Тема: Профессиональные ценности и личностные особенности работников кадровых служб
Содержание
Введение 3
Глава I. Анализ теоретических исследований профессиональных ценностей субъекта труда в работах отечественных и зарубежных авторов
1.1. Подходы к исследованию проблемы ценностей 6
1.2. Понятие профессиональных ценностей 19
1.3. Исследование условий и факторов, влияющих на формирование
и развитие профессиональных ценностей профессионала 36
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональных
ценностей и личностных особенностей работников кадровых служб
2.1. Программа и методы исследования профессиональных
ценностей и личностных особенностей 45
2.2. Профессиональные ценности работников кадровых служб 53
2.3. Эмоционально-волевые и коммуникационные свойства
личности работников кадровых служб 59
2.4. Взаимосвязи между уровнем развития эмоционально – волевой сферы и профессиональными ценностями 67
2.5. Взаимосвязи между уровнем развития коммуникационной
сферой и профессиональными ценностями 70
Заключение 73
Литература 77
Приложения 83
Введение
Профессионально-трудовая деятельность, образующая основную форму активности субъекта, занимает особое место среди различных видов деятельности человека. Эффективность профессиональной трудовой деятельности зависит во многом от «деятельностно-смыслового единства», заключающегося в совпадении предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) и ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) аспектов деятельности. Наличие этого единства имеет огромное значение в случаях, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек». Это связано с тем, что человеческая личность выступает для данного вида профессий предметом трудовой деятельности. Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия работника кадровой службы. Все это объясняет социальную значимость данного исследования
Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе освещается достаточно подробно в работах К.А. Абульханова-Славской, В.Г. Алексеевой, А.А. Бодалева, Н.В. Ивановой, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, М.С. Яницкого, Е.С. Яхонтовой и многих других. Общие вопросы изучения профессиональных ценностей рассматриваются в трудах Б.Ж. Алиева, С.Н. Капустина, А.С. Каурова, Е.А. Климова, Т.Г. Никуленко, Н.С, Пряжникова, М. Сухорукова и других. Однако, как показал анализ литературы, вопросы взаимосвязи профессиональных ценностей и личностных особенностей работников кадровых служб практически не рассматривается. Это и определяет научную значимость данной работы.
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности менеджеров по кадрам, а также руководителей организаций и предприятий, эффективность работы которых во многом зависит от профессиональных ценностей их служащих.
Исходя из всего выше изложенного, мы можем выделить следующую проблему исследования.
В настоящее время, и в теории, и на практике, осознается важность развития профессиональных ценностей у специалистов в сфере деятельности «человек-человек». Однако, несмотря на то, что в научной литературе проблема изучения ценностей и профессиональных ценностей исследуется достаточно давно, вопрос взаимосвязи профессиональных ценностей и личностных особенностей работников кадровых служб практически не исследован.
Цель исследования – выявить особенности профессиональных ценностей работников кадровых служб во взаимосвязи с индивидуально-личностными характеристиками.
Объект исследования – профессиональные ценности субъекта труда.
Предмет исследования – взаимосвязь профессиональных ценностей и индивидуально-психологических характеристик работников кадровых служб.
Гипотеза исследования — существует взаимосвязь между индивидуально – психологическими характеристиками (эмоционально-волевая сфера, коммуникационные свойства) и уровнем выраженности профессиональных ценностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические исследования профессиональных ценностей субъекта труда в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Определить профессиональные ценности сотрудников в профессиональной сфере.
3. Выявить уровень различия между профессиональными ценностями и степенью удовлетворённости факторами профессиональной среды.
4. Выявить эмоционально – волевые и коммуникационные свойства личности сотрудников.
Теоретико-методологической базой исследования стали работы авторов в области:
— исследования категории ценности в общей, социальной психологии и психологи личности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Алексеевв, А.А. Бодалев, Н.В. Иванова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, М.С. Яницкий и другие);
— изучения особенностей профессиональных ценностей (Л.И. Габдулина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.В. Серый, Е.А. Скриптунова и др.);
— исследования профессиональных ценностей в психологии менеджмента (Б.Ж. Алиев, С.Н. Капустин, А.С. Кауров, Т.Г. Никуленко, М. Сухорукова и других).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
Глава I. Анализ теоретических исследований профессиональных ценностей субъекта труда в работах отечественных и зарубежных авторов
Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности ...
... исследовании рассматривается как: одна из базовых потребностей личности; полное использование своих возможностей; основная характеристика личностного и профессионального роста; устремленность к неким высшим ценностям. ... зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями ...
