Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий обучения в вузе

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Введение
  • 1. Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения
  • 2. Формирование у студентов положительной мотивации к применению информационных технологий обучения
  • 3. Психо-физиологические и психологические особенности студентов и их учет при разработке и использовании информационных технологий обучения
  • Заключение
  • Литература

ВВЕДЕНИЕ Глубокое реформирование высшего образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования России, в строгом соответствии с нормативными актами; повышение фундаментальности образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с усилением практической направленности; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения (ИТО).

Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее актуальных. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИТО для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение ИТО в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. Проблема становления и развития ИТО-многоаспектная и многогранная. Рассмотрению вопросов психолого-педагогического обоснования возможности их использования в высшей школе посвящены исследования известных педагогов и психологов Н.М.Амосова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.М.Блинова, И.М.Бобко, Т.В.Габая, П.Я.Гальперина, Б.С.Гершунского, И.М.Глушкова, А.М.Довгяло, В.Г.Домрачева, А.П.Ершова, Б.М.Кедрова, В.Л.Латышева, И.Я.Лернера, В.Я.Ляудис, И.В.Марусевой, Е.И.Машбица, В.П.Мизинцева, В.И.Михеева, Н.И.Монахова, И.В.Роберт, А.Я.Савельева, Н.А.Селезневой, А.В.Соловова, Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомирова, Т.Р.Хабыриной, В.Ф.Шолохович, Д.Б.Эльконина и других. Несмотря на актуальность информатизации образования, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным. До настоящего времени в вузах отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, вопросы использования ЭВТ слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных ИТО, реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ЭВМ встречает сильное сопротивление. Следует констатировать, что разработка дидактических аспектов создания и использования ИТО не поспевает сегодня за развитием технических средств. Это и неудивительно поскольку в методическом плане ИТО интегрируют в себе знания таких разнородных наук как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в разработке дидактических проблем, «нетехнологичность» имеющихся разработок следует считать главными причинами разрыва между потенциальными и реальными возможностями использования ИТО. 1. Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ими ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности, таких как профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять служебные обязанности); обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных задач); восхождение к профессиональному мастерству (творческий, эффективный труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий) и другие. Свое наиболее целостное выражение задача наращивания творческого потенциала обучаемых в условиях вуза получает в форме реализации ИТО (обучающих сред), предназначенных для осуществления их эффективной профессионализации. При этом ее стратегия состоит в осуществлении различных взаимодействий с факторами окружающей среды, призванными обеспечить как личностный рост, так и формирование у них психологических содержательных новообразований, составляющих различные аспекты концептуальной модели профессионала. При этом предполагается учитывать два основных момента. Во-первых, понимание и принятие обучаемыми позиции продуктивного взаимодействия с окружающей средой, созданной в рамках ИТО, прежде всего, за счет использования ими условий, воздействий и возможностей, представляемых самой информационной средой для своей самоактуализации и самореализации. Выработка и принятие обучаемыми такой позиции возможна в результате не случайного, а творческого самоопределения, при котором они устанавливают степень соответствия (несоответствия) личностных предпосылок к конкретной профессиональной деятельности и глубины понимания и осмысления ее содержания. Во-вторых, построение самими обучаемыми субъективно приемлемых моделей профессионала и выбор индивидуально-адекватных способов и стратегий овладения ими. Движение субъектов обучения в личностных, предметных и операционных смыслах также непосредственно связана с реализацией ими процессов личностного и профессионального самоопределения. Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютерная техника, применяемая в рамках ИТО, позволяет увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре его мыслительной деятельности. Экспериментальное обучение, в рамках настоящего исследования, с применением ИТО, основанной на использовании в учебном процессе компьютерного лабораторного практикума (КЛП), показало, что данная технология позволяет формировать у студентов такие способности (характеристики мышления) как: анализировать (49.42% респондентов, участвующих в опросе), систематизировать (27.91%), обобщать изученное и делать выводы (45.35%), самостоятельно мыслить (26.16%) и другие. Об этом говорит и тот факт, что работа с КЛП потребовала у обучаемых принятия нестандартных творческих решений (у 28.49% респондентов в полной мере, и у 29.07% до некоторой степени).

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... деятельности, формирующей и развивающей профессионально-значимые качества студентов-психологов. 1 Профессиональное становление студентов-психологов 1.1 Профессиональные качества эффективного психолога в научной литературе Личность ... -консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. ...

11 стр., 5269 слов

Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового ...

... Подготовка призёров предметной олимпиады 2.3 Организация исследовательской работы учащихся 2.4 Использование изобретательских и рационализаторских задач формирование в учеников интереса к предмету ... теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, самореализоваться; между базовым уровнем знаний, ...

