СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Г л а в а I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………..
1.1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста………..8
1.2. Психологические особенности общения детей
в дошкольном возрасте…………………………………………………………41
Выводы по первой главе…………………………………………………………65
Г л а в а II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………
2.1. Экспериментальное исследование условий развития
общительности средствами психологической службы………………………68
2.2. Психологическая служба как средство развития общительности
у детей дошкольного возраста…………………………………………………75
2.3. Программа сопровождения развития общительности…………………..78
Выводы по второй главе……………………………………………………….85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………87
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………92
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в настоящее время. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.
Общение дошкольников со взрослыми к сожалению, часто лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше (взрослые или дети), просто очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. По традиции для дошкольников авторитетом должны служить, прежде всего родители, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом.
Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...
... формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе Мотивационная ... важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если ...
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
Данной проблемой занимался ряд ученых таких как — Выготский Л.С., Волков Б.С., Годовикова Д.Б., Лисина М.И., Смирнова Е.О., Рузская А.Г. и др.
Объектом исследования выступают дошкольники.
Предмет исследования: проблема развития общительности дошкольников.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования: изучить психологические условия развития общительности детей дошкольного возраста средствами психологической службы.
Задачи исследования:
1. Анализировать психолого – педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Выявить условия развития общительности дошкольников средствами психологической службы.
3. Экспериментально изучить и оценить критерии выбора партнера по общению, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
4. Составить программу сопровождения развития общительности средствами психологической службы.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
1. одним из условий развития общительности является взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в группе;
2. средствами психологической службы, можно развить общительность детей дошкольников.
Научная значимость (новизна): состоит в том, что содержательно обозначен и обобщен теоретически и эмпирически материал в рамках проблематики исследования, по изучению диагностико – развивающих технологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных принципов. Среди них:
— Принцип развития. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменение соотношения между целым и частями (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).
— Принцип системности. Исследование явлений в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому, присуши целому новые свойства (Л.С. Выготский, З. Фрейд).
— Принцип детермнизма. Выступает, прежде всего, в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).
— Принцип сравнительного анализа. Необходимость исследования социопатогинеза и проведения его обязательного исследования и сравнение с нормальным социальным развитием.
Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни
... как можно более раннего начала коррекционных занятий по развитию движений слепого ребенка. Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ... плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша. Если у ребенка есть светоощущение или остаточное зрение, необходимо проводить занятия, направленные ...
— Принцип уровневого подхода к изучению человека (в работах Б.Г. Ананьева): организация человека осуществляет в различных иерархических уровнях.
— Принцип единства сознания и деятельности. Сознание обеспечивает активный характер деятельности, а деятельность в свою очередь выступает активной формой сознания (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев).
Теоретической основой исследования: является ряд работ по детской и возрастной психологии, среди них работы Л.С. Выготского, Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Я.Л. Коломинского, И.Ю. Кулагиной, Д.Б. Эльконина (в работах рассматриваются возрастные особенности детей, основные теории и направления развития личности, психологические основы обучения и воспитания), работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Б.С. Волкова (посвященные общению ребенка со взрослыми и сверстниками, мотивам и взаимосвязям игры и общения), практико-ориентированное исследование по проблеме развития общительности представлено авторами М.В. Ермолаевой, Г.А. Урунтаевой, Н.В. Клюевой, Е.А. Алябаевой.
Методы исследования:
1. анализ литературы по данной теме.
2. метод наблюдения.
3. диагностические методы (беседа, анкетирование).
Методики:
1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
2. Изучение критериев выбора партнера для общения.
3. Анкета для родителей, воспитателей и учителей.
Базой экспериментального исследования стал МДОУ№10 г. Лабинска. Экспериментальную выборку составили дошкольники в количестве 26 человек в возрасте 6 – 7 лет. Из них 12 мальчика и 14 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности психолога для диагностики и коррекции общительности детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом подготовительном этапе (октябрь) была подобрана и изучена психолого-педагогическая, методическая и научная литература по теме исследования, подобраны методы и методики, определена экспериментальная база исследования.
На втором вводном этапе (ноябрь) было определение предмета, целей, задач и гипотез исследования, написание введения.
На третьем основном этапе (декабрь – январь) происходило написание теоретической главы и проведения экспериментального исследования, а также обработка полученных результатов.
На четвертом заключительном этапе (февраль) было написание второй главы, формулировка выводов по каждой главе и общий вывод по работе.
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы из 50 источников и приложение.
Во введении раскрывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.
В первой главе раскрывается психологическая характеристика детей дошкольного возраста и психологические особенности общения детей в дошкольном возрасте.
Во второй главе описывается экспериментальное исследование условий развития общительности средствами психологической служба, а также её основные цели, задачи, функции и направления. Составлена программа сопровождения развития общительности……..
Социальная психология общения : структура, функции, виды общения
... угол поворота к нему, персональное пространство); - вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, ... деятельности. способностями, умениями и навыками. М.Р. Битянова выделила следующие функции общения: Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно ...
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.
3. Абульханова — Славская К.А. Личностные аспекты проблемы общения в психологии. – М., 1998.
4. Алябаева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателю и психологу дошкольного учреждения. – М.: Издательство Сфера, 2004.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Издательство Союз, 2004.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста. – Т.4. — М., 1984.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. Дошкольный возраст. – М.: Сфера, 2002.
9. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В.Гамезо – М.: Просвещение, 1984.
10. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского – М., 1989.
11. Возрастная психология: Учебно — методическое пособие для студентов педагогических институтов /В.К.Коверга, О.В.Белоус – Армавир, 1999.
12. Волков Б.С. Психология общения в дошкольном возрасте. Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество, 2003.
13. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Г.П. Основы конструктивного общения. – М.: Совершенство, 1997.
14. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. – М., 1984.
15. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение со сверстниками. – М., 1985.
16. Галигузова Л.Н. Связь ведущей деятельности и общения при восприятии детьми раннего возраста игрушек, взрослых, сверстников. – М., 1985.
17. Горянина В.А Психология общения. – М., 2003.
18. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., 1984.
19. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников. – М., 1983.
20. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского – Минск, 1988.
21. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2003.
22. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Воронеж, 2002.
23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. – М.: УРАО, 1999.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2004.
26. Лисина М.И Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж, 1997.
27. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
28. Любменская А.А. Детская психология. – М., 1986.
29. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987.
30. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – М., 2003.
Аминов. Психология делового общения.Помни имя его 2
... ассоциируется с голубым (или близким к нему) цветом. Из психологии известно, что красный цвет пробуждает у человека состояние ... именем Дима, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит «дим» в словах «Дима», «Ди- ... имен, фамилий (антропонимов) партнера в реальных ситуациях делового общения: 1. Старайтесь правильно воспринять антропоним. Известно, что многие имена, ...
31. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 2004.
34. Мир детства. Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой – М., 1987.
35. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет /Под ред. Е.О. Смирновой – М., 2002.
36. Немов Р.С. Психология. – М., 1995.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
38. Особенности психологического развития детей 6 – 7 — летнего возраста. – М., 1988.
39. Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми. – М., 1985.
40. Першина Л.А. Возрастная психология. Учебное пособие для Вузов. – М., 2002.
41. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии. – М.: УЦ « Перспектива», 1999. — Ч.1.
42. Пушкарева Т.А. Учимся общаться. – М.: Новая школа, 1993.
43. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. – М., 1984.
44. Развитие личности ребенка. – М., 1987.
45. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской – М., 1989.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004.
50. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития 6 – 7 — летнего возраста. — М., 1988.