Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ ..8
1.1 Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в теории и практике педагогики 8
1.2 Особенности формирования звукопроизношения у детей пятого года жизни 23
1.3 Условия группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности для профилактики нарушений звукопроизношения у детей пятого года жизни 28
Выводы по главе 1 50
Глава 2. Экспериментальная работа по оценке эффективности профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ 54
2.1 Оценка состояния звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни (констатирующий этап эксперимента) 54
2.2 Реализация мероприятий по профилактике нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ (формирующий этап эксперимента) 69
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента) 89
Выводы по главе 2 96
Заключение 98
Список использованной литературы 100
Введение
Главным фактором социального общения людей является речь. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка как системы символов и знаков с целью коммуникации, познания действительности и регуляции поведения.
Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем легче ему будет общаться.
Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонаций со всеми её средствами соблюдения норм орфоэпии.
Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей ...
... развитии речи и предупреждение вторичных психоэмоциональных нарушений. В связи с этим программы коррекции отклонений в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей третьего года жизни и ... форма речевого общения. 2. Характеристика речевого развития детей третьего года жизни 2.1 Развитие речи ребенка третьего года жизни Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. ...
Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.
Своевременное выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной речи.
На важность изучения звукопроизношения детей с недоразвитием речи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей заключается в устранении из жизни ребенка (или хотя бы в сведении к минимуму) действия тех причин, которые приводят к появлению дефектов в произношении звуков. В этом отношении важна забота как о сохранности речевых органов ребенка, так и о благоприятном для становления звукопроизношения социальном окружении.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, слуховое внимание, фонематический слух.
Актуальность исследования данной проблемы определила выбор темы исследования: «Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности».
Цель работы – теоретически проанализировать и экспериментально проверить эффективность профилактических мероприятий на предупреждение нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Объектом исследования является процесс формирования правильного звукопроизношения у детей пятого года жизни.
Предмет исследования – мероприятия по профилактике нарушений звукопроизношения в группе дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Гипотезой исследования является предположение о том, что проявлений нарушений звукопроизношения у дошкольников на пятом году будет значительно меньше, если:
1. Организовать вторичную профилактику нарушений звукопроизношения в условиях группы общеразвиващей направленности во взаимодействии с учителем-логопедом ДОУ.
2. Включить в работу по предупреждению нарушений звукопроизношения семью.
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблеме исследования.
2. Уточнение основных понятий исследования «профилактика», «звукопроизношение».
3. Проведение анализа особенностей становления звукопроизношения детей 5 года жизни.
4. Изучение способов профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
5. Эмпирическое изучение эффективности профилактической работы по звукопроизношению в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...
6. Создание условий в группе дошкольного учреждения общеразвивающей направленности для практической вторичной профилактики нарушений звукопроизношения.
Правомерность выдвинутой нами гипотезы подтверждается благодаря следующим методам педагогического исследования: анализу специальной литературы /педагогической, логопедической, психологической, методической/; наблюдению; опросу; эксперименту.
На первом этапе, который проходил с сентября по ноябрь 2011 года, мы определили состояние проблемы в теории и практике логопедии, разработали научный инструментарий исследования и изучили диагностические методики для определения звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Второй этап, который осуществлялся с ноября 2011 года, проводился нами с целью профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности вербальными методами логопедического воздействия с экспериментальной группой детей. Мы реализовали и разработали комплекс профилактических мероприятий.
Цель третьего этапа опытно-экспериментальной работы, который осуществлялся в апреле 2012 года, состояла в том, чтобы повести контрольный этап эксперимента; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты опытно — экспериментальной работы.
База исследования: МАДОУ № 350 города Челябинска, выборка респондентов — 2 группы по 24 ребенка среднего дошкольного возраста в каждой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий по профилактике нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ
1.1 Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в теории и практике педагогики
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка [5].
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:
• восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
• воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).
Развитие речи детей дошкольного возраста
... из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ...
Проанализируем наиболее значимые термины в лингвистическом анализе темы:
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Фонема — условная звуковая величина, приблизительно характеризующая согласные и гласные признаки реального речевого звука. Каждому звуку можно дать две характеристики.
В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны: тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам [28].
Наиболее известной характеристикой речевого сигнала является основной тон. Эта характеристика представляет собой обычную частотную модуляцию сигнала, параметры которой легко измеряются (установлено, что частота основного тона разных людей (мужчин, женщин, детей) находится в диапазоне 50-250 Гц.).
Классифицируется относительное изменение частоты, и траектория во времени при произнесении слова или фразы. Относительное изменение частоты может достигать 15 %, что в европейских языках передаёт эмоциональную составляющую речи (так, в русском языке различные траектории вызывают ощущение до 28 типов эмоций; однако ударение — музыкальное), а в некоторых восточных – смысловую [16].
В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:
акустической, поскольку звук является акустическим явлением;
физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи;
лингвистической (социальной), так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте, звуки получают название фонем, которые в каждом языке образуют свою систему. Лингвистическая точка зрения является преобладающей: именно она рассматривает отдельные звуки речи……….
Список использованной литературы
1. Алексеева, М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст]. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1995.
