Нервная система у детей

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел — головной мозг является органом сознания, мышления.

Она состоит из центральной и периферической. Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы.

Мозговая кора – материальная основа психики. В ЦНС в течение жизни происходит установление новых нервных связей, процесс образования условных рефлексов. Деятельность человека во многом зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы. Развитие речи и трудовой деятельности человека связано с усложнением и совершенствованием ЦНС, в первую очередь – коры БП.

Нервная ткань обладает свойствами возбуждения и торможения. Они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды вызывают возникновение в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся, торможение других условных связей, которые при новой ситуации не полезны. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция).

Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание и использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения не сводится лишь к взаимодействию этих процессов. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление).

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей представляет большой интерес, поскольку НС интегрирует работу всех органов и систем организма, служит материальной основой психической деятельности. К моменту рождения у ребёнка нервная система обладаем огромным потенциалом развития.

2 стр., 984 слов

Реферат торможение в центральной нервной системе

... связана с высшей нервной деятельностью, с психологией человека. Доминанта является физиологической основой акта внимания. Формирование и торможение условных рефлексов так же связано с доминантным очагом возбуждения. В нервной системе по современным ...

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность коры больших полушарий у детей в первые месяцы жизни сравнительно гладкая. Главные борозды, лишь намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформированы. Извилины слабо выражены. Нервные клети (нейроны) в больших полушариях новорождённого не дифференцированы, имеют веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, клетки имеют аксоны, а дендриты только начинают оформляться.

В созревании коры выделяют два процесса. Первый — рост коры за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компо­нента — дендритов и аксонов. Второй — дифференцировка нервных элементов, созревание разных типов нейронов.

Выработка нейронов происходит в эмбриональном периоде и практически завершается к концу второго триместра бере­менности: сформированные нейроны передвигаются к месту своей постоянной локализации. После занятия нейронами соответствующего места начинается дифференциация по функциям, которые они будут выполнять.

Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаптических контактов с другими клетками. Она во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам — в ассоциативных отделах. Максимальные темпы диффреренцировки роста клеток коры голов­ного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетних — мало отличаются от клеток взрослого человека.

В более взрослом возрасте усложнение строения нервных клеток с их отростками протекает медленно но не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Он продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Степень развития и дифференцировки нейронов, образования синаптических связей играет определенную роль в последующем проявле­нии способностей индивидуума.

Для выживания нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция. У нейронов, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, погибают. Созревание любой области мозга сопровождается гибелью большого числа нейронов (апоптоз), которые не ока­зались задействованными. Переизбыток синапсов связан с тем, что многие из них выполняют сходные функции, и это гарантирует приобретение необходимых для выживания навыков. Сокращение синапсов переводит «лишние» нейроны в «резерв», который может быть использован на более поздних этапах развития. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высо­кая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа для усвоения опыта. Избыточность синапсов создает основу для формирования любых видов связей, которые имели место в видо­вом опыте. Однако сохранятся только необходимые для развития в конкретных условиях.

Большая часть нервных волокон у новорожденных не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего большие полушария, мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество.

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...

... случаев возбуждение одного нейрона не только не передается другому, а даже угнетает его, то есть вызывает торможение. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Взаимосвязь ... функций в коре Кора больших полушарий головного мозга, слой серого вещества толщиной 1—5 мм, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих животных и человека. Эта часть ...

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) однако медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определённой стимуляцией и являются их внешним выражением.

В течение 2-го года жизни у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста до 6 лет включительно у детей наблюдается дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит слабо, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических — только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

22 стр., 10968 слов

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

... развивается вторая сигнальная система. Этот возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребёнка. Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучение ребёнка по определённой ... критериев усвоения лексики родного языка, их характеристика; определение уровней развития речи детей. Практическая ценность исследования состоит в разработке и апробировании ...

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов, в том числе, вегетативной нервной системы становится более ярко выражена.

