МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
(ГБПОУ ЛПК)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ
Выполнил:
Специальность 49.02.01
Физическая культура
курс 4, группа 412
г Лукоянов, 2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы развития ловкости и координации движений в школьном возрасте 5
1.1 Координационные способности и их виды 5
1.2 Ловкость как интегральное проявление координационных способностей 9
1.3 Особенности развития координации движений у детей школьного возраста 11
1.4 Психофизиологические механизмы развития координационных способностей 14
2 Методологические особенности развития ловкости и координации движений посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом 16
2.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников 16
2.2 Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре 17
2.3 Средства и методы развития координационных способностей школьников 18
2.4 Характеристика действий с мячом и методика обучения 23
2.5 Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости 28
2.6 Методика проведения различных подвижных игр для развития ловкости 31
3 Результаты исследовательской работы 35
3.1 Организация исследования 35
3.2 Результаты исследования 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [13].
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...
... немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.[15, стр. 147] Он считал, ... действий с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Тема работы: подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости детей старшего ...
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми [6,17].
Как указывают специалисты в области физического воспитания, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.[13, стр. 102]
Ловкость, по определению Л.П. Матвеева, — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. [14, стр. 122]
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.
Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигателъно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.
Двигательная координация – один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовленности. Поэтому столь важное значение имеет возможность ее объективного измерения и оценки. Вместе с тем координацию не так просто выделить как самостоятельное двигательное качество и подвернуть подобным исследованиям.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [22]. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Модели группового развития в исследованиях треннииговых и психотерапевтических ...
... сих пор полностью не проведен, Вследст-вии этого7подавляющее большинство работ по исследованию группового развития /см.,например, 22,84,82/ носит характер описаний отдельных случаев. Здесь нами будут рассмотрены ... состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух ...
Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки [15, стр. 147]. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч.
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений.
А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность школьников.
Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости и развития координации. Именно поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной.
Приступая к написанию выпускной квалификационной работы, я поставил перед собой цель — определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости и координации движений.
Объект исследования – развитие координационных способностей и ловкости.
Предмет исследования — подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
2. Проанализировать методы развития координации движений и ловкости у детей школьного возраста.
3. Определить особенности методики проведения упражнений с мячом.
4. Выявить особенности методики развития ловкости и координации движений у детей школьного возраста.
5. Исследовать влияние целенаправленного включения в третий урок физической культы упражнений с мячом на развитие ловкости и координации движений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение подвижных игр на уроках физической культуры ведет к более эффективному развитию координационных способностей и ловкости.
Периоды развития теории управления
... планирование и способы достижения; осуществляет распределение работ, координация этих работ; контроль за подчиненными Менеджмент существует ... существует; Управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения задач. Структура – ... среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ...
Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения, эксперимент, метод тестирования.
Структура ВКР включает введение, три главы, выводы, список используемых источников. ?
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Координационные способности и их виды
Ловкость — только часть координационных способностей.
Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач…
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важных задач воспитания детей школьного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств.
Развитие такого психофизического качества, как ловкость способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в школьном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Подростковый возраст — переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 9-10 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и так далее. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей учащихся.
Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
Особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного ...
... бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести. Сегодня большое значение имеет исследование сенсомоторной координации школьников с общим недоразвитием речи. Развитию моторики детей следует уделять ...
По своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.
Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости и координации движений. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для определения степени эффективности влияния подвижных игр с мячом на развитие координации движений и ловкости нами была организована опытно-экспериментальная работа, результаты которой подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп позволяют сделать вывод о том, что на таких занятиях в большей степени реализуется принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных физиологических и психических особенностей школьников, что позволяет более качественно построить свою работу по развитию психофизических качеств, формированию разнообразных видов движений, развитию культуры движений.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бальсевич В.К. Запоражанов В.А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровья, 1987.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека М.: Теория и практика-ф.к., 2000. 275с.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии- М: ФиС, 1991 .-288с.
4. Бернштейн Н.А.»О построении движений», — М.: 1947.
5. Булкин В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной
деятельности // Теория и практика ф.к.- 1997 — № б-с.44-46.
6. Гелецкий В. М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта / В. М. Гелецкий; Краснояр. Гос. Ун-т. – Красноярск, 2004.
7. 3ациорский В.М. Физические качества спортсмена — М.: Физкультура и спорт, 1970.-145с.
8. Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств //Спортивная физиология. — М: ФиС, 1986, 178с.
Понятие физических качеств, и их характеристика.
... каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств. Основоположники теории и практики физической культуры и спорта рассматривали систему подготовки юных спортсменов как ... гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста ...
9. Лях В.Н. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе 2000 — № 4-С.6-12.
10. Лях В.Н. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе 2000 — № 5-С.З-8.
11. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теория и практика ф.к.- 1997 — № 3-е. 12-18.
12. МатвеевЛ.П. Основы спортивной тренировки — М.: ФиС, 1977,-280с.
13. Палецкий Д.Ф., Михеев П.П. Основы развития физических качеств. Брянск: СНГНФК, 1995,-206с.
14. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов — М.: ФиС,1986.-286с.
15. Решетнёв В.К. Особенности физического развития детей// Теория и
практика ф.к.- 1995 — № 4-е. 23-29.
16. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика ф.к.- 1998 — № 6-с.8-12.
17. Теория и методика: учебное пособие для училищ олимпийского резерва /Под ред. Суслова Ф.П., Холодова Ж.К. — М.: 1997-416с.
18. Тер-Ованесян А.А. Спорт. — М.: ФиС, 1967 — 206с.
19. Физиология человека: Учебное пособие для студентов мед. институтов. /Под ред. Г.И. Косицкого — М: Медицина, 1985, — 535с.
20. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: ФиС, 1974,-304с.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для студентов высш. Уч. заведений М.: издательский центр «Академия», 2000.-480с.
22. Янанис С.В. Основы обучения движениям. — В кн.: Теория и методика физического воспитания. — М.: ФиС, 1974. ?