Из сказанного следует, что условия обучения, создаваемые информационной средой, в полной мере способствуют развитию у респондентов творческого мышления, ориентируют их на поиск неочевидных связей и закономерностей, на решение проблем, возникающих в процессе изучения учебного материала. В настоящее время психологические исследования еще не составили целостной картины развития личности и ее профессионализации в условиях компьютерного обучения, тем не менее среди них есть достаточно полно разработанные модели использования ЭВМ в качестве посредника формирования новообразований когнитивной и мотивационно-смысловой сфер обучаемого [3,7,16,43,52,67]. Их анализ и позволил сделать выводы, излагаемые в настоящем параграфе. Главный смысл совершенствования подготовки специалистов состоит в том, чтобы на основе психологического анализа всех сторон профессионального труда и его требований к кадрам создать персонифицированный учебно-воспитательный процесс. Его особенность состоит в том, что обучаемый не только накапливает знания и приобретает необходимые навыки, но и гармонично развивает все компоненты профессиональной компетентности. При этом ему представляется возможность в рамках ИТО, на основе использования активных методов обучения (деловые и организационно-деятельностные игры и др.) и моделей самоуправления, непосредственно включится в процесс будущей служебной деятельности, используя для этих целей ЭВМ. Таким образом создается своеобразное психологическое «ускорение времени», за счет которого снимается отсроченность в использовании приобретенных знаний и принципиально изменяется отношение к полученным на занятиях знаниям. Немаловажно и то, что здесь преодолевается внутриличностный конфликт, обусловленный необходимостью «накапливать» знания с отсроченной полезностью, многие из которых нередко в условиях профессионального труда остаются вовсе невостребованными. Самосовершенствование личности обучаемого связано со всеми сторонами ее деятельности в вузе. Наиболее полно оно проявляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание и самообразование. Самовоспитание и самообразование взаимно дополняют друг друга, оказывают взаимное влияние на характер работы обучаемого над собой. Но вместе с тем-это и два относительно самостоятельных процесса, которые имеют как общие, так и особые начала в едином процессе развития личности будущего специалиста. Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность обучаемого по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировозренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного анализа, изучения и изменения. Самообразование обучаемого выступает как его целеустремленная самостоятельная работа по обновлению и совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Сегодня самообразование рассматривается не просто как желаемый, но и как обязательный компонент в профессиональной деятельности любого инженера. Благодаря самообразованию расширяется интеллектуальная сфера личности обучаемого, развивается аналитическое мышление, идет активный процесс накапливания профессиональных знаний. Оно выступает важнейшим путем общекультурного развития и становления профессионализма. Исходя из изложенного предлагается при проектировании и использовании ИТО опираться на основные идеи теории саморазвития и самосовершенствования. Такая теория создана в акмеологии (акме — вершина, логос -наука) — науке, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, профессиональную деятельность и факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин жизни. Среди основных задач акмеологии, решение которых позволяет выработать некоторые педагогические подходы к внедрению ИТО в вузах, необходимо выделить следующие:

2 стр., 796 слов

Методика профессионального обучения

... и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых в теоретическом и производственном обучении. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе профессионального обучения. Психологические основы и ... Характер, его структура и формирование. Типология характеров. Характер и личность. 17. Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения ...

— определение характеристик, которые должны быть сформированы у обучаемого на разных ступенях его развития, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя в зрелости;

— динамическое отслеживание факторов, определяющих качественно-количественные характеристики полноценного акме;

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К оптимальным результатам ...

— постижение сущности профессионализма и путей, ведущих к нему, изучение труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности для того, чтобы выделить то общее, что их объединяет, и таким образом научно раскрыть содержание выявленного профессионализма;

— изучение зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями вне сферы профессиональной деятельности;

— определение на основе комплексных разработок стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма;

— создание методического инструментария, позволяющего выявить и оценить достигнутый уровень профессионализма как отдельного человека, так и отдельных общностей-команды, экипажа, педагогического коллектива и т.д. [84].

Основная акмеологическая закономерность состоит в том, что главным стимулом к саморазвитию отдельного человека и целостного профессионального коллектива является изучение ими результатов собственного труда, диагностирование причин своих успехов и неудач, самостоятельное принятие решений о путях собственной деятельности, а также самостоятельная оценка меры продвижения в направлении достижения искомого результата.

Побудительные причины, или импульсы саморазвития, совершенствования, высокая мотивация достижения являются условиями, необходимыми для достижения состояния «акме», но далеко не всегда достаточными. Важно вооружить личность соответствующими методами или акмеологическими технологиями, которые помогли бы не только выбрать соответствующие пути саморазвития и самосовершенствования, но и преуспеть в них. Желательно также, чтобы эти процессы находились под контролем или самоконтролем. Для этого при проектировании ИТО необходимо использовать количественные методы, позволяющие не только отслеживать, но и корректировать процессы достижения высокого профессионализма. Такие методы нужны для успешного усвоения продуктивных технологий деятельности, которые являются условием профессионализма. Что из себя представляют данные методы?

В акмеологических исследованиях было показано, что их основой является сравнительное измерение высокопродуктивных, малопродуктивных и непродуктивных действий. При этом высокопродуктивные действия присущи профессионалам высокого (экстра-класса) уровня, непродуктивные-тем, кто стоит у начала профессиональной деятельности, малопродуктивные характерны для обучаемых и специалистов невысокой квалификации. Однако для того чтобы осуществить данное сравнение, необходимы модели описания высокопродуктивной, малопродуктивной и непродуктивной деятельности. Эти модели должны иметь параметры или характеристики, позволяющие количественно оценить сравниваемые варианты. Количественные виды оценок обладают многими несомненными преимуществами, которые хорошо известны. В то же время эти методы применяются весьма успешно при оценке качества и результативности относительно простых видов деятельности. Поэтому одной из важнейших задач акмеологии, по мнению А.А.Бадаева, является «разработка предельно технологичных стратегий и тактик организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма» [31].

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... действию, к деятельности. Стимулирование – это процесс активизации деятельности персонала, повышения его заинтересованности в реализации целей и решении задач, стоящих перед организацией. Процессы мотивации могут ... по своим профессиональным данным занимаемому ими посту. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание ...

Достичь высокого уровня в учебной деятельности обучаемые смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение продуманной, научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают обучаемому полноценнее проявить себя на соответствующем этапе развития. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности ИТО и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности ИТО, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментальное обучение в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем, этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые сегодня можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности в условиях ИТО в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьева. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому КомСО, входящие в состав ИТО, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития ИТО нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством КомСО, КОП, технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог «человек-машина», при использовании отдельных видов КомСО и поддерживающих их КОП, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности обучаемых; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения) [78].

