МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы
Бакалаврская работа
по направлению 040400 «Социальная работа»
Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье
Исполнитель:
Горчакова Елена Ростиславовна
Научный руководитель:
Хахова Олеся Анатольевна,
канд. пед. наук, доцент
Волгоград
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
.1 Молодая семья как объект социальной работы
.2 Причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье
Выводы по первой главе
Глава 2. Основные направления социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
.1 Организация диагностического исследования по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов
.2 Программа социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность проблемы исследования. Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. К молодой семье исследователи относят семьи со стажем совместной жизни до 3 лет, где оба супруга состоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста. В настоящее время семья как основной социальный институт затронута системным кризисом. Статистика показывает, что число разводов с каждым годом увеличивается. Молодые супруги обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации — развод.
Социальная работа с молодой семьей
... суверенитет молодой семьи как субъекта социальных отношений, поддержку особо нуждающихся семей. Отсюда возникает необходимость в наличии государственной системы социальной поддержки и защиты семьи, основанной ... края (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае. 1.2. В своей ...
В современных условиях проблема конфликтного поведения в молодой семье приобретает особую значимость. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании и общении. Однако становление семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей во всей ее сложности и многообразии. Она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит прочность супружества, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений. Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, деформирование личности, процесс приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. А с появлением ребенка напряженность бюджета времени, резкое ограничение развлечений, отдыха, досуга, возрастание физической и нервной усталости. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18 — 35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается. Статистика показывает, что около 2/3 разводов приходится на пары со стажем брака до пяти лет. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Выпускается много литературы, растет число публикаций и выполняемых научных исследований, проводятся симпозиумы, посвященные проблемам семьи.
Приведенные данные свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного российского общества, и диктуют необходимость дальнейших теоретико-прикладных исследований молодой семьи.
Степень изученности проблемы. Изучением проблемы конфликтного поведения в молодых семьях занимались такие ученые, как: Н.Г. Аристова, И.Ф. Дементьева, И.С. Андреева, А.В. Гулыга, Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Р. Левис, М. Аргайл, К. Витек, С.Г. Шуман, В.П. Шуман, Х. Корнелиус, Ш. Фэйр, М. Дойч, В. Сатир, А. Эллис, М. Боуэн, и др.
Анализ научной литературы, отечественных и зарубежных исследований показывает, что вопросы конструктивного разрешения конфликтов в молодой семье являются недостаточно разработанными и требуют своего научного осмысления и комплексной методической проработки. Таким образом, вышеизложенное определяет выбор темы дипломной работы: «Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье».
Влияние дефектов социализации на конфликтное поведение подростка
... между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах. Объект исследования: социализация. Предмет исследования: конфликтное поведение подростков. Цель: исследовать влияние социализации на конфликтное поведение подростка. Задачи: ...
Объект исследования: конфликтное поведение супругов в молодой семье.
Предметом исследования являются особенности социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье.
Цель исследования — обосновать и разработать программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье.
Исходя из вышеизложенного, определим задачи исследования:
Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
Изучить причины возникновения и формы проявления семейных конфликтов.
Организовать диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения в молодой семье.
Разработать и апробировать программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье.
Основу гипотезы исследования составил ряд положений о том, что социальная профилактика конфликтов в молодой семье будет наиболее эффективна, если специалист:
изучит причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье;
организует диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов;
разработает и реализует программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье, направленную на конструктивное разрешение конфликтов.
В ходе решения задач исследования использовались следующие методы исследования:
Теоретические (анализ научной психологической, социологической литературы, а также литературы по социальной работе, анализ документов (личные дела, характеристики);
Эмпирические (опросно-диагностические методы: анкетирование, беседа; эмпирические методы, включающие количественный и качественный анализ полученной информации.)
Теоретико-методологической основой исследования стали труды Н.Г. Аристовой, И.Ф. Дементьевой о проблемах становления молодой семьи; Г.Т. Богданова, Л.А. Богданович, А.М. Полеева, В.А. Сысенко, М.Т Авсиевич, Л.И. Мельник и др. — изучающие супружеские конфликты; В.И. Ханина — о подготовке молодежи к семейной жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и нормы личностно-ориентированного гуманистического, системного и деятельностного подходов, разрабатываемых в отечественной психологической науке, социологии, педагогике.
Экспериментальная база исследования — Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям».
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации данных о типах молодой семьи, основных причинах возникновения проблемы конфликтного поведения в молодой семье; проанализированы формы проявления конфликтов.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных результатов специалистами по социальной работе в своей практической деятельности, составлении технологий и программ профилактики конфликтного поведения в молодой семье, которые могут реализовываться в Центрах социальной помощи семье и детям.
Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин
... по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная. Остановимся подробнее на некоторых типах семей: Молодая семья - это семья на начальной стадии её ... социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная); по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья ...
Апробация результатов исследования проводилась в ходе ежегодной научной конференции в рамках работы секции «Социальная работа с семьей и детьми» на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», получено благодарственное письмо за практикоориентированное исследование.
Этапы исследования:
Исследование проводилось с сентября 2013 года по апрель 2014года и включало в себя три этапа:
этап (сентябрь 2013 г.) формулировка темы, поиск и анализ научной и периодической литературы по данной проблеме, уточнялись цели, задачи, основные понятия и рабочая гипотеза; разрабатывался диагностический инструментарий по профилактике конфликтного поведения в молодой семье;
этап (март — начало апреля 2014 г.) опытно — экспериментальная работа на базе специализированного учреждения, уточнение гипотезы исследования.
этап (конец апреля 2014 г.) были проанализированы и систематизированы полученные в ходе исследования данные (эмпирические и теоретические), уточнены и сформулированы выводы, оформлен текст бакалаврской работы.
Структура и объем бакалаврской работы. Работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретические основы социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
.1 Молодая семья как объект социальной работы
профилактика конфликтный молодая семья
Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток на развитие семейных отношений. Молодые семьи закладывают основу российского общества, на долю молодых семей приходится 2/3 рожденных детей.