Рефлекторная деятельность

Степень созревания нервной системы определяет ее деятельность и наоборот. В последние сроки пренатальной жизни и в период новорожденности у человека форми­руются многообразные врожденные реф­лексы. Наиболее выражены в ранний постнатальный период рефлексы, вырабатываемые на кожные, проприоцептивные, обонятельные и вкусовые раздражения. В последующем происходит становление врожденных рефлексов с дистантных анализаторов. Среди них особое значение имеет развитие ориентиро­вочного рефлекса.

Появление новых видов рефлексов сопровождается редукцией первичных автоматизмов. Процессы обновления и редукции сбалансированы. Преждевремен­ное угасание лишает фундамента вновь появляющиеся функции, за­держка редукции мешает образованию новых реакций, приводит к за­стреванию на каком-либо уровне развития. Например, у ребенка есть автоматизм, который обеспечивает поддержание определенного положения частей тела и влияет на мышечный тонус в зависимости от поло­жения головы в пространстве. К концу второго — началу третьего меся­ца он угасает и уступает место новым формам регуляции тонуса мышц, связанным со способностью удерживать голову. Если этого не проис­ходит, невозможность удерживать голову приводит к нарушению развития зрительного вос­приятия и вестибулярного аппарата. Из-за недоразвития вестибуляр­ного аппарата не вырабатывается способность к распределению тону­са мышц, обеспечивающих сидение, стояние, в итоге нарушается вся схема двигательного развития.

Редукция не означает полного исчезновения автоматизма, а подра­зумевает его включение в более сложные функциональные ансамбли.

Самыми ранними условными рефлексами являются интероцептивные (например, на время кормления), которые вырабатываются у 5-6-дневных младенцев. Временные связи на экстероцептивные раз­дражения вырабатываются лишь с 3 месяцев, к 9-10 месяцам комплексы экстероцептивных раздражителей приобретают значение для ребенка.

К 10-12 месяцам возникают адекватные реакции на словесные раздражители. В дошкольном возрасте имеется четко выраженное преобладание роли 1-й сигнальной системы, а влияние формирующей­ся 2-й сигнальной системы проявляется слабо. Лишь с 7-8 лет слово приобретает главенствующее значение среди других раздражителей.

Высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути является задачей (возрастной физиологии).   Значение нервной системы Жизнедеятельность человека ... ребенка. В неблагоприятных усло­виях процесс миелинизации может замедляться на не­сколько лет, что затрудняет управляющую и регулирую­щую деятельность нервной системы.   Физиологические свойства нервной ...

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая умственная работа на фоне гиподинамии. Если учесть, что детям в процессе учения приходится включать центральную нервную систему, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

Сенситивный период

Формирование наборов психических функций, специ­фичных для каждого этапа развития описывается с помощью понятия «сенситивных периодов». (Выготский Л. С, 1984; Ананьев Б. Г., 1980; Леонтьев А. Н., 1983; Лейтес Н. С, 1978).

Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, сенситив­ный период своего быстрого формирования и период относительной замедленности формирования.

Неравномерное созревание различных струк­тур мозга выступает наряду с средовыми влияниями, одной из составляющих становления психических функций. Сенси­тивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к социальным влияниям — они являются продуктом взаимопроник­новения биологического и социального в целостном психическом раз­витии (Ананьев Б. Г., 1980).

С нейропсихологической точки зрения сенситивность означает до­стижение теми или иными мозговыми центрами уровня зрелос­ти, при котором резко возрастает их чувствительность к соответству­ющим воздействиям среды. При наличии адекватных раздражений этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются этими центрами.

Гигиена нервной системы. Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела — коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, — процессы возбуждения и торможения в ЦНС протекают нормально и ритмично.