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... обучаемого. Системообразующей характеристикой любой деятельности, в том числе и педагогической, являетсяналичие цели. Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности ... деятельность и чем она отличается от непрофессиональной? ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность это деятельность по обучению, ...

Изучение этих проблем в вузах показало, что 58% студентов испытывали психологическую напряженность в процессе работы с ЭВМ, которая была вызвана главным образом следующими причинами: слабыми навыками работы обучаемых (35% опрошенных); дефицитом времени на решение задач (12%); информационной перегрузкой (1%); информационной недогрузкой (6%); однообразным предъявлением информации, повторением рабочих движений (2%); другими причинами (2%) [4].

Из сказанного следует вывод о необходимости при проектировании и дальнейшем использовании ИТО уделять самое серьезное внимание учету всех негативных явлений, которые могут быть вызваны непродуманным и психологически не обоснованным применением КомСО. С этой целью акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации учебного процесса в вузе должны быть обязательно реализованы. Это будет способствовать более полному развитию и профессиональному становлению личности обучаемого в условиях информатизации образования в системе профессиональной подготовки специалистов.

2. Формирование у студентов положительной мотивации к применению информационных технологий обучения информационный студент педагогика обучение Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологии и изучаемых учебных предметов, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный (целевой) этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью. В настоящем параграфе основное внимание будет уделено рассмотрению возможностей реализации в условиях ИТО первого из них. Понятием мотивация в психолого-педагогических науках обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Поскольку мотивация-это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в учебную работу, педагоги стремятся управлять ею, в том числе и при использовании ИТО. Необходимо учитывать, что мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности) лежит в основе любой познавательной деятельности. Объясняется это тем, что обучаемый сам старается определить цели своего учения, регулирует этот процесс и оценивает его успешность. При этом потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию различных уровней мотивации профессионального становления личности в условиях вуза. Всего выделяется три таких уровня. Начальный (внешний) уровень мотивации связан с тем, что потребность в профессиональном развитии побуждается внешним социальным или узколичностным мотивом (должностные обязанности, служебная карьера и др.).

Он обусловливает внешнее (формальное) отношение к учебно-познавательной деятельности. Основной (внутренний) уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста «находит» себя в педагогическом предмете, которым являются объективно необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные позиции и развитые (адаптированные) психологические особенности. Такая «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом профессионального развития специалиста. Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность обучаемого в развитии и продуктивной реализации своего творческого потенциала. Его основой выступают высокие притязания специалиста на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности в самореализации. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения. Она характеризуется стремлением обучаемого выполнить дело на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить свое личное мастерство и индивидуальные способности. Следует отметить, что степень осознанности потребности пополнять свои знания у разных людей не одинакова. У студентов часто на первый план выступают прагматические мотивы, связанные с решением частных, ситуативных задач. В этих условиях особенно важно при ИТО предусмотреть специальные меры по стимулированию учебной деятельности, поддержанию положительной мотивации к учению, созданию благоприятного режима работы. Необходимо вовлечь обучаемых в самостоятельную деятельность учения, имитируя практику, многократно усиливая возможности анализа и синтеза явлений и процессов. Применение в рамках ИТО компьютерных тренажеров, баз данных, КУ, решателей задач, графических и текстовых редакторов и т.п. позволяет это реализовать. Проведенные в ряде вузов исследования [4,29,76] показывают, что именно КомСО являются теми средствами, которые создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности личности в условиях ИТО, особенно тогда, когда они способны адаптироваться к характерологическим особенностям обучаемых, складу их мышления, уровню имеющихся знаний. В этом случае студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при ИТО компьютеру могут быть переданы отдельные функции преподавателя. ЭВМ может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и намекнуть на правильный ответ; повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады; «дружелюбно» обращаться с пользователем и в какой-то момент даже оказать ему существенную помощь. Как показывает анализ, большинство обучаемых уже на ранних стадиях нахождения в вузе прекрасно осознают необходимость применения ЭВМ в своей профессиональной деятельности. Учебный процесс по своей сути все больше и больше приближается к производительному труду, а в идеале сливается с ним. Особенно этот эффект усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках ИТО, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. Наиболее результативна в данном случае такая методика создания мотивации, при которой преподаватель обращается к формированию представления обучаемого о роли данного предмета в его будущей деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание уделяется при этом не столько специальному подбору учебного материала, сколько правильному формированию позитивных ценностных ориентаций обучаемых по отношению к учению, к изучаемому предмету и к учебной работе в целом. Учитывая, что в юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение ЭВМ как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию «со сдвигом на конечную цель», что в профессиональной подготовке особенно важно. ИТО предусматривает обеспечение обучаемых четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддерживает их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию. Познавательный процесс находится под контролем самого обучаемого: он чувствует ответственность за собственное поведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами (легкость задачи, везение), а собственным старанием и усердием. Именно эта схема «неуспех-недостаточность усилий» является, по мнению психологов, наилучшей для сохранения и развития мотивации учения. ИТО могут оказывать решающее влияние и на формирование позитивного отношения к учению. Во многих обучающих программах реализуется принцип побуждения учащихся к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым действия обучаемых. Эффективная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести решение задачи до конца. Благодаря этому устраняется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи в решении учебных задач. Поддерживать стимулы к обучению можно, создавая ситуацию успеха в учении. Для этого при ИТО необходимо предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп учащихся с разной базовой подготовкой, разными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным развитием, т.е. необходимо наличие банка данных с задачами разной степени сложности, предусматривающей несколько методов и форм подачи одного и того же учебного материала в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых. Следует отметить, что мотивация обучаемых к применению в образовательном процессе ИТО на протяжении всего периода нахождения их в вузе не только не снижается, но и возрастает от курса к курсу. Об этом свидетельствуют итоги анкетирования курсантов и слушателей Военного института правительственной связи, проведенного в рамках комплексной проверки одного из его факультетов. На просьбу указать какие проблемы в настоящее время оказывают наибольшее влияние на ваше военно-профессиональное становление респонденты выделили среди двадцати предложенных, как одну из наиболее значимых, — проблему освоения вычислительной техники и ее использования в процессе обучения. Ее приоритетность для курсантов разных годов обучения оказалась разной от 3,26 баллов у первокурсников до 6,6 баллов у респондентов четвертого года обучения.