В настоящее время «семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика. Внешние дестабилизирующие факторы (плохие жилищные условия, ограниченные материальные возможности, зависимость от родителей, проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения) могут сыграть негативную роль. Проблемы функционирования молодых семей все больше привлекают внимание ученых, государства и общественности, так как на долю молодых браков приходится 65% всех разводов (Руднева, 2004).
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи. К молодой семье следует относить семьи со стажем совместной жизни до 3 лет, где оба супруга состоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста (Павленок, 2009).
Анализ деятельности отделения Тарутинского районного центра социальной ...
... нетрудоспособных или длительно болеющих людей; семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психического насилия; молодые семьи и семьи, имеющие в своем составе ... с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный образ жизни, лишенными родительских прав; дети-инвалиды; имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, ...
Молодая семья — одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков — следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей. Одна из главных трудностей, по мнению Артамоновой Е.И., с которой сталкивается молодая семья — несогласие родителей на брак. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи — контролю над поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения (Артамонова, 2005).
Современная молодая семья выполняет также следующие функции: удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности; создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуальных потребностей; организация ведения домашнего хозяйства; совместное проведение досуга; удовлетворение потребностей в отцовстве или материнстве; социальный контроль; финансовое обеспечение и т.д. Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов (Андреева, 2005).
По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи, в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей (Кузнецова, 2005).
Семья как фактор развития ребенка
... из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в ... Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход ...
Ранний возраст вступления в брак, как правило, связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате — с зависимостью от родителей. Появление ребенка в семье совпадает по времени с периодом учебы, профессионального самоопределения молодых мужей и жен. Это значит, что и в вопросах ухода за маленьким ребенком супруги рассчитывают на помощь старшего поколения (Дивицына, 2006).
Зубкова Т.С. говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных и малодетных семьях. Также семьи различаются по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, и по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста и пожилая супружеская пара. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Сизанов А.Н. утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак — 20-22 года для девушек и 23-28 — для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского).
Уровень нравственного сознания молодых людей — одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними. Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Психологическая готовность к созданию семьи — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями (Гребенников, 1991).
Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...
... работе изучены особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания. Объект - характерологические свойства ребенка. Предмет - особенности проявления ... основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания .1 Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у ...
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем.
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Материально-бытовые проблемы. Часто молодые семьи вынуждены жить на один заработок мужа, так как жена занята воспитанием малолетнего ребенка. Примерно у 80% молодых семей в первые три года совместной жизни рождается первенец, которому необходимы забота и уход. Кроме того, в 18% молодых семей один из супругов еще продолжает учебу. Вместе с тем молодая семья имеет повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации досуга и быта и т. д. (Коврижных, 2004).
Жилищная проблема. Жилищная проблема для молодых семей считается одной из самых острых. Отсутствие жилья — это отсутствие планирования своего благосостояния, социально-экономической деятельности. Возможно несколько вариантов проживания — государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант — проживание с родителями. У большинства молодых семей отсутствует перспектива улучшения жилищных условий за счет собственных средств. Крайне ограничены возможности семей в получении бесплатного государственного, муниципального жилья.
Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности. Анализ статистических и социологических данных позволяет выделить группы семейной молодежи, наиболее уязвимые на рынке труда: студенты и молодые девушки и юноши, только что закончившие учебные заведения; молодые женщины, воспитывающие малолетних детей; молодежь, проживающая в небольших городах (райцентрах), где количество вакансий крайне ограничено; сельская молодежь; лица, получившие профессию, не востребованную на региональном рынке труда.
Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга. Напряженность отношений, неудовлетворенность семейной жизнью может быть вызывана неравномерным распределением бытовых обязанностей, а также дисгармонией в сексуальной сфере. Нередко подобная напряженность перерастает в конфликт (Савельева, 2001).
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...
Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению. Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения. Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие опоры существенно влияют на возникновение у мужчин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний. В России растет заболеваемость, сопутствующая беременности и осложняющая роды или послеродовый период (Зритнева, 2006).
Проблемы в досуговой сфере молодых семей. Раздельный досуг нередко становится источником семейных ссор. В то же время в некоторых случаях насильственное ограничение возможностей выбора одним из супругов способа проведения досуга может оказаться более разрушительным для семейного благополучия, чем раздельная форма проведения досуга. Также данная проблема упирается в нехватку денежных средств у молодой семьи для наиболее продуктивного проведения досуга.
Оказать помощь и поддержку молодой семье в решении многочисленных проблем может специалист по социальной работе. Для того чтобы молодая семья могла полноценно реализоваться, социальная работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию социализирующего потенциала.
Басов Н.Ф. выделяет следующие функции социального работника в работе с молодой семьей: диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, реабилитационных центров и служб) (Басов, 2004).
Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, Н.Ф. Басов выделяет три основных направления социальн6ой работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.
Социально-психологический портрет современной российской семьи.Проблемы ...
... моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и ... задачи: · Рассмотреть функции семьи; · Охарактеризовать социально-психологический портрет современной российской семьи. · Изучить и рассмотреть основные проблемы молодой семьи Семья в современном обществе является ...
Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи — трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов:
объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации;
клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента);
конфиденциальность, адекватность методов и методик;
соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.
Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.
На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, сведения о детях (если они есть); состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.
Реабилитация — это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи, территориальные центры, медико-психолого-социальные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, психологической, медицинской, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки. В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ. Также, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь).
Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство) — система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.
Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что супруги все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений. В основу профилактических программ закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания супругов. Они ориентируют их на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
Таким образом, жизнедеятельность молодых семей отличается сложностью и противоречивостью. Ее особенностью является неустоявшееся экономическое и профессиональное положение супругов. Можно сказать, что молодые люди находятся на стадии выработки жизненной стратегии и зачастую сами нуждаются в воспитании. Социальная работа с молодой семьей направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. От современного положения молодой семьи во многом зависит будущее всего института семьи.