1.1. Подходы к исследованию проблемы ценностей
Смысловая сфера личности – это сложное многомерное образование. В современной отечественной психологии наиболее полно отражающим его сущность считают общее понятие «система» и понятие «психологическая
система» — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют целостность и единство [53].
Невозможно представить себе какую-либо ценности ориентацию или жизненный смысл как изолированное образование. Они образуют динамическую структуру, целостность, организованную иерархично (элементы ее могут рассматриваться как системы, а сама смысловая сфера личности как подсистема системы более высокого порядка); элементы смысловой сферы личности взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимовлияют. Как психологическая система смысловая сфера личности, помимо общих характеристик системы, обладает специфическими особенностями: целеустремленностью и самоорганизацией; это развивающаяся во времени система [34].
Д.А. Леонтьевым выделяются «ядерные», ведущие (обобщенные смысловые образования, которые составляют ядро человеческой личности) и частные, периферические смысловые структуры. Общие смысловые структуры (к которым относятся и ценности) определяют относительно постоянные и главные отношения личности к самому себе, другим людям, миру [42]. Источниками ситуативных смыслов могут стать не только мотивы, но и другие смысловые структуры, в том числе и так называемые, смысловые конструкты. Это понятие также предложено Д.А. Леонтьевым. В субъективной семантике личности смысловые конструкты описывают разные измерения (параметры) отношения объектов, явлений и ситуаций к жизнедеятельности субъекта в целом. Они отличаются обобщенностью и большой оценочностью; следствием оценки объекта или явления по смысловым конструктам является приписывание им смысла. Смысловые конструкты более или стабильны и трансситуативны [41].
Ценности и смыслы в смысловой сфере личности представляют собой функциональное и онтологическое единство. Многие из обращающихся к исследованию данной проблемы авторов подчеркивают эту мысль. Так, по В. Франклу, человек, обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [89]. В отечественной психологии Ф.Е. Василюк утверждает, что смысл как целостная совокупность жизненных отношений является в определенном смысле продуктом ценностной личности [15]. Г.П. Будинайте и Т.В. Корнилова приходят к выводу, что ценностями личности становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределяется (Габдулиной Л.И.) [14]. Д.А. Леонтьев замечает, что личностные ценности являются одновременно и носителями, и источниками значимых смыслов для человека [61]. …………
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и в настоящее время еще мало изученной теме исследования профессиональных ценностей и личностных особенностей работников кадровых служб.
Теоретическое и эмпирическое исследование позволяют нам сделать следующие выводы.
Ценности — это предметы, явления действительности, которые являются или могут являться объектом стремления, интереса, потребности для какого-нибудь субъекта.
Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность
... Разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов 1 Сентябрь-октябрь Личность учителя и его профессиональная деятельность. Структурно-логическая схема содержания темы. Работа с учебником и дополнительной ...
Ценностные ориентации — это личностное образование, отношение личности к ценности, которое характеризуется осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, готовностью реализовать ценность в деятельности.
Функциями ценностей являются экспрессивные, адаптивные, защитные, познавательные и координирующие внутреннюю психическую жизнь.
Профессиональные ценности — это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.
В научной литературе профессиональные ценности классифицируют по следующим группам: «индивидуальные потребности — ценности профессиональной деятельности»; «функционирование профессиональной деятельности – развитие профессиональной деятельности»; «исполнительская профессиональная деятельность — организационно-управленческая профессиональная деятельность»; «самоподдержание профессиональной деятельности — удовлетворение социального заказа на профессиональную деятельность».
В ходе теоретического анализа литература, мы выявили, что профессиональные ценности представляют собой трехуровневую систему, которая состоит из мировоззренческого уровня (мировоззрение личности как профессионала); уровня ценностей определенной профессиональной деятельности (профессиональные ценности личности, идентифицирующей себя к определенной профессией); уровня интеграции корпоративных и профессиональных ценностей.
К основным условиям и факторам формирования и развития профессиональных ценностей относятся: общие социально-психологические параметры (личность работника, условия воспитания человека в семье, школе, группе сверстников); профессиональные факторы, связанные с условиями получения профессии и трудоустройства (особенности профессионального обучения, организации деятельности работника, взаимоотношений в трудовом коллективе и т.д.).
В ходе эмпирической части исследования нами была проведена диагностика 20 специалистов кадровой службы.
В исследовании нами были использованы две методики:
1. Личностный опросник Р. Кэттелла «Шестнадцать личностных факторов».
При этом для диагностики коммуникационных свойств и межличностного взаимодействия мы учитывали результаты факторов А, F, Н, L, N и Q2.
