Дипломная работа.
Личностные особенности учителя в педагогической деятельности.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Педагог, как субъект педагогической деятельности………….6
1.1. Педагог в мире профессиональной деятельности………………..6
1.1.1. Педагогическая профессия……………………………………..6
1.1.2. Педагогическая профессия среди других профессий…………7
1.1.3. Выбор профессии………………………………………………10
1.2. Субъективные свойства педагога………………………………..12
1.2.1. Общепедагогический подход………………………………….12
1.3. Психофизиологический компонент субъективной структуры педагога……………………………………………………………………..14
1.4. Личностные качества в структуре субъективной педагогической деятельности………………………………………………………………..16
1.4.1. Общее определение качеств личности педагога……………..16
1.4.2. Профессионально-педагогические качества личности………16
1.5. Человек, как индивидуальность и как акцентуированная личность…………………………………………………………………….18
1.6. Фрустрации и неадекватные самооценки………………………..25
1.7. Профессиональная адаптация педагога………………………….28
Глава 2. Экспериментальная……………………………………………30
2.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)…………………………………………30
2.2. Удовлетворённость избранной профессии (методика А. Реана; модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой)…………………32
2.3. Квантификация личностных отношений и Я-концепция (методика Т. Лири)…………………………………………………………34
2.4. Интерпретация…………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………….…45
Введение.
Учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
А.С. Макаренко.
Педагогическая деятельность с этой точки зрения стоит в особом ряду.
«Социальный и гуманистический смысл учительской профессии в том, что, передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель в буквальном смысле творит личность». (Верисловский С. Г.).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
От эффективности труда педагога во многом зависит будущее нашего общества. Профессия учителя в своём основании имеет две основные функции – руководство освоением социального опыта учащимися и передача им основ информационной базы жизнедеятельности человечества. По другому их можно определить как наставническая, воспитательная и преподавательская, учительская функции.
Школа, являясь основным государственным учебно-воспитательным учреждением, призвана осуществить формирование подрастающего поколения.
Общество ставит перед школой совершенно определённые задачи: сформировать в соответствии с вышеуказанными профессиональными функциями систему знаний, умений, навыков; основы мировоззрения, нравственности и навыки общественного поведения.
По мере развития и усложнения социальных условий жизни эти требования постоянно возрастают, и решающая роль в их осуществлении принадлежит учителю. Особое внимание в ресурсообеспечении труда учителя необходимо уделять состоянию его личностных структур и компонентов деятельности. Личность учителя, как системное социальное качество, является исходной базой, главным средством и основной целью профессиональной деятельности – выполнение социального заказа: всестороннее развитие человека, активно самореализующегося в политической, хозяйственной, экономической, образовательной, семейной и других сферах жизни общества.
Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности прямо связана с ростом его профессионального педагогического мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного. Мысль как будто бесспорная. Но зайдите в педагогический вуз, посмотрите программы и планы. Вы увидите, что будущего учителя готовят в основном как преподавателя литературы, математики, биологии. Его снабжают знаниями по общей дидактике и частным методикам, ему читают спецкурсы, которые опять-таки представляют собой углублённое изложение сведений по определённым учебным предметам.
Но как вуз помогает становлению личности будущего профессионала? Вопрос риторический…
Быть может поэтому, как показывают специальные исследования, на старших курсах педагогических вузов растёт разочарование в избранной профессии?
Таким образом, идея органической связи профессионального и личностного развития весьма актуальна сегодня.
Цели данной дипломной работы:
1. Определить индекс удовлетворённости избранной профессии у учителей русского языка, ИЗО и трудового обучения.
2. Определить самооценку у учителей русского языка, ИЗО и трудового обучения.
3. Определить мотивационный комплекс у учителей русского языка, ИЗО, трудового обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть структурно-типологические концепции личности.
2. Рассмотреть профессиональную адаптацию учителя.
3. Изучить распространение фрустрации и неадекватности самооценки учителя в профессинальной деятельности.
Глава 1. Педагог, как субъект педагогической деятельности.
1.1. Педагог в мире профессиональной деятельности.
1.1.1. Педагогическая профессия.
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел – «психология учителя», где подчёркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Как отмечает А. К. Маркова, «профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества».
Методика оценки работы учителя (МОРУ)
... объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем ...
Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача, — одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная ценность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы-Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всём мире и особенно в России, где женщин учителей более 80%, что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующих мужского воздействия.
Выступая, как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог представляет собой личность во всём многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств…………….
Заключение.
Учитель – извечный соратник и извечный оппонент психолога. Человек, которому хочется помочь, но не знаешь как. Потенциальный клиент, находящийся рядом, но не желающий чувствовать себя клиентом. Оптимист, стремящийся научить других и критик, неосторожно относящийся к тем, кто желает научить его.
Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, есть огромное количество исследований, так или иначе связанных с постижением учительской профессии, а с другой, — не решены важнейшие проблемы педагогического труда, повышения их квалификации, психологической подготовки учителей.
В данном исследовании перед нами стояли следующие задачи:
1. Рассмотреть структурно-типологические концепции личности.
2. Рассмотреть профессиональную адаптацию учителя.
3. Рассказать о фрустрации и неадекватности самооценки учителяв профессиональной деятельности.
Цели:
1. Определить индекс удовлетворённости избранной профессии у учителей русского языка, ИЗО и трудового обучения.
2. Определить самооценку у учителей русского языка, ИЗО и трудового обучения.
