Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Теоретический анализ коммуникативной компетентности
у детей в подростковом возрасте ……………………………….…. 7
1.1. Понятие общения в психологической литературе ……….……7
1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ……………..12
1.3. Понятие коммуникативной компетентности
в подростковом возрасте ……………………………………..…..29
2. Эмпирическое исследование процесса формирования
коммуникативной компетентности у детей в подростковом
возрасте ………………………………………………………………..47
2.1. Описание этапов эмпирического исследования
и использованных методик …….………………..……………….47
2.2. Анализ результатов исследования имеющегося
уровня коммуникативной компетентности у подростков ……..52
2.3. Сравнение и анализ полученных результатов исследования
процесса формирования коммуникативной компетентности …..62
3. Заключение ………………….….………………………….……………..72
4. Библиография …………………………………………………..…………77
5. Приложение …………..……………………………………………………81
Введение
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому и становлению социальной коллективности, формированию коммуникативной компетентности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрены эти особенности в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. (8, 12, 13, 28, 39,45).
Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной ...
... на проблему, Объект исследования - развитие коммуникативной компетентности у подростков. Предмет исследования - методы развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Целью исследования является изучение методов и прием развития коммуникативной компетентности подростков. Для реализации цели исследования были поставлены следующие ...
Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович (8) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
В качестве объекта исследования неслучайно выбран процесс коммуникации учеников старшего подросткового возраста. Старшие подростки находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения, использовать интенсивные методы обучения.
Для формального описания процесса формирования коммуникативной компетентности в психологических исследованиях используются такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «коммуникативный опыт индивида», «коммуникация», «активное социально-психологическое обучение».
ЦЕЛЬЮ работы является изучение процесса формирования коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте.
ОБЪЕКТОМ исследования в работе является процесс коммуникации старших подростков.
ПРЕДМЕТОМ — коммуникативная компетентность старших подростков.
ГИПОТЕЗА исследования – формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте осуществляется наиболее эффективно с использованием интенсивных технологий обучения.
ЗАДАЧАМИ исследования являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования коммуникативных умений у подростков.
2. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности.
3. Разработка развивающей программы для развития коммуникативных навыков.
4. Определение эффективности влияния развивающей программы.
Методы исследования:
— изучение литературных источников;
— тестирование;
— математический анализ данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ основу исследования составляют работы Б.Г. Ананьева, А.С. Белкина, А.В. Мудрика (1, 5, 31), в которых рассматриваются возрастные особенности старших подростков, способы разрешения конфликтных ситуаций, особенности общения детей в подростковом возрасте.
При разработке развивающей программы были использованы работы Н.Н. Обозова, М.К. Тутушкиной, А.В. Мудрика (34, 35, 45, 30), в которых описано влияние общения на процесс воспитания подростков, принципы построения процесса развития коммуникативных навыков. Особое внимание уделено активному социально-психологическому обучению.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ... 11.Речь. Определение, виды, свойства, функции. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. ...
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость дипломной работы заключается в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте. В работе рассмотрены компоненты коммуникативной компетентности, функции и формы общения подростков, представлена классификация трудностей общения, описаны интенсивные технологии обучения подростков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость данной работы заключается в полученных путем экспериментального исследования результатах, их сравнении и анализе, выявленном перечне проблем общения подростков, трудностей, возникающих в процессе формирования коммуникативной компетентности. В дипломной работе представлены методики для определения, изучения и коррекции процесса формирования коммуникативной компетентности у подростков, предложены формы активного социально-психологического обучения…….
4. Библиография
1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. Л.,1968.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1980.
3. Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Свердловск, 1991.
5. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – «ГЛАГОЛЪ»: Екатеринбург, 1995.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. — М., 1983.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
8. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
9. Выготсктий Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
10. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990.
11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск, 1997.
12. Давыдов В.В., Драгунова Т.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. – М,. 1979.
13. Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1995.
14. Зимбардо Ф. Застенчивость. – С-Пб., 1995.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1997.
16. Коган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии, №4. – М., 1988.
17. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков. // Вопросы психологии, №3. – М., 1983.
18. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Рн/Д., 1996.
20. Колмогорцева Н.Н. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2004.
21. Колмогорцева Н.Н., Коновалова О.В. Психология общения: Учебно-методическое пособие. – шадринск, 2004.
22. Коломинский Я.Л. и др. Детская психология. Учебное пособие. – М., 1988.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. – М., 1980.
Социальная психология общения : структура, функции, виды общения
... деятельности. способностями, умениями и навыками. М.Р. Битянова выделила следующие функции общения: Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно ... не определяют характера коммуникаций. Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение. Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные: - кинесика (движение рук, ...
24. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. – М., 1973.
25. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., 1967.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
27. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991.
28. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
29. Мельникова Н.В., Семеновских Т.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск: издательство ПО «Исеть», 2003.
30. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М., 2001.
31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
32. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб., «СаиВеда», 2000.
33. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть 2. ЛНПП «Облик», 2000.
34. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – СПб., Институт развития регионального образования, 1998.
35. Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. «Облик», 1999.
36. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. – С-Пб., 1998.
37. Общая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
39. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
40. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
41. Петровский А.В. и др. Общая психология. Учебное пособие. – М., 1986.
42. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. – М., 1987.
43. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983.
44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
45. Тутушкина М.К. и др. Практическая психология. Учебник. – С-Пб., 2000.
46. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №1. – М., 1985
47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
48. Фопель К. Технология ведения тренинга. теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2004.
49. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
50. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.
51. Хрестоматия по психологии. – М., 1987.