Содержание:
Введение……………………………………………………………..……..3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса старших дошкольников в процессе экологического воспитания
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников………………7
1.2 Проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в отечественной науке…………………………………19
1.3. Проектная деятельность как современная образовательная технология………………………………………………………………………..27
Выводы по первой главе………………………………………………38
Глава 2. Реализация проектно — исследовательской деятельности в условиях экологического воспитания старших дошкольников
2.1. Выявление уровней сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………….41
2.2. Организация и анализ результатов педагогического
эксперимента ……… ……………………………………………………………51
2.3. Рекомендации по организации проектной деятельности старших дошкольников в области экологического воспитания…………64
Выводы по второй главе………………………………………………..70
Заключение……………………………………………………………….72
Литература…………………………………………………………………74
Введение
Актуальность исследования. Экологическое воспитание — есть одно из направлений воспитательно — образовательного процесса дошкольного учреждения. Это одно из главнейших средств универсального совершенствования ребенка — дошкольника, зарождение системы знаний как о самой природе, так и о воспитании осознанного отношения к ней.
Непосредственно в дошкольном возрасте формируются основы экологического воспитания. По мнению большинства исследователей в данной области, детям, в возрасте 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человека как о живых существах, о взаимосвязи природы и человека, а также о многообразии ценностей природы, а именно: оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической.
Дети старшего дошкольного возраста способны откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, соразмерно оценивать свое отношение и отношение окружающих их людей к социальной среде.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
... старшего дошкольного возраста. 2) Апробирована серия игр по воспитанию общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ... и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. ...
На основании многочисленных исследований, было установлено, что старшие дошкольники вполне могут овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически направленный характер осознанно — бережного отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологическое образование в период детства основывается на двух основных критериях:
-у детей целесообразно формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;
-благоприятные взаимодействия с окружающим миром — есть составляющая здорового развития ребенка, расширяющей область исследования мира и качества жизни ребенка на протяжении длительного времени.
Необходимость экологического образования дошкольников не вызывает никаких сомнений. Очень важны вопросы разработки сути, способов, видов, технологий экологического образования.
Одной из самых распространенных проблем экологического воспитания детей есть выявление особенностей зарождения динамических представлений о росте и совершенствовании живых существ.
На сегодняшний день одним из средств развития познавательных процессов дошкольников является проектная деятельность, что обосновывает выбор и актуальность темы выпускной квалификационной работы « Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса старших дошкольников в процессе экологического воспитания».
Экологические проблемы современности оказывают существенное влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены лишь только при условии формирования экологического мировоззрения у каждого человека, повышения их экологической грамотности и культуры. Важность данной проблемы настолько велика, что 2013 год в РФ был объявлен «Годом окружающей среды».
Принятые нормативно — правовые акты в РФ в области экологического воспитания, а именно: ФЗ «Об экологической экспертизе» [58], ФЗ «Об охране окружающей среды»[59], подразумевают под собой создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного образования. Поскольку именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Плачевное состояние экологической обстановки стоит в списке самых актуальных проблем на сегодняшний день. Одна из главнейших задач государства — рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Степень научной разработанности проблемы. Концепция познавательного интереса старших дошкольников в процессе экологического воспитания построена на основании трудов С.Н. Николаевой.
Цель исследования: разработать педагогический проект «Путешествие в природу», направленный на развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экологического воспитания.
Объект исследования — процесс формирования экологического воспитания старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников
... Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. - 25 с. 11. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, ... ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, ...
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством проектной деятельности в процессе экологического воспитания в ДОУ будет эффективным, если:
— на основе специальной литературы будут выявлены особенности познвательного интереса страших дошкольников в процессе экологического воспитания;
-определены результаты познвательного интереса старших дошкольников в процессе экологического воспитания и выявленные цели.
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность познавательного процесса у старших дошкольников в области экологического воспитания;
2. Акцентировать внимание на развитии познавтельных интересов у старших дошкольников;
3.Дать характеритиску педагогическому проекту «Путешествие в природу» как метода развития познавательных процессов дошкольников.