4. Определить мотивационный комплекс у учителей русского языка и литературы, ИЗО, трудового обучения.
С целью выяснения психологической готовности педагога к педагогической деятельности, мы провели экспериментальные исследования по следующим методикам:
1. Удовлетворённость избранной профессией (методика А. А. Реана).
К проблеме формирования профессиональной компетентности социального ...
... деятельности). Исходя из вышеизложенного, можно выделить качества личности социального педагога, характеризующие его профессиональную аутопсихологическую компетентность. Во-первых, гражданственность как социальное свойство человека, ... об общественной жизни, развитие общественной направленности как системы отношений к людям, деятельности, самому себе, ориентировано на понимание себя и других, оценку ...
2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
3. Квантификация межличностных отношений и Я-концепция (методика Т. Лири).
В результате исследования было обнаружено, что из исследуемых учителей СШ №3 (7 педагогов) 28%, т. е. 2 человека неудовлетворены выбранной профессией вообще; 42,8, т. е. 3 человека имеют средний ИУ и 28%, т. е. 2 человека – удовлетворены выбранной профессией и не хотели бы, оставаясь специалистом в своей области, работать вне школы.
В СШ №20 в исследовании участвовало девять учителей. Из них 88,8%, т. е. 8 человек имеют высокий ИУ и выше среднего, и только 11,1%, т. е. 1 человек неудовлетворен выбранной профессией.
Подобная практика свидетельствует о том, что с увеличением педагогического стажа (в СШ №20 последний варьирует от 13 до 40 лет, а в СШ №3 – от 1 до 29 лет) удовлетворённость выбранной профессией возрастает.
Неудовлетворенность профессией испытуемые имеют из-за социальных изменений в обществе: правовая незащищённость, отсутствие хорошо работающих законов, приемлемых методов системы обучения (см. рис. 1-2).
Общий мотивационный комплекс, составленный для двух школ, показывает, что оптимальной мотивации у учителей не выработано в связи с изменением социальных факторов. По результатам исследования можно сделать вывод, что внутренняя мотивация выработана у преподавателей сильнее (в СШ №3 ВМ – 4,3 б., СШ №20 – 4,1 б).
Это говорит о том, что именно в данной деятельности эти учителя имеют возможность самореализоваться, удовлетворение получают от самого процесса и результата труда. А именно, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремиться ограничить свою властность.
При исследовании внешней мотивации, видно, что отрицательная мотивация превышает положительную. То есть для педагогов важны мотивы социального престижа, зарплаты и т. д. Педагог связывает своё профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность. Именно этих качеств, в его представлении, ему не хватает для приближения к Я-образцу профессионального идеала.
Общий МК для педагогов:
СШ №3: ВМ>ВПМ<�ВОМ
СШ №20: ВМ>ВПМ=ВОМ
(см. рис. 3)
Пользуясь методикой Т. Лири «Квантификация межличностных отношений и Я-концепция», у исследуемых семи педагогов СШ №3 оказались следующие самооценки: 28,5%, т. е. 2 человека оценивают себя лидерами (субшкала 1 – авторитарность).
Такие личности во всём стремятся полагаться на своё мнение, не умеют принимать советы других. Иначе говоря, чем больше у педагога выражено стремление развивать в себе лидерские качества, тем больше у него выражена тенденция избавиться в процессе самосовершенствования от «излишней» мягкости, уступчивости. 14,3%, т. е. 1 человек оценивает себя по субшкале 5 – подчинённость. Уступчивы, возможно самоунижение, застенчивость. Послушно и чётко выполняют свои обязанности.
28,5%, т. е. 2 человека добросердечны (субшкала 7 – дружелюбие).
Стремятся быть хорошими для всех. Способны к компромиссу. 2 человека, т. е. 28,5% оценили себя по субшкале 8 – альтруистичность. Стремятся помочь всем и принести себя в жертву.
Психофизиология мотивации
... свойственны человеку и животным; • социальные мотивации, свойственные человеку и частично животным; • духовные (идеальные), свойственные только человеку. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является ... обеспечивает формирование деятельности организма на удовлетворение возникшей мотивации. Социальные мотивации свойственны человеку и отчасти животным, у которых сложные ...
Из исследуемых девяти педагогов СШ №20 33,3%, т. е. 3 человека альтруистичны. Сострадают всем, приносят в жертву свои интересы, гиперответственны, навязчивы в своей помощи. 22,2%, т. е. 2 человека соответствуют субшкале 5 – подчинённость. Скромны, компетенты в общении, честно выполняют свои обязанности.
4 человека, т. е. 44, 4% (субшкала 4 – подозрительность).
Сомневаются во всём, злопамятны, скрытны. На этом фоне могут возникать существенные трудности во взаимоотношениях.
1 человек, т. е. 11,1% имеет дезадаптивный вариант развития (12 баллов) и оценивает себя по шкале 1 – авторитарность (см. рис. 4, 5).
Социальные ориентиры (администрация школы, коллеги, ученики и их родители) тесно взаимосвязаны с личностными ценностными ориентациями самого педагога, требованиями к себе и ожиданиями от себя определённого типа профессионального поведения. Эти ориентиры могут носить комплиментарный характер, т. е. совпадать и взаимно дополнять друг друга, но могут находиться и в конфликте, когда профессиональная Я-концепция не совпадает с установками социальных ожиданий. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психических напряжений личности, которое приводит к возникновению невротических расстройств, психоаналитических заболеваний, что безусловно сказывается на профессиональной адаптации человека.