Введение
Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Более того, ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта, ни одно из его отношений к окружающему миру и другим людям не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе. Поэтому не случайно проблема самоотношения является традиционной для широкого круга научных дисциплин, связанных с изучением человека.
Самоотношение чаще всего представляется как вопрос о самосознании личности, о её «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе всё, что делает человек и сознательно или несознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. При этом любые представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Научное изучение самоотношения как самооценки является традиционной психологической проблемой и не выходит из поля зрения исследователей со времен У.Джемса. За это время в психологии накоплено огромное количество фактов, концепций, представлений и экспериментальных разработок, связанных с самооценкой как объектом психологического анализа. Раскрыты многие закономерности её функционирования, особенности её психологической природы и строения, этапы её становления и развития в процессе формирования личности.
Вместе с тем, ситуацию в области исследования самооценки и самоотношения вряд ли можно охарактеризовать как вполне благополучную. Существование множества разрозненных и противоречивых фактов и микроконцепций, различие методологических установок, отсутствие общепринятой и устоявшейся терминологии ставят много проблем как перед исследователями, профессионально специализирующимися в этой области, так и перед специалистами, мало знакомыми с этой проблематикой, и желающими получить целостное и систематизированное представление об этой сфере психологических явлений.
Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии ...
... самоотношения и самооценки в период старения. 28. Гендерные особенности самооценки в период старения личности. 29. Особенности социально-психологического развития одаренных детей. 30. Факторы удовлетворенности жизнью у людей ... -психологического окружения на формирование агрессивности личности подростков. 33. Возрастная динамика отношения к здоровью у мужчин и женщин. 34. Социально-психологические ...
Актуальность исследования проблемы самооценки возрастает в связи с целостным рассмотрением личности, анализом роли объективных и субъективных факторов в её развитии, во взаимоотношении её с окружающими.
В настоящее время увеличилось число тревожных людей, которые отличаются неспокойным поведением, непостоянством, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность — очень распространенный психологический феномен нашего времени. Он является частым симптомом неврозов и функциональных психозов, а также пусковым механизмом разлада эмоциональной сферы.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением жизненных потребностей ребенка. Стойким личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опираясь на особенности «Я-концепции», отношение к себе.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось. Об этом свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, по результатам которых число тревожных детей составило 70 — 75 %.
Уровень личностной тревожности один из наиболее значимых в диагностике личности, как сигнал внутренних неразрешенных конфликтов, противоречивых установок, слабости и неэффективности механизмов психологической защиты. Кроме того, тревожный человек практически всегда испытывает определенные трудности, вступая в межличностные отношения с окружающими людьми.
Актуальность данной работы обусловлена небольшими знаниями про влияние уровня тревожности и самооценки на установление межличностных контактов и зависимостей трудностей межличностных отношений от уровня тревожности и самооценки. Потребность в этих знаниях выражается не только в научном, но и в практическом интересе, поскольку они открывают возможности целостного понимания личности.
В связи с этим целью нашего эмпирического исследования является изучение взаимосвязи межличностных отношений и уровня тревожности и самооценки у учащихся подросткового возраста. Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические основы понятий самооценка и тревожность и особенности этих психологических понятий для подросткового возраста; провести анализ литературы по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;
Провести эмпирическое исследование уровня самооценки и уровня тревожности у учащихся подросткового возраста;
Провести эмпирическое исследование межличностных отношений у данных учащихся подросткового возраста;
Определить статусное положение в классе подростков с различным уровнем самооценки и тревожности;
Проанализировать взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности и межличностных отношений у учащихся подросткового возраста;
Сделать выводы по проведенному исследованию: о его практической значимости, о перспективах проведения дальнейших исследований.
Предмет исследования — самооценка, личностная тревожность и межличностные отношения учащихся подросткового возраста.
Объект исследования — подростки 13-14 лет, учащиеся двух классов.
Гипотеза исследования — а) низкая самооценка связана с высокой тревожностью. Иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни. Тревожность будет высокой и тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
... и эмпирических данных об особенностях таких отношений. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 1.1 Межличностное общение подростков «Подростковый период – период завершения детства, вырастания ... концепции (системы устойчивых представлений человека о самом себе), формирование адекватной самооценки. Подросток получает обратную связь от сверстников и взрослых и начинает ...
б) низкая самооценка и повышенная личностная тревожность приводят к трудностям в межличностных отношениях с одноклассниками и неприятием индивида группой. Предполагается, что тревожность будет высокой в той мере, в какой значимые другие склонны, по мнению индивида, судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.
