальных условиях, могут уточняться исходя из его предназначения, общей психологической подготовленности, опыта действий в сложных, критических ситуациях, образовательного уровня, стажа службы и должностной категории обучаемых.

Главное внимание при подготовке занятий целесообразно уделять подбору практических заданий обучаемым. Хорошо подбирать задания на материалах деятельности своего подразделения, его опыта, практики, конкретных событий, групп и людей, планируемых предстоящих действий. Можно использовать результаты дебрифингов, реальные видеоматериалы, данные оперативных сводок. Задания должны побуждать сотрудников психологически анализировать, прогнозировать, обосновывать события, условия и действия, а также выполнять их (в игровом варианте — в учебном классе, на полигоне или на местности) в психологически напряженных учебных условиях, максимально приближенных к реальным. Содержание отдельных заданий и тренинговых ситуаций может демонстрироваться с помощью видеомагнитофонов или магнитофонов, фотографий, схем, рисунков или непосредственно отрабатываться на местности.

Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях

Формирование психологической готовности должно обеспечиваться посредством целенаправленного и систематизированного комплекса мероприятий, осуществляется в пределах психолого-педагогического процесса в органах и подразделениях. Основными задачами психологической подготовки следует считать:

3 стр., 1075 слов

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях Склярова Т. В. Повседневная жизнь человека характеризуется таким признаком, как «порядок жизни». Порядок жизни рассматривается в психологии в связи с понятиями «адаптация», «гомеостаз», «стабильность», «относительная устойчивость». В ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как ...

1) воспитание чувства долга, ответственности;

2) обеспечение личного состава системой знаний и представлений об особенностях и условиях деятельности, их требования к личности;

3) формирование у работников умений и навыков выполнения служебных обязанностей в напряженных и сложных условиях;

4) развитие эмоционально-волевой устойчивости, способности к эффективной саморегуляции при осложнении ситуации;

5) формирование умений реально оценивать уровень своей подготовленности к выполнению профессиональных задач, прогнозировать результаты деятельности, корректировать свои поступки.

Психологическая подготовка осуществляется в три этапа: 1) заблаговременного формирования готовности к действиям в экстремальных условиях; 2) непосредственного формирования готовности к действиям в экстремальных условиях; 3) поддержание готовности в процессе выполнения сложной задачи.

Заблаговременное формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях предусматривает формирование «психологической надежности», то есть таких качеств, как уверенность в себе и своей подготовленности, в своих коллегах, целеустремленность, самостоятельность при принятии решения, самообладание, умение управлять своими эмоциями и др. В процессе такой подготовки усваиваются знания о возможных вариантах развития напряженных ситуаций, их сущность и адекватные варианты реагирования, приобретаются соответствующие умения и навыки. Нужно также знать о причинах возникновения и особенности течения разновидностей экстремальных ситуаций, в том числе таких массовидный явлений, как митинги, демонстрации, панический и агрессивную толпу и тому подобное. Состояние готовности определяется правовой образованностью, правильным пониманием своих задач и обязанностей, знанием порядка несения службы и правил применения оружия и специальных средств. Необходимо научиться прогнозировать и учитывать вероятность неблагоприятного воздействия на психику таких факторов: наличие большого количества возбужденных людей, эмоциональное состояние которых невольно передается работникам: агрессивные или унижающие достоинство высказывания и действия отдельных граждан, определенной группы; провоцирующие на несанкционированное применение силы действия; внезапность, неожиданность осложнения ситуации; риск, обусловливающих опасность для здоровья и жизни; повышенная ответственность за последствия своих действий; внутренний конфликт между желанием избежать опасности и необходимости выполнять профессиональные обязанности; страх ошибки и наказании за нее.

7 стр., 3185 слов

Тренировка эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям

... . Геллерштейн и Ю.В. Котелова. эмоциональная психолог профессиональная деятельность 1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов ... от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач». Однако этот подход имеет и слабые стороны ...