16 стр., 7562 слов

Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе

... тому, что процесс обучения сводился главным образом к объяснению учебного материала, его заучиванию, закреплению и воспроизведению. В современной школе заучивание и запоминание учебного материала сопровождается познавательной деятельностью учащихся, направленной ...

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

... самообразования : «Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе». Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших школьников на уроках и внеурочной работе. Задачи : 1. Изучить ... образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, ...

Особое значение в создании положительной мотивации к применению ИТО играет возможность управления процессом познавательной деятельности. Каждый обучаемый при ИТО объективно ставится в условия, когда он не просто считывает информацию с компьютера, а предвосхищая в последующей деятельности контроль со стороны КОП, вынужден искать наиболее значимую ее часть. Это обстоятельство «запускает» в процесс поиска ответа на каждый вопрос элементы непроизвольной памяти, создает своего рода микропроблемную ситуацию.

По утверждению американского психолога М.Ксикзентмихали [34] внутренняя мотивированность возникает только в тех случаях, когда в деятельности личности сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано и то, что человек может сделать. Если в восприятии личности эти два параметра деятельности-требования и способности-соответствуют друг другу, то создаются необходимые условия для того, чтобы в деятельности возникла внутренняя мотивация.

ИТО при соответствующем качестве программного обеспечения способствует предоставлению реальной свободы обучаемым в выборе учебных задач и вспомогательной информации в зависимости от их индивидуальных способностей и наклонностей. Такая тенденция к дифференциации и индивидуализации обучения дает возможность гораздо большему числу слушателей обрести уверенность в учебном труде, привести в соответствие требования и сложность заданий с уровнем их способностей и возможностей. Общение с ЭВМ не надоедает, так как чем больше обучаемые работают с машиной, тем больше узнают нового. Большую ценность представляет возможность при использовании ИТО обеспечивать послепроизвольное внимание, что подтверждается результатами проведенных исследований. Работа в условиях ИТО дает обучаемому такой заряд активности, настолько увлекает его, что он уже забывает о времени и заканчивает свою работу, как правило, лишь после неоднократных напоминаний преподавателя. Это создает благоприятную психологическую обстановку и указывает на устойчивое внимание обучаемых при работе с ЭВМ. Возможность выдавать информацию с учетом индивидуальных особенностей восприятия пользователей позволяет снять напряженность, что положительно влияет на эмоциональное состояние.

Процесс познания не мыслится без запоминания, являющегося его существенной и неотъемлемой частью. Обучаемые в процессе усвоения нового материала должны в обязательном порядке пройти стадию свободного и сознательного воспроизведения материала. Это позволяет заложенная в компьютерную обучающую программу возможность повторить ее просмотр в условиях высокой эмоциональности и непроизвольной активизации внимания, что в особой мере способствует созданию соответствующих внутренних мотивов, позволяющих обучаемому решать поставленные перед ним дидактические задачи.

Предусмотренные в ИТО возможности активного самоконтроля позволяют обучаемому выявлять степень рассогласованности между заданной для усвоения информацией и фактически усвоенной. При этом процесс запечатления материала усиливается за счет включения в него ряда мыслительных операций и в частности, сравнения и обобщения. Такой процесс протекает на следах гибкой кратковременной памяти, позволяющей обучаемому быстро корректировать свой ответ и исправлять допущенные ошибки, повышает умственную активность, обеспечивает организацию и поддержание внимания.

Проведенный в рамках исследования эксперимент показал, что в условиях применения в обучении ИТО, основанных на использовании КУ и КЛП, складывается более благоприятная ситуация для проявления индивидуальных форм мотивации у студентов, происходит переход от «маскировочных» ролевых мотивов к реально действующим, личностным. Обучение с применением ИТО позволяет формировать у них позитивное отношение к учению; поддерживать их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию; повысить объективность самооценки, дисциплинированность и интеллектуальную активность, самочувствие и настроение и тем самым эффективность обучения в целом. Опрос по проблеме стимулирующе-мотивационного компонента повышения эффективности учебного процесса, проведенный на завершающей стадии эксперимента, показал следующее: 82,4% респондентов, участвовавших в обучении с применением фрагментов КУ, и 86,4%, с использованием КЛП, заявили, что условия, созданные в рамках ИТО, не только обеспечили необходимую для обучения мотивацию, но и стимулировали желание глубже изучить предложенный учебный материал.

Резюмируя сказанное в данном параграфе, можно сделать следующие выводы. Применение ИТО является одним из факторов развития и индивидуализации стратегии деятельности субъекта, ее мотивационной, личностной регуляции. Успешность учебной деятельности с их использованием достигается, если имеется поисковая активность, рождающаяся из мотивационной сферы, в которой присутствует цель, достигаемая через формирование плана действий. Побудительными мотивами применения ИТО на данном этапе развития компьютерного обучения в вузах выступают: более высокая интенсивность работы, ее организованность, активность, качество усвоения, самостоятельность, объективность оценки, дисциплинированность, предметная новизна, а также необычность занятий и другие.

