Особенности формирования «Я — концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА «Я-КОНЦЕПЦИЮ» РЕБЕНКА

7

1.1 Семья и её роль в формировании личности дошкольника 7

1.2 Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии

20

1.3 Особенности формирования «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

39

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ АЛКОГОЛИКОВ

52

2.1 Особенности развития «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

52

2.2 Динамика уровня развития «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 91

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования России от 17.10.2013 №1155 как ступени общего образования, необходима поддержка разнообразия и самоценности дошкольного детства, создание условий для личностного роста, индивидуального развития, удовлетворение особых потребностей детей.

Системообразующим ядром индивидуальности является «Я-концепция» личности, которая обуславливает динамику и направленность развития субъекта, уровень притязаний, стиль поведения и жизнедеятельность. На определенном этапе возрастного развития «Я-концепция» становится одним из ключевых элементов самосознания личности, который детерминирует самоощущение, степень самопринятия, самореализации, перспективы и жизненные позиции. В контексте возрастного развития и саморазвития личности, регуляции деятельности особенно важно умение анализировать и адекватно оценивать свои личностные качества, поступки, поведение, отношения с окружающими. «Я-концепция» связана с накоплением дифференцированных и обобщенных знаний о себе, составляющих внутренние условия для развития устойчивой ориентации относительно себя и эмоционально-оценочного ………………………………………………………………………………..

Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Особенности формирования Я концепция у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков» является актуальной.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить особенности …………………………………………………………………….

21 стр., 10327 слов

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, воспитывающиеся ...

... анализу методики направленной на выявление уровня речевого развития дошкольников. В ней проводится анализ уровня речевого развития дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации. В Заключении представлены ... имея игрушек для развития из-за материальной составляющей в семье, это приводит к задержке речевого развития и к замедленному темпу развитию психических процессов. Если ...

Объект исследования: семьи алкоголиков, воспитывающих детей.

Предметом исследования является процесс …………………………………………………………

В основу исследования положена гипотеза исследования – «Я-концепция» у дошкольников воспитывающихся ……………………………………………….

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье ал…………………………………………………………………….

Методологической основой исследования явились научные труды: (А. В. Запорожеца, Д. Б. Эльконина [44………………………..

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования……………………………..

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами и …………………………….

Экспериментальной базой явился МБДОУ ……………………………..

1 АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА «Я-КОНЦЕПЦИЮ» РЕБЕНКА

1.1 Семья и её роль в формировании личности дошкольника

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношении, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности [11,58].

Семья в жизни каждого человека, общества и государства играет огромную роль. Семья как своеобразная ячейка общества, микросоциальный организм, составляя основу любой нации, цементирует ее благодаря своим социально значимым функциям.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале».

17 стр., 8252 слов

Волевые процессы личности человека 2

... о волевых процессах личности Рассмотреть волю в структуре человеческой личности Рассмотреть воспитание воли человека Сделать выводы Объект исследования – волевые процессы личности человека. Предмет исследования – психологические основы ... силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной. К настоящему времени ...

В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение семьи: «Семья группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».

В современной юридической литературе нет общепризнанного определения семьи. Так, по мнению А.М. Нечаевой, у «семьи есть свои отличительные особенности, как ………………………………………………………………….

.2 Понятие «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии

Для самого человека, субъективно, личность — это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5-3 лет).

Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»).

С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании — ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризиса непосредственности» [41,78].

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об­разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования — «Я-концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... Более успешной адаптации личности к изменяющимся условиям жизни способствует: негативная самооценка; низкая самооценка; позитивная самооценка; завышенная самооценка Наличие у человека высокоорганизованного мозга, мышления и ... систему социальных связей и отношений; биологическое своеобразие; способность к деятельности; способность к мышлению. Признаком индивида является: возраст; способность ...

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» — «образ Я» — характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об­раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ­ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, -отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто­римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» характеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах — их разнообразии, глубине и т.п. Для другого — самым главным может быть то, что он отец. В этом случае центральными в образе Я будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второстепенные.

2. Второй компонент — эмоционально-ценностное отношение к себе — отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение — это вера всобственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение — это принятие себя, любовь к себе [14,86].