.2 Причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье
Семейные разногласия является естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами. Можно с уверенностью сказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается непреодолимым.
Для того чтобы разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций в молодой семье, необходимо дать определение такому понятию как «конфликт».
В психологии под конфликтом понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения — коммуникации (Юрчук, 1987).
Так же — обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей (Анцупов, 2001).
Конфликты наиболее часты в молодой семье, на этапе адаптации супругов к личностным особенностям друг друга и других членов семьи, согласования своих представлений об окружающем мире, организации семейной жизни. Об основных источниках конфликтов в молодой семье пишет Т.А. Гурко в своей статье «Проблемы молодой семьи». Один из таких источников — зависимость от родителей. По данным исследования молодых семей с трехлетним стажем брака только 6% женщин и 7% мужчин указали, что они никогда не получали материальную поддержку от родителей, причем в 60% семей эта помощь оказывалась регулярно. Другой источник конфликтов в молодой семье — трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке. Молодожены не всегда осознают тот факт, что их представления о ролях мужа и жены в семье существенно различаются. На деле же такие расхождения служат источником многих конфликтов.
Отечественный психолог В.А. Сысенко предлагает следующую классификацию истоков супружеских разногласий:
. Конфликты на базе неудовлетворенности сексуальной потребности;
. Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «я», нарушении чувства собственного достоинства со стороны другого партнера;
. Неудовлетворенная потребность в положительных эмоциях: отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания;
. На почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и т.д.;
. Финансовые разногласия супругов;
. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве;
. На почве различных увлечений, разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга (Сысенко, 1989).
Богданович А.А. среди основных причин супружеских конфликтов в молодых семьях выделяет: нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность), биологическая несовместимость, неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д., несовместимость интересов и потребностей, наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов, эгоистичность супругов.
Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др (Анцупов, 2002).
Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные. Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение. Цель состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы сделать его продуктивным. Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни (Мариновская, 2001).
Конфликты между членами семьи не всегда осознаются. Как раз наоборот, многие из них остаются неосознанными. Осознание конфликта участниками семейного взаимодействия подразделяется на следующие виды: адекватное (соответствующее реальному восприятию разногласий); неадекватное (партнеры воспринимают конфликтную ситуацию искаженно); ложное (конфликтное взаимодействие возникает на основе неправильной оценки себя и партнера в семье).
По глубине, силе, времени существования конфликты бывают:
сильными и слабыми (незначительными);
глубинными и поверхностными;
длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).
Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость, затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю. Довольно интересная классификация конфликтов — по семейно — ролевому основанию. Такие конфликты дифференцируются также на:
супружеские;
родственно-родительские;
семейно-родственные.
Наиболее распространенным супружеским конфликтом, характерным для первого года брачной жизни является рассогласованность партнеров из-за несформированности адекватных структур поведения. Это — отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства, навыков общения, неопытность в сексуальной сфере, неприятные для супруга привычки, неумение распределять внутрисемейные обязанности и т.п. Типичным и наиболее важным супружеским конфликтом в семьях выступает конфликт между традиционным мужским главенством и фактическими основаниями для него, борьба за власть в семье. Этот фактор занимает значительное место среди факторов разногласий между супругами (Юркевич, 1989).
Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым и несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать (Громова, 2001).
Разумихина Г.П. отмечает, что за последние 15-20 лет количество браков, распавшихся на почве алкоголизма, возросло с 40% до 55%. В настоящее время растет число разводов, в которых муж оставляет пьющую жену. Одним из часто упоминающихся мотивов развода является несходство характеров. Этот мотив трудно определяемый. Чаще всего он скрывает за собой иные, более глубокие причины семейного разлада. Как правило, к разводу супруги приходят постепенно, накапливая множество взаимных претензий. Неумение строить конструктивное, без ссор общение чаще всего принимается мужем и женой как несходство характеров. Как показывает статистика, или отсутствие детей не влияет на число расторгаемых браков, хотя совсем недавно дети еще удерживали родителей от развода. Определенную негативную роль в деле играет то обстоятельство, женщина все меньше зависит мужчины экономически. Особенно радикальны в вопросах развода молодые жены: большая свобода и более высокий жизненный уровень в сочетании с неустоявшимися еще супружескими отношениями позволяют им легко идти на расторжение брака. На рост числа разводов влияют следующие факторы:
низкая способность к социальной адаптации и недостаточная приспособляемость;
плохое понимание партнера и нетерпимость по отношению к его поведению и потребностям;
нежелание переносить трудности;
чрезмерная властность одного из партнеров;
сексуальная несовместимость.
В наше время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод (Карнеги, 2004).
Таким образом, конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Конфликты обычно вызываются каким-то противоречием. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.
Выводы по первой главе
В данной главе нами рассмотрена актуальность проблемы конфликтного поведения в молодой семье, приведена типология молодых семей, проанализированы особенности социальной профилактики конфликтного поведения в таких семьях.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Далее раскрываются факторы готовности молодых людей к семейной жизни.
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
У молодых семей существует множество проблем, которые зачастую приводят к различным конфликтным ситуациям. Конфликты наиболее часты в молодой семье, на этапе адаптации супругов к личностным особенностям друг друга и других членов семьи, согласования своих представлений об окружающем мире, организации семейной жизни.
Для молодых семей характерна драматизация любой спорной ситуации, несдержанность и придирчивость. Конфликтное поведение молодых семей особенно ярко проявляется в динамике разводов среди молодых супругов. Любой конфликт в семьях, а тем более молодых, не может пройти бесследно. Неумение конструктивно разрешать напряженные ситуации влечет за собой различные психотравмирующие последствия для членов семьи. Проблеме изучения конфликтного поведения и поиску способов его снижения будет посвящена вторая глава дипломной работы.