Использование в образовательном процессе вуза ИТО может стать основой для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку и мотивированную самообразовательную активность личности, поддерживаемую современными техническими средствами.

3. Психо-физиологические и психологические особенности студентов и их учет при разработке и использовании информационных технологий обучения Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результаты исследований ученых ряда вузов России [7, 32, 49, 52, 57] свидетельствуют о том, что достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов при применении ИТО достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат. Так, например, стремление преподавателя увеличить количество информации в компьютерной обучающей программе, используемой при ИТО, приводит к «срабатыванию» защитных механизмов нервной системы обучаемого, желание повысить скорость информационного потока или продолжительность занятий приводит к понижению качества усваеваемой учебной информации, к увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия пользователя. По данным физиолого-гигиенических исследований [78], при работе с ЭВМ умственная работоспособность обучаемых снижается обратно-пропорционально усвоенному объему учебной информации, то есть соответственно восприятие на 6%, запоминание на 10%. Установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2-3 раза интенсивнее, чем при традиционном. Все это является следствием различных причин, основными из которых выступают: увеличение нагрузки на зрительный канал связи; исчерпывание эмоционального заряда, к которому приводит первоначальная встреча с новым; накопление отрицательных эмоций из-за возможных неудач и неясностей; восприятие большого количества нового учебного материала, который может быть хорошо обдуман, но не ассимилирован первичной нервной системой и по этой причине активно не используется при получении следующих информационных порций. Из сказанного можно сделать вывод о том, что ИТО, основанная на всемерной активизации познавательной деятельности обучаемых, может быть эффективной лишь при условии строгого учета психо-физиологических и психологических особенностей студентов, наличии в ней системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека. Необходимо рассматривать категорию здоровья в процессе ИТО как функцию от конечной цели-подготовки специалиста. Анализ компьютерных средства обучения, используемых в современных ИТО, показывает, что уже сегодня многие из них позволяют учитывать личностные, психо-физиологические и социально-психологические качества слушателя, предысторию обучения, уровень знаний навыков и умений по ранее изучавшимся родственным дисциплинам, характеризующие индивидуальную познавательную деятельность и процесс формирования профессиональных качеств будущего специалиста. Адаптация структуры диалога к индивидуальным характеристикам обучаемого дает возможность осуществлять коррекцию обучающей программы с учетом текущего психологического состояния пользователя, влияния на него факторов внешней среды. В настоящее время наиболее перспективными КомСО, с точки зрения реализации названных выше условий, являются экспертные обучающие системы (ЭОС).

Рассмотрим их модульную структуру, определим состав и какие дидактические функции реализуются при использовании их при ИТО.

Структурно ЭОС состоит из группы модулей дидактического обеспечения процесса обучения и модуля контроля и коррекции функционального состояния пользователя системы. Кратко остановимся на первой группе модулей, в состав которой должны входить следующие из них: обучаемого, учебной деятельности (учения), обучающей деятельности (обучения), решения учебной задачи, знаний об ошибках пользователя.

Модуль обучаемого представляет собой набор операторов, которые осуществляют: выбор показателей, характеризующих начальный (текущий) уровень обученности применительно к конкретной теме (курсу, дисциплине); сбор данных о начальном или текущем уровне обученности и отнесение пользователя к определенной категории (модели); конкретизацию для него учебных целей; выбор обучающих воздействий в соответствии с уточненными учебными целями и контроль за их достижением.

Модуль учебной деятельности (учения) включает следующие операторы: описание уровней освоения способов действий, предусмотренных целями обучения; выбор основного содержания учебной дисциплины, необходимого для достижения учебной цели; выбор содержания дополнительного материала, который необходимо знать, чтобы усвоить основное содержание изучаемой дисциплины; определение последовательности действий (шагов), обеспечивающих усвоение материала и ведущих к достижению учебной цели; определение показателей, по которым оцениваются усвоение учебного материала и достижение учебной цели; выбор диагностических средств для определения показателей достижения цели; итоговый и текущий контроль.

Модуль обучающей деятельности (обучения) включает следующие операторы: выбор обучающих воздействий для каждого шага усвоения способа действий (предъявление теоретического материала или учебной задачи); обращение к модели решения учебной задачи для получения нормативного решения; определение возможностей отклонения от нормативного решения и прогноз причин отклонений; выбор диагностических средств для выяснения причин затруднений обучаемого при решении учебных задач; выбор вспомогательных воздействий (подзадач, вопросов, указаний) для устранения причин затруднений; осуществление обучающих воздействий и использование диагностических средств; анализ информации об учебной деятельности и внесение изменений в модель обучаемого.

Модуль решения учебной задачи содержит алгоритм, с помощью которого может быть решена поставленная задача с привлечением методов, которые должны быть известны обучаемому к этому моменту времени. В самом общем случае в состав этого алгоритма, составляющего существо способа действий, включаются следующие операторы: выявление задачной ситуации (анализ условий задачи и поиск аналогичных решенных задач); выработка плана решения задачи и построение алгоритма решения; подбор готовой программы и решение с ее помощью задачи; осуществление контроля правильности решения задачи.

Модуль знаний об ошибках обучаемого содержит каталог возможных его ошибок, правила выдвижения и проверки гипотез о неправильных представлениях обучаемого, приведших к данной ошибке. Основанием для этого служат различия между решениями, предложенными обучаемым и экспертной системой решения задач в данной предметной области, а также текущее состояние модели обучаемого.

