Внимание и его основные характеристики у младших школьников разного пола

Оглавление

Введение 2

I. Теоретический анализ проблемы исследования 4

1.1. Понятие внимания в психологии 4

1.2. Проблема развития внимания 13

1.3. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте 17

1.4. Половые различия в развитии внимания младших школьников 26

II. Исследование объема и переключаемости внимания 36

2.1. Цели и задачи, методы исследования 36

Заключение 53

Список литературы 55

Введение

Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность при поступлении в школу.

Поступление в школу является важным этапом развития ребенка, от того насколько ребенок успешен в школе зависит его самочувствие и самооценка. Чаще всего трудности в обучении на начальных ее этапах связывают с самыми различными факторами, но вот основные проявления их весьма схожи. Поэтому можно говорить о том, что существенным препятствием к овладению и осуществлению учебной деятельности является невнимательность младших школьников. Поэтому вопросы, касающиеся развития внимания (в первую очередь его произвольности) в младшем школьном возрасте приобретают большое значение.

Таким образом, исследование особенностей внимания младших школьников разного пола является актуальным и с точки зрения теории и сточки зрения практики воспитания и развития школьников.

Цель работы состояла в изучении особенностей внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Объект исследования: внимание и его основные характеристики у младших школьников разного пола.

Предмет исследования: различия в уровне развития внимания (и отдельных его свойств) мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Гипотеза: объем внимания выше у девочек, а переключаемость – выше у мальчиков младшего школьного возраста.

Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:

1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования и обоснования необходимости решения выделенных задач работы

10 стр., 4813 слов

Физическое развитие школьников и подростков

... и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), ...

2. Определить объем и переключаемость внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста

3. Сравнить объем и переключаемость внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

В исследовании использовались следующие методы: Корректурная проба; Методика определения продуктивности и устойчивости внимания; Таблицы Шульте; 8 субтест «Недостающие детали»из методики Векслера.

Статистическая обработка данных производилась с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Полученные в ходе работы результаты могут представлять интерес для психолога, работающего с конкретным классом выравнивания, и педагога, обучающего этих школьников. Они помогут в оценке психологических трудностей детей и при составлении рекомендаций их дальнейшего обучения и развития.

Новизна исследования заключается в характере используемых методик для определения различных сторон развития внимания у младших школьников разного пола, что позволит уточнить существующие концептуальные положения о гендерных различиях внимания.

Результаты исследования могут быть использованы на практике при осуществлении дифференцированного подхода к обучения младших школьников.

I. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1. Понятие внимания в психологии

Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и различать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации. Описательная характеристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии……………………………..

Заключение

Внимание определяется как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание характеризуют за счет различных свойств, к которым относят избирательность, устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Каждое из этих свойств неоднократно подвергалось экспериментальному изучению, и для их оценивания разработаны специальные психологические тесты.

Исследование внимание насчитывает богатую историю, однако до сих пор многие аспекты этого явления не до конца изучены. Так, например до сих пор ведутся дискуссии о статусе внимания: одни авторы склонны отождествлять внимание с ориентировочной деятельностью; другие считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Накопленные в рамках психологии данные, свидетельствуют, что произвольность психических процессов младших школьников формируется постепенно в течение данного возрастного этапа при непосредственном воздействии со стороны взрослых (прежде всего учителя).

Поэтому в младшем школьном возрасте актуальными становятся вопросы, касающиеся уровня развития произвольности психических процессов и особенно внимания.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании ...

Анализ литературы позволил отметить, что у мальчиков и девочек 6-7 лет наблюдаются различия в формирования различных сфер: когнитивной, мотивационной, волевой и т.д. Эти различия как правило связаны с разной направленностью девочек и мальчиков (девочки направлены на сферу социальных отношений, а мальчики на познание окружающего мира).

Это отражается в разной степени их готовности к школе, поэтому и проблемы связанные с вниманием у них разные.