Глава 2. Основные направления социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
.1 Организация диагностического исследования по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов
Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Поэтому трудности общения и нарушения межличностной коммуникации в семье выделяются многими исследователями в качестве причин супружеских конфликтов. В развитии и становлении любой семьи возникают определенные сложности, трудности и противоречия, которые могут либо конструктивно разрешаться, либо приводить к усилению разногласий, спорам, ссорам и конфликтам. Чтобы не создавать конфликтную ситуацию в семье, любому человеку, а тем более брачному партнеру надо научиться признавать, уметь видеть сильные эмоции у себя и у своего собеседника, научиться отказываться от общения, обсуждения какого-либо вопроса, пока одним из собеседников владеют сильные чувства. И наконец, надо научиться обсуждать с собеседником свои сильные переживания, развивать в себе умение слушать и слышать другого.
Таким образом, необходимо организовать диагностическое исследование, чтобы выявить уровень конфликтного поведения каждого из супругов и модель поведения личности в конфликтной ситуации.
Цель исследования: опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования о том, что социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье будет наиболее эффективна, если специалист:
изучит причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье;
организует диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов;
разработает и реализует программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье, направленную на конструктивное разрешение конфликтов.
Задачи исследования:
выявить уровень конфликтного поведения супругов в молодой семье.
разработать и апробировать программу социальной профилактики конфликтного поведения супругов в молодой семье.
провести повторную диагностику для выявления эффективности использования программы социальной профилактики конфликтного поведения супругов в молодой семье.
Исследование проводилось на базе ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям». Выборка составила 14 человек (7 семейных пар в возрасте от 18 до 30 лет).
Эксперимент проводился с февраля по май 2014 г.
Исследование проходило в три этапа:
Формирующий этап. Разрабатывается и апробируется программа социальной профилактики конфликтного поведения супругов в молодой семье.
Контрольный этап. Проводится повторная диагностика для выявления эффективности использования программы социальной профилактики конфликтного поведения молодых супругов.
Методы исследования:
Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин).
Данный метод предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы (Приложение 1).
Тест «Понимаете ли вы друг друга». Данный тест имеет целью выявить, насколько хорошо опрошенные понимают друг друга и, следовательно, является ли отсутствие взаимопонимания одной из главных движущих сил возникновения конфликта (Приложение 2).
Конфликтологическая методика К.Н. Томаса, адаптирован Н. В. Гришиной. Цель методики: определение тип поведения личности в конфликтной ситуации. Данная методика позволяет диагностировать уровень конфликтного поведения и выявлять агрессивные тенденции личности (Приложение 3).
Для того чтобы иметь более полное представление об испытуемых, была составлена сравнительная характеристика участников исследования, которая представлена в таблице.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика участников исследования
ИспытуемыеВозрастМатериальная обеспеченностьОбеспеченность жильемВремя в бракеНаличие детейПолина З. Станислав З. (Пара №1)22 25средняяимеется2 года1 ребенокАнна Т. Дмитрий Т. (Пара № 2)21 26низкаяне имеется1 годнетВиктория М. Андрей М. (Пара №3)22 25средняяимеется1 годнетАлександра П. Дмитрий П. (Пара № 4)22 23средняяне имеется1 годнетАнастасия К. Виктор К. (Пара № 5)20 27низкаяне имеется1 год1 ребенокЕлена П. Александр П. (Пара № 6)24 24средняяимеется1 годнетМария Е. Николай Е. (Пара № 7)19 22средняяимеется1 год1 ребенок
Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что большинство участников примерно одного возраста, разница в возрасте супругов небольшая, материальная обеспеченность средняя. У трех пар из семи есть ребенок, и только у четырех пар имеется своя жилплощадь.
Далее опишем результаты диагностического исследования экспериментальной группы до апробирования программы.
Результаты теста-опросника удовлетворенности браком, представлены на рисунке 2.1.
Для рисунка были использованы следующие показатели:
— абсолютно неблагополучный;
— неблагополучный;
— скорее неблагополучный;
— переходный;
— скорее благополучный;
— благополучный;
— абсолютно благополучный
Рис. 2.1 Результаты теста-опросника удовлетворенности браком
Результаты теста показали, что пара № 1 оценивает свой брак как абсолютно благополучный и благополучный, то есть супруги удовлетворены своими отношениями и не имеют особенных трудностей во взаимодействии друг с другом («Меня все устраивает в нашем браке, у нас хорошие отношения»).
Пара № 2 оценила свой брак как скорее неблагополучный и переходный, что свидетельствует о неудовлетворенности партнеров отношениями и довольно высоком уровне конфликтного поведения во взаимодействии друг с другом («Мы часто ссоримся, конфликт бывает даже из-за каких-то мелочей»).
Пара № 3 оценила свой брак как скорее благополучный, причем у обоих супругов результат теста одинаковый. Это свидетельствует о том, что в целом партнеры удовлетворены своими отношениями, но, тем не менее, иногда испытывают конфликтные ситуации и разногласия («Всякое бывает. Как и все супруги иногда ссоримся»).
Пара № 4 оценила свой брак как благополучный, супруги довольны своими отношениями («Мы довольны своим браком, всегда все вместе обсуждаем»).
В паре № 5 дела обстоят несколько хуже, оба супруга оценивают свой брак как переходный, то есть в их отношениях бывают периоды неблагополучия, но совсем неблагополучным его назвать нельзя («Часто ругаемся из-за родителей мужа, с которыми проживаем в одной квартире»).
В паре № 6 жена оценила брак как благополучный, в то время как муж получил результат «скорее благополучный», из чего следует, что его не устраивают какие-то аспекты в их взаимоотношениях («Брак устраивает, но иногда не нравится поведение жены, как я считаю, часто ссоры случаются на пустом месте»).
У пары № 7 получился один из самых низких результатов, оба супруга оценили свой брак как переходный, то есть партнеров явно что-то не устраивает друг в друге, они довольно часто испытывают конфликтные ситуации («После целого дня, когда я занята ребенком, домашними делами уже не остается сил, чтобы с мужем что-то обсуждать»).
