Корсаков Сергей Сергеевич (1854-1900) — выдающийся русский психиатр и общественный деятель. Один из основателей первой в Москве экспериментальной психологической лаборатории. В 1887 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, посвященную алкогольному параличу. С 1892 года был директором психиатрической клиники Московского университета. Описал особый вид патологии психики — алкогольный полиневритический психоз — который известен в мировой литературе под названием «Корсаковского синдрома». (Корсаковский амнестический синдром: описан Корсаковым в 1887 году. Синдром проявляется: фиксационной амнезией, антероградной амнезией, такой синдром возникает вследствие «острой мозговой катастрофы», то характерна и ретроградная амнезия, парамнезии (псевдореминисценция, конфабуляция, криптомнезия), амнестическая дезориентировка (однако больной не чувствует себя дезориентированным в привычной обстановке: у себя дома, в знакомом дворе).
Полное восстановление памяти в большинстве случаев невозможно. После лечения больной может фиксировать в памяти многократно повторяющиеся факты.) Корсаков выделил это заболевание в самостоятельную нозологическую единицу, положив тем самым начало новому нозологическому направлению в психиатрии. Сущность нозологического направления в изучении психозов заключается в том, что наблюдаемые явления рассматриваются в единстве этиологии, симптоматики, течения и патологической анатомии. Является автором классического «Курса психиатрии» (1893), который трижды переиздавался. Психические акты рассматривал как сложные рефлексы.
С.С. Корсаков родился в 1854 году. Самое благотворное влияние на становление и развитие личности выдающегося ученого оказала семья. С 11 лет он уже дает частные уроки. И это не помешало ему окончить гимназию лучшим в 1870 году, тогда же шестнадцатилетний юноша становится студентом медицинского факультета (1870—1875 гг.).
Непосредственным учителем по невропатологии и психиатрии был А.Я. Кожевников. Право, из всей истории отечественной медицины не было еще ординатора, который всего за 13 лет смог бы совершить столько научных исследований, сделать столько докладов, защитить докторскую диссертацию на животрепещущую тему «Об алкогольном параличе»; овладеть методами подхода к лечению душевных недугов. В последнем ему много способствовали гуманистические традиции, что царили в тех лечебных учреждениях, где ему довелось служить. В 1888 году Корсаков утверждается приват-доцентом ИМУ. В 1898 году высочайшим приказом по гражданскому ведомству С.С. Корсаков утверждается ординарным профессором. За свои недолгие годы служения науке С.С. Корсаков был среди тех, кто одним из первых определил, что симптомы присущи определенным заболеваниям или нозологическим началам. Он из первых ввел в психиатрии понятие синдрома, т.е. комплекса симптомов. С.С. Корсаков рассматривал психозы как болезненный процесс, имеющий определенные периоды. Однако могут встречаться и атипичные формы. С.С. Корсаков уделял большое внимание классификации психических заболеваний. В происхождении психозов ведущую роль он отводил мозговым изменениям и изменениям общего состояния всего организма.
Психологические особенности памяти и внимания детей 6–7 лет с ...
... изучить особенности памяти и внимания детей 6 - 7 лет с синдромом гиперактивности. Объект исследования: особенности памяти и внимания у детей ... г. Владимира, 14 детей в возрасте 6 -7 лет, страдающих синдромом гиперактивности. Гимназии №1 г. Коврова, 14 детей в ... внимания, которые могут не появляться в течение года и более. СДВГ является синдромом когнитивных и поведенческих нарушений и включает ...
Сергей Сергеевич отмечал: «…неправильность физиологических процессов лежит в основе психических расстройств». Таким образом, следует говорить о роли С.С. Корсакова в развитии анатомо-физиологического направления в отечественной психиатрии. Особенно прославился описанием полиневритического психоза, по предложению немецкого профессора Жоли, получившего название «корсаковского психоза», который также стали именовать «корсаковским амнестическим синдромом». В полной мере он проводит в жизнь так называемую идею нестеснения. С.С. Корсакова отказались от горячечной, т.е. смирительной, рубашки, связывания. Им были упразднены изоляторы. На окнах ликвидировали решетки. Все-все возможное делалось для того, чтобы клинике придать определенную домашность. Он считал, что врач должен быть другом пациента, знать его переживания, взаимоотношения с родными, близкими. Сергей Сергеевич очень тонко использовал трудотерапию и приобщение пациентов к искусствам. Спектакли способствовали сближению с великим Л.Н. Толстым. Кроме лекций на 9 и 10 семестрах, С.С. Корсаков вводит приготовительный курс на 8 семестре. Затем добавились воскресные клинические лекции. Клинические разборы больных, предназначавшиеся для врачей, превратились в занятия со студентами. И эти занятия включили в университетскую программу. Мало того, Корсаков ввел обязательное кураторство студентов с представлением историй болезни и отчетов о дежурствах для зачета. В 1898 году он избирается председателем Правления Пироговского общества, главным редактором журнала общества.