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка — оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки).

Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» — от очень высокого до очень низкого представления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие — как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью.

10 стр., 4975 слов

Биосоциальное развитие человека будущего

... антропологии и археологии доказывают роль целенаправленной трудовой деятельности как основного фактора антропосоциогенеза в процессе социального развития человека. Но человек существует не просто так сам по себе, он ... дышим воздухом нового времени, а наши дети и дети наших детей будут этими людьми будущего. Целью данной работы является изучение путей развития человека в будущем. В первой главе ...

Для нормального развития личности очень важно, что­бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний — высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Не­адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка — сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психологических механизмов.

При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в которой могут быть точно определены и соотнесены с каким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правильности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюбленность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения — это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро — на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А. Адлером. Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, именно они, а не люди с высоким самоуважением часто выглядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях — в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи [11,73].

3. Третий компонент «Я-концепции» — поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность чело­века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по этому поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «…одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности ………………………………………………………………………………

1.3 Особенности формирования «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов [21,73].

14 стр., 6735 слов

Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

... по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации. .2 Этапы развития самооценки Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в ... недостаточно четко проясненными. [6, С. 126] Завышенная самооценка и ее причины Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает ...

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

Статистика показывает, что 40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

9 стр., 4430 слов

Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности

... к изучению ситуативной тревожности детей подросткового возраста. Определить влияние наличия и отсутствия наблюдателей и уровня самооценки подростков для проверки их взаимосвязи с уровнем ситуативной тревожности. Выделить ... потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится ...

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними [17,58].

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства [11,59].

3 стр., 1463 слов

Счастливые дети разведённых родителей

... психологически необратима, нужно в первую очередь ради детей! Ребенку нужны не жертвующие, а счастливые родители. Разумеется, позиция «ради детей» имеет много смысловых нюансов. Увы, часто супруги, ... устойчивыми к катаклизмам жизни, более защищенными. Таким образом, счастье детей начинается со счастья родителей. И дать детям счастье, сохраняя для этого уже практически несуществующую семью — ...

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков [33,145].

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Типология ролей, принимаемых на себя детьми. Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей — это реакция на стресс, каким является алкоголизм родителей. Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети [16,71].

1.Герой семьи, ответственный ребенок. Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующих действия. Содержит свои вещи в порядке . Часто это старший ребенок в семье.

2.Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики.

3.«Потерянный», кроткий …………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ АЛКОГОЛИКОВ

2.1 Особенности развития «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

Опытно-экспериментальная работа проводилась в строгом соответствии с принятыми в отечественной педагогике

Теоретическими и практическими положениями и рекомедациями. Первый этап – констатирующий, цель – изучение специфики «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков. Задачи: подобрать методики изучения и определить особенности «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №11» г. Новочебоксарск Чувашской Республики. В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей 6–7 лет и 20 родителей.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:

1.Анкета для родителей для определения неблагополучных семей где есть пьющие родители (приложение А).

2. Методика определения самооценки детей. (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).

3. Методика «Какой Я?» (Р. С. Немов).

4. Проективная методика «Рисую себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте).

Вопросы анкеты для родителей для определения неблагополучных семей где есть пьющие родители представлены в приложении А.

Методика определения самооценки детей Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн направлена на изучение уровня самооценки и основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств. Ребенку задаются вопросы и предлагаются бланки, на которых он отмечает определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) на вертикальных линиях.

Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.

0. В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней — те, кто считают себя самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?

1. В самой верхней точке — самые щедрые люди, в самой нижней -самые жадные. Где находишься ты? Честность, дружелюбие, справедливость, трудолюбие, самостоятельность.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная –«доброта» – не учитывается).

Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 мм, в соответствии с тем, на какой высоте испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал необходимо определить:

– высоту самооценки – от «0» до знака «–»;

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня самооценки по всем шести шкалам.

Выводы об уровне самооценки:

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Цель методики №2 Методика «Какой Я?» Р. С. Немова направлена на изучение уровня самооценки дошкольника.

