МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории, гуманитарного и социального образования
(полное наименование института/факультета)
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
(полное наименование кафедры)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Бакалаврская работа
(вид ВКР)
Развитие речи детей 3 года жизни в процессе выполнения аппликации
(тема)
Выполнил студент группы: 3.070.99.11
Новосибирск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников
средствами аппликации…………………………………………………..
1.1 Особенности развития речи в раннем возрасте………………..
1.2 Аппликация, как одно из средств развития речи детей раннего возраста…….
1.3 Аппликация как средство развития мелкой моторики. Методы
и приёмы обучения аппликации детей раннего возраста……………………..
Глава 2. Оценка речевого развития детей третьего года жизни……..
2.1 Организация исследования. Методики для диагностики развития речи
и мелкой моторики детей раннего возраста……………..
2.2 Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики детей
третьего года жизни………………………
2.3 Методические рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни
на занятиях аппликацией…………………………………
Заключение……………………………………
Библиографический список…………………………….
Приложения……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Истоки способностей и дарований детей — в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее.
Тема 5. Развитие речи в онтогенезе
... двух-трехсловных предложений. Освоение фонетики языка. Рецептивная речь (понимание речи). Экспрессивная (разговорная) речь. Расстройства развития речи у детей. Развитие речи у взрослых. Рекомендуемая литература: Маклаков А.Г. Общая ... Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (Ф.Франкл, К.Роджерс). Рекомендуемая литература: Бернс Р. Развитие Я-концепции и ...
Давно выявлено, что среднестатистический ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Достаточно активная и внятная речь возникает у малышей как средство ситуативно-делового общения со взрослыми. Данная форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открывая для себя существование предметов, ребенок устремляется к их познанию. Предметно-орудийная деятельность становится ведущей в этом возрастном периоде, обусловливая как познавательное, так и личностное развитие ребенка.
Многие отечественные педагоги-психологи подчеркивают необходимость в освоении ребенком предметного мира участия взрослого человека, так как окружающие ребенка предметы — это предметы человеческой культуры и их ребенок не может самостоятельно распознать. Таким образом, вся познавательная активность ребенка опосредована общением со взрослым. А средством такого общения становятся слова. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других. Эти исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
Обучение речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой и другими.
Вопросами использования в практике ДОУ занятий аппликацией, для детей 3-го года жизни занимаются психологи А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Примерный ход развития речи ребенка: сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. На развитие речи ребенка, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в занятия по развитию речи во всех дошкольных учреждениях.
Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...
... ʙий, обеспечиʙающих разʙитие сʙязной монологической речи у детей старшего дошкольного ʙозраста. Проблема разʙития монологической речи детей хорошо изʙестна широкому кругу педагогических работникоʙ: ʙоспитателям, ... ʙания: методы и приемы разʙития сʙязной речи у детей старшего дошкольного ʙозраста. Гипотеза исследоʙания - монологическая речь детей старшего дошкольного ʙозраста будет разʙиʙаться более ...
Таким образом, занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Комплекс этих занятий необходимо разработать с позиции развития координации движения рук, тактильного восприятия предметов пространственной ориентации, развития мышечных ощущений, и формирования контроля над мышечным тонусом. Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только зрительно-мышечную координацию, но и расширению активного и пассивного словаря ребенка, что подготавливает почву к формированию речи, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны современных психологов. Несмотря на значительную работу, проведённую психологами в плане решения важнейших теоретических и практических вопросов, связанных с использованием аппликации и упражнений по развитию моторики детей третьего года жизни как средства формирования речи детей третьего года жизни, остались без внимания многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию речи, а также вопросы осуществления совместной работы воспитателей и родителей по использованию тонкой моторики в речевом развитии детей третьего года жизни.
Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.
... всестороннего исследования речи детей, так и специфические. 1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. 2.Реализация этого ... моментов. III. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи позволяет оценить тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии ...
Объектом исследования является речевое развитие детей третьего года жизни.
Предметом исследования выступает речевое развитие детей третьего года жизни посредством занятий аппликацией.
Гипотеза. Недоразвитие речи детей третьего года жизни непосредственно связано с недостаточностью развития мелкой моторики.
Целью работы является теоретическое обоснование и исследование особенностей речевого развития детей третьего года жизни на занятиях по аппликации.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы развития речи детей в отечественной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть занятия по аппликации, как одно из средств развития речи детей раннего возраста.
3. Выявить уровень речевого развития детей третьего года жизни.
4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию речи детей третьего года жизни посредством аппликации
Методы исследования: библиографический метод; эмпирические методы исследования: изучение педагогической документации, наблюдение, методики диагностического обследования речи, анкетирование; методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также, в обосновании того, что занятия аппликацией способствуют развитию мелкой моторики ребенка, что имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей раннего возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ
1.1 Особенности развития речи в раннем возрасте
Речь — это не врожденная способность, развитие ее происходит в процессе онтогенеза. Онтогенез обозначает индивидуальное развитие человека от момента его зарождения до конца жизни. Развитие речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка, сформированная под влиянием речи окружающих его взрослых, во многом зависит от полученной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания, и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов — их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте.
Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста
... актуальна в современной спортивной жизни. Объектом курсовой работы является система комплексного развития выносливости у детей среднего и старшего возраста. Предметом исследования является комплекс средств ... и методов, используемых в процессе развития выносливости, а ...
Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета [15].
Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет.
В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5-3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего — по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и так далее).
К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия ведет к тому, что исчезает широкое узнавание предметов по картинкам и на фотографиях, основой которого было их отождествление по отдельным признакам [13].
Дети раннего возраста еще не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта. Поэтому при определении предметов круглой формы ребенок говорит «как мячик», зеленых – «как травка» и другие сравнения.
При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи.
Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить совсем маленького ребенка петь [32]….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аппликация является наиболее просты и доступным способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов.
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Аппликация лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений ...
... умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Ранний детский аутизм (РДА) - это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким ... коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма. Предмет исследования: коррекция коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Гипотеза: игровые ...
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Таким образом, использование занятий аппликацией в работе с детьми третьего года жизни может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
На занятиях изобразительной деятельностью,в совместной деятельности воспитателя и детей,на интегрированных занятиях с логопедом, детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий.
Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»).
Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок третьего года жизни неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный).
Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение аппликации, но и на развитие восприятия воображения. Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности [12],что в свою очередь ведет к овладению и развитию всех компонентов речи.
Во второй части работы описаны все этапы проведенного исследования детей третьего года жизни. Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик (исследование уровня речи и мелкой моторики).
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста
Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей
Рассмотрены условия развития речевых навыков посредством работы по развитию мелкой моторики на занятиях по аппликации. Чтобы данная рабодеятельность была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать её как можно раньше. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя и педагога-логопеда.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения ... свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее ...
Следовательно, наша гипотеза о том, что о том, что недоразвитие речи детей третьего года жизни непосредственно связано с недостаточностью развития мелкой моторики доказана проведенными исследованиями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2010. — №8. — С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. — М.: Просвещение, 1974. – 45 с.
3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. -М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособ. для педагогов . -М.: Владос, 2001. -224с.
5. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. -2014. — №5. — С. 495-497.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться говорить. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 165 с.
7. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Н.: БОРА-ПРЕСС, 2006. – 506с.
8. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособ. — М.: Просвещение, 2007. — 174 с.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2008. – 344 с.
10. Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016. — №1. — С. 78-80.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. — СПб: Детство-Пресс, 2004. — 128 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. –СПб.: Детство-пресс, 2004. – 244 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2008. – 320 с.
15. Иванова Ю.И. Особенности речевого развития трёхлетнего ребёнка. // Экстернат. – 2017. — №11. – С. 5-6.
16. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. — М.: Литера, 2008. — 218 с.
17. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Академия, 2000. – 400 с.
18. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях . -Ростов Н/Д: Феникс, 2002.- 234 с.
19. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. — М.: Педагогическое общество России. — 2000 — 78с.
Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода ...
... детей раннего возраста на развитие игровой деятельности. Предмет исследования: создание условий на повышение уровня мотивации для детей раннего возраста на развитие игровой деятельности. адаптация дошкольный ... Проанализировать литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения; Выявить уровень адаптации детей в дошкольном учреждение. Создать условия для охраны ...
20. Кольцова М. М. Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2015. -№ 5. – С. 32-34.
21. Кудимова Е.Е. Психологические особенности детского возраста. Развитие ребенка от 0 до 3х лет. – М.: Россмен Пресс, 2007. — 111 с.
22. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2015. -144 с.
23. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с развитием речи и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.
24. Наглядный материал для обследования детей / Под ред. Е.А. Стребелевой. — – М.: Просвещение, 2007. – 45 с.
25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 304 с.
26. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
27. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28-35
28. Розенгарт — Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. — М.: Смысл, 2003. — 178 с.
29. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик. — М.: Просвещение, 2013. — 141 с.
30. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 226 с.
31. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 144 с.
32. Суркова Н.Л. Три года роста и развития. – М.: АСТ, 2016, 384 с.
33. Ушакова О.С. Методики развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004 – 288с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: 2013/11/25/doshk-standart-dok.html — (дата обращения: 09.04.2017).
35. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999.- 560 с.
36. Шалаева Г. Воспитание и развитие ребёнка от 0 до 3 лет. –М.: АСТ, 2010. -320 с.
37. Щелованов Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста. — М.: Эксмо, 2005. — С.15-19.
38. Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. — М.: Просвещение, 1996. — 256 с.
39. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. 1-3 года: Метод. пособие. – М.: Владос, 2016. -288 с.