4.Описать опыт работы по применению данного проекта в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении №15 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому развитию детей» г. Кингисеппа.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, обобщение;
— практические: наблюдение, беседа;
— анализ.
База исследования: опытно-экспериментальная деятельность
осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 15 «Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей», г. Кингисеппа, Ленинградской области.
Количество детей, принявших участие в эксперименте: экспериментальная группа 20 детей старшего дошкольного возраста
Работа состит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса страших дошкольников в процессе экологического воспитания
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников
Мир природы таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Правильно посроенная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать яркле многообразие явлений природы, наблюдать за преобразованями в окружаюшем мире.
Изучая природу, при помощи взрослого, дошкольник пополняет свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому.
Воспитательное значение природы очень сложно переоценить. Общение с природой оказывает пложительный эффект на человека, деалет его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Немаловажную роль играет природа и в воспитании детей.
Каких бы образовательных правил воспитатель не придерживался, на основании каких бы программ дошкольного воспитания не осуществлял свою деятельность, он не может не поставить перед собой цель: научить ребенка бережно относиться к природе своей страны[25 с-18].
Как правило, в дошкольном учреждении детей знакомят с природой, изменениями, просиходящими в ней в зависимотси от времени года. На основании полученных знаний формируются такие качества как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Дидактическая игра, как средство экологического воспитания ребенка-дошкольника
... Ю.М. Тараскина и др. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, ... если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде. Теория Ж. Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на С.Пейперта ...
Познакомить детей с природой, воситать любовь к ней, очень помогает уголок природы в детском саду, где расположены комнатные растения и некоторые животные.
Периодически, дети наблюдают и ухаживают за живыми существами. Непосредственно в процессе ухода за ними дети получают представление о многобразии как растительного, так и животного мира на Земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них необходимы.
Программой Федерального Государственного Образовательного Стандрата предусморен системный подход к экологическому воспитанию дошкольников. Данная программа содержит в себе теоретическое и практичекое осмысление темы, в связи с чем, работа над каждым блоков осуществляется на 6 нарпавлениям: программный компонент, региональная составляющая, вариативный компонент дошкольного учреждения, предварительная работа, практическая деятельность, сопуствующие формы работы, а именно творческие задания в виде рисунков и составления ребусов.
Воспитатель обучает детей сравнительному анализу, методом нахождения как сходства, так и различий между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. Рассмтаривая комнатные растения, преподаватель акцентирует свое внимание на их красоте, на то, как находящеся в группе растения и животные украшают помещение. Все перечисленные факторы спсобствуют формированию у детей чувства прекрасного.
В переводе с греческого языка термин «экология» — есть наука о доме, жилище. Образовашись еще в прошлом веке как элемент зоологии, экология являлась наукой о взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой и друг с другом. На сегодняшний день данное направление принято называть биологической либо классической экологией.
В процессе развития общества, наука также не стояла на месте, а приобретала социальное значение и уже на сегодняшний день вышла за пределы естветсвенных наук. В середине 20 века, экология становиться широко известна среди всех людей, вне зависмости от их специальности. Она стала наукой, которая оказывает помощь людям в процессе выживания, формирования для них наиболее приелемой среды обитания.
Очень жаль, что общество осознало это только тогда, когда уже стали ярко заметны негтаивные последствия потребитеьского отношения людей к природе, конда на планете почти что не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды оитания уже неагтивно стало сказываться на здоровье большого количества людей.
Из дня в день, экологическая информация входит в нашу жизнь, но к сожалению нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Большая часть людей считает, что повлиять на состояние окрвжающей среды в состоянии исключительно правительство нашей страны, но ни в коем случае ни мы сами, и что, как правило, от нас ничего не зависит.
По мнению ученых, это вызвано тем, что на протяжении длительного времени в большинстве образовательных учреждений не однимались вопросы в сфере экологии. Помио этого, воспитывалось скорее потребительское отношение к природе, стремление завоевать ее и усовершенствовать по своему желанию[20 c -98].
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с участием гувернера
... отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на ...
Тем взрослым, кто воспитывалcя именно на таких принципах, к сожалению уже очень сложно изменить свои взгляды на окружающую среду. Вся надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитать иначе.
