Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава I. Психологическая депривация, ее особенности, формы и виды в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………5
1.1. Феномен психологической депривации в отечественной и зарубежной пси-хологии……………………………………………………………………….…5
1.2. Анализ теории и классификация видов психологической депривации в отечественной и зарубежной психологии……………………………………….12
Глава II. Психологическая депривация и ее влияние на психическое разви-тие ре-бенка……………………………………………………………………………44
2.1. Особенности психического развития ребенка детского возраста…………….44
2.2. Психологическая депривация и ее влияние на развитие………………………61
Глава III. Психологические проблемы депривации детей, пути их профилактики и коррекции……………………………………………………………………78
3.1. Постановка проблемы организации и методы исследования……………..….78
3.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению психологической депривации в детском возрас-те……………………………………………………..79
3.3. Программа психокоррекционная и психопрофилактической работы педагога-психолога по преодолению психологической депривации………………………177
Заключение…………………………………………………………………………142
Литература………………………………………………………………………….144
Приложение…………………………………………………………………………149
Введение
В настоящее время практика сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно усложняющих психическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влиянию ряда социально- экономических факторов. Ощутимые осложнения несёт с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. Родители переносят свои функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения.
Мы отмечаем эти факты лишь как одно из наиболее очевидных свидетельств активно происходящих массовых изменений в воспитательных тенденциях и установках родителей.
Если у нормально развивающегося ребенка иногда появляются проблемы, требующие психологической помощи, то у депривированных детей эти проблемы существуют всегда и их, как правило, целый «клубок».
Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенно именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — вот наиболее характерные черты так называемого депривационого синдрома.
Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения
... практике, а также своего многолетнего изучения психического развития детей, ЛРП. Ввели понятие «психологической депривации» (психологические лишения), которую они определяли как психическое состояние, ... А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. 1. Актуальность изучения проблемы психического развития детей, лишенных родительского попечения. 2. Психолого-педагогические исследования специфики психического ...
Видов депривации много, но наиболее тяжелая для ребенка депривация в се-мье. В последние годы психологические проблемы депривированых детей активно исследуются. Довольно много публикаций посвящено коррекционной работе с детьми в детских домах, приютах, комиссиях по делам несовершенно-летних, в пенитенциарных учреждениях, большое внимание уделяется деформациям характера детей в неполных и неблагополучных семьях. Отмечается, что много детей страдают так называемыми школьными неврозами. На этом фоне проблемы психического развития детей в «благополучных семьях» как – то отошли на второй план.
Свои исследования по выявлению и изучению психологической депривации мы проводили на базе МОУ – СОШ № 7, г. Армавира.
Цель исследования – изучение особенности депривации в детском возрасте и пути её преодоления.
Объектом исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования – особенности и причины возникновения психологической депривации и пути её преодоления в младшем школьном возрасте.
Для реализации цели исследования нами выдвинута следующая гипотеза: для преодоления психологической депривации детей в младшем школьном воз-расте необходима комплексная деятельность со стороны взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка. При этом немало важную роль играет роль пе-дагога – психолога, который должен не только отслеживать детей, испытывающих психологическую депривацию, но и оказывать корреогирующее воздействие в работе с ребенком, педагогом, семьей.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, мы выделяем следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого – педагогической научно – методологической литературы по теме исследования. Сопоставления различных подходов к изучению.
2. Исследования причин и факторов возникновения психологической депривации в младшем школьном возрасте.
3. Изучение индивидуально – психологических особенности депривирован-ного ребенка.
4. Разработка программы коррекционных мероприятий по работе с депривированными детьми.
5. Психологическое просвещение учителей, родителей по предупеждению психологической депривации в начальной школе.
Методологической основой исследования являются исследования В.М. Бех-терева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Прихожан, Р. Шпитца, И.А. Сикорского, Дж. Аллана и др.
Научная значимость работы заключается в том, что нами принимается по-пытка изучить причины и факторы депривации ; определить индивидуально – психологические особенности способствующие проявлению и развитию психологической депривации в детском возрасте; разработать программы работы практического психолога при наличии психологической депривации в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, получен-ные в ходе исследования позволят более эффективно осуществить практическую деятельность школьного психолога в коррекции и профилактике психологической депривации в младшем школьном возрасте.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития у детей с ЗПР необходимо подходить ... по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- ... культуральная форма ЗПР, обусловленная ранней социальной депривацией, педагогической запущенностью и др. В работах ...
Проводя исследования, мы опирались на следующие принципы: принцип связи теории с практикой (точка зрения субъекта – первая и основная точка зрения познания ); принцип научности (учащиеся на каждом шагу опираются на точно установленные знания и при этом использовались методы, приближенные к методам изучаемой науки ); принцип наглядности ( опора на реальные представления учеников ); принцип доступности ( соответствие материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащихся ).
