Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением 5
1.1. Проблема оценки в русле философии, психологии, педагогики и других наук 5
1.2. Эволюция требований к деятельности и личности руководителя дошкольным образовательным учреждением 12
1.3.Моделирование управленческой деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением 18
Глава 2. Совершенствование подходов к оценке управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением 28
2.1. Анализ современного состояния оценки управленческой деятельности заведующего в системе дошкольного образования. 28
2.2. Разработка и апробация программы экспертной оценки (самооценки) управленческого труда заведующего дошкольным образовательным учреждением 49
2.3. Профессиональная подготовка студентов педагогического университета к деятельности эксперта по дошкольному образованию 61
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение. 73
Введение
Актуальность исследования обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая среди условий повышения качества общего образования выдвигает задачу по созданию более совершенной системы его оценки.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. Реализация временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения в ДОУ, а также необходимость совершенствования процедур аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений, руководящих и педагогических работников предопределяет особую актуальность научных исследований по созданию новых комплексных программ и технологий оценки различных педагогических, управленческих объектов в системе дошкольного образования.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса. ...
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности заведующего ДОУ. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением».
Объект исследования управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования процесс оценивания управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением.
2. Совершенствование подходов к оценке управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением.
3. Ожидаемый результат — развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности.
Данная работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольного учреждения и определяет направления его совершенствования. Материалы, использованные при написании работы, основаны на опыте работы МДОУ № 35.
Глава 1. Теоретические основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением
1.1. Проблема оценки в русле философии, психологии, педагогики и других наук
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1) зарождение педагогических идей в русле философских учений;
2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений;
3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. ... в массив научного знания. Общая логика и структура социально-педагогического исследования Глоссарий к теме Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. ...
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы… воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований. …………..
Заключение
Результаты исследования подтвердили правомерность первоначально вы двинутой гипотезы о возможности повышения эффективности оценки управленческой деятельности заведующего ДОУ на основе системного и гуманитарного подходов.
С точки зрения системного подхода, оценка управленческой деятельности заведующего — есть целостная система, которая состоит из четырех взаимосвязанных элементов: субъекта, объекта, критерия и результата. Объектом оценки является руководитель дошкольного образовательного учреждения; субъектом -эксперты, которые его оценивают; критерием — профессиограмма заведующего ДОУ и результатом оценки — программа его профессионального роста.
Структуру оценки управленческой деятельности заведующего дошкольным учреждением обеспечивает модель, которая включает в себя четыре эталонных основания: 1) профессиональная управленческая подготовленность (профессиональное высшее образование и знания, предъявляемые к должности руководителя дошкольного учреждения современными нормативно-правовыми документами);
Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении
... психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия ...
2) структура профессиональной управленческой деятельности в соответствии с коммуникативным, конструктивно-проектировочным, организаторским и гностическим элементами; 3) функции профессиональной управленческой деятельности, представленные информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово прогностической, организационно-исполнительской, контрольно диагностической, регулятивно-координирующей функциями управленческого цикла; 4) результаты профессиональной управленческой деятельности, выраженные в изменении качества оздоровительных, образовательных и воспитательных услуг; эффективности различных управляемых подсистем; реализация собственных подходов к управлению.
На основе анализа научной литературы, исторических источников, нормативных документов и экспертной оценки практиков было определено содержание профессиограммы — основы оценки управленческой деятельности руководителя ДОУ. В связи с этим, оценка управленческой деятельности заведующего на современном этапе определяется нами как процедура установления соответствия знаний, умений и личных качеств руководителя дошкольного учреждения, количественных и качественных результатов его деятельности научно-обоснованным требованиям профессиограммы заведующего ДОУ.
Гуманистический подход к оценке направлен на поиск индивидуальных путей развития дошкольного учреждения и самосовершенствования профессионализма заведующего, а также следование в процессе оценивания всеми участника ми принципам гуманитарной педагогической экспертизы: экологичности, диалога и сотрудничества, креативности и гибкости, конструктивности, личной ответственности и т.д.