Однако существующие в литературе данные лишь косвенных образом позволяют охарактеризовать отличительные особенности внимания мальчиков и девочек младшего школьного возрасте. Поэтому эмпирическое исследование данной работы посвящено именно этой проблеме.

Проведенное исследование позволило выявить особенности внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Так оказалось, что у мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между младшими школьниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания.

Мальчики и девочки младшего школьного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков.

Больший объем внимания наблюдается у мальчиков, девочки обладают гораздо меньшим объемом внимания, особенно при работе с цифровым материалом.

Уровень активной концентрации внимания у младших школьников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков.

Таким образом, в ходе исследования были реализованы все поставленные задачи, цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась частично: переключаемость и объем внимания выше у мальчиков, а вот степень активной концентрации и продуктивность внимания выше у девочек.

Список литературы

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.- 1993.- №1.- С. 47-53

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. — М.: Педагогика, 1995.- 342с.

3. Ахутина Т.В. Меликян З.А. Низнайко Н.Н. Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования // Вестник Московского университета. -Серия 14. Психология. — 1999. — № 4.- С. 36-48.

4. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников. – М.: Академия, 1995.- 421с.

5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- № 4.- С. 23 – 35

6. Братусь Б. С. Аномалии личности.- М.: Изд-во Политиздат, 1988. – 265с.

7. Волков Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.

8. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии.- 1999.- №5.- с. 10-21

9. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. соч. в 6т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1986. – 364с.

10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., Педагогика, 1960. – 357с.

11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6т. – Т.4. — М.: Мир, 1984. — 326 с.

12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Педагогика, 1974.- 229с.

12 стр., 5571 слов

Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей ...

... содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости Представление о мотивации в отечественной психологии В поведении человека выделяют две функционально ... выражены мотивы, связанные с содержанием и процессом учения; - средний уровень (хорошо успевающие школьники, по сравнению с троечниками и отличниками, больше мотивированы на ...

13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 443с.

14. Гpигоpенко Е.А., Рутман Э.М. Диагностика готовности к школе по показателям устойчивости внимания. // Вопpосы психологии. – 1990. — № 1. – С.68-71.

15. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Академия, 1988.-73 с.

16. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1992.- №1.- с. 22- 32

17. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.

18. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Три-вола, 1995. — 347 с.

19. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М.: Просвещение, 1987.- 295с.

20. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. — М.: Педагогика, 1993.- 284с.

21. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.

22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М.; Изд. УРАО. 1998 – 175 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 383 с.

24. Леонтьев. А.Н. Проблемы развития психики: изд. 4-е. — М.: Изд-во Политиздат, 1981. — 556 с.

25. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Наука, 1970. — 198 с.

26. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

27. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов // Вопpосы психологии. – 1988. — №3. – С.36-43.

28. Мачинская Р.И., Дубровинская Н.В. Функциональная организация полушарий мозга при направленном внимании у детей 7—8 лет //Журнал ВНД.- 1996.- № 3.- С.16-25

29. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М.: Академия, 1989. – 225 с.

30. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Изд-во «Академия», 2000. — с.201

31. Мясоед П.А. Проблема «Ненормативного» психического развития // Вопросы психологии.- 1994.- №6.- С. 49-56

32. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн 1. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.

33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Изд-во «Академия», 1995. – 314 с.

34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.

35. Понаpядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С.51-59.

36. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.

37. Прохоров А.О., Генин Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии.- 1998.- №4.- С. 42-53

38. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.- 502с.

39. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Издательство ЭкспоПрес, 1999 – 113 с.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он ... систему объективного наблюдения - этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого ...

40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 349с.

41. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

42. Столяренко Л. Д. Основы психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 395с.

43. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. — Рига: РГУ, 1999. — 196 с.

44. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с.

45. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет.- М.: Учпедгиз, 1960. – 256с.

46. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1971.- № 4.- С. 6 — 20

47. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Питер Пресс, 1989. – 337 с.

48. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, Изд-во АОО Пресс, 1993. – 232 с.

49. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1992. – 210 с.

Приложение 1

Стимульный материал к используемым методикам

Кольца Ландольта

Бланк

ФИО ______________________________________ Класс ________

_________________________________________________________

Образец:

Задание:

Таблицы Шульте (даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Приложение 2

Таблица 1

Особенности внимания младших школьников

Уровень Устойчивость внимания Продуктивность внимания Переключаемость внимания

кол-во % кол-во % кол-во %

низкие 2 4% 11 22% 7 14%

средние 2 4% 26 52% 26 52%

высокие 46 92% 13 26% 17 34%

?

Таблица 2

Особенности внимания младших школьников разного пола

Уровень Устойчивость внимания Продуктивность внимания Переключаемость внимания

кол-во % кол-во % кол-во %

девочки

низкий 1 4,2% 0 0% 5 20,8%

средний 2 8,3% 16 66,7% 17 70,8%

высокий 21 87,5% 8 33,3% 2 8,3%

мальчики

низкий 1 3,8% 1 3,8% 6 23,1%

средний 0 0,0% 18 75,0% 3 12,5%

высокий 25 96,2% 7 26,9% 17 65,4%

?

Таблица 3

Результаты статистических расчетов U-критерия Манна-Уитни

Характеристики внимания пол кол-во человек Средний ранг Сумма рангов Эмпирическое значение критерия уровень значимости

Устойчивость внимания девочки 24 23,8 572 272 0,395

мальчики 26 27,0 703

Продуктивность внимания девочки 24 32,4 778,5 145,5 0,0008*

мальчики 26 19,1 496,5

Переключаемость девочки 24 18,33 440 140 0,0005*

мальчики 26 32,12 835

Таблица 4

Объем внимания младших школьников

(таблицы Шульте)

уровень цифры буквы

кол-во % кол-во %

низкий 26 52% 25 50%

средний 9 18% 15 30%

высокий 15 30% 10 20%

?

Таблица 5

12 стр., 5905 слов

Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

... и обобщённости. Самооценка характеризуется по следующим параметрам [4]: . Уровню (величине) - высокая, средняя и низкая самооценка; . Реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) ... Гипотеза исследования: существуют различия в самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Мальчикам младшего школьного возраста более свойственна неадекватная самооценка ...

Объем внимания младших школьников разного пола

(таблицы Шульте)

уровень цифры буквы

кол-во % кол-во %

девочки

низкий 16 66,7% 13 54,2%

средний 4 16,7% 6 25,0%

высокий 4 16,7% 5 20,8%

мальчики

низкий 10 38,5% 12 46,2%

средний 5 19,2% 9 34,6%

высокий 11 42,3% 5 19,2%

Таблица 6

Результаты статистических расчетов U-критерия Манна-Уитни

Характер стимульного материала пол кол-во человек Средний ранг Сумма рангов Эмпирическое значение критерия уровень значимости

Цифры девочки 24 30,17 724 200 0,029*

мальчики 26 21,19 551

Буквы девочки 24 27,1 650,5 273,5 0,454

мальчики 26 24,0 624,5

?

Таблица 7

Уровень активной концентрации внимания

уровень кол-во %

низкий 5 10%

средний 45 90%

высокий 0 0%

Таблица 8

Уровень активной концентрации внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста

уровень кол-во %

девочки

низкий 0 0%

средний 24 100%

высокий 0 0%

мальчики

низкий 5 19,2%

средний 21 80,8%

высокий 0 0,0%

?

Таблица 9

Результаты статистических расчетов U-критерия Манна-Уитни

параметры пол кол-во человек Средний ранг Сумма рангов Эмпирическое значение критерия уровень значимости

Активная концентрация внимания девочки 24 31,0 744,5 179,5 0,008*

мальчики 26 20,4 530,5