Инструкция: В ходе применения методики «Какой Я?» экспериментатор спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам? Ты хороший добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный?». Оценки, выносимые ребёнком самому себе, проставлялись экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводились в баллы.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности

Выводы об уровне самооценки:

Уровень Баллы Выводы об уровне

Высокий 10 баллов – 7 баллов указывает завышенную самооценку, и определенные отклонения в формировании личности

Средний 3,5 – 6 баллов указывает реалистическую (адекватную) самооценку

Низкий 1 – 3 балла указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности

Цель методики №3 Методика «Рисую себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте – определение уровня самооценки

Ребенку предлагалось нарисовать себя на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Время работы не ограничивается, дополнительных инструкций нет.

Критерии оценки:

– полнота рисунка: детали лица и тела (деталей ресниц, глаз, рта, пальцы и т.д), декорирование рисунка, количество разнообразных деталей (бусы, перья, банты, короны, диадемы и т.д);

– цветовое решение: благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто–зеленого), (оценивается в 3 балла), преобладание холодных тонов – признак некоторого снижения настроения, обычно не доходящего до уровня депрессии, (оценивается в 2 балла), использование темных тонов — значительно более серьезный признак снижения настроения, (оценивается в 1 балл);

– особенностей формата и семантики пространства рисунка (размещение в пространстве, размер), расположение рисунка оценивается по отношению к формату листа, на котором он выполнен: увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа, средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа, уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа. (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивается по 3 ба0-+лльной шкале );

– размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивается по 3 балльной шкале ).

— анализ поправок, стираний и перерисовывания.

– общая сумма баллов по рисунку.

Выводы об уровне самооценки:

Уровень Баллы Выводы об уровне

Высокий 10 баллов – 8 баллов указывает завышенную самооценку, и определенные отклонения в формировании личности

Средний 7 – 5 баллов указывает реалистическую (адекватную) самооценку

Низкий 4 – 1 балла указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности

В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные, представленные в таблице 1 – 4.

Результаты исследования родителей по анкете для определения неблагополучных семей, где есть пьющие родители, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты, полученные в ходе исследования родителей по анкете для определения неблагополучных семей, где есть пьющие родители.

После полученных результатов по анкете для определения неблагополучных семей, где есть пьющие родители, мы разделили детей на две группы первая группа детей, у родителей которых выявлен высокий и очень высокий риск…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Результаты исследования детей по методике «Какой Я?» Р. С. Немова представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития самооценки по методике «Какой Я?» Р. С. Немова

Высокий Средний Низкий

абс. % абс. % абс. %

Дети у родителей которых выявлен высокий риск развития алкоголизма 1 10 6 60 3 30

Дети у родителей которых выявлен низкий риск развития алкоголизма 2 20 6 60 2 20

Результаты методики «Какой Я?» Р.С. Немова показали что, в группе детей у родителей, которых был выявлен высокий и очень высокий риск р…………………………………………………………………………………….

Нами также была проведена проективная методика «Рисую себя» на которой дети рисовали себя. Результаты исследования детей по проективной методике «Рисую себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты, полученные в ходе исследования уровней развития самооценки по проективной методике «Рисую себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте

………………………………………………………………

Настя М. и Максим А. – неадекватная, завышенная самооценка, у них рисунок выполнен с подробной прорисовкой и акцентрированием, положение лица «анфас». У обоих выполнен крупный рисунок, размещенный ближе к верхнему правому краю листа; стирания и перерисовка отсутствуют. У них «хороший» ребенок нарисован яркими и светлыми цветами.

Наглядно результаты эксперимента по данной методике представлены на рисунке 4.

Рисунок 4- Уровень развития самооценки по проективной методике «Рисую себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте

Таким образом, данные позволили выделить три группы дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков: с завышенной и заниженной неадекватной самооценкой, с условно адекватной самооценкой. Распределение происходило на основе критериев: особенностей формата и ………………………………………………………………………………………..

2.2 Динамика уровня развития «Я-концепции» у дошкольников воспитывающихся в семье алкоголиков

Для оценки степени эффективности систему мероприятий по формирующему этапу был проведен контрольный этап.

Детям экспериментальной и контрольной группы (20 человек) в контрольном эксперименте были предложены задания констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной системы упражнений, данные результаты представлены в таблицах 5–10.