В результате чёткого режима у детей вырабатываются своеобразные условные рефлексы, причём основным раздражителем является время. Так, при приближении часа, когда ребёнок обычно обедает, у него появляется ощущение аппетита, начинают выделяться пищеварительные соки и, таким образом, организм оказывается подготовленным к акту еды. Подобным же образом в привычный час отхода ко сну в коре больших полушарий особенно легко начинают иррадиировать процессы торможения, что как раз и является характерным для наступления сонного состояния. И в этом случае время является сигналом для отхода ко сну подобно тому, как звонок является сигналом к предстоящей учебной работе.

6 стр., 2645 слов

Не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию

... любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка. речевого развития решаются в сочетании с другими видами деятельности ребенка.   учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, ... он произнес. Хвалите его ^ каждую попытку сказать новое слово. Необходимым условием развития речи ребенка является ее включена во все сферы его жизненной активности. Поэтому любые ...

Гигиена нервной системы детей неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций — памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень большое значение для нормального развития нервной системы.

Нормальное развитие нервной системы детей в значительной мере зависит от окружающей их среды. Эта среда должна исключать моменты раздражающие и угнетающие нервную систему. Обстановка в ДОУ и семье должна создавать бодрое состояние и жизнерадостное настроение, свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота, порядок, благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.).

Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины">особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей необходимо рациональное питание. Категорически запрещено давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь оказывает особенно вредное влияние на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка. При систематическом, хотя бы умеренном, употреблении алкогольных напитков может произойти перерождение нервных клеток и мозговых сосудов, что резко неблагоприятно отражается на психической деятельности и создаёт почву для развития различных нервных заболеваний.

Не менее опасно также курение табака, включая пассивное курение. Комплекс химических веществ, выделяющийся при курении, вредно влияет на нервную систему, вызывает у детей головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому нельзя допускать пребывания в накуренном помещении, употребления алкогольных напитков. Гигиена нервной системы — это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования ребенка.

12 стр., 5956 слов

Особенности строения нервной системы

... на два больших отдела - соматическую, или анимальную, нервную систему и вегетативную, или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней ... и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной). Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной ...

Неврологические реакции у детей

Высокая чувствительность детской нервной системы создает предпосылки для возникновения неврологических реакций, или неврозоподобных состояний. Так называемая нервность детей указывает неустойчивое состояние относительного равновесия, в котором находится ребенок. При правильном воспитании эти явления могут совершенно исчезнуть, в противном случае они дают тяжелые и стойкие патологические картины.

Для понимания очень разнообразных проявлений детской нервности, нужно иметь в виду, что здесь играет роль наличие общего невротического фона, который складывается, во-первых, из эндогенных факторов, увеличивающих свойственную развивающемуся мозгу ранимость, и из факторов экзогенного порядка самого различного происхождения, которые ослабляют, истощают нервную систему.

Для появления невротических реакций громадную роль играют соматические заболевания, малокровие, болезни обмена, инфекции. Вместе с ними в создании благоприятной почвы для развития нервных явлений играет роль неправильное воспитание.

Ребенок должен расти в атмосфере интересов и впечатлений, доступных его пониманию, лучше всего в обществе детей своего возраста. Иногда ребенок слишком рано знакомится с жизнью взрослых, и получает много неподходящих впечатлений. Он становится зрителем картин, пугающих своей непонятностью и иногда создающих психическую травматизацию. Волнующе действуют на психику ребенка ссоры, в особенности, ссоры между родителями, кончающиеся разводом. Травмируют условия, создаваемые в семье пьяными родителями. Небезразлично для ребенка, если он вырастает один среди взрослых без других детей. В этом случае он много внимания уделяет неподходящим для его возраста интересам и лишается благоприятных влияний, связанных с жизнью детского коллектива.

Дети страдают от недостатка внимания к ним вследствие неблагоприятных жизненных условий, реже — от избытка внимания. Преувеличенные заботы, которыми окружают своих любимцев родители, создавая тепличные условия, делают нервную организацию ребенка чересчур хрупкой и ранимой. Такие условия особенно часто создаются, когда ребенок один в семье. Если всякая царапина или ушиб становятся источником переживаний окружающих и предметом забот и усиленного лечения, это может обострить впечатлительность ребенка.

