МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа
Направление 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность программы магистратуры
«Менеджмент в дошкольном образовании»
Выполнил:
Студент группы ЗФ 302/126-2
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры УДО
Челябинск
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации………………………………………………………………….…8
1.1. Место информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации…………………………………8
1.2. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе……………………………………………………10
1.3. Педагогические условия взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по использованию информационных технологий (web-сайта)…………………………………………………………………………..17
Вывод по первой главе……………………………………………..….22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по использованию информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………24
2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы по использованию информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации…………………………………………..…..24
Образовательный процесс в дошкольном учреждении
... детей дошкольного возраста, как проблема воспитания». Объект исследования -образовательный процесс в дошкольном учреждении. Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. ... того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались ...
2.2. Реализация педагогических условий по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи по использованию информационных технологий (web-сайта)…………………………………25
2.3. Анализ результатов опытно поисковой работы по использованию информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………….35
Вывод по второй главе…………………………………………………41
Заключение………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………….44
Приложения……………………………………………………………..52
Введение
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.
Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.
Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики, говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», «…компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Современные технологии обучения детей дошкольного возраста
... темы обусловлена тем, что использования технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, ...
Информатизация дошкольного образования — это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольной образовательной организации. Это и создание единого информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Проблема использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации дошкольного образования в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические — Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические — В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Также были изучены работы в области управления качеством дошкольного образования таких авторов, как М.И. Богомоловой, Н.В. Войниленко, Л.Л. Ивановой, И.А. Рыбаловой, Л.А. Седельниковой и др.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование информационных технологий позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту и другими профессиональными проблемами, хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной. Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка.
Все это определило выбор темы данного исследования: «Использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: образовательный процесс дошкольной образовательной организации с использованием информационных технологий.
Предмет исследования: информационные технологии в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации.
Развитие математических представлений у старших дошкольников ...
... старших дошкольников посредством информационных технологий 1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников Дошкольный уровень образования переживает ... явлением. Высшие учебные заведения России, большинство общеобразовательных школ, дошкольные образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой. Быстро происходит смена поколений ...
Цель исследования: теоретически описать особенности использования информационных технологий в дошкольной образовательной организации и апробировать условия успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Гипотеза: целенаправленное использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет способствовать эффективности, если:
1. Проведение занятий будет осуществляться с использованием информационных технологий.
2. Взаимодействие с семьей будет осуществляться с использованием информационных форм работы.
3. Будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогических исследований.
2. Изучить особенности применения информационных технологий в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности функционирования web-сайта дошкольной образовательной организации как формы взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность организационно-педагогических условий использования web-сайта дошкольного образовательного учреждения как формы взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
— Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; изучение передового педагогического опыта.
— Эмпирические: анкетирование, наблюдения, количественный и качественный анализ данных исследования.
Исследование проводилось на базе МКДОУ № 3 «Солнышко» Локомотивного ГО Карталинского района Челябинской области.
Структура квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
1.1. Место информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Информационные технологии (от англ. informationtechnology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Управление качеством образовательной деятельности дошкольного ...
... качества дошкольного образования и управления им. 2. Выявить потенциал дошкольного учреждения как качествообеспечивающей образовательной организации. 3. Разработать интегральную модель качества образовательной деятельности ... условиям авторы отнесли образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно- ...
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий…
Заключение
В заключительном разделе нашей исследовательской работы подведем итоги нашего исследования по проблеме управления взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Мы провели теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогических исследований, что позволило доказать актуальность исследования по проблеме использования информационных технологий в образовательном процессе, а также взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Изучив работы, посвященные проблемам использования информационных технологий в образовательном процессе, а также взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, можно сделать вывод, что основой отношений между семьей и образовательной организации является эффективное взаимодействие.
Определили сущность понятия «взаимодействия» — это элемент общения, который фиксирует как обмен информацией, так и организацию совместных действий.
Основной целью взаимодействия образовательного учреждения и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Нами была рассмотрена специфика использования информационных технологий в образовательном процессе, а также взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, к которой мы относим установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Информационные технологии — это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Мы обосновали и опытно-поисковым путем проверили эффективность организационно-педагогических условий использования web-сайта дошкольного образовательного учреждения как формы взаимодействия с семьями воспитанников. Анализ и интерпретация полученных данных показал, что гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение. В результате проведенной работы на контрольном этапе были определены позитивные изменения во взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи, включенность родителей в жизнь дошкольной образовательной организации.
Web-cайт дошкольной образовательной организации помогает родителям в любое удобное для них время найти ответы на все интересующие их вопросы, связанные с жизнью и работой дошкольной образовательной организации, часами приемов специалистов, получить информацию о воспитании и обучении детей дошкольного возраста, тем самым повысив свою педагогическую компетентность. Главной целью сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Методические рекомендации По проведению учебно-ознакомительной ...
... со специальными (коррекционными) дошкольными образовательными учреждениями; помочь студентам-бакалаврам определить особенности работы образовательных учреждений системы специального дошкольного образования, познакомить с основным содержанием деятельности специальных (коррекционных) организаций дошкольного образования, ОДО компенсирующего вида, а ...
Использование web-сайта дошкольной образовательной организации позволяет:
— формировать целостный позитивный имидж образовательной организации;
— совершенствовать информированность родителей о качестве образовательных услуг в организации;
— создавать условия для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров дошкольной образовательной организации;
— осуществлять обмен педагогического опыта;
— повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
— активизировать личностное и культурное сознание родителей;
— участвовать в образовательном процессе детского сада;
Таким образом, наша гипотеза доказана. Использование информационных технологий повышает эффективность занятий в дошкольной образовательной организации, а также взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи будет эффективно осуществляться при использовании современных инновационных форм работы с родителями, позволяющих эффективно реализовывать сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи.