Результаты исследования группы детей у родителей, которых был выявлен высокий и очень высокий риск развития алкоголизма по методике определения самооценки детей (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития самооценки по методике определения самооценки детей (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Группа детей Высокий Средний Низкий

абс. % абс. % абс. %

У родителей которых выявлен высокий риск развития алкоголизма 2 20 8 80 0 –

У родителей которых выявлен низкий риск развития алкоголизма 1 10 7 70 2 20

Контрольный этап эксперимента по методике определения самооценки детей Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн показал что, в группе детей у родителей, которых был выявлен высокий и очень высокий риск развития алкоголизма после поведения развивающей работы низкий уровень развития самооценки не выявлен ни у кого, у восьми детей (80%) был выявлен средний уровень развития самооценки – адекватный уровень самооценки. Двое детей (20%) со среднего уровня перешли на высокий.

В группе детей у родителей, которых был выявлен низкий риск развития алкоголизма произошли не значительные изменения один ребенок (10%) с низкого уровня, заниженной неадекватной самооценкой (перешел на средний уровень – адекватный уровень самооценки. Низкий уровень развития самооценки, то есть заниженная неадекватная самооценка выявлена у двоих детей (20%), у семи детей (70%) выявлен средний уровень развития самооценки- условно адекватный уровень самооценки; у одного ребенка (10%) высокий уровень — неадекватная, завышенная самооценка.

Максим А., – средний уровень развития самооценки, при заполнении шкалы справедливость, поставила себя между четвертой и пятой ступенькой. Кирилл К., Ильяз С. имеют средний уровень развития самооценки при заполнении шкалы честность, поставили себя между шестой и седьмой ступеньками. Михаил, Саша Т. – средний уровень развития самооценки при заполнении шкалы доброта, поставили себя между шестой и седьмой ступеньками.

Только Иван Г. и Данила П. — неадекватная, ………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Я-концепция» подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. В своих исследованиях А. В. Захарова [16] выделяет структуру самооценки, которая включает в себя три связанных между собой компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой), отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. Поведенческий компонент отражает стремление быть понятым у окружающих, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. «Я-концепция», выступая в качестве формы отражения человеком самого себя как особого объекта познания, связана с накоплением им дифференцированных и обобщенных знаний о себе, составляющих внутренние условия для развития устойчивой ориентации относительно себя и эмоционально-оценочного отношения к себе.

В настоящее время в психологии собран большой теоретический материал, раскрывающий феномен «Я-концепции» в целом и её качественных отличий в разные возрастные периоды, однако, эта тема остаётся недостаточно изученной.

В настоящем исследовании с помощью методик: «Методика определения самооценки детей» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), «Какой Я?» (Р. С. Немов), «Рисую себя» (А. М. Прихожан, З. Василяускайте) выявлены следующие особенности самооценки у дошкольников у родителей, которых был выявлен высокий риск развития алкоголизма:

– выделяются три уровня самооценки: неадекватный завышенный, неадекватный заниженный, условно адекватный. Самооценка ……………………………………………………………………………………………………………………..

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конс?титуция Р­ос?с?ийс?кой Федер­ации : пр­инята вс?енар­. голос?ованием 12 дек. 1993 г. (с? учетом попр­авок, внес?енных Законами Р­Ф о попр­авках к Конс?титуции Р­Ф от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // С?обр­ание законодательс?тва Р­Ф. – 2014. – №31. – С?т. 4398.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 473-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // С?обрание законодательс?тва РФ. – 2014. – №53. – С?т. 7598.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. –№ 265.

4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб., 2010. – 288 с.

5. Астраханцева, Т. Н. Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями / Т. Н. Астраханцева. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2015. – 78 с.

6. Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М. : Просвещение, 2012. – 112 с.

7. Белякова, Е. Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов / Е. Г. Белякова. Тюмень, 2013. – 224 с.

8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 2006. – 420 с.

9. Бодалев, А. А. Психология общения. / А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2015. – 672 с.

10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – СПб. : Питер. – 2012. – 325 с.

11. Выготский, Л. С. собрание сочинений. Научное наследство / А. Ясницкий. – М. : Просвещение . – 2014. – 367 с.

12. Гайлене, И. Способы ………………………………………………………………………