Многие философы и экологи едины во мнении, что необходима массовая экологическая культура, выражающаяся в:
-воспитании членов общества, осознающих свою взаимосвязь с природой, понимающих единство региональных и глобальных процессов биосферы, необходимость сохранения ее равновесия;
-привитие всем членам общества сознания личноц причастности к решению пролем окружвющей среды;
-развитие понимания каждым членом общества, необходимости между удовлетвроением личных потребностей и теми последствиями, которые окажут эти действия на состояние окружающей среды в дальнейшем. Говоря иначе, экологическую культуру необходимо рассматривать в качестве интеллектуально — духовной основы цивилизации устойчивого типа[4 c -111].
Исследуя на протяжении длительного времени проблемы и вопросы экологического воспитания старших дошкольников, все же удалось дать понятие экологической культуре, которая связана с социально -нравственной деятельностью, вызывающей потребность в преобразовании окружающей среды.
Экологичсекое воспитание — есть новейшая категория, связанная с наукой экологией, всевозможными ее ответвлениями. В стандратной экологии главными терминами выступают: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функцинирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба термина, в виде определенных примеров из ближайшего окружения ребенка -дошкольника, могут быть представены ему и послужить основой совершенствования взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — второй, довольно таки вахный аспект экологии, являющийся основой активно совершенствующихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не должна остаться в стороне от познания современного ребенка. Определенные примеры применения человеком природных ресуров и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут оказать содействие в области дошлкольной педагогики с целью формриования у детей начальной позиции по данному вопросу.
Получается, что в основе экологическго образования лежат адаптированные на школьный возраст главные идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Задача экоогического воспитания страших дошкольников — формирование начал экологической культуры — основных компонентов личности, позволяющих в последующем, благополучно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обесечит его выживание и совершенствование.
Данная цель целиком и полностью совпадает с Концепцией дошкольного образования, которая устремлена на обще- гуманистичсекие ценности, ставит перед собой цель личностного совершенствования ребенка, а именно заложить в дошкольном детстве основу личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке.
Формирование начал экологической культуры — есть станолвение осознанно верного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к лиюдям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, формирующим на основе ее богатств материальные либо духовные ценности. Изначально элементы экологической культуры формируются на основании взаимодействия детей под шевством взрослых с предметно -природным миром, который их окружает. Цель экологического восптиания — это задачи формирования и воплощения воспитательно — образовательной модели, при которой достигается результат — ярко выраженные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Педагогические проблемы подготовки детей к школе в дошкольном учреждении
... с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. 1.2Подготовка дошкольника к учёбе в семье Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно ... заслуженной. Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче ...
Задачи сводятся к:
-формированию в педагогичсеком коллективе атмосферы важности экологичсеких проблем и прироитености экологичсекого воспитания;
-формирования в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологичсекого воспитания;
-повышение квалификации педагогического персонала на постоянной основе;
-осуществление систематической деятельности с детьми в пределах той либо иной технологии;
-выявление степени экологичсекой культуры.
Суть экологического воспитания содежрит в себе два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания — есть обязательный компонент процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — итоговым ее продуктом. Поистине экологичсекие знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологичсекиуу сознанию.
Понятие «экологическое воспитание» — содержит в себе анализ природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, отвечает требования российской специфики и решению имеющихся экологических проблем средствми образования.
Экологическое воспитание — есть целенаправленно организованный, планово и периодически осуществялемый процесс усвоения экоогических знаний, умений и навыков. Суть экологического воспитания — есть четыре главных компонента: познавательный, ценностный, нормативнй и деятельностный. Самыми типичными задачами, объединяющими мнения большей части педагогов в отношении экологического воспитания и воспитания — есть формирование знаний о закономерностях взаимосвязей природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии человека, общества и природы, а также воспитание мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной деятлеьности по охране окружающей среды.
Экологическое воспитание — призвано формировать активную прироодхранную позицию. Экологическое воспитание достигается при помощи комплекса природоохранного и экологического воспитания, включающего в себя школьное и вызовское экологическое просвещение, пропаганду экологического поведения.
