процесс формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию 8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста 8

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16

1.3. Педагогические условия формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи 23

Выводы по первой главе 34

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по рисованию 35

2.1. Характеристика технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35

2.2. Организация работы по формированию технических умений в рисовании у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 41

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 49

Выводы по второй главе 54

Заключение 56

Список литературы 59

Приложение 65

Введение

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Для развития изобразительных способностей, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования проводится обучение детей различным техникам изображения с использованием различных инструментов и материалов.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

11 стр., 5336 слов

Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме ...

... возраста продолжает расти словарный состав речи. По сравнению с ранним детством словарь дошкольника увеличивается в 3 раза. Ребенок параллельно овладевает умением сочетать слова в предложения по ... законам грамматики. В дошкольном детстве начинает развиваться объяснительная речь. Функция ...

Комарова Т.С. отмечает, что изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.

Исследования психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Теоретические основы развития детского изобразительного творчества заложены в трудах А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, О.И.Галкиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной и др. В этих работах рассматриваются вопросы формирования технических навыков у детей с нормальным речевым развитием. При этом следует отметить, что данная проблема в коррекционной педагогике разработана не достаточно, в частности, не определена методика формирования технических умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи. Важность формирования технических умений у данной категории детей обусловлена тем, что многие дети с нарушениями речи имеют слабые изобразительные навыки, с трудом удерживают карандаш, затрудняются в передаче изображений простых геометрических форм, не знают цветов, не ориентируются на листе бумаги.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы квалификационной работы: «Формирование технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию в дошкольном образовательном учреждении».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию.

Объект исследования – процесс формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в ДОУ.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... полученных в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ... будущие события и факты. Методологический уровень исследования – на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы изучения педагогических ...

Предмет исследования – методы и средства формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформирована следующая гипотеза.

Гипотеза: процесс формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию в ДОУ будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

 интеграция занятий по развитию речи и рисованию;

 развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях;

 взаимодействие с родителями.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.

3. Определить педагогические условия формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию в ДОУ.

4. Разработать программу экспериментальной работы по формированию технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию.

Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент.

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап (октябрь – декабрь 2011 г.): проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ проблемы, уточнялись предмет и объект исследования.

II этап (январь — март 2012 г.): осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию.

III этап (март — апрель 2012 г.): анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление материалов, делались выводы по теме исследования.

База исследования: Негосударственное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №147 ОАО «РЖД». Детский сад находится по адресу: 456520, Челябинская область, Сосновский р-н, п. Полетаево, ул. Пионерская, 3.

В детском саду функционирует 7 групп:

— младшего (раннего) возраста – 2;

— общеобразовательного развития – 4;

— коррекционная (логопедическая) – 1.

Детский сад осуществляет образовательную деятельность по программе «Радуга».

Для экспериментальной работы была выбрана вторая младшая (логопедическая) группа. Все было взято 10 детей с одинаковым первоначальным уровнем развития. Эксперимент проводился в первой половине дня с 1 по 29 февраля.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении указываются актуальность данного исследования, цели и задачи квалификационного исследования, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, структура квалификационной работы.

11 стр., 5225 слов

Развитие технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях ...

... методы обучения дошкольников передаче образов животных не являются универсальными, а следовательно являются мало изученными. Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков ... эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. ...

В первой главе раскрываются теоретические основы формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Заключение подводит итог проделанной работе по определению и экспериментальной проверке методов и средств формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы состоит из 49 источников, адекватных предмету и задачам исследования.

В приложении представлены конспекты занятий по рисованию.

Глава I. Теоретические аспекты формирования технических умений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технических умений у детей младшего дошкольного возраста

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Как отмечает Т.С. Комарова, проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности [25, с.39].

Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве. А.В.Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета [13, с.81].

Исследования В.П. Зинченко и А.Г. Рузской показали, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней [14, с.36].

Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития, но не всегда движения целенаправленны, точно подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия…….

Список литературы

1. Архарова. Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования [Текст] / Н.В. Архарова. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.

2. Вершинина, Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного [Текст] / Н.А. Вершинина // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.

3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.

4. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества [Текст] / В. Виниченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.

5. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках [Текст] / М.С. Водянская // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.

14 стр., 6968 слов

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ...

... логопедического воздействия по преодолению 9 нарушений восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР способствует совершенствованию практики дошкольного воспитания детей с этой формой психического дизонтогенеза, развитию их ... 2.6. Восприятие и понимание текстов различной сложности 120 3 ГЛАВА 3. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития ...

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

7. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

8. Григорьева, Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов [Текст] / Г.Г. Григорьева. — Горький, 1984. — С.10.

9. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.

10. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.

11. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.

12. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.

13. Жукова. Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.

14. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1986. – 286 с.

15. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

16. Захарова, В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей [Текст]: для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов [Текст] / В.М. Захарова. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.

17. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

18. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.

19. Ивкина, Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т.В. Ивкина // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.

20. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

21. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. — М: ТЦ Сфера, 2004.

15 стр., 7388 слов

Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе ...

... упражнений 2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшегошкольного возраста в условиях центра детского творчества 2.2 Вокальные упражнения как средство развития ... артикуляция, звукообразование, резонирование). Объект: процессобучения пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества. Предмет: вокальные упражнения как средство развития вокальных ...

22. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.

23. Ковалев, А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности [Текст] / А.Г. Ковалев // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н.Мясищев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 153-165.

24. Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет [Текст]: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.

25. Комарова, Т. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Т. Комарова, О. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.

26. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.

27. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 214 с.

28. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М.: Владос, 1999. — 678 с.

29. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.

30. Маханева, М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников [Текст] / И. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.

31. Микшина, Е.П. Методика формирования и развития устной речи [Текст]: Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи / Е.П. Микшина. — СПб.: Изд-во РПУ им. А. И. Герцена: СОЮЗ, 2001. — 159 с.

32. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с.

33. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников [Текст]: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.

34. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

35. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

36. Новикова, Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества [Текст] / Г.П. Новикова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А. Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.

37. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 304 с.

38. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. – 256 с.

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. ... знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда ... вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Что ...

39. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.

40. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

41. Специальная дошкольная педагогика Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — 312 с.

42. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

43. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Н.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

44. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

45. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.

46. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей [Текст] / М.Е. Хватцев. — М.: АСТ, 2002. — 266 с.

47. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

48. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.

49. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество [Текст] / В.С. Щербаков. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.