Изучение современного состояния оценки в системе дошкольного образования выявило факторы ее несоответствия современным требованиям: однотипность методов, которыми пользуются члены экспертной группы (кратковременное наблюдение, беседы, анализ документации); «размытость» идеального эта лона требований к уровню работы дошкольного учреждения; «закрытый» формальный характер взаимодействия между субъектами и объектами оценки; отсутствие специально разработанных для целей экспертизы программ (показатели, технология), по которым должна осуществляться оценка; неудовлетворяющие требованиям конкретности и обоснованности экспертные заключения как результат проведенных оценочных процедур в дошкольном учреждении и др.
Обнаруженные факты позволили сделать выводы о причинах, тормозящих процессы развития оценочной деятельности: недостаточное количество обученных специалистов, осуществляющих экспертизу дошкольных учреждений и отсутствие специальной службы экспертов оценки управленческой деятельности заведующего.
Расширение возможностей по профессиональной подготовке экспертов, владеющих научно обоснованной современной системой критериев и инструментария оценки управленческой деятельности заведующего ДОУ; личностная готовность экспертов к реализации принципов гуманитарной педагогической экспертизы определило первоначальные требования к проведению оценочных процедур в дошкольном учреждении.
Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы, привели к пониманию оценки управленческой деятельности заведующего как познавательного и исследовательского акта экспертов совместно с участника ми педагогического процесса, направленного на диагностику и коррекцию проблемных участков работы, а также на развитие глубинных «ресурсных» состояний дошкольного учреждения.
Мотивация трудовой деятельности в системе управления
... в коллективе). Этот мотив в особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, ... поскольку поведение человека, целенаправленное и осознанное, имеет свои истоки. Мотивация трудовой деятельности определяет возможность ее выполнения, а также активность и направление личности. ...
Перспективы работы в этом направлении мы видим в отказе от попыток сравнивать человека с эталонной моделью его идеальной работы и переходом оценочной системы в дошкольном образовании на уровень профессионального консультирования и тренинговой работы, предназначенных для роста «сущностных сил человека, т.е. тех интегральных качеств, которые необходимы и достаточны для реализации руководителем своего предназначения.
Библиографический список
1. Абчук В. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб., 2006.– 336 с.
2. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2007. – 340с.
3. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистка, 2007. – 248 с.
4. Алямовская В.Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. — 210с.
5. Аширов Д. А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов по специальности «Упр. персоналом» / Д. А. Аширов. — М.: Проспект, 2007. — 432 с.
6. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. Ю. Базаров. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 224 с.
7. Балашов Ю. К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю. К. Балашов. // Кадры предприятия. — 2008. — N 5. — С. 52-58
8. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2009. № 4. С. 28-31
9. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита.- 2008.- № 7. — с. 44-47
10. Блинов А. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие для экон. колледжей и вузов / А. О. Блинов, О. В. Василевская; Новая гуманит. акад. «ГЕЛАН»; Ин-т управления и образовательных технологий. 2008. — 414с.
11. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2008. – 368 с.
12. Богданов Ю. Н., Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2008.- № 11. — С. 14.
13. Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2008.- № 7. — С. 48-49.
14. Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / А. В. Бусыгин. — М.: Финпресс, 2008. — 1056 с.
15. Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 2008. — №1
16. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. — 2008. — №4. — С. 23-34
17. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Триада-ЛТД, 2009. – 384 с.
18. Виханский О. С. Менеджмент: [учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008. — 670 с.
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. — М.: МГУ, 2005.
Учебно-методическое пособие для бакалавров технического вуза Нижний Новгород
-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – ...
20. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2007.- № 10. — С. 29-31.
21. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2008.- № 5. — С. 33-36.
22. Гречикова И. Н. Менеджмент — М.: 2006. — 305 с.
23. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — №5.
24. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика.- 2009.- № 1. — С. 169-174.
25. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии.- 2009.- № 3. — С. 41-44.
26. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2009.- № 2. — С. 83-88.
27. Дряхлов Н. И., Куприянов Е. А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе // СОЦИС: Социологические исследования.- 2007.- № 12. — С. 87-92.
28. Ермаков В. В. Менеджмент организации: учеб.-метод. пособие / В. В. Ермаков; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.; Воронеж: Издательство МПСИ: МОДЭК, 2008. — 207 с.
29. Журавлев П. В. Менеджмент персонала: учеб. пособие для студентов эконом. спец. / П. В. Журавлев; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. — М.: Экзамен, 2008. — 447 с.
30. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 2008. — 168с.
31. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2009. – 647с.
32. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. Пособие / Н. И. Кабушкин. — Изд. 4-е. — М.: Новое издание, 2007. — 336 с.
