СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Предмет исследований в военной психологии.
1.2. Определение понятия «профессионально значимые качества личности».
1.3. Исследование лидерства в отечественной и зарубежной психологии.
1.4. Лидерские качества и особенности их формирования у курсантов военных академий.
1.5. Выводы по главе.
ГЛАВА 2: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ.
2.1. Организация и методы исследования
2.1. Описание методов исследования и обоснование выбора методики
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов.
2.3. Выводы по главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения общественной жизни в нашей стране на современном, переходном этапе его развития неизбежно оказывают влияние на практические государственные и общественные институты, и в том числе на органы государственной безопасности и Вооруженные силы в целом. Это может быть связано с крайне плохим финансированием армии, с сокращением обеспечения новыми видами оружия и техники, в следствии чего происходит массовое сокращение численности Вооруженных сил. Сегодня наблюдаются негативные процессы, связанные с правовым нигилизмом, негативным отношением общества к военной службе. Все больше времени военнослужащие затрачивают на обеспечение элементарных бытовых условий прохождения военной службы, что сокращает время на подготовку к служебно-боевой деятельности, снижает уровень воинской дисциплины. Все это вносит дополнительные трудности в управленческую деятельность офицерского состава.
Негативные тенденции затронули и военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в них практически прекращен процесс обновления учебно-материальной базы, сложилось много проблем. Система обучения значительно не меняется, в ней преобладает тенденция усвоения комплекса знаний, определенных программой, крайне мало внимания уделяется развитию необходимых выпускнику ВВУЗа специальных знаний, практических навыков управления подразделением и необходимых качеств личности будущего офицера. Подготовка военных специалистов происходит нередко без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе дальнейшей службы не всегда может понадобится.
В настоящее время остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки офицеров, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов.
Психология, введение в профессию
... бы выделить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной основы выбора. ... методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, психологии и профессиональном самоопределении. Кроме того, расширение ... предложил концепцию профессионального зазвития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, ...
Изучение служебной практики выпускников показывает, что формальные функции командира-руководителя офицеры выполняет. Однако через год-два службы многие приходят к пониманию необходимости овладения навыками не только формального, но и неформального лидерства в воинском коллективе, обеспечивающего дополнительные возможности влияния на подчиненных. Возникает противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных кадрах, способных управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов, и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что каждый выпускник военного вуза потенциально готов к роли официального руководителя воинского коллектива, к исполнению определенных, юридически закрепленных в руководящих документах обязанностей. Но фактическое положение дел в силовых структурах, ежедневно возникающие проблемы во взаимоотношениях между военнослужащими, наконец, постоянные поиски путей повышения боеготовности и боеспособности подразделений на всех уровнях военной системы указывают на наличие нерешенных проблем в подготовке будущих офицеров .
Военная психология и педагогика имеет богатые традиции в подготовке офицеров к профессиональной деятельности, в формировании и развитии у них профессионально важных качеств. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать работы М. И. Дьяченко, Я.В. Подоляк, Л.Е. Мерзляк, А. В. Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, В. П. Давыдова, В. П. Каширина, С. И. Съедина, А. М. Столяренко, Л. И. Уманского, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, Ю. Ф. Худолеева. Данные работы составляют фундамент и историческую перспективу развития процесса формирования у курсантов качеств лидера воинского коллектива.
Проблеме лидерства в воинском коллективе посвящены работа В. К. Луценко, А. И. Вендова, В. П. Каширина, В. П. Лазарева, Н. В. Махназаряна, М. С. Полянского, Н. Н. Маслянова, О. И. Скрыпникова.
1. Цель дипломной работы — рассмотреть особенности формирования лидерских качеств у курсантов первого и последнего года обучения военного ВУЗа.
2. Задачи исследования :
— Определить характеристики понятия «лидерство» в различных источниках.
— Определить место психологического качества «лидерство» в военной психологии
— Проанализировать процесс формирования лидерских качеств в различных возрастных группах воинского коллектива.
— Провести психологический эксперимент по выявлению лидерских качеств по выбранным методикам.
— Сформулировать практические рекомендации по результатам поставленного эксперимента.
Влияние темперамента младших школьников на развитие лидерских ...
... исследования – проявление лидерских качеств в межличностных отношениях младших школьников в коллективе. Задачи исследования: ... основные свойства темперамента, в современной психологии типы темперамента характеризуются следующим образом. ... взрослого человека. Многие авторы создали методики по определению типа темперамента. Это ... полно и систематично изложены в работах таких психологов, как В.Э. Чудновский, ...
3. Предмет дипломной работы — психологические условия формирования качеств лидера в ВУЗе. Структура лидерских качеств и динамика их развития.
4. Объект дипломной работы — курсанты военного ВУЗа, в возрасте от 18 до 25 лет. Всего 50 человек.
5. Гипотеза – в течение обучения у курсантов военных ВУЗов происходит формирование и дальнейшее развитие лидерских качеств, способствующих эффективному руководству воинским коллективом.
6. Методы — Методика Шуберта, методика Элерса, методика Ильина, методика Ротера, методика Лири, методика КОС (коммуникативные и организационные способности).
7. Практическая значимость работы – выводы и рекомендации данной дипломной работы позволят с более высокой эффективностью сформировать в будущих офицерах навыки формального и неформального лидерства, тем самым повышая эффективность командной деятельности и боеспособности вверенных подразделений…..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ. — 1990.
2. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М„ Мир, — 1984.
3. Вудкок М„ Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
4. Громова 0. Н. Конфликтология. М„ 1993.
5. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 1984.
6. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993.
7. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы. М„ ИНИОН, 1993.
8. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.
9. Исаев М. Ю., Хмелевский В. Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 1992.
10. Каверин С. Б. Психология и политика. Тамбов, 1992.
11. Кричевский Р. Л, Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991.
12. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. М., 1993.
13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства Ч. 1, 2. М„ 1993.
14. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.
15. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992.
16. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990.
17. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/Д., 1986.
18. Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М„ 1990.
19. Утюжанин А. П., Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М, 1993.
20. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.