Очень часто опасения, что ребенок плохо питается, «ничего не ест», худеет, мало спит, приводят к тому, что у ребенка действительно появляется отвращение к пище, так что он может есть только под влиянием занимающих его разговоров, показывания игрушек и т. п. Аналогично могут развиться расстройства засыпания, которое наступает только после долгих процедур укачивания, убаюкивания, напевания песен, рассказывания сказок и т. п. Все перечисленные моменты могут дать общую нервность, создают благоприятные условия для развития невротических реакций.

30 стр., 14515 слов

Роль страха в управлении человеческим разумом плюсы и минусы

... другого . Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И. Менделеева большую роль в развитии биологии сыграла классификация животных и растений К. Линнея хорошо известна ...

В генезе невротических реакций играют роль психогенные моменты, определяющие их структуру и содержание. Эти расстройства возникают по типу условного рефлекса, вначале это — более или менее случайная реакция, вызванная определенной ситуацией, зафиксировавшаяся и ставшая постоянной. Например, рвота легко может сделаться нервной, т. е. возникать без видимого повода. Рвотный рефлекс у детей возникает очень легко. Возникнув первый раз при наличии определенных моментов, в числе которых могли быть непорядки со стороны желудка и психические влияния, рвота впоследствии повторяется в ответ только на последние. У детей старшего возраста может иметь значение и представление о чем-нибудь отвратительном, связанном с какими-нибудь неприятными переживаниями.

Велика роль целевых установок в возникновении нервных реакций. Как ни примитивна детская психика и как ни мал «жизненный опыт, все же у детей нередко проявляется несознаваемая ими тенденция использовать болезненное явление в своих личных целях, например чтобы привлечь к себе внимание, добиться желаемого и т. д. Переполох, который может произвести случайно возникшая рвота, особенно, если ребенку оказывают чересчур много внимания, могут создать такую привлекательную ситуацию, возникает стремление ее повторения.

Такого же происхождения могут быть приступы нервного кашля, расстройства дыхания, икота, расстройства сна и аппетита. Анорексия и плохой сон у нервных детей представляют нередкие явления. Если в основе их не лежит общей повышенной возбудимости, зависящей от большой физической слабости, туберкулезной интоксикации, то может играть роль стремление обеспечить себе заботу и внимание окружающих.

Ввиду того, что психика ребенка по сравнению взрослым находится на низшей ступени развития, в ней преобладают процессы соматического порядка, поэтому при нарушениях правильности в передаче нервного возбуждения оно часто соскальзывает на пути, связанные с вегетативной жизнью, и невротические расстройства затрагивают соматическую сферу.

Патологические разряды нервной энергии, свойственные невротическим реакциям, в детском возрасте кроме псевдосоматических расстройств часто приводят к различным судорожным явлениям. Двигательная сфера у ребенка готова реагировать на различные раздражения в большей степени, чем у взрослого. Судороги у детей возникают и генерализуются легко, переходя в общий припадок.

Возникающий в силу каких-то причин условный рефлекс в своей центробежной части дает сокращение определенной группы мышц. Так возникают тики. Пример: усиленное моргание, нередко наблюдающееся у детей. Вначале оно может быть вызвано механическим раздражением, случайно попавшим в конъюнктивальный мешок инородным телом, воспалением конъюнктивы, но в дальнейшем продолжается даже тогда, когда нет никакого механического раздражения. Аналогичный случай — тики мышц шеи, иногда наблюдающиеся у детей, когда они испытывают стеснение от слишком узкого ворота. Такое подергивание остается и после того, как устранена причина, которой оно первоначально было вызвано. Тики в конечностях могут иметь источником какие-то местные раздражения. Судороги этого рода нужно понимать как движения, которые когда-то имели определенный смысл как защитные рефлекторные акты, но затем утратили свою первоначальную цель.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... на смену обстановки, на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). ... выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) ...