Список литературы
1. Абульханова — Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — С.- 334.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник. / Г. М. Андреева. -2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 113.
3. Анисимова, Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Е. В. Анисимова. – М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. — С. 475.
4. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — №12. — С.88
5. Арнаутова, Е.П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей: Сб. науч. тр. Наука о дошкольном детстве традиции и современность / Е. П. Арнаутова. — М.: МПГУ, 2000. — С. 230.
6. Арнаутова, Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 6. — С. 4-19.
7. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. — М.: Карапуз, 2001. — С. 264-265.
8. Арнаутова, Е.П. Социальное взаимодействие семьи. Взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №6. — С. 21-25.
9. Бабынина, Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. — М.: Казань: Изд-во МОиН РТ. — 2009. — С. 192.
10. Балабанова, Т. И. Консультации для родителей / Т. И. Балабанова // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 8. — С. 56.
11. Бермус, А. Г. Управление качеством профессионально-
Анализ современного состояния и перспективы развития системы ...
... показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей ...
педагогического образования / А. Г. Бермус. — Монография. — М.: Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. — С. 100.
12. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. — 2007. — № 2. — С. 5-6
13. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка». Программа разработана на основе вальдорфской педагогики / Под редакцией В. К. Загводкина, С. А. Трубицыной. — М.: Москва, 2015. — С. 96.
14. Виноградова, Н.А. Детский сад и семья / Н.А. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик. — 20-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 207.
15. Газизова, Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях: исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова, Г.Б. Минигулова. — М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. — С. 475.
16. Давыдова, Л.Н. Проекты в работе с семьей / Л.Н. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. — М.: ТЦ Сфера. — 2012. — С. 128.
17. Давыдова, Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент
управления качеством образования: дис…докт.пед.наук: 13.00.01, 13.00.08: защ. 2005 / Л. Н. Давыдова. — М.: Астрахань,2005. — С. 343.
18. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом / Т.А. Данилина — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — С. 80.
19. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41.
20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — М.: СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — С. 242.
21. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства в отрочество» / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3 — С. 21-25.
22. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. — М.: Линка — М.: Пресс, 2002. — С. 110.
23. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей / Т. Н. Доронова [и др.]; — М.: Просвещение, 2005. — С. 191.
24. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья / Т. Н. Доронова [и др.];- М.: Линка — Пресс, 2001. — С.224.
25. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного
учреждения с семьей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С.87-89. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — С. 161.
26. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — С.144.
27. Есиркепов, Ж. М., Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.
Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
... дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования. 1. Определение понятия "дошкольное образование" ... условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношения к ...
28. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. — С. 160.
29. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей / Л. В. Загик,
Т. А.Куликова, Т. А. Маркова и др. — М.: Просвещение, 1989. — С. 192.
30. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ /
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера. — 2007. — С. 80.
31. Зорина, Н. Н. Профессионально-личностная готовность студентов — будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 21.12.2011 / Н. Н. — М.: Псков, 2011. — С. 242.
32. Кузнецов, Е. Б. Внедрение инноваций — обязательное условие реформирования ДОУ / Е. Б. Кузнецов // Управление Дошкольным образовательным учреждением. — № 6. — 2007. — С. 16-18.
33. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание /
Т. А. Куликова — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия»,2000.- С. 232.
33. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. — С.198.
34. Кротова, Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями / Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3 — С. 70-73.
35. Лыкова, А. А. Активные формы работы с педагогами и родителями / А. А. Лыкова // Управление ДОУ. — 2011. — № 2. — С.108-110.
36. Маринюк, А. А. Детский сад в интернете. Методическое пособие / А. А. Маринюк [и др.];- М.: УЦ «Пероспектива», 2011. — С. 100.
37. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Москва: Педагогическое общество России, 2001. — С. 123.
38. Минина, А. В. Использование сайта в работе методического центра [Текст] / А. В. Минина, О. Ф. Исса // Справочник старшего воспитателя. — 2012. — № 5. — С. 14-20.
39. Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина / А. В. Минина // Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — С. 17-19.
40. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — С. 142.
41. Недвецкая, М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: дис. докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 19.05.2009 / Недвецкая М. Н. — М., 2009. — С. 383.
42. Никитина, Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. — 2013. — № 8. — С. 21 — 25.
43. Румянцева, М. В. Инновационные формы работы с родителями в ДОО / М. В. Румянцева, О. В. Алафьева, М. Н. Лазуткина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.).
Инклюзивное образование в Российской Федерации
... с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе ... склонны воспроизводить и сохранять социальное неравенство. В этом же направлении работают российские социологи нашего времени. Они выявили трансляцию и преемственность путем образовательной системы ...
— М.: СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 71-72.
44. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. — С. 77.
45. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. С. М. Авдеевой И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, С. С. Славина.- М.: АСИ, 2014. — С. 210.
46. Педагогический терминологический словарь. / С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006. — С. 13.
47. Педагогическое взаимодействие в детском саду / Под ред. Н. В. Микеляевой.-М.: ТЦ Сфера, 2013. — С. 128.
48. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьевой — М.: Москва, «Просвещение», 2014. — С. 242.
49. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. — С. 315. 2 изд-е, перераб. и доп.
50. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — С. 608.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. — 2013. от 25 ноября. — №6241. — С. 2-9.
52. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. — 2012. от 31 декабря. — №5976. — С. 2- 11.