Результаты теста «Понимаете ли вы друг друга?» представлены на рисунке 2.2.
Для рисунка были использованы следующие показатели:
От 0 до 10 баллов — в семье принято рассказывать о своих проблемах, взаимопонимание.
От 11 до 20 баллов — наличие конфликтов, партнеры не делятся переживаниями.
Рис. 2.2 Результаты теста «Понимаете ли вы друг друга?»
Согласно нашему анализу, в паре № 1 супруги набрали по 7 баллов, что свидетельствует о доверительных отношениях между супругами, в семье принято рассказывать о своих проблемах, каждый делится тем, что его тяготит, следовательно, наличие конфликтов сводится к минимальному («Если возникает какая-либо проблема, то мы стараемся сразу же обсуждать кого что не устраивает»).
Пара № 2 также соответствует положительному результату (9 и 10 баллов), между супругами есть взаимопонимание («Всякое бывает, и ругаемся иногда, но как-то всегда приходим к общему решению»).
В наиболее печальном положении оказалась пара № 3 — у обоих супругов наблюдается наличие недопонимания, в семье не всегда делятся своими переживаниями. Существует огромное количество вопросов, о которых они не говорят, и они оба не решаются обсуждать их («Я не люблю ссориться с женой и поэтому иногда мне проще чего-то не сказать, чем провоцировать ссору»).
У пары № 4 один из самых благополучных результатов (8 и 7 баллов); супруги делятся друг с другом волнующими их проблемами, переживаниями, в семье атмосфера взаимопонимания («Мы всегда обсуждаем наши проблемы»).
У пары № 5 напротив, один из самых низких результатов. В данной паре жена набрала больше баллов (13), чем муж (11), что свидетельствует о ее нежелании обсуждать проблемы с супругом («Не умею выражать свои мысли так, чтобы муж не обижался, если что-то мне не нравится»).
Пара № 6 отличилась несколько противоречивыми результатами. Жена набрала больше баллов (11), чем муж (10), тем самым показав, что она более замкнута в обсуждении проблем, а супруг считает, что не о чем беспокоиться («Иногда просто нет желания обсуждать какие-то мелочи с мужем»).
В паре № 7 муж набрал 10 баллов, жена 9 баллов, что свидетельствует о наличии взаимопонимания в семье, супруги обсуждают возникающие проблемы («Мы всегда все решаем вместе»).
Результаты конфликтологической методики К.Н. Томаса представлены на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 Результаты конфликтологической методики К.Н. Томаса
В паре № 1 у мужа и жены тип поведения в конфликтной ситуации соответствует позиции избегания, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Положение усугубляет то, что при такой позиции многие проблемы с обеих сторон замалчиваются, вследствие чего возникает недопонимание, напряженная обстановка в семье. Все это провоцирует возникновение конфликта («Я считаю, что иногда лучше что-то не сказать или не сделать, чтобы не ругаться»).
В паре № 2 для мужа характерна позиция избегания, что свидетельствует о нежелании находить компромисс в конфликтных ситуациях, ему проще уйти от самой проблемы. Жена в конфликтной ситуации придерживается позиции соперничества (конкуренции), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку, тем самым возможно подавляя своего партнера («Я всегда прямо говорю, если меня что-то не устраивает, мне важно доказать свою точку зрения»).
В паре № 3 для мужа характерна позиция соперничества, то есть ему важно в первую очередь удовлетворить свои интересы. Жене соответствует позиция избегания, ей проще о чем-то умолчать, чем отстаивать свои интересы и цели («Порой я просто соглашаюсь с мужем в чем-то, лишь бы не провоцировать ссору»).
В паре № 4 мужу соответствует позиция сотрудничества, то есть он старается прийти к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон. Жене характерна позиция компромисса («Проще спокойно обсудить то, что не устраивает, выслушать друг друга и что-то решить вместе»).
В паре № 5 для мужа характерна позиция соперничества, то есть первоочередное отстаивание своих интересов. Жене соответствует позиция приспособления, вероятнее всего она готова принести свои интересы в жертву ради мужа («В итоге я все равно всегда соглашаюсь со своим мужем»).
В паре № 6 мужу соответствует позиция компромисса, который удовлетворит обе стороны. А жена придерживается позиции сотрудничества, чтобы прийти к альтернативе для обоих супругов («Мы ко всем конфликтам подходим по-деловому, все подробно обсуждаем»).
Пара № 7 получила один из самых неблагоприятных результатов. Для мужа характерна позиция избегания, то есть он готов принести свои интересы в жертву ради супруги. А супруга стремится подавить мужа своей позицией соперничества, неумением идти на уступки («Я всегда отстаиваю свое мнение, муж часто с ним соглашается»).
Для более наглядного представления, результаты диагностического исследования представлены на рисунке 2.4.
Предварительный анализ полученных результатов позволил выявить три основные группы изученных семей:
семьи с низким уровнем конфликтного поведения;
семьи со средним уровнем конфликтного поведения;
семьи с высоким уровнем конфликтного поведения.
Низкий уровень конфликтного поведения характеризуется высоким уровнем удовлетворенности браком, в семье царит атмосфера понимания, супруги делятся своими переживаниями, находят компромисс, стремятся разрешить свои разногласия, если таковые возникают. Супруги стараются поддерживать друг друга морально и психологически. Также, не присутствуют проблемы семейного лидерства в форме борьбы за него обоих супругов, партнеры адекватно взаимодействуют друг с другом, стараются всегда прийти к решению проблемы, которое удовлетворяет обе стороны.
Средний уровень конфликтного поведения характеризуется у супругов удовлетворенностью браком, супруги могут в равной степени как обсуждать свои проблемы, так и где-то замалчивать, не осознавая, что такая ситуация часто приводит к возникновению конфликта. Периодически возникает непонимание партнера и нетерпимость по отношению к его поведению и потребностям. Возможно, супруги обладают низкой культурой эмоционального реагирования (не умеют выражать и проявлять свои чувства и переживания).
