Введение 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1. Содержание понятия «социальная адаптация» в психолого-
педагогической литературе и её особенности в младшем подростковом возрасте 8
1.2. Свойства нервной системы и их выраженность в младшем
подростковом возрасте 14
1.3. Взаимосвязь социальной адаптации и выраженности свойств
нервной системы 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 21
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ И УЧЁТУ ВЫРАЖЕННОСТИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 30
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения 43
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития психологических исследований является проблема психологического обеспечения социальной адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности.
Особенно актуальной для общества является социальная адаптация подрастающего поколения, так как именно в этот период складываются основные структуры, качественные характеристики личности.
Наиболее сложно процессы социализации, социальной адаптации протекают в младшем подростковом возрасте, потому что в этот период происходят большие изменения в организме, в личности, в сознании. На младшего подростка сильное влияние оказывают микро — и макросреды, а так же различные социальные институты. Именно сейчас идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию младших подростков.
Проблемам и вопросам социальной адаптации, её связи с различными особенностями психики посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: К. Роджерс, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, И.С. Кон [13], А.В. Мудрик [17], В.С. Мухина [18], Н.К. Радина [25, 26],
А.А. Реан [27], С.И. Розум [29], А.В. Сидоренков [33], Е. Ю. Уварина [38], А.В. Шаронов [42], А.В. Петровский и другие.
Анализ изученной психолого–педагогической литературы по проблеме выпускной квалификационной работы свидетельствует о том, что сама проблема, несмотря на ее важность, современными исследователями мало освещена и недостаточно разработана.
Таким образом, необходимость определения особенностей социальной адаптации у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы, определение взаимосвязи между ними и обусловливает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления ... -психического тонуса, который необходим для нормальной жизнедеятельности человека. В системе психологической адаптации пожилых людей большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) ...
Цель: изучение особенностей социальной адаптации у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы.
Объект: 75 младших подростков в возрасте 11 — 12 лет.
Предмет: социальная адаптация и её особенности у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы.
Гипотеза: младшие подростки с различным уровнем социальной адаптации имеют определенную выраженность свойств нервной системы.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
1. в процессе теоретического анализа раскрыть особенности социальной адаптации младших подростков, обладающих различной выраженностью свойств нервной системы;
2. исследовать уровень социальной адаптации в младшем подростковом возрасте;
3. исследовать выраженность свойств нервной системы в младшем подростковом возрасте;
4. выявить взаимосвязь между уровнем социальной адаптации и выраженностью свойств нервной системы;
5. разработать рекомендации для педагогов, педагогов-психологов по обеспечению успешной социальной адаптации и учёту выраженности свойств нервной системы у младших подростков.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются положения, разрабатываемые в рамках гуманистического подхода к анализу социальной адаптации (А. Маслоу, К. Роджерс и другие), смысл которых в том, что адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения (К. Роджерс).
Также положения об основных свойствах нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность (И.П. Павлов).
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методики:
— русифицированный вариант опросника социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированный А.К. Осницким, направленный на определение характеристик социальной адаптации и степени адаптированности – дезадаптированности младших подростков в системе межличностных отношений [22, с. 45];
— методики, направленные на определение выраженности свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) у младших подростков [36, с. 24].
Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования и применением современного метода статистической обработки данных — коэффициента корреляции рангов Спирмена.
………….
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учёт и коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности
... в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в ... организма детей и подростков. Организм как целое. Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения ...
2. Артюхова, И.С. Адаптация учащихся пятых классов / И.С. Артюхова, Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 30–33.
3. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 84 с.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
5. Вартанова, Э.Г. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / Э.Г. Вартанова, М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91–98.
6. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство / А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. – 128 с.
7. Гилинская, Э.Б. Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества / Э.Б. Гилинская, С.Н. Смирнов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 278 с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
9. Гуревич, К.М. Проблемы дифференциальной психологии / К.М. Гуревич. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 384 с.
10. Дубровина, И.В. Проблемы социализации человека / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 142–143.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
12. Колитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Колитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 68–80.
13. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 268 с.
14. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69–78.
15. Кривцова, А.В. Психологическая игра для адаптации пятиклассников / А. В. Кривцова // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 33–34.
16. Лебедев, Ю.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребёнка / Ю.А. Лебедев, В.Л. Филиппова // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 18–28.
17. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
18. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 640 с.
19. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: учеб. пособие / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1988.
20. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
21. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицын; под ред. А.В. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 688 с.
22. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...
23. Пеньевская, И.К. Адаптационное занятие для пятого класса / И.К. Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 9–11.
24. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 20–33.
25. Радина, Н.К. Психологические аспекты социализации личности / Н.К. Радина // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 45–50.
26. Радина, Н.К. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков / Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 49–59
27. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 497