Этап непосредственного формирования готовности к выполнению сложных задач заключается в моделировании условий будущей деятельности и создании так называемого «предстартового состояния», обсуждении оптимальных действий и их последовательности. Практика показывает, что чем точнее и полнее представление о следующем развитие ситуации, тем более адекватные методы и средства реагирования лицо выбирает в необходимый момент (например, перед задержанием вооруженного преступника изучается план местности, расположение помещений в доме или квартире, пути проникновения в помещение или его блокировки, согласуются действия участников группы).

О разнообразии психических состояний и реакций работников перед сложными, рискованными событиями свидетельствуют результаты проведенных нами исследований: у половины из них сохраняются нормальные психофизиологические и психологические показатели, около 30% -видчувають напряженность И неуверенность, у остальных наблюдаются признаки сильного волнения и тревоги, до проявлений неупорядоченной активности или чрезмерной скованности. В последнем случае актуальной становится предостережение относительно их возможности вообще выполнять поставленные задачи.

Как ранее уже отмечалось, психологическую напряженность лица значительно усиливает неопределенность и возможная багатовари-антнисть развития ситуации-значит, на этом этапе приобретает особую значимость своевременная и качественная (непротиворечивая) Информация о ходе событий, которая в дальнейшем позволит принять правильное решение.

Наряду с отработкой конкретных индивидуальных и совместных действий нужно уделять внимание тренировке навыков восприятия обстановки и изменений в ней, прогнозированию действий противника, распределения и концентрации внимания, оперативном запоминанию, формированию эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, упорства в достижении цели.

Наиболее существенными показателями готовности на данном этапе является целенаправленная змобилизованисть личности, актуализация опыта поведения в аналогичных обстоятельствах, концентрация на задаче и путях его реализации, установка на максимально рациональное направление своих сил на преодоление трудностей и достижение положительного результата.

Состояние готовности зависит от многих объективных и субъективных причин, в частности, мотивов поведения и отношение к требованиям следующего задания и своих возможностей. Положительное отношение побуждает интерес, познавательную активность, эмоционально-волевой подъем; при нейтральном (пассивном) или отрицательном отношении подготовительные действия требуют большого напряжения, поскольку возникает дополнительная необходимость в преодолении барьеров негативных эмоций. При отсутствии мотивов «на дело» работник начинает руководствоваться вузькоособистиснимы стремлениями и соображениями, игнорируя интересы коллектива, а в результате -и свои собственные. Имеет значение также наличие опыта, индивидуальные особенности личности и результативность психологической подготовки на предыдущем этапе.

Готовность к действиям в напряженных ситуациях на этапе непосредственной подготовки к выполнению сложной задачи достигается за счет целенаправленного и последовательного воздействия на работников по следующим направлениям: 1) проведение воспитательных мероприятий: 2) обсуждение содержания задания, ознакомление с обстоятельствами и особенностями будущих действий; 3) организация упражнений и тренировок; 4) активизация самонастроености на успешные действия.

При проведении воспитательных мероприятий необходимо акцентировать внимание на зависимость общего успеха от сплоченности коллектива, точности и своевременности выполнения своих обязанностей каждым участником; акцент на чувстве ответственности, формировать установку на безусловное выполнение поставленной задачи, уверенность в успехе; популяризировать примеры профессионального мастерства, взаимовыручки, изобретательности. Особой заботы требуют работники, у которых ранее были служебные неурядицы или эмоциональные срывы. Отрицательные эмоции могут сохраняться в течение длительного времени и влиять на деятельность в новой обстановке, поэтому им следует помочь проанализировать причины ошибок, порекомендовать, как наиболее оптимально вести себя в дальнейшем. Нельзя обойти вниманием и слишком уверенных в себе людей, которые недооценивают сложность следующего задания. Воспитательная работа с ними должна быть направлена на создание адекватной самооценки, актуализацию чувство ответственности.

При ознакомлении с обстоятельствами будущих действий проводится разъяснение сущности задачи, словесное или наглядное ознакомление с его объективными факторами, помогает определить ближайшие и дальнейшие цели деятельности, реально оценить возможные трудности, обсудить оптимальные варианты поведения, спланировать свои действия и действия группы в целом.