Для диагностики эмоционально – волевых особенностей личности нами были использованы результаты факторов С, Е, G, I, О, Q3 и Q4.
2. Методика «Опросник по профессиональной деятельности».
Результаты диагностики по опроснику профессиональной деятельности показали, что в группе испытуемых низкий уровень удовлетворенности был выявлен по ценностям профессиональной, коммуникативной, креативной и в особенности материальной, социальной и этической сферы.
Результаты тестирования коммуникативной сферы испытуемых помогли выявить, что личность большей части респондентов характеризуется: легкостью в общении, готовности к содружеству, добродушию, внимательностью к людям (14 человек – 70%); пессимистичностью, спокойствием, задумчивостью, молчаливостью (14 человек – 70%); преобладанием в характере авантюрных, социально-смелых, незаторможенных, спонтанных, общительных черт (16 человек — 80%); доверчивостью, склонностью к свободе от тенденции ревности, приспособляемостью, веселостью, стремлением к конкуренции и заботе о других, эмоциональной выдержанности, расчетливости, опытности, проницательности (12 испытуемых — 60%); проявлением высокого уровня зависимости от группы (16 человек – 80%).
Психология человека в Исламе
... не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают ... ту сущность, которая отражает “я” и присущие ему ценности. "Существует и еще один хадис, в еще большей степени ... рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочетании с ними. Каждый элемент ритуального ...
Диагностика эмоционально – волевой сферы показала, что менеджерам по кадрам свойственна выраженность высоких показателей эмоциональной устойчивости, трезвости оценивания действительности, активности, зрелости (14 человек- 70%); выраженность черт независимости, агрессивности, упрямства, самоуверенности (12 человек – 60%); проявление тенденции к непостоянству цели, непринужденности в поведении (16 человек – 80%); проявление практичности, реалистичности, мужественности, независимости, чувством ответственности (16 человек – 80%); выраженность контроля за своими эмоциями и общим поведением, социальной точности, склонности к упрямству (16 человек- 80%); преобладание склонности к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности, нефрустрированности (12 человек – 60%).
Результаты корреляционного анализа данных по методу ранговой корреляции Спирмена помогли частично подтвердить нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между индивидуально – психологическими характеристиками (эмоционально-волевая сфера, коммуникационные свойства) и уровнем выраженности профессиональных ценностей.
Так нами была выявлена взаимосвязь между индивидуально – психологическими характеристиками эмоционально-волевой сферы и уровнем выраженности профессиональных ценностей.
При выраженных показателях по фактору G (настойчивость, сознательность, надежность, обязательность, требовательность к себе, добросовестность, склонность руководствоваться чувством долга, брать на себя ответственность) наблюдаются и выраженные данные по шкалам ценностей профессиональной (0,721 балла); организационной (0,718 балла); коммуникативной (0,655 балла); креативной(0,682 балла); материальной (0,697 балла) и социальной (0,658 балла) сферы.
В тоже время значимая корреляция между индивидуально – психологическими характеристиками коммуникативной сферы и уровнем выраженности профессиональных ценностей выявлена не была.
В заключении следует отметить, что исследуемая нами тема требует дальнейшего изучения, как в теории, так и на практике.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.Академия, 2001. – 230 с.
2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — С.63-70.
3. Алиев Б.Ж, Капустин С.Н., Федосеев В.Н. Ценности, интересы и мотивация в профессиональной деятельности// Российское предпринимательство. — №11. – 2005. – С. 26 – 30.
4. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989. — С.426-433.
5. Бердяев Н. А. Судьба России. — М.: РАГС, 1996. – 322 с.
6. Березина Т.Н. О многообразии смыслов жизни современной личности. // Личность и бытие: субъектный подход. — Краснодар, 2005. С. 53-60.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).
— М.: Просвещение, 1968. —464 с.
9. Братусъ Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психо-логии. № 5. 1997. С. 3-9.
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и ... подготовки студентов к семинарским занятиям и охватывают всю программу курса психологии человека. Последовательность расположения тем отражает логику построения программы и учебников, но, ...
11. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Наука, 1997. – 176 с.
12. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Высшее образование, 1997. С. 201-222.
13. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР.— М.: Смысл, 2002. —165 с.
14. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. — 1993. — Т.24. — № 5. — С.99-105.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).
— М.: Эксмо, 2005. – 342 с.
16. Верхоглазенко В.Н., Звездёнков А.А., Хлюнева М.В. Ценности деятельности. – СПб.: Речь, 2002. – 222 с.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
18. Габдулина Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты. Дис… канд. психол. наук. — Ростов н/Д., 1999.