2. Бакина, М. Современные дети, современные игры [Текст]/М.Бакина//Дошкольное воспитание – 2005 — №4. – с.58
3. Белкин, Е. Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения [Текст]/Е.Л. Белкин // Начальная школа. – 2001. — №4
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М. : Академия, 2003. — 208 с.
5. Бородич, А.Н. Методика развития речи детей [Текст]/А.Н. Бородич. – М.: Просвещение, 1981 – 254 с.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]/Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
7. Волосовец, Т.В., Кутепова, Е.Н., Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 200с.
8. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых [Текст]: Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
... речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы ... и методике воспитания в семье. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Большую роль в становлении советского дошкольного воспитания сыграла Н. ...
9. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]/М.Г. Генинг. – Чебоксары, 1980.
10. Глазкова, Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности [Текст]/Т.А. Глазкова // Начальная школа. – 1999. — №7
11. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст]/Л.А. Горбушина.- М. , 1995.
12. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]. – М.: Изд-во ГНОМиД. 2001. – 448 с.
13. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей [Текст]. — /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ — ЛТД», 2001. – 128 с.
14. Дубровина, И. В.Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихотан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999
15. Дыбиа, О. Игра – путь к познанию предметного мира [Текст] /О. Дыбиа/Дошкольное воспитание. – 2005 — №4. – с.14.
16. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]/В.К. Дьяченко: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1991
17. Зябкина, И. Методика обучения игре [Текст] /И. Зябкина/Дошкольное воспитание – 2005 — №4. – с.124.
18. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст]/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.
19. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]/В.Г. Каменская: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
20. Кутузова, И. Развитие игровой деятельности [Текст] /И. Кутузова/Дошкольное воспитание – 2003 — №5. – с.-25.
21. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст]/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
22. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] /О. Клименкова/Дошкольное воспитание – 2002 — №4. – с.-7.
23. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить [Текст]/М.Н. Кольцова. Москва, 1974 г.
24. Коррекционная педагогика [Текст]. – М.: Гардарика, 1998. – 146 с.
25. Лесскис, И., Лисютенко, О., Прочухаева, М. Групповая игротерапия [Текст]/И. Лесскис, О. Лисютенко, М. Прочухаева//Дошкольное воспитание – 2002 — №4. – с.-33. 28.
26. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А. люблинская. Учеб. пособие для студ. пед. ин-ов. М., «Просвещение», 1971.
27. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст]/Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. — №4 – с. 105
28. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст]/М.Р. Львов. Пособие для учителей.-М.,1975.
29. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]/А.И. Максаков: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
30. Максаков, А.И. , Тумакова, Г.А. Учите, играя [Текст]/ А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М. , 1983.
31. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.И. Максаков. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольного
... 1. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных требований ... и уровень развития двигательного аппарата. 2. Систематическое наблюдение за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы ...
32. Менджерицкая, Д. В.Воспитателю о детской игре [Текст]/ Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982.
33. Немов, Р.С. Психология [Текст]/Р.С. Немов. – М., 1998г.
34. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]/Н.В. Новотворцева. – М.,, 1995г.
35. Основы психологии [Текст]: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
36. Основы специальной психологии [Текст]/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.
37. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.
38. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]/Л.Ф. Обухова. Учебник. -М., Российское педагогическое агенство.,1996.
39. Поваляева, М.А. Помощник дефектолога [Текст]/М.А. Поваляева. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 120 с.
40. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]/М.А. Поваляева. — Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.
41. Поваляева, М.А., Караханян, Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст]/М.А. Поваляева, Л.Р. Караханян. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 70 с.
42. Поваляева, М.А., Лещенко, А.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике [Текст]/М.А. Поваляева, А.Н. Лещенко /Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
43. Подласый, И. П.Педагогика. Новый курс [Текст]/И.П. Подласы: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
44. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников [Текст]/Е.А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. -№3. – с.76
45. Прохода, М. Карта развития ребенка. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования [Текст]/М. Прохода // Дошкольное воспитание. – 2006. — №1 – с.66
46. Пожиленко, Е., Игнатьева, Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь[Текст]/Е. Пожиленко, Е. Игнатьева // Дошкольное воспитание. – 2005. — №5. – с. 36
47. Река, Л. О занятиях по развитию речи [Текст]./Л. Река / Дошкольное воспитание 1990 г. № 10
48. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики/В.С. Основы общей педагогики [Текст]: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004.
49. Селивестров, В.И.. Игры в логопедической работе [Текст]/В.И. Селиверстов. – М. , 1987.
50. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]/О. Солнцева//Дошкольное воспитание – 2005 — №4. – с.23.
51. Солюс, О.П. Пособие по исправлению недостатков произношения [Текст]/О. Солюс. –М.: Просвещение, 1979. –16 с.
52. Сомкрова, О. Развиваем речь детей [Текст]/О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №1 – с. 37
53. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст]/Ж.М. Флерова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
54. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] /М.Ф. Фомичева. — М., 1989г.
55. Хрестоматия по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей ...
... игра дошкольник 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника 1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание. По мнению А.Ю. Коджаспирова ...
56. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособия для практ. работников ДОУ [Текст]/Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой.- 4-е изд.- М.: Айрис — пресс, 2007.
57. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/Г.С. Швайко. – М., 1988.