Для достижения цели, доказательства гипотезы и решения поставленных задач нами были выбраны следующие методики: опросник «Изучение самооценки личности старшеклассника»; методика для исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан; опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой; опросник оценки отношений подростка с классом; метод социометрии.
Практическая значимость: выявление взаимосвязи особенностей межличностных отношений подростков и уровня тревожности и самооценки открывает возможности для целостного понимания личности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложений. Результаты математической обработки данных представлены в 12-и таблицах, 3-х рисунках и 8-и диаграммах.
1. Самооценка и тревожность как социально значимые характеристики личности
1.1. Самооценка как личностное образование
1.1.1. Понятие самооценки
В рамках исследования проблем самосознания ведущая роль отводится самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания [18].
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, возникающая на основе обобщающей работы процессов самосознания и проходящая различные этапы развития в ходе становления самой личности, поэтому постоянно изменяющаяся.
Долгое время научное, экспериментальное изучение самоотношения и самооценки являлось прерогативой в основном западных исследователей. Со времен У.Джемса их усилиями были открыты многие феномены, выдвинуты интересные концепции, разработан многообразный и обоснованный психодиагностический инструментарий. В 60-х и 70-х годах появились фундаментальные обобщающие труды по проблематике самооценки таких признанных авторитетов в этой области как М. Розенберг, Д. Куперсмит, Р. Уайли, Р. Бернс, Ч. Кули, Д. Мид, З. Фрейд и другие.
По мнению Розенберга [34], самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Куперсмит [34] называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Р. Уайли [34] отмечает, что самооценка, по какому — либо качеству основывается чаще всего на сравнении личностью своих достижений с достижениями других людей.
Теоретические основы изучения самооценки личности
... Актуальность исследования. Изучение самооценки в связи с личностными чертами – важная часть широкого проблемного поля, связанного с изучением интраиндивидуальных взаимосвязей характеристик самосознания личности и ее диспозиций ... также внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. По мнению Э. Эриксона, идентичность в самом общем смысле совпадает во многом с ...
По мнению Р. Бернса [5], самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, то есть самооценка явно или скрыто присутствует в любом самоописании.
Р. Бернс особо подчеркивает, что самооценка всегда носит субъективный характер, а также он называет три момента, существенных для понимания самооценки.
1. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
2. Формирование самооценки связано с интериоризацией социальных реакций для данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
3. Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его он делает хорошо.
В начале ХХ века социолог Чарльз Хортон Кули [26] сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе, «идея Я», складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента:
1) представление о том, каким я кажусь другому лицу;
2) представление о том, как этот другой меня оценивает;
3) самооценка как чувство гордости или унижения.
В противоположность тем, кто считал, что «образ Я» дан индивиду непосредственно или формируется путем обобщения самоощущений, американский ученый Джорж Герберт Мид [26] утверждал, что самосознание — это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми.
З. Фрейд и для его последователи — неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Силливен и другие) [43] рассматривают самооценку, в основном, как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой.
Таким образом, анализ работ западных и американских исследователей показывает, что многими из них самооценка рассматривается, как интегративное образование, включающее в себя систему частных самооценок, отображающих оценку личностью индивидуальных проявлений, и связанное с образом «Я». Также некоторые авторы относят самооценку к отражению личностью собственной значимости, ощущения самоценности, самоуважения. В процессе взаимодействия личности с другими людьми, в процессе взаимооценивания осуществляется познание личностью самой себя, то есть через пути самопознания осуществляется процесс самосознания
В отечественной психологии самооценка изучается в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Изучение самооценки связано с именами Б.Г. Ананьева, В.А. Горбачевой, Л.М. Запрягаловой, П.Р. Чаматы, В.С. Мерлина, Л.С. Славиной, Т.В. Драгуновой, Л.В. Бороздиной и других. Значительный вклад в разработку вопросов развития самосознания у детей сделали московские психологи Н.Е. Анкудинова, Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова и другие.
Важный этап в формировании самосознания, по мнению Б.Г. Ананьева [3], возникает тогда, когда дети переходят от называния себя по имени к использованию в разговорах о себе местоимений «мой», «у меня» и особенно местоимения первого лица Я. Сознательное употребление ребенком в разговоре местоимения Я, отмечает Б.Г. Ананьев, характеризует переход от представления о себе к мысли о себе.
Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...
... более значительную роль в жизни человека). Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Самосознание — форма психического ... соответствующим способностям индивида) и неадекватным (заниженным или завышенным). Если самооценка зависит от мнения других, то уровень притязаний напрямую связан с успехом или неуспехом ...
Решающее значение в формировании представлений и мыслей детей о себе, по мнению Б.Г. Ананьева, имеет жизнь в коллективе и правильное развитие в коллективе оценочных отношений, которые формируют у ребенка правильную самооценку.