Также, данный уровень может присутствовать у партнеров с характерными особенностями личности, высокой эмоциональностью, экспрессивностью, из-за которых порой возникает конфликт.
Высокий уровень конфликтного поведения свидетельствует о неудовлетворенности партнеров своим браком, неспособности приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях. Супруги часто умалчивают о проблемах, которые их беспокоят или же предпочитают агрессивное отстаивание своей позиции; не находят взаимопонимания в семье. Споры между мужем и женой ведутся с индивидуалистических, эгоистических позиций; каждый добивается своего за счет интересов партнера и не пытается уладить дело в соответствии с общими интересами семьи в целом. В таких семьях не принято рассказывать обо всех своих проблемах. При возникновении конфликта супруги начинают использовать деструктивные тактики (игнорирование, принижение личности партнера, эгоцентризм).
Также может возникать противоположная ситуация — при высоком уровне конфликтного поведения супруги более «молчаливы», чем бесконфликтные семьи, партнеры реже обмениваются новой информацией, избегают разговоров, которые, по их мнению, могут спровоцировать ссору. Часто кто-то из партнеров, или они оба являются конфликтными личностями, с присущими данному явлению чертами характера.
Как мы можем увидеть, у 40 % испытуемых наблюдается низкий уровень конфликтного поведения, супруги, в целом, удовлетворены своей семейной жизнью. У 20 % испытуемых выявлен средний уровень конфликтного поведения, а вот у 40 % супругов преобладает высокий уровень конфликтного поведения, что свидетельствует о неудовлетворенности семейными отношениями, отсутствию взаимопонимания в паре.
Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями. Применение соответствующих методик позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтное поведение супругов. Анализ возникающей, а еще лучше — только назревающей конфликтной ситуации дает возможность не только своевременно и успешно направить супружеский конфликт в конструктивное русло, но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение. Полученные данные необходимы нам для создания соответствующей программы профилактики конфликтного поведения у молодых супругов.
.2 Программа социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье
Данная программа предлагаемых занятий направлена на выполнение информационно-консультационной работы, формирование навыков бесконфликтного общения, гармонизацию отношений внутри семьи.
Комплекс разработанных занятий, на наш взгляд, способствует более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в молодых семьях.
Программа была реализована на базе ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям». Занятия проводились групповые, участие принимали 7 пар (14 человек).
Целью данного комплекса занятий является формирование в семье гармоничных отношений, построенных на взаимном уважении, понимании, любви, исключающих деструктивное разрешение семейных конфликтов. Поставленная цель осуществляется посредством реализации следующих задач:
расширение возможностей взаимопонимания между супругами;
выработка у членов семьи навыков конструктивного разрешения конфликтов;
формирование навыков взаимодействия по решению различных проблем;
расширение имеющихся знаний в области культуры семейных взаимоотношений, формирование взаимопонимания и толерантности;
привитие культуры межличностных отношений.
Предполагается, что молодые супруги больше узнают друг о друге, научатся взаимодействовать друг с другом, контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации, приобретут навыки разрешать конфликты продуктивно. Программа предполагает 8 занятий, предполагающих групповые встречи.
Таблица 2.2
План мероприятий программы
№Название мероприятияДата проведения1«Знакомство»15.04.142«Слагаемые счастливой семьи»18.04.143«Конфликты в семье»22.04.144«Разрешение конфликтов»25.04.145«Ревность»28.04.146«Молодожены»30.04.147«Новые права и обязанности»6.05.148«Забота о супруге»8.05.14
На занятии № 1 происходило знакомство участников. Для того чтобы снять напряжение и представиться друг другу в качестве разминки было использовано упражнение «Меня зовут… Я делаю так…». После того, как все участники познакомились, они изучили правила поведения в группе. Далее участникам было предложено изучить и применять в общении друг с другом рекомендации по превращению деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные. На занятии № 2 изучалась тема: «Слагаемые счастливой семьи». В качестве разминки было предложено упражнение «Атомы». Далее участники выполняли задание «Создание портрета счастливой семьи», они должны были назвать, какие на их взгляд черты наиболее характерны для счастливой семейной пары. Многие супруги выбирали такие черты как: хорошие жилищные условия, наличие взаимоуважения друг к другу, брак по любви. После того, как все выполнили задание, была проведена рефлексия, обсуждение наиболее важных для каждой пары характерных черт счастливой семьи. Занятие № 3 было посвящено теме «Конфликты в семье». В качестве разминки, участники выполнили упражнение «Приветствие». Затем участники были разделены по парам, им было предложено проранжировать список проблем от наиболее распространенных до наименее важных. Затем происходил анализ тех проблем, которые были более свойственны той или иной паре, велось обсуждение, участники высказывали свое мнение по поводу наиболее оптимального разрешения конфликта. На занятии № 4 обсуждалась тема «Разрешение конфликтов». В качестве разминки участники выполнили упражнение «Подарок». Перейдя к основной части занятия, парам предлагались способы выхода из конфликтных ситуаций, а супруги, в свою очередь, должны были составить «Памятку супругам», кратко сформулировав предложенные мысли. Работа в парах. В конце занятия проведена рефлексия. На занятии № 5 обсуждалась тема «Ревность». Для разминки использовалось упражнение «Семафор». После небольшого вступления, участникам было дано задание: объясните и расшифруйте «девиз» ревности, как вы его понимаете. Каждый участник по-своему объяснил «девиз», после чего произошло обсуждение в группе, все были единодушны по поводу вреда ревности для отношений, предлагали различные варианты борьбы с ней. Занятие № 6 было посвящено теме «Молодожены». В качестве разминки предложено упражнение «Вопрос». Для основной части занятия использовалась ролевая игра — между участниками распределялись семейные роли. Некоторые участники не могли конструктивно реагировать на разыгрываемые ситуации, отмечалась высокая эмоциональность, что свидетельствует о том, что данные конфликты имели место быть у той или иной пары. В конце занятия проведена рефлексия.
