Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возможности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркологическом диспансере……………………………………………….7
1.1. Наркомания как социальная и психологическая проблема……7
1.2. Особенности работы практического психолога в наркологии и формирование «лечебной среды» в наркологическом учреждении…………………………………………………..……………21
1.3.Участие психолога наркологического диспансера в решении задач диагностики и экспертизы…………………………………………………46
Основные выводы……………………………………………………….53
Глава 2. Психологическая характеристика основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере……………………………………………………………………..56
2.1. Психопрофилактическая работа …….…………………………….56
2.2.Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с больными и членами их семей……………………..……………………….72
2.3.Подготовка больных, оказывающих помощь в проведении психокоррекционной работы и самокоррекции..…………………………87
2.4. Опытно-экспериментальное изучение влияния коллективной групповой работы психолога с «зависимыми»……………………………95
Основные выводы…………………………………………………………103
Заключение…………………………………………………………………….105
Литература……………………………………………………………………..108
Приложения……………………………………………………………………118
ВВЕДЕНИЕ
Постоянно растущий интерес к проблеме человека является одним из выдающихся явлений современности. Нацеленность гуманитарного знания на идею значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию привели к новому осмыслению ряда проблем, где традиционно господствовали медицина, философия, антропология, генетика. Одной из этих проблем является проблема наркомании.
Несмотря на усилия пропаганды здорового образа жизни в стране, в каждом городе, селе, катастрофически увеличивается число людей, употребляющих те или иные психоактивные вещества, что приводит к деградации личности.
В нашей стране на базе существующей наркологической службы создана сеть специализированных центров и отделений, дневных стационаров и полустационаров, решающих задачи лечения и реабилитации людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. К настоящему времени найдены новые принципы и методы работы с «человеком зависимым», который должен превратиться из социального аутсайдера в «человека проблемного», но не потерянного для самого себя и общества. Практика показала, что врачу удается успешно реализовывать задачи реабилитации на всех трех ее этапах – восстановительном, реадаптационном и собственно реабилитационном, — только в том случае, если ему помогают в этом другие специалисты, в первую очередь психологи, имеющие навыки психокоррекционной работы в наркологии и способные при необходимости использовать психодиагностические методики, позволяющие точнее определить личностные особенности больных, их реальные и потенциальные возможности, достижение длительных ремиссий, оценить эмоциональное состояние, объективизировать динамику лечебного процесса и прогнозировать успешность социально-психологической адаптации больных после прохождения курса лечения. Психологи, работающие в наркологических учреждениях фактически с момента выделения наркологии из психиатрии ощутили себя в качестве «запоздалых, но желанных помощников», которых с большим нетерпением ожидала целая армия людей, потерявших веру в силу традиционной и нетрадиционной медицины. Это и определило актуальность нашего исследования.
Тема 13. Особенности работы психолога с учетом целевых групп. ...
... в союзники учителей, родителей и самого ребенка. 2. Работа психолога с детьми с особенностями психофизического развития Целью социально- ... которую так трудно обнаружить, но которая при хорошей работе опытного психолога может быть вовремя замечена. Диссинхрония развития доставляет ... и обеспечивает его обладателю хорошие способности к пониманию людей и ситуаций, а значит и к общению со сверстниками. ...
Чтобы молодое поколение было здоровым как физически, так и психически, необходимо сформировать позицию здорового образа жизни, выделив в приоритетное направление – профилактику среди всех слоев населения. Болезнь легче предупредить, чем ее лечить.
В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные виды работы практического психолога в наркологическом диспансере и их взаимодействие. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога в наркологическом диспансере, а его предметом – основные виды работы психолога с «человеком зависимым» и их взаимосвязь.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
— многомерное воздействие на личность и социальное окружение «зависимых» будет возможно при условии проведения комплекса реабилитационных мероприятий, включающих различные виды диагностической, коррекционной и профилактической работы;
— формирование лечебной среды психологом наркологического диспансера будет эффективным при условии проведения индивидуального, группового и семейного консультирования больных, членов их семей и заинтересованных представителей общественности по различным медико-психологическим и социально-психологическим аспектам болезни;
— подготовка врачей к работе с «человеком зависимым» должна включать обучение методам групповой и психокоррекционной работы.
Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере.
2. Изучить особенности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркодиспансере.
3. Определить содержание, формы и виды подготовки начинающих врачей методам групповой психотерапии и психокоррекционной работы.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: гуманистический подход в психотерапии, разработанный К.Роджерсом, идеи современного психоанализа, основные идеи основателей психотерапевтических школ и направлений (К.Г.Юнг, В.Франкл, Ж.Минделл и др.), концепции субъектности личности (А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.); положения об определяющей роли личности в конструировании жизненных стратегий и ситуаций развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, С.Л.Рубинштейн и др.).
Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога
... выбор темы работы: «Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога». 1. Сущность метода М. Монтессори В методе Марии Монтессори ... это создание условий для саморазвития заложенного в человеке природой. Руководствуясь космическим планом, Творец наделяет каждого ребенка ... стремимся обеспечить расточку самые благоприятные для его вида условия. М.Монтессори задумывается не только над ...
В работе использовались также основные концепции и подходы, направленные на работу с алкогольной и наркотической зависимостью и выработку установок на трезвеннический образ жизни, разработанные в отечественной и зарубежной психологии (В.А.Ананьев, Б.С.Братусь, М.И.Буянов, Б.В.Зейгарник, А.С.Никонов, Б.Г.Комиссаров, А.А.Роменко, Г.С.Никифорова, В.Е.Рожнова и др.).
Методы и источники исследования.
Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала (категориально-понятийный анализ, проблемологический анализ), методы включенного наблюдения и обобщение собственного практического опыта в наркологии и медицинской практике.
Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых в области работы с «человеком зависимым»; научные и учебно-методические публикации по вопросам борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью, учебники и учебные пособия по работе практического психолога в различных медицинских учреждениях, методические рекомендации и приказы Министерства здравоохранения РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы различные виды деятельности практического психолога в учреждениях, работающих с «человеком зависимым», показана их взаимосвязь, гуманистичность и аппелирование к субъектности личности; создана модель превентивной работы по развитию личностных качеств, обусловливающих резистентность к алкогольной и наркотической зависимости.
Структура и объем работы. Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы из 123 наименований и приложений. Объем основного текста составляет 115 страниц…….
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия»; Раритет. – 2000. –704 с.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2002.
3. Александров А.А., Александровна В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога. // Вопр. псих. 2001.-№4.
4. Алимамедова Л. Сладкий обман – смертельный дурман. //Труд. –2000 –16 мая.
5. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 1. Издание 2, переработанное и дополненное.- Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2002.
6. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 2. Учебно-профилактическая программа «перешик». Издание 2, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2002.
Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди ...
... распространения наркотических веществ. . Проанализировать последствия наркомании. . Изучить роль семьи и школы в профилактике наркомании. подросток школа наркомания профилактика 4. Проанализировать результаты эмпирического исследования ... как болезненный паразит. За счет этого наше общество теряет значительную часть потенциально наиболее активных - с точки зрения социального строительства, ...
7. Бабаян Э.А. Наркомании и токсикомании. Руководство по психиатрии / Под редакцией Г.В. Морозова.- М., 1988. Т. 2.
8. Баймухаметов С. Сны золотые Исповеди наркоманов.- М.: Икар, 2000.
9. Барбина Е.М., Погосов А.М. Характеристика патологического влечения к опиумам. –М., 1991.
10. Бездна: пьянство, наркомания, Спид. –М.: Молодая гвардия, 2000.
11. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании.- СПб.
«Университетская книга», 2000, 92 с.
12. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях (материал размещен на Интернет-сайте high.ru).
13. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. –М.: Прогресс, 1991.
14. Битенский B.C., Херсонский Б.Г. и др. Наркомании у подростков. -Киев: изд-во «Здоровя», 1989.
15. Битенский B.C., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Нар-
комания у подростков.- Киев. «Здоровье», 1989, 215с.
16. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2002.
17. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях. – В кн.: Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л., 1982, с. 15-21.
18. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма,- М., 1984.
19. Буянов М.И. Размышление о наркомании. – М.: Просвещение, 1990.
20. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М., 2003.
21. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М., 2003.
22. Внимание: опасность (Дети и наркотики) /Под ред. В.В. Стребиж. –Екатеринбург: Динамит, 1996.
23. Галкин В. Снять с иглы: Вступил в силу закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» //Рос. газета. – 2000. –22 апреля.
24. Гамезо М.В., Герасимова В.с., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. –М.:Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера»,2001 –272 с
25. Ганин М. По дороге в искусственный рай: Наркомания. //Раб. Трибуна. –2000. –20 марта.
26. Геннова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно: Пер. с болг. –М.: Просвещение, 1989. –96 с.
27. Говоров Н.С. Деонтологический аспект раскрытия личности в групповой психотерапии. – В кн.: Проблемы медицинской деонтологии: Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. – М., 1977, с. 233-234.
28. Гладаревская М. Белая дорога в ночь. //Рос. вести. –2000. –21 марта.
29. Грозит вырождением всей нации. // Вольная Кубань –2000. –17 октября.
30. Гройсман А.А., Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.
31. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2002.
32. Гузиков Б.М., Метроян А.А. Что нас губит. –СПб.: Лениздат, 1996.
Наркомания. Токсикомания. Вопросы профилактики и ранней диагностики
... психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами; 3) профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин ...
33. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Мейроян А.А., Рыбакова Т.Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме: методические рекомендации.- М., 1980.
34. Гузиков Б.М. Некоторые клинические и социально-психологические аспекты групповой психотерапии больных алкоголизмом в связи с задачами их реабилитации. – Л., 1982.
35. Гурски С. Внимание родители: наркомания! – М.: Профиздат, 1989.
36. Добсон Ч. Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отве-
чает на ваши вопросы. Центр общечеловеческих ценностей. 2000, 575 с.
37. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов.-
М.: Советская Россия, 1988, 156 с.
38. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
39. Журавлёв Ю. Крестовый поход против наркоугрозы: Страны – члены ООН объединяют свои усилия. //Правда. –2000. –19 июня.
40. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2002.
41. Зуева Т. Профилактика табакокурения. //Воспитание школьников. 2002. №7.
42. Зобнев В.М. О приемственности стационарной и поддерживающей групповой психотерапии больных алкоголизмом. – В кн.: Вопросы реабилитации больных алкоголизмом. – Киев, 1981.
43. Иванец Н.Н., Винникова А.М. Героиновая наркомания. –М., 2002
44. Иванова Е. Как помочь наркоману. – СПб.: ИК «Комплект», 2000, 187 с.
45. Иванова Н. Выработка у ребёнка отрицательного отношения к курению и пьянству. // Твоё здоровье. 1991. -№1.
46. Канаркевич О.С. Формирование трезвеннической установки личности в контексте психологических школ и направлений. Автореф. канд. дисс. – Ставрополь, 2003.
47. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.
48. Капков А. Мёртвый хватает живого: Специалисты и депутаты ищут способ остановить эпидемию наркомании. // Ваше право –2000. -№19.
49. Колесов Д.В. Не допустить беды. –М.: Просвещение, 1988.
50. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьников. //Вопр. психол. 2001. №1.
51. Комисаров Б.Г., Фоменко А.Л. SOS.: наркомания. –М., 2002.
52. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях. –М.: Изд. группа «Проспект», 2000.
53. Косвинцев А. Со скальпелем против наркомании. // Труд. –2000. –13 марта. (О лечении наркоманов хирургическим путём).
54. Кошкина Е.А. с соавт. О распространенности психоактивных ве-
ществ среди населения Москвы. –М.: Пульс, 1996, 18(102), 110с.
55. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2003.
56. Краснопольская М. До 30 они не доживают. //Российская газета. –2001. –12 февраля.
57. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. /Под
ред. Карпеца И.И.- М.: «Юридическая литература», 1990, 267 с.
58. Кто-то там проколол свою душу.: Акция «Слезь с иглы!» // Комсомольская правда. –2000. –26 марта.
59. Кузнецова Т.Д. Дымок от сигареты. Предостережение без назидания. // Биология в школе. –2000. -№3.
60. Левин Б. Наркомания и наркоманы. –М.: Молодая гвардия, 1991.
61. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л. :»Медицина» Ленинградское отделение, 1991, 302 с.
CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
... представления о профилактике наркомании Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ Вторичная и третичная профилактика зависимости от ... профилактики, обеспечивающих достижение общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; снижение заболеваемости наркоманиями, ...
62. Литвак М.Е., Мирович М.О., Золотухина-Аболина Е.В. Бинтование душевных ран или психотерапия. – Ростов н/Д., 2003.
63. Лучкий Я.М. Как избежать наркобеды? / Беседа с главным детским токсикологом Московского здравоохранения РФ. // Труд –2000 –19, 25 июня.
64. Лычко Л.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. -Ленинград: Медицина, 1991.
65. Макаров В.В., Киселева Л.И. Методические рекомендации по наркологии. – Красноярск: Издание медицинского института, 1989.
66. Максимов Ю. Угрожающие тенденции: Мир против наркотиков. // Юрид. газета. –2000. -№11.
67. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2002 –570 с.
68. Материалы Интернет-сайта koi8-www.narcom.ru
69. Материалы интернет-сайта www.kiq.narcom.ru
70. Машавец Л.М., Твелова И.А. Учителю о первичной психолого-педагогической профилактике наркомании и табакокурения: Методическое пособие для учителей школ, педагогов-психологов, студентов педагогических институтов. — Армавир: ИЦ АГПИ, 2004. – 84 с.
71. Машков В. Общество и наркотики. // Человек и закон. –2000. -№6.
72. Мегуага О. Очередная порция наркотика. // Студенческий меридиан. –2000. -№3.
73. Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика – 2002 -№3.
74. Митрохин Н. Что стоит за антинаркотической компанией? //Рус. мысль. –2000. -№42.
75. Можно ли наркоманов лечить принудительно. //Известия. – 2000. –25 февраля.