19. Гаврилов В. Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. — М., 1995. —Т.2. —Вып.2. — С.272-174.
20. Данч И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. — С.67-78.
21. Дворкина М.Я. Профессиональные ценности библиотекарей. – М.: Эксмо, 86 с.
22. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Смысл, 1998. — 272 с.
23. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // «Сибирь. Философия. Образование». Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001 (выпуск 5).
– С.46-56.
24. Дружинин В.Н. Варианты жизни. – СПб.: Питер, 2000. – 466 с.
25. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994. — 142 с.
26. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1996. — 222 с.
27. Зеер Э. Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности//Ежегодник РПО. — М., 1995. —Т.2. —Вып.2. — С.283-185. .
28. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: Медицина, 2002. – 322 с.
29. Иванова Н. В. Динамика ценностных ориентации личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога): Автореф. дис… . канд. психол. наук. — М., 1994. — 26 с.
30. Кауров А.С. Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной адаптации. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 156 с.
31. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа// Психол. журн. — 1993. —Т.24. — № 4. — С.230-136.
32. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. — 1984. — № 4. — С.5-14.
Психология саморегуляции(11-14)
... регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностныххарактеристик (текущего психического состояния, целей,мотивов,установок,поведения, системы ценностей и т.п.). Чтобы успокоить нервы после тяжелого трудового дня и т ... по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляции направлены на изменение ...
33. Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е годы) // Социол. исследования. — 1995. — № 1. — С.59-72.
34. Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система. // Материалы региональной конференции «Человек как самоорганизующаяся психологическая система». — Барнаул, 2000. С. 3-78.
35. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
36. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. —992 с.
37. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. —Томск, 1998. — № 7. — С.25-29.
38. Криволапов Б. Г. Опыт изучения ценностных ориентации личности у молодых рабочих // Вопросы психологии труда и профтехобразования. — Иркутск, 1978. —С.77-91.
39. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. — М., 1988. — С.4-11.
40. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.47-78.
41. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: Просвещение, 1998. – 122 с.
42. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М.: Смысл, 1999. – 488 с.
43. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Медицина, 2003. – 208 с.
44. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Высшая школа, 2003. – 312 с.
45. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.
46. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы): Пер. С болг. — М., 1975. — 163 с.
47. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / МГПИ. — М., 1985. — С.4-7.
48. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 376 с.
49. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
50. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 349 с.
51. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001. – 48 с.
52. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева. — М., 2000. – 462 с.
53. Психология личности/ Под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.
54. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного образования. – Ярославль, 1999. – 166 с.
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1989. — Т.2. — 328 с.
56. Рыбалко Е. А. Становление личности // Социальная психология личности. — СПб.: Речь, 1994. — С.20-31.
57. Рюмшина Л.И Формы общения: ценностно-смысловой анализ. Авто-реф. на … д-ра психол. наук. — Ростов н/Д., 2005.
58. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й научно-практической конференции. — Красноярск, 1995. — С.247-148.
Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние ...
... исследования: ценностные ориентации личности. Предмет исследования: ценностно-ориентационная сфера студентов. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности ценностно-ориентационной сферы. 2. Проанализировать теории ценностных ориентаций в зарубежной психологии. 3. Изучить теории ценностных ориентаций в отечественной психологии. Практическая ...
59. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис… . канд. психол. наук. — Иркутск, 1996. — 25 с.
60. Скриптунова Е.А. Ценности профессиональной деятельности. – М.: Эксмо, 2006. – 186 с.
61. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
62. Собольников В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности / НГАС. — Новосибирск, 1997. — 256 с.
63. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры// Управление персоналом. — №11, 2000. – С. 34-40.
64. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.
65. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
66. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 124 с.
67. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С.87-91.
68. Философский энциклопедический словарь. — М.: Триола, 2003. – 548 с.
69. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
70. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 430 с.
71. Ханина И. Б. Профессиональное видение мира —способ действия специалиста // Психологическая наука и общественная практика: Тезисы докладов IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов. — М., 1987. — С.243-145.
72. Шадриков В.Д. Духовные способности. — СПб.: Речь, 1997. – 214 с.
73. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е—30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд. / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. —М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.347-361.
74. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — С.55-60.
75. Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопр. психол. — 1995. — № 4. — С.50-56.
76. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С.35-52.
77. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
78. Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании/ Менеджмент в России и за рубежом. — №4. – 2003. – С. 40-48.