33. Карпов А.В. Психология менеджмента — М.: Гардарики, 2009. – 584с
34. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.- 2008.- № 2. — С. 66.
35. Кафидов В. В. Управление персоналом: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / В. В. Кафидов; Рос. гос. соц. ун-т, Фак. соц. управления. — 3-е изд. — М.: Трикста: Академический Проект, 2005 («Дом печати — ВЯТКА»).
— 144 с.
36. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе — М.: Дело, 2006. – 384с.
37. Ладанов И. Д. Практический менеджмент: Пособие для руководителей,менеджеров и предпринимателей / Ладанов Иван Дмитриевич; Под ред. П. И. Сергеюка. Ч. 3, Управление персоналом. — М.: Б. и., 2008. — 159 с.
38. Лэнд П. Э. Менеджмент — искусство управлять: Секреты и опыт практ. менеджмента / П. Э. Лэнд; Пер. с англ. М. Шершевской при участии М. Орлова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 143 с. —
39. Мазур И. И. (Д-р техн. наук, проф.).
Эффективный менеджмент: Учебное пособие для студентов по спец. «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И. И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2008. — 554 с.
Социально-психологические методы управления персоналом: социологическое ...
... эмпирической информации по проблемам управления персоналом Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования объясняется появившимися в двадцатом столетии тенденциями рассматривать менеджмента, как процесса управления людьми, а также ...
40. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. – М.: АРКТИ, 2008. – 78 с.
41. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. – М,: Просвещение, 2007 — 216 с.
42. Малуев П. А. Управление персоналом / П. А. Малуев, Ю. Е. Мелихов. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 184 с.
43. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, М. П. Разу, А. В. Тихомировой. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2006. — 528с.
44. Менеджмент: учебник для вузов / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. — Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2007. — 359 с.
45. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: Учебно-практическое пособие для управленческого персонала и лиц, изучающих менеджмент. — М.: ГЕЛАН, 2008. — 372 с.
46. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. — Иваново, 2008.
47. Орехов В. Д. Эффективный менеджер: [Об обучающем курсе в г. Жуковском] / В. Д. Орехов. // Управление персоналом. — 2007. — N 6. — С. 50-53.
48. Переверзев М. П. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. и управлен. специальностям / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский; под ред. М. П. Переверзева; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — М.: Инфра-М, 2005. — 365 с.
49. Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2-е изд., — М.: Педагогика-Пресс, 2006. — 440с.
50. Самыгин С. И. Менеджмент персонала: Учеб. пособие для вузов / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.; Ростов н/Д: Зевс; Феникс, 2007. — 480 с.
51. Столяренко Л. Д. Психология управления: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 320 с. — ISBN 5-222-03667-7
52. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –2007.-№8.
53. Робинс, С. П. Менеджмент / С. П. Робинс, М. Коултер. — Изд. 6-е. — Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 880 с.
54. Травин В. В. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. — М.: Дело, 2008. — 272 с.
55. Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь) — СПб.: Питер, 2008 — 356с.
56. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.- М.: Новая школа, 2007. — 312с.
57. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова.– Изд. 2-е, доп. и перераб. — СПб.: Проспект, 2008. — 630 с.
58. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2008. — 608с.
59. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. — М.: «Высшая школа», 2009.
Приложение 1.
Анкета о наиболее, о наименее предпочитаемом сотруднике (по Ф. Фидлеру)
Уважаемый респондент, подумайте, пожалуйста, обо всех сотрудниках, с которыми Вам когда-либо приходилось работать, и опишите одного из них, – того, с кем Вам было работать наименее приятно, оценивая его по 8-бальной шкале по каждой из следующих пар эпитетов.
Психологические методы управления персоналом
... будут способны решать проблемы, составляющие содержание психологии менеджмента. Именно поэтому вопрос об использовании психологических методов в управлении персоналом является столь актуальным. Цель работы – ... своей компании. Наибольшую помощь в рассмотрении основных понятий управления персоналом и психологических методов оказали учебные пособия под редакцией Г.С. Никифорова, Т.Ю. Базарова, Б.Л. ...
Анкету должен заполнить сам руководитель, его близкие подчиненные и все остальные сотрудники.
Таблица 1. Анкета о наиболее, о наименее предпочитаемом сотруднике Ф. Фидлера………..