Рассмотренный набор модулей позволяет на различных этапах ИТО анализировать и контролировать продвижение пользователя к достижению конкретных целей обучения.

Наряду с этим в ЭОС должна быть предусмотрена возможность осуществления оценки функционального состояния обучаемого и выработки оптимальных рекомендаций, обеспечивающих эффективность выполнения им как отдельных дидактических задач, так и учебной программы в целом. Она реализуется модулем контроля и коррекции функционального состояния обучаемого, осуществляющим компьютерную психодиагностику индивидуальных и психо-физиологических его характеристик. Модуль обеспечивает оценку характерологических черт личности, ее установки, волевые качества, структуры мотивационной сферы, свойства нервной системы по психомоторным показателям и другие психологические особенности, имеющие непосредственное отношение к направленному формированию познавательной активности слушателя.

Остановимся на особенностях организации психодиагностики и коррекции профессионально-важных качеств и функционального состояния обучаемого в условиях ИТО. Следует сразу указать, что модуль, отвечающий за это, должен обеспечивать не только сбор, обработку и хранение данных на каждого студента, но и являться средством оптимизации функционального состояния и работоспособности пользователя. В этом случае психодиагностика приобретает решающее значение для изучения эффективности новых форм и методов обучения, так как дает представление не только о сдвигах в поведении, интеллекте, мотивации, функциональном состоянии и работоспособности студента, вызванные введением новых приемов и средств обучения, но и обеспечивает преподавателя информацией об эффективности того или иного педагогического воздействия.

Наиболее перспективной формой организационного решения задачи по медико-психологическому обеспечению ИТО является принцип мониторирования социально-психологических и психо-физиологических проявлений у человека в процессе компьютерного обучения. Массив статистических данных является исходной предпосылкой для определения объема и содержания психологических мероприятий по диагностике и коррекции профессионально важных качеств и функциональных состояний на различных этапах ИТО.

В свете сказанного выше, решение проблемы материально-технического и программного обеспечения ИТО видится в использовании системы прикладных программных продуктов, позволяющих автоматизировать методики психо-физиологического и психологического обследований, по результатам этой работы каталогизировать и разрабатывать банк данных и базу знаний; математически обрабатывать полученные результаты. При этом организация динамического контроля за функциональным состоянием и работоспособностью пользователя должна быть основана на четких индивидуально адаптированных информативных признаках, позволяющих переходить от оперативного к углубленному контролю, и получению рекомендаций к использованию методов и средств коррекции психо-физиологических состояний и профессиональных навыков. Набор данных признаков для экспресс-диагностики предполагает минимальный комплект методик (тестов), которые должны быть объединены организационно, по смысловому содержанию и не выступать в качестве помех для текущей деятельности, что достигается путем использования бесконтактного съема диагностически значимой информации. Автоматизированная система должна обеспечивать сбор, обработку и анализ диагностически значимой информации в реальном масштабе времени. Для проведения отсроченного анализа в составе программного обеспечения должна быть предусмотрена справочно-информационная база данных индивидуальных характеристик пользователей, генерирующая математические модели их состояний и поведенческих реакций при различных воздействиях, а также информацию по коррекции функционального состояния и работоспособности обучаемых.

В процессе решения моделируемой задачи ЭВМ, в соответствии с разработанными алгоритмами, вычисляет интегральный показатель напряженности (по данным частоты пульса, дыхания, кожно-гальванической реакции и другим) и спектральные характеристики речи, отражающие изменения психического состояния обучаемого. Одновременно вычисляется комплексный показатель качества профессиональной деятельности, отражающий точностные, временные и энергетические характеристики процесса решения профессиональной задачи, а также стиль деятельности.

Наряду с этим, для экспресс-оценки функционального состояния и работоспособности пользователя могут быть использованы и другие варианты методик, например, портативная полифункциональная аппаратура, типа серийно выпускаемого прибора «Мир-5», разработанного кафедрой физиологии Московской медицинской академии и Ростовским государственным университетом [34]. По результатам экспресс-оценки экспертная система (например, прибора «Мир-5») формирует одно из нескольких альтернативных решений:

— показатели функционального состояния и качества деятельности свидетельствуют о функциональном комфорте студента-информационная система ЭВМ выдает разрешение на работу в штатном режиме деятельности;

— интегральный показатель качества деятельности студента ниже нормативных показаний-информационная система выдает рекомендации на проведение тренировочных упражнений для восстановления профессионального навыка;

— интегральный показатель психофизиологической напряженности студента выходит за рамки функционального комфорта-информационная система выдает рекомендации на проведение углубленного психофизиологического обследования.

Углубленный психофизиологический контроль функционального состояния и психической работоспособности, предусматривает диагностику состояния высших психических функций (память, мышление, внимание) по специально разработанной батарее тестов, облеченных в игровую форму. На основе полученного диагноза выбирается методика проведения психо-профилактических мероприятий с целью коррекции функционального состояния обучаемого.

При удовлетворительных показателях качества деятельности и адекватном функциональном состоянии дается допуск к выполнению штатной работы, обязательной для пользователя.

Резюмируя сказанное можно сделать вывод о том, что задача создания системы педагогически-ориентированной диагностики и коррекции функционального состояния обучаемых неразрывно связана с самим процессом совершенствования ИТО. Она не может быть решена одномоментно и выступает как интеграционный процесс, где, с одной стороны, исследуется влияние развития профессионально важных качеств пользователей на процесс обучения и тем самым уточняются познавательные свойства личности и функциональные возможности организма обучаемых, а с другой, оценивается эффективность реализуемых в ИТО дидактических систем обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных ИТО. Несмотря на наличие в этой области серьезных исследований, до сих пор весьма острой остается потребность в дальнейшей разработке ее теории и методологии. В последние годы наметился прогресс в создании педагогических технологий, адекватных целям, содержанию и методам интенсивного обучения, в результате чего в вузах разработано большое разнообразие перспективных ИТО, которые позволяют эффективно решать многие дидактические проблемы, существующие сегодня в высшей школе при подготовке высококвалифицированных профессионалов.