Останавливаясь на развитии самооценки как сложного продукта сознательной деятельности ребенка, Б.Г. Ананьев на основании данных исследований В.А. Горбачевой и своих собственных показывает, что первоначально оценка себя и своих поступков является простым выражением оценки других лиц, которые руководят развитием (родители, педагоги, знакомые, вожатые) и это не есть ещё самооценка, а лишь «предсамооценка» [3]. В развитии настоящей самооценки у детей явственно обнаруживаются два этапа:
— на первом из них дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой предметных внешних действий и признаков;
— на втором в сферу самооценки ребенка включаются внутренние состояния и моральные качества.
Московский психолог Н.Е. Анкудинова [4], изучая особенности самосознания детей дошкольного возраста, выявила, что физические возможности дошкольники оценивают более точно, чем моральные качества, в оценке которых дошкольники часто используют неадекватные понятия. Особенностью самооценки дошкольников является также её эмоциональный характер.
Особенно важную роль в формировании самооценки у детей играет педагогическая оценка их деятельности.
Исследование В.А. Горбачевой [13] показало, что педагогическая оценка является наиболее эффективной тогда, когда внимание детей фиксируется на различных сторонах поведения того или иного ребенка при различных видах его деятельности. Таким образом, в детском сознании формируются общие критерии оценки выполнения правил взаимоотношений.
Исследование Л.М. Запрягаловой [27] особенностей формирования самооценки у младших школьников показало, что в процессе овладения правилами поведения, знаниями, умениями и навыками, учащиеся научаются правильно оценивать, насколько их поведение и работа соответствуют требованиям учителя.
Изучение влияния педагогической оценки на самооценку у детей школьного возраста (Т.В. Драгунова, [16]) показало, что первая выполняет в этом отношении две функции:
1. ориентационную, позволяющую ребёнку осознавать правильность или ошибочность совершаемых действий;
2. стимулирующую, что приводит к осознанию ребенком своих знаний, результатов обучения и, определяя переживания ребенком успеха или неуспеха в обучении, понуждает его к дальнейшей деятельности.
Таким образом, в развитии самосознания ребенок идет от осознания собственных действий через оценку к самооценке.
Как пишет П.Р. Чамата [46] развитие самооценки у младших школьников, прежде всего, идет в направлении постепенного расширения её объема. Вначале дети оценивают лишь конкретные результаты, затем они включают в самооценку и сам процесс деятельности, и, наконец, свое учебное поведение в целом. Кроме того, развитие способности к самооценке у младших школьников значительно отстает от развития их способности оценивать других.
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... регуляции поведения человека. Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом. Д.Н.Узнадзе ...
Таким образом, сначала оцениваются качества своей личности относительно каждой конкретной ситуации, затем относительно каждого вида деятельности. Далее оценивается личность в целом. Самооценка постепенно приобретает устойчивость, что характеризует её как сформировавшееся качество личности.
Некоторые авторы включают самооценку в подструктуру направленности личности или же тесно связывают её с направленностью. Так, по мнению В.Ф. Сафина [44], «самооценка выражает фундаментальные свойства личности и отражает её направленность».
Во многих определениях подчеркивается центральное место самооценки в структуре личности.
Так, по мнению А.В. Захаровой [14], самооценка является фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала, что может проявляться во всех сферах жизнедеятельности человека.
«В самооценке, — отмечает М.Г. Ярошевский [50], — личность, опираясь на опыт общения с другими людьми, не только себя отражает, но и проектирует свое будущее».
Р.М. Грановская [15] пишет, что самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству. Обобщенную самооценку выражает самоуважение. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.
Однако, на наш взгляд, среди многих концепций самооценки выделяется мнение Л.В. Бороздиной [10].
Анализируя и обобщая исследования разных авторов, Л.В. Бороздина отмечает, что самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, то есть в одних исследованиях самооценка является описательной составляющей Я-концепции, называемой образом «Я», в других самооценка прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением человека к себе и именуется самоотношением. Таким образом, по мнению Л.В. Бороздиной, исследователи придут к полной потере очень важного личностного конструкта.
Сама Л.В. Бороздина определяет самооценку как наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. По мнению автора, самооценка является важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.
Таким образом, по мнению отечественных психологов, становление самооценки связано с развитием и формированием личности, её самосознания и самоотношения. Развитие понимания оценки себя происходит на фоне осознания личностью своей деятельности, которая, как отмечают многие исследователи, осуществляется в процессе общения личности с окружающими её людьми. Индивид учиться понимать виды, критерии оценки.