Текст ВКР иллюстрирован рисунками и таблицами…..
ЛИТЕРАТУРА
1 .Аллан Дж. Ландшафты детской души. Психоаналитическое консультирова-ние в школах и клиниках. СПб.; Мн., 1997.
2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. М., 1979.
3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного пси-холога / Сб. науч. трудов. М., 1987.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Пер. с англ. М.,1986.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1986.
6. Брински Б. Гештальт-терапия: Методическое пособие к семинарам. СПб., 1996.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиат-ра. М.,1988.
8. Бюлер Ш., ГетцерГ. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935.
9. ВаллерштейнДж.В., КеллиДж.Б. Последствия развода родителей: пережива-ние ребенка в период поздней латентности / Лабиринты одиночества. М., 1989.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. М., 1967
11. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. Киев, 1991.
12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника труд-ного детства //Собр. сочин. Т. 5. М.,1984.
13. Галигузова Л.Н.. Формирование потребности и общении со сверстниками у детей раннего возрата // Вопросы психологии. М., 1985.
14. Дембеле К. Психологические особенности проявления сопереживания у детей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспитания и в детских домах Мали и в СССР): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
15. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. М., 1998.
16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
17. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
18. Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторые особенности психического раз-вития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1965. № 2. С. 129-141.
19. Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
20. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божо-вич и Л.В. Благонадежиной. М., 1972.
21. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии. 1984. № 4
Развитие идей и теории психологического поля Курта Левина в современной ...
... исследования. Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса о развитии идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии. Объектом исследования стала ... существующая теория психологического поля Курта Левина. Предмет работы - развитие идей и теории психологического поля в современной психологии. В соответствии с ...
22. КраигГ. Психология развития. СПб., 2000.
23. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз-расте. Прага, 1984.
24. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. 25. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. Ун-тов и ин-тов / Ред.- сост. В.С. Мухина. М., 1991
26. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980. 28. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Год.-сост. В.С. Мухина. М.. 1991.
29.Мэнделл Дж.Г., Дамон Л. и др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие. М., 1998.
30. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологи-ческий журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 43-53. 31. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.С.32-39. 32. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
33.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
34.Оклендер В. Гештальт-терапия с детьми: работа с гневом и интроектами // Гештальт-терапия с детьми. Вып. 1. М., 1996.
35. Оклендр В. Окно в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
36.Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.,_1991.
37. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.. 1990.
38. Помощь родителям в воспитании детей/Пер. с англ. М., 1992.
39. ЦрихожанА.М.,Толстых Н.Н. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тре-воги общества.М., 1990.
40.Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.
41.Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М.; 1987.
42.Романова Е.С., Потемкин О.Ф, Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
43. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М., 1990.
44. Смид Т. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.
45. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье/Пер. с англ. М., 1991.
46. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., 1988
47.Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста. М., 1987.
48.Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Екатеринбург, 1998.
49.Фельдштейн Д.Н. Психология развития личности в онтогенезе.М.,1989.
50. Фориндер У., Полфелдт Л. Работа с детьми и подростками, лишивщимися близких // Кризисные события и психологические проблемы человека / Сб. на-уч. трудов. Минск, 1997.
Особенности психологической работы по коррекции эмоционального ...
... др.) и групповая (детские тренинги); психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей). Педагог-психолог работает в направлениях: индивидуальное психологическое консультирование; психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как ...
51. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.
52. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.
53. Фурманов И.А. Психологическая реакция жертвы, пережившей попытку изнасилования //Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /Мат. V Междунар. конф. Минск, 1998.
54. Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии /Сб. науч. трудов. Минск, 2001.
55. ФурмановИ.А.,Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенно-сти детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999.
56. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск, 1999.
57. Ширн Ч. , Рассел К. « Рисунок семьи» как метод изучения детско- родитель-ских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.
58.ШпицР.А. Психоанализ раннего детского возраста. М.; СПб.,
2001.
59. Холл 3. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Пси-хол. журнал. № 5. Т. 13.1992.
60. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
61. Хоментаускас Г. Т. Методика « Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалёва, В.В. Столина. М., 1987.
62. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкийВ.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.
63. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский и др.М.,1990.,
64. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей до-школьного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Канск, 1996. 65. Bowlby L. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin boks, 1983. , 66. Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant fonding; failure to genera-lize//Child Development. V. 41980.
67. Wolff W. Projective me thuds for personality analysis of expressive behavior in preschool children // Character and Personality. 1942. Vol. 10.