Однако, как показало проведенное исследование, внедрение современных ИТО в образовательный процесс высших учебных заведений во многом сдерживается слабой разработанностью их дидактических основ и отсутствием научно обоснованных практических рекомендаций по применению в обучении. Относительно слабо изучены психологические аспекты их внедрения. В настоящее время темпы совершенствования ИТО опережают процессы психолого-педагогического их осмысления и исследования, а реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ИТО встречает сильное сопротивление. Успешному решению этой проблемы в определенной степени препятствует то, что накопленный опыт их применения в вузах научно не обобщен и теоретически не осмыслен. Подходы к трактовке данного феномена остаются весьма различными и полной ясности в истолковании его сущности и специфики не вносят. А это значит, что те потенциальные возможности повышения эффективности учебного процесса, которые заложены в применении ИТО, используются в педагогической практике далеко не полностью.

Проведенное исследование показало, что повысить продуктивность применения ИТО в вузе можно за счет более полного использования достижений современной педагогической науки, оптимизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности слушателей, улучшения содержания обучения, всестороннего учета индивидуальных психофизиологических характеристик и психологического состояния обучаемых. Проектирование ИТО на этой основе является непременным условием создания педагогических систем качественно нового уровня, имеющих свои цели, теоретическую базу, методику организации, функционирования и оценки, способных обеспечить современные требования социального заказа на подготовку современных профессионалов.

Рассмотренные в монографии психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе ИТО должны помочь педагогам успешно решать задачи интенсификации учебного процесса на современном этапе развития компьютерного обучения, а реализация практических рекомендаций и предложений будет способствовать более эффективному использованию ИТО в их профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994

2. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под.ред. А.В.Барабанщикова. — М.: ВПА, 1980. — С. 21.

3. Алексеев О.Г., Володость И.Ф., Бабаев А.А. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ учебных заданий.- Л

4. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. — М.: ВУ, 1996. — 103 с.

5. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. — М.: ВПА, 1990. — 48 с.

6. Андреев Г.П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах // Военная мысль. — 1995. -№ 9. — С. 63-69.

7. Андриевская В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. — М., 1985. — С. 13-19.

8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.

9. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

11. Барабанщиков А.В., Черес В.И. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище: Учебное пособие. — М.: МВПККУ

12. Барашков П.Н., Житницкий М.И., Захаров М.А. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе. — Л.: ВАС им. С. М. Буденного, 1990.

13. Беспалько В.П. Программированное обучение : Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1970. — 300 с.

14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика

15. Беспалько.В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа

16. Булгаков М.В., Пушкин А.Е., Фокин С.С. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ. В кн. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов, В.А.Садовничий и др.-М.: Изд. МГУ, 1994. — С. 147-152.

17. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 265 с.

18. Гласс Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976. — 494 с.

19. Годфруа Ж. Что такое психология. Учебное издание, в 2-х томах. (Пер. с франц.).

— М.: Мир, 1992. — Т.2. — 370 с.

20. Гусев В.В., Маслова Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы

21. Гусев В.В, Образцов П.И., Петров В.А. О развитии инфраструктуры информатизации вуза как основы использования информационных технологий обучения / Материалы VI Международной конференции «Информатизация правоохранительных систем. ИПС-97» 2-3 июля 1997 г.

22. Гусев В.В., Образцов П.И., Щекотихин В.М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. — Орел: ВИПС, 1997. — 126 с.

23. Давыдов В.П. Воспитание курсантов высших пограничных училищ в процессе обучения: Учебное пособие. — М.: МВПККУ, 1988. — 275 с.

24. Давыдов В.П. Некоторые подходы к интенсификации обучения в вузе // Сб. научн. трудов ВИПС. — Орел: ВИПС, 1994. — №1. — С. 25-31.

25. Давыдов Н.А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в процессе преподавания общественных наук с применением ЭВМ в ввузе: Автореф. дис. …канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1990. — 19 с.

26. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. — М.: Высшая школа, 1990. — 278 с.

27. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии. — 1996. — № 2. — C.10-13.

28. Дорохов Ф.М., Образцов П.И., Приходько М.Г. Модель управления познавательной деятельностью обучаемых с использованием ЭВМ // Сб.научн.трудов ВИПС. — Орел: ВИПС, 1994. — №2. — С. 126-133.

29. Железняк Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. — М.: ВУ, 1995

30. Жуковская З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф.дис. …док. пед. наук. — СПб.:СПбГУ, 1995.

31. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологичские проблемы профессионализма. — М.: НИИ ВО, 1993. -48 с.

32. Интенсификация учебного процесса ВИПС на основе внедрения в обучение компьютеризированных учебников: Отчет о НИР (промеж.)/ ВИПС. Науч.рук. Савельев Н.А. Отв.исп. Образцов П.И. — Орел: ВИПС, 1995

33. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профессионально-технических училищах: Методическое пособие. — Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. — 72 с.

34. Использование ЭВМ в высшей школе // Сб. научн.труд. НИИ проблем ВШ. — М.: НИИ ВШ, 1986. — 112 с.

35. Исследование и разработка путей применения новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в ввузах: Отчет о НИР (итоговый) / Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного образования специалистов «Кадры». Науч.рук. Золотарев А.А. Отв.исп.Варфоломеев В.И. — М.:МИИГА, 1992. — 85 с.

36. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М.: Просвещение, 1964. — 248 с.

37. Кимайкин С.И. Условия подготовки преподавателей технического вуза к комплексному применению средств обучения: Автореферат дис. …канд. пед. наук. — Челябинск: ЧГУ, 1987. — 23 с.

38. Кларин М.В. Иновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. …док.пед. наук. — М., 1995. — 47 с.

39. Козлова Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): Автореф. дис. …канд. пед. наук

40. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. — Киев: Наукова думка, 1992.

41. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов, В.А.Садовничий и др. — М.: Изд.МГУ, 1994. — 370 с.

42. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. — М.: РосНИИСИ, 1993. -72 с.

43. Костин В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ (на примере вуза): Автореф. дис. …канд. пед. наук. — Новосибирск: НВВПОУ, 1992. — 21 с.

44. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 32-33.

45. Краткий психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.- С.21.

46. Лалов Б.Ц. Дидактические основы использования автоматизированных средств обучения: Автореф. дис. …канд. пед. наук. — М.: МГПИ, 1982. — 21 с.

47. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Знания, 1978. — 112 с.

48. Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: НГУ, 1986, — С. 33-39.

49. Ляудис.В.Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. — М.: Педагогика , 1985. — С. 85-94.

50. Маслова Н.Ф., Образцов П.И., Щекотихин В.М. Об инновационных технологиях социально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения / Материалы VI Международной конференции «Информатизация правоохранительных систем. ИПС-97» 2-3 июля 1997 г. — М: 1997. — С. 87-89.

51. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения : Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. — 80 с.

52. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 191 с.

53. Методические указания по проведению педагогического эксперимента для определения эффективности обучения в классе АОС.- Минск: БГУ, 1984

54. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 256 с.

55. Молибог А.Г. Программированное обучение. — М.: Высшая школа, 1970

56. Новиков В.А. и др. Дидактическая эффективность АОС.- М.: НИИ ВШ

57. Новые информационные технологии образования : экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. — Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69 с.

58. Образцов П.И. Дидактические аспекты эффективного применения компьютерных средств обучения в вузе. Сб.научн.трудов ученых Орловской области. Выпуск № 2. — Орел: ОрелГТУ, 1996. — С.468-475.

59. Образцов П.И. Компьютерная технология обучения в контексте педагогической системы института. Сб. науч. трудов ВИПС. — Орел, -1996

60. Образцов П.И., Шляпцев С.Н. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов. Сб.научн. трудов ВИПС. — Орел, — 1996. — № 6. — С.18-21.

61. Образцов П.И. Экспериментальная проверка эффективности применения в учебном процессе компьютерных средств обучения / Материалы IV Международной научно-методической конференции вузов и факультетов связи. 17-20 сентября 1996 г., Геленжик. Тезисы докладов. — Таганрог, 1996

62. Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Автореф. дис. …док. пед. наук. — М.: 1995. — 45с.

63. Основы военной акмеологии: Учебное пособие: В 2ч./ Под ред. П.А.Корчемного, Л.Г.Лаптева, В.Г.Михайловского. — М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — Ч I. — 256 с.

64. Программа информатизации высшего образования России. -М

65. Проект Концепции информатизации образования России. — М.: НИИВО

66. Психология и педагогика высшей военной школы / В.И.Варваров, В.И.Вдовюк, В.П.Давыдов и др.; Под ред. А.В.Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. — 366 с.

67. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1987. — 127 с.

68. Рабочая книга социолога. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Наука, 1983.

69. Развитие методов и средств автоматизированного обучения // Сб.науч.тр

70. И.В.Ретинская, М.В.Шугрина. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов // Мир ПК. — 1993. -№ 7. — С.55-62.

71. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс

72. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. …док. пед. наук. — М.: 1995. -4

73. Савельев Н.А., Образцов П.И., Приходько М.Г. Проблема методики оценки дидактической эффективности применения компьютеризированных учебников // Сб.научн.трудов ВИПС. — Орел: ВИПС, — 1995. -№ 2. — С.28-35.

74. Семенов В.В. Компьютерная технология обучения /Новые информационные технологии в университетском образовании //Материалы международной научно-методической конференции. — Новосибирск: НГУ

75. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. — 1991, -№ 1, — С. 3-10.

76. Скальский И.А. Компьютеризация информационного обеспечения тактической подготовки в вузе: Автореф. дис. …кан.воен. наук. -М.: ВА БТВ

77. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации (опыт, исследования) / Акопов С.И., Алексеев В.Д., Андреев А.А и др.; Под. ред. Золотарева О.В. — М.: ВПА, 1991. -260 с.

78. Стрикелева Л.В. Педагогические основы повышения эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения АОС: Автореф. дис. …канд.пед.наук. — Минск: БГУ, 1984. -20 с.

79. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения // Сб.научн.тр. — М.: Изд-во АПН СССР

80. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения

81. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. -141 с.

82. Таркаева О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: Автореф. дис. …канд. пед. наук.- Казань: КГПИ, 1987. — 27 с.

83. Тихонов А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития //Информационные технологии. — 1996. — № 2. — С. 2-6.

84. Трофимов А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МВД России: Автореф. дис. …кан. пед. наук. — СПб.: СПбЮИ МВД, 1995.- 25 с.

85. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. — М.: МГУ, 1972. — С.260-273.

86. Фокин Ю.Г., Корзун М.М. Основы интенсификации обучения в ввузе. Курс лекций. — М.: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1987. — 160 с.

87. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. …док. пед. наук. — Екатеринбург: УГППУ. 1995. -45 с.

Размещено на