Обобщая результаты исследований, можно выделить следующие тенденции интерпретации феномена самооценки.
4. Проблема личности в психологии
... идей Аристотеля. Это привело к формированию двух истин: разума и веры. Проблема личности в психологии. Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее ... окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных ...
1. Решающим в формировании представления и мыслей детей о себе является правильное развитие оценочных отношений в коллективе, которые формируют у ребенка правильную самооценку;
2. Особенно важную роль в формировании самооценки у детей играет педагогическая оценка их деятельности, а также оценка их поведения и деятельности родителями, сверстниками. Ребёнок идет от осознания собственных действий через оценку к самооценке;
3. В процессе формирования личности ребёнка происходит расширение объема его самооценки, т.е. от внешних оценок ребенок постепенно переходит к внутренней оценке;
4. Некоторые концепции отдают самооценке центральное место в структуре личности, определяя её как механизм саморегуляции;
5. Три образования: образ себя, самооценка и отношение к себе, не следует смешивать — это разные подструктуры. И для того, чтобы уяснить природу и сущность самооценки необходимо выделять её предмет, то есть рассматривать самооценку как самостоятельный предмет анализа [10].
1.1.2. Виды и функции самооценки. Факторы самооценки
Основными измерениями, или параметрами, самооценки являются: степень адекватности, высота и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными, а заодно и качественными характеристиками самооценки.
Сравнение самооценки с оценками окружающих приводит к адекватной или неадекватной самооценке — заниженной или завышенной.
Как указывает Р.М. Грановская [15], при значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка не слишком завышена, то человек обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Высота является дополнительной и важной характеристикой самооценки. Она определяется по количеству единиц (баллов), которые приписывает себе субъект самооценки, характеризуя степень выраженности у себя определенных качеств, свойств.
Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определенной мерой устойчивости.
Устойчивой считается самооценка, высота которой на протяжении определенного временного интервала остается неизменной и автономной относительно к ситуативным внешним воздействиям.
Самооценка может характеризоваться также определенной степенью самокритичности. Самокритичность — это чувство неудовлетворенности человека собой, своими достижениями, теми или иными качествами.
На основании таких параметров, как степень адекватности, мера устойчивости и самокритичности, можно судить об уровне развития самооценки, являющемся качественной синтетической характеристикой последней.
Обычно различают три уровня развития самооценки: высокий, средний, низкий [47].
Высокая самооценка определяется как позитивное отношение к себе, чувство собственной значимости, уверенность в себе; низкая — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, ущербности [22].
С. Нартова-Бочавер [30] считает благоприятным, если человек имеет самооценку, чуть превышающую его реальные возможности, — тогда он уверен в себе, спокоен. Если же самооценка занижена, то это создает сложности не только ему самому; он с трудом общается, постоянно попадает в ситуации, подтверждающие его низкое мнение о себе.
Коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами
... межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием ... коррекции тревожности и самооценки у подростков групповыми методами Объект исследования: самооценка и тревожность подростков. Предмет исследования: коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами. Гипотеза ...
Таким образом, по мнению многих исследователей, процессы самосознания приводят личность к внутренней оценке себя, своего поведения, возможностей, деятельности, формируя определенное отношение к себе, выраженное частными самооценками и объединенными в глобальное отношение к себе.
По мнению Л.А. Зеленьковой [22], основными условиями развития самооценки считают такие факторы, как общение с окружающими, в ходе чего усваиваются формы, виды и критерии оценок и собственная деятельность индивида. Объектом самооценки могут быть самые разнообразные стороны личности: предметная деятельность и её результаты, поведение, умственные и физические качества, способности и черты характера, внешний вид, место человека в системе взаимоотношений с окружающими.
Целостная единая самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих её особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития; в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен.
По мнению И.И. Чесноковой [44], в процессе становления единой самооценки личности ведущая роль принадлежит её рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» в сферу сознательного из сферы неосознаваемого. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых для личности отдельных самооценок, их синтез и выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью её собственная сущность.
Вместе с тем, как пишет М.И. Боришевский [39], в мыслительных действиях, ведущих к образованию самооценки, наличествует также эмоциональный компонент, поскольку при самооценивании всегда проявляется определенное отношение личности к себе.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [32].
Уровень притязаний — это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...
... своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с ... состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция». ...
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я — концепцией и составляет ядро личности. Я — концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
1.1.3. Особенности самооценки в подростковом возрасте
А.Г. Лидерс пишет [27], что в онтогенезе человека есть периоды, называемые психологическим возрастом. Одним из таких периодов является подростковый возраст, характеризующийся изменениями, происходящими с ребёнком. Он начинается после младшего школьного возраста (10 — 12 лет) и заканчивается перед младшей юностью (15 — 16 лет).