76. Наркотики: проблема, которую необходимо решить (пособие для педагогов) .//Общ.ред. Е.С.Романова, В.В.Рябов. – М., 2000.
77. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2003.
78. Никонов А.С. За пеленою «кайфа». – Краснодар.: Изда-во КубГУ, 1987.
79. О концепции антинаркотической профилактики // Народное образование –2002 -№7.
80. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.
81. О работе медицинского психолога в наркологическом учреждении. Методические рекомендации. – Ленинград, 1987.
82. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991, с.287
83. Пабмани А.А. На краю пропасти. –М.: Мысль, 1990.
84. Перленко С. … плюс наркотизм всей страны? // Континет. –2000. -№12.
85. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. –М.: Право, 1990.
86. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для врачей психиатров-наркологов. -М., 2000.
87. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной –М.: 2000.
88. Психологическая помощь и консультирование. /Под ред. Проф. М.К.Тутушкиной. – СПб., 2001.
89. Психология воспитания./Под ред.: В.А. Петровского. –М.: Аспект-Трест. 1996.
90. Пятницкая И.Н. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.
91. Пятницкая И.Н. Профилактика токсикомании у подростков: задачи наркологии и психиатрии //Вопросы наркологии. №1. 1988.
92. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение 1991, с.45-46.
93. Рапопорт А. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.
94. Рожнов В.Е. Психотерапия алкоголизма и наркоманий. – В кн. Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979, с. 447-472.
Психология наркомании: что толкает людей в бездну?
... выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, летальных исходах от передозировок наркотиков. Борьба с распространением наркомании в обществе должна быть осуществлена не только посредством борьбы с причинами болезни ... 11 лет, приобщившийся в раннем возрасте к наркотикам? Конечно же, нет. Их интересуют только деньги. В наибольшей степени наркомании подвержена молодежь в возрасте от 21 до ...
95. РФ. Правительство. «Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП)» Проектный документ соглашения. //Рос. Газета. –2001. –3 февраля.
96. РФ.»О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими»: Распоряжение Президента РФ от 17.09.98 -№343. //Российская газета. –2000. –19 сентября.
97. Сидоров Н.Г. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях образования // Образование в современной школе –2002 -№10.
98. Смирнов А. Вредные привычки (Алкоголь. Курение. Наркомания и Токсикомания) // ОБЖ –2000. -№1.
99. Совет по внешней и оборонной политике. Наркомания в России: угроза нации. Доклад подготовлен рабочей группой под руководством С.А. Караганова, И.Е. Малашенко и Л II. Федорова.- М., 2000.
100. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие
для учителей и родителей. –М.: Издательский центр «Академия»,.
2000, 320 с.
101. Ткаченко В.О. О наркотических средствах и психотропных веществах: Уголовно-правовое обеспечение закона. //Юрид.газета. –2000. -№11.
102. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л., 1984.
103. Телешевская М.Э. Наркопсихотерапия при неврозах. – Л., 1969.
104. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. –М.: Право, 1995.
105. Уголовный кодекс. –М.: Право, 2001.
106. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г.Г. – М.: Высшая школа, 1990.
107. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах: от 08.01.99. -№3 –ФЗ.»
108. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков.- М.: Педагогика. 1982, 223 с.
109. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить. //Народное образование – 2002 -№7.
110. Хан Г.Н., Николаева С.Г. О профилактике наркомании. // Социс. –2001. -№5.
111. Цепкова Е.В., Малько В.В. Психологические аспекты профилактики наркозависимости у подростков // Основные направления развития региональной системы социально психологической поддержки населения. Материалы XII Региональной конференции – Краснодар –2001.
112. Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шведова М.В. Наркологическая си-
туация в подростковой среде и пути выхода из нее. Учебно-методическое
пособие. -Москва, 1992, 123 с.
113. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2001.
114. Чайка Н.А., Рахманова А.Г. ВИЧ/СПИД горячая линия. СПб,
1994, 200 с.
115. Чаклин А.В., Миливецкая И.Л. Сохранить здоровье смолоду. –М.: Педагогика, 1987.
116. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. –2-е изд. исправленное и дополненное. –М.: Педагогическое общество России, 2002 –407 с.
117. Шабанов П.Д., Штекельберг О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация. –СПб., 2002.
118. Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-педагогическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию //Мир психологии, 2003/2.
119. Шлионская И. Искушение XX века. Наркотики в мире людей. // Гороскоп. 2000. -№17.
120. Шпаков А.О. Иллюзия рая: Наркотики, психоделики, яды, аллергены. –М., 2001.
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ. Ил. 1, ... страниц. Дипломная работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки при ...
121. Шпицина Л., Казанова Е. Наркотики и личность. Какие черты характера способствуют наркомании. // ОБЖ. –2002 -№17.
122. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. – М., 1979.
123. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001.