На занятии № 7 обсуждалась тема «Новые права и обязанности». Для разминки использовалось упражнение «Заколдованные». Затем было озвучено небольшое вступление, после которого участники должны были исходя из позиции уважения, доверия и благодарности друг к другу, решить предложенные им спорные семейные ситуации. Данное задание большинство супругов выполнили с наиболее конструктивным решением, что свидетельствует о положительных сдвигах.
Заключительное, занятие № 8, было посвящено теме «Забота о супруге». В качестве разминки было предложено упражнение «Мостик». При подведении итогов супруги выполнили задание следующее задание: сформулировать основные правила взаимоотношений и взаимодействия в семье, следуя конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций. Все участники справились с заданием, у многих пар отмечен более высокий уровень терпимости, лояльности к супругу, чем в начале занятий.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена повторная диагностика, в которой использовались те же диагностические методики, что и в начале исследования; описание ее результатов рассматривается ниже.
Для рисунка были использованы следующие показатели:
— абсолютно неблагополучный;
— неблагополучный;
— скорее неблагополучный;
— переходный;
— скорее благополучный;
— благополучный;
— абсолютно благополучный
Результаты теста после проведения программы у многих пар заметно улучшились. Пара № 1 стала оценивать свой брак как абсолютно благополучный, улучшился результат мужа («Эти занятия пошли нам на пользу»).
В паре № 2 также появились изменения в лучшую сторону. Муж оценил свой брак как переходный, а жена стала считать брак скорее благополучным («Мы поняли, что не все так плохо на самом деле»).
В паре № 3 у обоих супругов одинаковый результат, они оценили свой брак как благополучный («Это был интересный опыт, мы стали ближе»).
В паре № 4 улучшился результат жены, она оценила свой брак как абсолютно благополучный («Я считаю, что в нашей семье отличные отношения»).
В паре № 5 у обоих супругов результат теста улучшился на один уровень, они оценили свой брак как благополучный («Во время этих занятий мы больше узнали друг о друге»).
В паре № 6 результаты остались прежние, муж оценил свой брак как скорее благополучный, а жена — как благополучный («В принципе, для нас ничего не изменилось»).
В паре № 7 заметные улучшения — муж оценил свой брак как скорее благополучный, а жена посчитала свой брак благополучным («Жена теперь уделяет мне больше внимания»).
Рис. 2.6 Результаты теста «Понимаете ли вы друг друга?»
Для рисунка были использованы следующие показатели:
От 0 до 10 баллов — в семье принято рассказывать о своих проблемах, взаимопонимание.
От 11 до 20 баллов — наличие конфликтов, партнеры не делятся переживаниями.
В паре № 1 улучшился результат у мужа, он набрал 7 баллов, что свидетельствует об улучшении взаимопонимания в семье («Жена стала больше прислушиваться к моему мнению»).
В паре № 2 оба супруга набрали по 9 баллов, улучшился результат у жены, судя по ее результатам, в семье налаживается взаимопонимание («Стараемся больше разговаривать друг с другом»).
Пара № 3 улучшила свои результаты, но, тем не менее, жена считает, что конфликты в семье по-прежнему присутствуют («Не всегда могу выразить словами, что я хочу»).
В паре № 4 результаты остались прежними, 8 баллов у мужа и 7 баллов у жены, в семье присутствует взаимопонимание («Нам кажется, что ничего особенно не изменилось, мы всегда всем делимся друг с другом»).
В паре № 5 результаты немного улучшились, муж набрал 10 баллов, жена — 11 («Кажется, наши отношения немного улучшились»).
Пара № 6 улучшила свои результаты на одну шкалу, у мужа 9 баллов, у жены — 11, в семье присутствует взаимопонимание («Теперь мы стараемся обсуждать друг с другом даже какие-то мелочи»).
В паре № 7 также положительные изменения, муж набрал 9 баллов, жена — 8, что свидетельствует об улучшении взаимопонимания между супругами («Заметила, что мы стали меньше ругаться из-за пустяков»).
Рис. 2.7 Результаты конфликтологической методики К.Н. Томаса
После проведения программы, показатели многих пар улучшились. В паре № 1 муж и жена стали выбирать позицию компромисса при конфликтной ситуации («Стараемся относиться друг к другу лояльнее»).
В паре № 2 жена теперь придерживается позиции компромисса («Я поняла, что лучше находить решение проблемы, которое устраивает обоих»).
В паре № 3 также отмечается положительная динамика, муж выбирает позицию компромисса, жена — сотрудничества, то есть предпочитает выбирать альтернативу, устраивающую обе стороны («Теперь в случае ссоры мы быстрее миримся»).
В паре № 4 результаты остались прежние, положительные, муж выбирает позицию сотрудничества, а жена — компромисса («Мы стараемся не обращать внимания на незначительные конфликты»).
В паре № 5 муж изменил позицию от соперничества к компромиссу («Иногда устаешь отстаивать свою позицию, проще договориться до общего решения проблемы»).
Пара № 6 получила такие же результаты, как и до программы, оба являются положительными. Мужу характерна позиция компромисса, жена выбирает сотрудничество («Все свои ссоры мы обсуждаем и высказываем свою точку зрения»).
А вот в паре № 7 положительные изменения наблюдаются только у жены, она стала выбирать позицию сотрудничества («Я стараюсь предложить мужу какое-то альтернативное решение проблемы»).
На основе анализа полученных данных, был сделан рисунок, в котором мы отразили соответствующий уровень конфликтного поведения для каждой пары.
Рис. 2.8 Уровни конфликтного поведения семей
Таблица 2.3
Результаты повторной диагностики
Уровни конфликтного поведенияРезультаты диагностикиДо, %После, %Низкий4040Средний2040Высокий4020
Таким образом, мы можем утверждать, что после проведения разработанной нами программы в большинстве семей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтного поведения. Особенно примечательно, что у многих супругов сменился стиль реагирования в конфликтной ситуации на более конструктивный.