Культура — есть конкретные методы организации и совершенствования человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и установок, в духовных ценностях, в совокупности отношения человека к природе, к другим людям, к себе самой.
«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...
... М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c. 15. Кожухова, Н. Н. Педагогическая практика студентов с дополнительной подготовкой. Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении / Н.Н. ...
Экологическая культура — есть способность человека чувствовать живое бытие мира, примерять и приспосабливать к себе, угождать собственным поребностям и укладу окружающей природной среды. Иными словами, экологическая культура — есть деятельность человека, устремленная на организацию и трансформацию ествественного мира на основании собственных потребностей и намерений.
Экологическая культура устремлена к двум мирам: природной среде и внутреннему миру человека. Своими задачами она направлена на формирование желаемого строя либо строя в природе и на воспитание высоких гуманистических жизненных ценностей и ориентиров в человеческой жизни.
На основании вышеизложенного, получается что, экологическая культура соединяет в себе:
— знание главных законов природы, а также понимание необходимости считаться с этими зауоноами и руководствоваться ими как в индивидуальной, так и коллективной деятельности;
-стремление к оптимальнности в процессе личного и производственного природопользования:
-выработку чувства ответсвенного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
Получается, что экологическая культура охватывает интелектуальные, эстетические и этические, деятельностно — волевые спекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Одним из главных условий формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитраного знания в содержании образования.
Процесс формирования у детей начал экологической культуры целесообразнее начать на определенном природном материале из непосрелственного окружения детей. В данном случае, немаловажную роль при построении методики экологического воспитания, установления ее сути, играет ключевое понятие биоэкологии, которое может быть применено в эколого — педагогической деятельности с любой возрастной категорией дошкольников[20].
Достоинства дошкольного возраста очевидны: первые шесть лет жизни малыша — это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психологических возможностей, начало становления личности. Достижением первым сети лет жизни ребенка принято считать становление самосознания: ребенок выделят себя из предметного мира, начинает понимать свою роль в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно — природном мире, выделять его ценнности. Предметное окружение дошкольника есть всевозможнве объекты природы, в связи с чем, его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно, поскольку это ествественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Экологическое мировоззрение — есть продукт образования. Его становление происходит постепенно на протяжении многих лет жзни и учения человека. Начало же данного процесса приходится на период дошкольного детства, когда формируются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предсметно -природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников — есть ознакомление детей с природой, в основу которого заложен экологический подход, а педагогический процесс основывается на идеи и понятия экологии.
Для выяснения научной основы экологического воспитания очень важную роль играет понятие экологии как биологической науки, исследующей взаимооношения организмов со вредой обитания и между собой.
Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения
... гипотезу: если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно. Объект исследования - процесс адаптации ... семье и детском саду Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности. Так, ...
Биоэкология содержит в себе три раздела:
-отдельно взятого организма со средой обитания;
-популяция различных видов растений и животных c занимаемым ареалом;
-сообществ живых организмов со средой совместного проживания.
Отталкиваясь от специфики детей дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в различной мере могут выступить в роли научной основы с целью построения адекватной экологической методики воспитания старших дошкольников.
Критериями отбора определений и экологического фактического материла являются:
-наглядная представленность;
-возможность включения в практическую деятельность[20- 88 с.].
Как правило, у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно — действенная и наглядно -образная виды мышлений, обкспечивающие способствующие пониманию и усвоению искличительно специально отобранной и адаптированной к данному возрасту информации о природе. Самым благоприятным для воспиткния старших дошкольников является раздел аутэкология, иными словами когда дети окружены определенными, отдельно взятыми живыми организмами.
Получается, что первое экологическое понятие, которое может быть применено в процессе построения методики, это онятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Следующее важное понятие из раздела аутэкологии — морфофункциональная приспособленость организма к среде обитания. В перечисленных понятиях заложена первая, самая главная экологическая идея — любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания при помощи морфофункциональной приспособленности к конкретным условяим жизни. Данная идея вполне может быть доведена до понимания старших дошкольников.