Так у мальчиков и девочек происходит, по крайней мере, два резких скачка в уровне функционирования анатомо-физиологических структур человека, завершается половое созревание, происходит изменение типа электрической активности коры головного мозга.
Если рассматривать психологические показатели развития личности подростка, то интеллектуальное развитие подростка можно соизмерить с интеллектуальным уровнем взрослого, то есть операционально-логический состав мышления подростка равен интеллекту взрослого индивида.
В личностном развитии подростка следует выделить развитие характера, акцентуации личности. Увеличивается количество отрицательных поступков детей, таких как непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, появляется драчливость и др.
Недостаточная уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к её недооценке, что в свою очередь, часто вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и т.д.
С усложнением взаимо……..
Список литературы
К.А. Абульханова-Славская Стратегии жизни, — М, 1991
Р. Азимова Социально-психологическая природа самооценки и её нравственный аспект // Известия АН АзСССР, 1969, № 3
Г.Г. Аракелов, Н. Шишкова Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, 1998, № 1
В.М. Астапов Тревога и тревожность. Хрестоматия, — СПб, 2000
В.М. Астапов Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал, 1992, Т. 13, № 5
Р. Бернс Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского, — Самара, 2000
Р. Бернс Развитие Я-концепции и воспитание, — М, 1986
Л.И. Божович Личность и её формирование в детском возрасте, — М, 1968
Л.И. Божович Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. № 1, 1997
Л.В. Бороздина Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т.13 № 14, 1992
Л.В. Бороздина, Л. Видинска Притязания и самооценка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1986, № 3
Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова Увеличение индекса тревоги при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, № 1
Г.М. Бреслав Эмоциональные особенности формирования личности в детстве, — М, 1990
Л.С. Выготский Педагогическая психология, — М, 1991
С.Ю. Головин Словарь психолога-практика, — Минск, 2001
Р.М. Грановская Элементы практической психологии, — Л, 1984
А.В. Захарова Генезис самооценки, — М, 1998
А.И. Захарова Психология формирования самооценки // Журнал практического психолога. 1997, № 6
А.В. Захарова Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989, Вып.1
Б.В. Зейгарник Патопсихология, — М,1986
Л.А. Зеленкова Влияние самооценки на социально-психологический статус подростка в классе // Журнал практического психолога. 1997, №6
Е.П. Ильин Мотивация и мотивы, — СПб, 2000
К. Изард Эмоции человека, — М, 1980
И.С. Кон В поисках себя, — М, 1984
И.С. Кон Проблема „Я” в психологии // Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского, — Самара, 2000
Б. Кочубей, Е. Новикова Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988, № 8
Л.В. Куликов Психологическое исследование, — СПб, 2002
А.Г. Лидерс Психологический тренинг с подростками, — М, 2003
А.И. Липкина Самооценка школьника, — М, 1976
С. Нартова-Бочавер Психология личности и межличностные отношения, — М, 2001
А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, — СПб, 2004
Р.С. Немов Психология. Книга 1, — М, 2001
Д.В. Ольшанский Новая педагогическая психология, — М, 2002
Л.Ф. Обухова Детская психология, — М, 1995
С.Р. Пантилеев Самоотношение как эмоционально-оценочная система, — М, 1991
Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, — СПб, 2002
Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. А.И. Щербакова, — М, 1987
А.М. Прихожан Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, — М, 2000
А.М. Прихожан Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1998, № 2
Психология подростка // Под ред. А.А. Реана, — СПб, 2003
Психологические особенности самосознания подростка. Под ред. М.И. Боришевского, — Киев, 1980
А.А. Реан Практическая психодиагностика личности, — СПб, 2001
Х. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности, — М, 1994
Ф. Райс Психология подросткового возраста, — СПб, 2000
Е.И. Савонько Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969, № 4
В.Ф. Сафин Устойчивость самооценки и механизмы её сохранения // Вопросы психологии. 1975, № 3
Е.Г. Соколова, В.В. Николаева Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях, — М, 1995
Д.И. Фельдштейн Психология современного подростка, — М, 1988
Д.И. Фельдштейн Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии 1985, № 3
П.Р. Чамат. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. Т 2, — М, 1960
И.И. Чеснокова Проблема самосознания в психологии, — М, 1977
Р.Х. Шакуров Самолюбие детей, — М, 1969.
Т. Шибутани Социальная психология, — М, 1969
М.Г. Ярошевский Предметная деятельность как основа системы психологии // Вопросы психологии. 1984, № 1