Выводы по второй главе
В данной главе нами было проведено диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов, составлена сравнительная характеристика участников исследования. Анализ полученных результатов позволил выявить три основные группы изученных семей: семьи с низкий уровнем конфликтного поведения, семьи со средним уровнем конфликтного поведения и семьи с высоким уровнем конфликтного поведения. Применение соответствующих методик позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтного поведения супругов. Полученные данные мы использовали при создании соответствующей программы профилактики конфликтного поведения у молодых супругов. После завершения программы мы провели повторную диагностику уровня конфликтного поведения, которая позволила нам выявить положительные изменения в парах. Комплекс разработанных занятий поспособствовал более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций между супругами, снизился уровень конфликтного поведения в семьях. Особенно примечательно, что у многих супругов сменился стиль реагирования на конфликтную ситуацию, на более конструктивный.
Таким образом, с помощью данной программы занятий молодые супруги больше узнали друг о друге, научились взаимодействовать друг с другом, контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации, приобрели навыки разрешать конфликты продуктивно.
Заключение
В современных условиях проблема конфликтного поведения в молодой семье приобретает особую значимость. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит прочность супружества, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по проблеме конфликтного поведения в молодых семьях показывает, что она вызывала и вызывает пристальный научный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых. По результатам проведенного исследования можно сказать, что все поставленные задачи были достигнуты в ходе исследования.
Первой задачей нашего исследования было рассмотреть молодую семью как объект социальной работы. Результатами решения этой задачи является анализ научной литературы по данной теме, изучили понятие молодой семьи, выделили типы молодых семей, изучили проблемы характерные для молодой семьи, выделили основные направления социальной работы с молодой семьей. Таким образом, социальная работа с молодой семьей направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые зачастую не в состоянии решить самостоятельно.
Второй задачей нашего исследования было изучить причины возникновения и формы проявления семейных конфликтов. Результатами решения этой задачи является выделение понятия «конфликт», анализ классификаций супружеских конфликтов, подробное рассмотрение основных причин супружеских конфликтов, типов конфликтных ситуаций. Таким образом, конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Конфликты обычно вызываются каким-то противоречием. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.
Третьей задачей нашего исследования являлась организация диагностического исследования по выявлению уровня конфликтности в молодой семье. Результатами решения этой задачи является реализация диагностического исследования по выявлению уровней конфликтного поведения у молодых семей на базе ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» с помощью следующих диагностических материалов: теста-опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин), теста «Понимаете ли вы друг друга?», конфликтологической методики К.Н. Томаса, адаптирован Н. В. Гришиной. Таким образом, согласно проведенному исследованию удалось выявить, что все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями. Применение соответствующих методик позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтного поведения супругов. Анализ возникающей, а еще лучше — только назревающей конфликтной ситуации дает возможность не только своевременно и успешно направить супружеский конфликт в конструктивное русло, но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение.
Четвертой задачей нашего исследования было разработать и апробировать программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье. Результатами решения этой задачи является разработка и реализация программы профилактики с комплексом занятий, целью которой было научить молодых супругов более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, формирование навыков бесконфликтного общения. Программа была реализована на базе ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям». По окончании данной программы была проведена повторная диагностика молодых супругов, которая позволила выявить положительные результаты, снижение конфликтного поведения в семьях, вследствие чего мы можем утверждать, что после проведения разработанной нами программы в большинстве семей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтного поведения.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, которую составил ряд положений о том, что социальная профилактика конфликтов в молодой семье будет наиболее эффективна, если специалист: изучит причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье; организует диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов; разработает и реализует программу социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье, направленную на конструктивное разрешение конфликтов, нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1.Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005.
.Ансупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М: Юнити, 2002.
.Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
.Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. — 2-е изд. — М.: Профиздат, 1991.
.Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.
.Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. — М.: Мысль, 1988.
.Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи / А.Г. Вишневский.- Экология и жизнь, №7, 2008.
.Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. — М.: Политиздат, 1990.
.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Тандем, 2001.
.Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.:КСП, 3 изд., 2008.
.Еникеева Д. Несчастливый брак. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
.Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. Научный журнал. — №3 — 1995.
.Жедунова Л.Г., Можаровский И.А., Посысоев Н.Н., Юрасова Е.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX вв.).
— М., 1997.
.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие М.: Изд. центр «Академия», 2003.
.Каблуков В.А. Проблемы студенческих семей. — К.: О-во «Знание» УССР, 1989.
.Карнеги Д. Как быть счастливым в семье / Пер. с англ. П.Петрова. — Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.
.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Потенциал, 2003.
.Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. — №7 — 2003.
.Келли Д. Как спасти отношения. 100 успешных сценариев решения проблем. — М.: АСТ, 2009.
.Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.
.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988.
.Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1995.
.Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
.Кочетов А.И. Начало семейной жизни / А.И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов / А.А. Логинов. — Мн.: Полымя, 1989.
.Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
.Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. — Социальная работа с семьей. — Москва, 1995.
.Курпатов А. Конфликты в семье. — М.: Олма Медиа Групп, 2007.
.Лосева В.К. Рисуем семью. — М.: А.П.О., 1995.
.Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: «Питер», 2010.
.Мариновская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. — М.: Фит. 2001.
.Немов Р.С. Психология, т.3, М.: Владос, 2003.
.Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ: Автореферат канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003.
.Новиков Д. Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни. — М.: Центрполиграф, 2009.
.Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
.Петров И.Н. Семейные кризисы: правила компромиссов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
.Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н.В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995.
.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Г. Силяевой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
.Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / О.Г. Прохорова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
.Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». — М.: Просвещение, 1986.
.Рожков М. И., Коряковцева О. А. Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2008.
.Сизанов А.Н. Здоровье и семья. Психологический аспект. — Беларусь, 2008.
.Сысенко В.А. «Психодиагностика супружеских взаимоотношений» Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб. М.:НИИ семьи, 1998.
.Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989.
.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.
.Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. — Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
.Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. — Мн.: Нар. асвета, 1989.
.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. — Мн.: Элайда, 2000.