Подергивания могут возникать из гримас, которые сначала были произвольными, но затем утратили этот характер. В происхождении судорожных реакций у детей большую роль играет элемент подражания. К числу таких явлений относится заикание. Оно легко развивается у детей от рождения слабых и впечатлительных. Заикание нередко возникает у детей, одаренных в интеллектуально, с хорошо развитой речью, так что можно думать о большей или меньшей роли переутомления речевых центров. Большую роль играют психические моменты и подражание. Знакомясь с условиями, при которых впервые появилось заикание, чаще всего приходится констатировать какой-нибудь испуг. Особенно сильное действие производят устрашающие события, которые случаются во время сна ребенка. Внезапные крики и шумы, ссоры окружающих, скандалы, устраиваемые пьяным отцом, заставляют ребенка просыпаться в сильном испуге, причем непосредственно после этого он начинает заикаться. К тому же может привести испуг при внезапном появлении животных, которых дети боятся, а также всякий испуг, чем бы он ни был вызван. Заикание может появиться, если ребенок проводит время в обществе заик или даже если он только слышит рассказ о том, что кто-то страдает заиканием.

Для того, как в дальнейшем будет идти дело с заиканием, большое значение имеет отношение самого ребенка к своему заиканию и еще больше, как будут реагировать на него окружающие. Вредным является все, что фиксирует внимание ребенка на появившемся нервном расстройстве, слишком сильная реакция, которую дадут на это близкие, неумелый подход к устранению заикания, угрозы наказанием, если ребенок не прекратит заикания, передразнивания и насмешки товарищей. Все это увеличивает смущение ребенка, заставляет его бояться говорить вообще, причем страх оказаться несостоятельным, если он будет говорить, увеличивает напряженное состояние и еще больше заставляет заикаться. Если ребенку свойственны робость, неуверенность в себе, страх, что на него все обращают внимание, то возможно заикание зафиксируется на долгое время. В этом случае приходится бороться не столько с заиканием, сколько с неправильными установками самого малыша и окружающих.

Энурез — недержание мочи по ночам часто имеет в генезе психические моменты. Предрасполагающие факторы: врожденная слабость мускулатуры мочевого пузыря, расщепление позвоночника. Иногда в основе могут лежать психические изменения. Ночное недержание мочи может быть судорожным явлением, частичным проявлением судорожного припадка. Оно часто наблюдается у эпилептиков, иногда до известного периода представляя изолированное явление. Энурез, однако, не является чем-то специфическим для эпилептиков, так как встречается очень часто при психопатиях разного рода. Психические моменты имеют большое значение для происхождения ночного недержания помимо собственно тех случаев, в которых можно говорить о психопатии. Время прекращения недержания мочи у нормальных детей чаще всего относится к возрасту 2—4 лет, но оно индивидуально различно; много зависит от особенностей психологии ребенка и от того, как на это явление реагируют старшие. Дети вялые и индифферентные обычно дольше других не приучаются быть опрятными. Энурез может наблюдаться также у детей возбудимых, чересчур чувствительных или спящих очень глубоким сном. Может иметь значение привычка долго лежать в постели. Неопрятность в постели может быть результатом нежелания ленивого, вялого или упрямого ребенка пойти на преодоление маленьких неприятностей, связанных с вставанием из теплой постели. Большую роль может сыграть неправильный подход со стороны родителей, чересчур большая мягкость, не позволяющая им твердо и последовательно проводить необходимые гигиенические мероприятия. В этих случаях настойчивое требование не допускать неопрятности с указанием ребенку, что он достаточно большой, чтобы следить за собой самому, обычно быстро приводит к желаемой цели. Полезно не допускать переполнения мочевого пузыря. Помимо установления особой диеты целесообразно будить ребенка ночью в определенное время и не позволять лежать по пробуждении в постели. Полезно иногда тот край кровати, который соответствует ногам, несколько приподнимать с помощью особой подставки или у маленьких детей подкладывать под ноги подушку. При таких условиях чувствительное место пузыря, его шейка подвергается меньшему давлению со стороны скопившейся мочи.