Из второго раздела биоэкологии -дэмэкологии, в настоящее время по причине недостаточности исследований, применять какие-либо понятия с целью построения методики экологического воспитания старших дошкольников не представляется возможным.
Третий раздел биоэкологии — синэкология, — изучающей жизнь растений и животных в сообществе, дает возможность адаптировать главные понятия до степени познавательных возможностей страших дошкольников.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что вышеперичсленные поняти биоэкологии, адаптрированные к степени познвательных возможностей детей старшего дошкольного возраста — есть содержательная основа новой методики — экологического воспитания дошкольников. Помимо это……..
Список использованной литературы:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2015. — 231 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2015. — 121 с.
3. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2010. № 1. — С. 24-36.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. — М.: Просвещение, 2009. — 500 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2012. — 304 с.
Устранение заикания у дошкольников с использованием арттерапевтических ...
... 4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по использованию арттерапевтических технологий при устранении заикания у дошкольников в системе комплексного логопедического воздействия. Методы исследования: теоретический ... 1998). Особое значение имеют вопросы оказания эффективной помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, на начальных этапах заикания, пока данный речевой механизм ...
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2014. — 200 с.
7. Борев Ю. Б. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 304 с.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М.: Просвещение, 2013. — 150 с.
9. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 2012. — 200 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 112 с.
11. Вересова Н.Н. «Мы — земляне». — М.: Просвещение, 2012. — 90 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2013. — 93 с.
13. Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. — М.: Просвещение, 2014. — 150 с.
14. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой «Дошкольное образование»-
-М: Питер пресс 2016г. -460с.
15. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность?//Семья и школа. — 2015. — № 10. — С. 12-14.
16. Годовикова Д. Формирование познавательной активности// Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — С. 17-19.
17. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М., 2015. — 200 с.
18. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. — 2011. — № 3. — С. 30-32.
19. Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. — Нижневартовск, 2016. — 200 с.
20. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. — Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011.-288 с.
21. Горшкова В.В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг. ХХ века. — М., 2015. 150 с.
22. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 10. — С. 20-22.
23. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. — 2014. — № 6. — С. 18-20.
24. Гухман Г.А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления: Опыт реализации междисциплинарного естественнонаучного экологического проекта «Человек и окружающая среда»//Образование в современной школе — 2016. — № 11-12. — С. 33-35.
25. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вызов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой -СПб: Питер, 2016 -464 с.
26. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. — М.: Просвещение, 2014. — 200 с.
27. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 528 с.
28. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей//Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — С. 110-114.
29. Килпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 2015. — 260 с.
30. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М., 2013. — 96 с.
31. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения. — М.: Просвещение, 2015. — 240 с.
32. Коменский Я.А. Учитель учителей. — М.: Карапуз, 2015. — 288 с.
33. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.
34. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии. — 2012. № 4. — С. 20-24.
35. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. — 2015. № 4. — С.5-17.
36. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. — М.: Педагогика, 2011. — 200 с.
37. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. — М.: Новая школа, 2015. — 148 с.
38. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2014. — 336 с.
39. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 120 с.
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2012. — 200 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А. — СПб.: Мозаика-Синтез, 2011. — 292 с.
42. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Просвещение, 2016. — 130 с.
43. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2015. — 200 с.
44. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: Аспектъ-пресс, 2016. — 190 с.
45. Полат Е.С. Современные педагогические технологии. — М., 2013. — 220 с.
46. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2012. — 230 с.
47. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры у дошкольников. — М.: Просвещение, 2013. — 40 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2010. — 712 с.
49. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом — природа». — М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2010. — 120 с.
50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 2014. — 180 с.
51. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Академия, 2014. — 512 с.
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Просвещение, 2014. — 270 с.
53. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. — М.: Просвещение, 2013. — 176 с.
54. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой. Ребенок в мире поиска./ Под редакцией О. В. Дыбиной. — М.: Просвещение, 2015. — 211 с.
55. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. — М.: Просвещение, 2016. — 351 с.
56. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Просвещение, 2014. — 200 с.
57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2009. — 439 с.65
58. ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ (последняя редакция)// «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4556
59. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция)// «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133.