Состояние непосредственной готовности формируется и закрепляется с помощью тренировок и специальных упражнений: решаются ситуационные задачи, моделируются ситуации, приближенные к реальным. Несмотря на некоторую условность, такая работа помогает создать мысленно модели последующей деятельности. Конечно, в таких «проигрывания» содержатся противоречия: кроме их безусловно полезного результата в виде нейтрализации фактора неожиданности как основного стрессора напряженной ситуации, прогнозирования поведения в будущей экстремальной ситуации может вызвать чувство тревожного ожидания, страха и др. Поэтому параллельно с тренировками необходимо самомобилизация и настроенность на выполнение задания, применение специальных приемов регуляции эмоциональных состояний.

Выделение этапа поддержания готовности в процессе выполнения сложной задачи обусловлено высоковероятной изменениями ситуации, возникновением новых проблем и препятствий, с которыми нужно дополнительно приспособиться. К тому же, специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов предусматривает иногда длительное ожидание опасности, которое порождает скуку, сонливость, угнетение или чрезмерное возбуждение, аффективные вспышки. При наступлении экстремальной ситуации такие негативные состояния приводят к нарушению протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов и наступления нежелательных результатов.

Готовность в процессе выполнения сложной задачи может поддерживаться с помощью: 1) управленческого воздействия руководителя на подчиненных; 2) применение методов саморегуляции.

Эффективность управленческого воздействия определяется, прежде всего, качеством и своевременностью поступления оперативной Информации. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что регулярное поступление информации позволяет специалисту в течение длительного времени находиться в состоянии «активного оператора», когда существенно нивелируется негативное влияние ситуации и сохраняется высокая работоспособность. Кроме того, существенное значение имеет активизация мотивации «на дело», в том числе и из-за влияния на групповые настроения, установки, цели и контроль за деятельностью и самочувствием каждого работника (выборочный, фронтальный и ДР.).

В отдельных случаях, когда позволяют условия, а выполнение задания предусматривает длительное ожидание с понижением мышечного тонуса, полезно проводить специальные упражнения, применять ритмичную музыку и тому подобное.

Следует помнить, что в экстремальных ситуациях между восприятием обстановки и действием — иногда даже не минуты, а секунды. Поэтому целесообразно предварительную обработку и применение формул внутреннего контроля и самомобилизации: «Оружие к бою! Внимание! Собраться Я готов!» и др. Такие команды подбираются индивидуально, но с соблюдением общих требований-они должны быть короткими, категоричными, сформулированными в настоящем и легкими для запоминания.

Специалисты, работающие в уго­ловно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей — охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психоло­гов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении. Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, сносных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремаль ними. Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют: хваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д. Однако в большинстве исследований отмечают и сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная. Один из основных факторов — скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще — условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики — только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка».

Первый экстремальный фактор -контингент осужденных. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправитель­но-трудовой колонии и концентрации в пей рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «на­копление» осужденных с высокой кри­миногенной опасностью.
Второй экстремальный фактор — изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы. Территория их жизнедеятельности ог­раничена колонией и часто поселком, в котором они проживают.

Третий экстремальный фактор — низ­кая престижность профессии, клеймо сатрапа. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них. В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.

Термин «девиация» применяется в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной вели­чины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, ко­торые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.

Профессиональная девиация состо­ит в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера из­менениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приво­дит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация -это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профес­сиональной деятельности.

Рукоприкладство, грубость, примене­ние спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации.

Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформа­ции, когда встает вопрос о профессиональной пригодности работника ИТУ вообще.
Причинами такой деформации явля­ются частое взаимодействие (по роду службы] с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Личност­ная деградация возникает как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев мож­но говорить уже о профессиональной де­формации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «ог­рубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях.

Экстремальные условия объектив­но содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воз­действие на сотрудников УИС.

Выделяют следующие группы факторов:
— экстремально психологические;
— экстремальные морально-психо­логические;
— экстремальные профессиональ­но-психологические

Деформирующее влияние на лич­ность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфичес­кая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы, такие, как закрытость испра­вительных учреждений; идентификация сотрудниками себя с «властью», а осуж­денных с «невольниками»; постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой [особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях]; стрессовость профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; высокий уровень эмоционального напряжения в общении.

Таким образом, деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфлик­тных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстре­мальных условиях.