Невротические симптомы у детей часто черпают содержание в устрашающих переживаниях. Страх, как нечто первобытное и стихийное свойствен примитивной психике ребенка. Кроме того, ребенок чувствует себя беспомощным перед лицом непонятных явлений окружающего его мира; поэтому он цепко держится за близких, требует защиты родителей, которых считает сильными. Ребенка пугает все новое, непонятное, в особенности поражающее воображение своей огромностью, резкостью, большой интенсивностью впечатления. При этом очень большое значение имеет элемент неожиданности нового явления.

Для возникновения страхов существенное значение имеет фон повышенной ранимости, впечатлительности. В таком случае приходится считаться со всем, что увеличивает пугливость ребенка. Запугивания, физические наказания и побои, которым подвергаются дети, способствуют развитию пугливости; также действуют страшные рассказы, в особенности, перед отходом ко сну. Немалую роль в этом отношении может сыграть кинематограф, если детей водят смотреть фильмы неподходящего для их возраста содержания.

Ночные страхи, как и страхи вообще, могут быть у маленьких детей. В этом случае они, как и энурез, могут быть проявлением припадочных состояний или общей возбудимости, свойственной ребенку от рождения. Страхи, которые нужно отнести к невротическим реакциям, имеют свои особенности. В этих случаях ребенок, после того как проспал несколько часов спокойно, без видимой причины просыпается, начинает кричать и проявляет признаки сильнейшего страха. Часто крики и плач начинаются еще до просыпания. Ребенок долго не может успокоиться и заснуть. Приступы ночных страхов могут повторяться несколько раз в течение ночи или даже много ночей подряд, иногда появляясь в одно и то же время. У детей более старшего возраста иногда удается получить кое-какие объяснения; например ребенок повторяет: «Боюсь, боюсь, мне страшно»; иногда дети указывают, что страхи их связаны с определенными предметами, причем в некоторых случаях можно отметить участие галлюцинаторных переживаний: видятся страшные черные дяди, собаки, звери и т. п. Темнота и одиночество, иногда новая обстановка, в которой заснул ребенок, усиливают интенсивность и продолжительность страха; свет, участливое отношение близких, даже звук хорошо знакомого голоса матери ведут обычно к быстрому успокоению.

Чаще всего оказывается, что расстройство впервые было вызвано какой-нибудь особенной ситуацией, заключающей в себе устрашающие моменты вообще или имеющей такое значение для ребенка в силу особых обстоятельств. Ближайшей причиной ночных страхов могут быть какие-нибудь резкие звуки и шумы, внезапно будящие ребенка, выстрелы, крики, скандалы, устраиваемые пьяными. Описан случай, когда ночные страхи у мальчика 10 лет возникли после того, как он ночью во сне был избит ремнем за то, что обмочился в постели. Другой ребенок был напуган шумом в связи с пожаром, случившимся ночью; страхи у него появлялись в тот же час, когда случилось напугавшее его происшествие; в третьем случае девочка стала страдать страхами по ночам после того, как ее напугала взрослая девушка, закутавшись в простыню, изображая мертвеца.

В противоположность частым судорожным и эмоциональным невротическим реакциям расстройства с интеллектуальными моментами у детей представляют сравнительно редкое явление. Помимо галлюцинаторных переживаний, преимущественно устрашающего характера, иногда встречаются навязчивые мысли и страхи, исходным пунктом которых является какое-нибудь событие, особенно сильно поразившее эмоции и воображение ребенка. Возможны навязчивые страхи перед животными и различными предметами, страшными для ребенка вообще, и перед такими, боязнь которых понятна только в том случае, если известен путь, приведший ребенка к этому расстройству. Описан случай навязчивого страха острых предметов у девочки после того, как она укололась об иголку в платье матери. Другая не могла есть круглых фруктов после того, как едва не подавилась косточкой.

12