особенности образа «Я» и смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.

Оглавление

Страница

Введение………………………………………………………… 3

Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы образа «Я» и смысложизненной ориентации женщин с диагнозом онкологического заболевания в зрелом возрасте.………………………………………………………… 5

1.1.Понятие «зрелый возраст»……………………..………… 5

1.2. Развитие образа «Я» и «Я-концепции»……………….. 12

1.3. Психологические особенности переживания болезни с диагнозом онкозаболевание…………………………….…….. 26

1.4.Смысложизненные ориентации онкобольных….……….. 32

Глава 2 Эмпирическое исследование………………………….. 36

2.1. Методологические основы исследования………………. 36

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования….. 38

Заключение…………………………………………………….. 44

Библиография………………………………………………….. 46

Приложение……………………………………………………. 49

Введение

На современном этапе развития общества, не смотря на научно-технический прогресс, все больше появляется новых болезней, а «старые» приобретают «крепкий иммунитет». Так и онкологическое заболевание, по утверждению врачей, все чаще стало появляться в амбулаторных картах пациентов, а также из года в год приобретает омолаживающий характер. Все это говорит о том, что ежегодно, исходя из статистики, данный диагноз обнаруживается у большого количества людей и по возрастной характеристике каждый раз все моложе и моложе.

Однако обнаружение такого диагноза у человека влечет за собой некие изменения в образе жизни и взгляда на саму жизнь вообще, у него изменяются ориентиры в жизни. Также считается, что онкобольной это и тот, которого излечили. И поэтому для адаптации таких людей в обществе и в жизни вообще необходимо работать, проводить с ними психокоррекционные работы. В любом случае человек находится в кризисной ситуации. Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

Библиотека 5баллов.ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. ...

Цель исследования: изучить особенности образа «Я» и смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.

Объект исследования: образ «Я» и смысложизненные ориентации.

Предмет исследования: особенности влияния образа «Я»на формирование смысложизненных ориентаций женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.

Задачи: 1. Провести анализ литературы по теме исследования с целью выявления степени ее изученности.

2. изучить психологические особенности переживания болезни и смысложизненные ориентации людей с диагнозом онкозаболевание.

3. выявить влияния образа «Я» на смысложизненные ориентации женщин с онкозаболеванием в зрелом возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что образ «Я» оказывает влияние на смысложизненные ориентации у онкологических больных женщин в зрелом возрасте.

Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы:

Обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Глава 1 Анализ проблемы смысложизненной ориентации женщин с диагнозом онкологического заболевания в зрелом возрасте

1.1.Понятие «зрелый возраст»

Проблема развития индивида, становление его как личности — кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и психологии развития. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция — всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте. Период зрелости по возрасту (40-45 — 55-60 лет) и по состоянию духа человека был назван древними греками порой акмэ, что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, тождественности себе. Отечественный психолог Н.Н. Рыбников (1928) предложил обозначить термином акмеология специальный раздел возрастной психологии — о периоде расцвета всех жизненных сил человека, изучающей зрелую личность [21, с.132].

18 стр., 8676 слов

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии 2

... человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований ... благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, т. к. родители создают гендерно-нормированный образ ... учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую и незрелую, формирующуюся идентичность. В ...

Зрелая личность — личность, духовное и психическое развитие которой в основном достигло норм, соответствующих возрасту индивида. Это отражается в его поведении, в том числе и в таком его компоненте, как деятельность. В структуре зрелой личности функцию перспективных стратегических, жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, в создании ею новых объективированных форм ценностей.

В литературе отмечается то, что зрелость как качество в психическом развитии лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека, своего рода готовности к переходу на новую стадию (фазу, этап).

Как ранее отмечалось, индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является, в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности.

В развитии личности важную роль играет возраст и в связи с этим обратим внимание на само понятие «возраст».

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи — это абсолютный и условный возраст [13, с.27].

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

11 стр., 5205 слов

Проблемы возраста человека

... свет является важным событием в жизни каждого человека. Следует особо подчеркнуть, что развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и ... является периодом завершения детства, переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст часто соотносится с хронологическим возрастом от 10 - 11 до 14 - ...

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи, с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени условно и абсолютно в том смысле, Что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще [13, с.76].

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста [13, с.84].

В литературных источниках можно встретить много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (следовательно, и по разным основаниям).

Наиболее подробно стадии развития личности в период зрелости рассмотрены в эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона. Э. Эриксон выделяет раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

5 стр., 2352 слов

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ПУТИ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Введение…. ....…….................................................................................................3 1 Общие теоретические подходы к изучению детей дошкольного возраста с дизартрией………………..……………………………..……….....6 1.1 Этиопатогенез дизартрических расстройств…..………..…….…...……...6 1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией………..19 1.3 Особенности нарушения речи детей с ...

Схема периодизации индивидуального развития, предложенная В.В.Бунак, относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.

Одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость». Как правило, выделяют 3 стадии взрослости:

1. Ранняя взрослость от 20 до 40.

2. Средняя взрослость от 40 до 60.

3. Поздняя взрослость от 60 и старше [36, с.61].

По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости стоит выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

4 стр., 1846 слов

Представления о строении и развитии личности в психологии сознания

... индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности – главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. ... строению личности. Автор первого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие “поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма. Личность – ...

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения [11, с.7].

Большинство исследователей описывает процесс развития человека в зрелом возрасте как непрерывное нарастание функ­циональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций.

В связи с тем, что речь в нашей работе пойдет о болезнях, необходимо рассказать и о психофизиологической динамике зрелого возраста. Каждый из периодов развития зрелого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости — зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. По отношению к ранним фазам онтогенеза установлено, что рост и созревание разных тканей, органов и систем организма протекают разновременно (гетерохронно); порядок роста и созревания выражает определенные зависимости одних органов и систем от других. Существуют градиенты созревания, то есть разности в порядке и темпах развития (например, более быстрое созревание дистальной части нижней конечности сравнительно с проксимальной; опережающий по сравнению с туловищем рост головы; туловища по сравнению с конечностями; более раннее созревание проекционных путей головного мозга сравнительно с комиссуральными, а комиссуральных сравнительно с ассоциационными и т.д.).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... с ними, оказывает позитивное воздействие на их личность. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 2 Результаты большого ... педагогических способностей. Здесь может проявляться общая одаренность человека: качества речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент, эмоциональность. ... самим сделать выводы, обобщения; использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных ...

Градиенты созревания различных органов и систем рассматриваются как проявление организации роста, его упорядочения и регуляции, поддержание постоянства в развиваю­щихся системах (так называемого гомеореза), поскольку скорости развития различных частей этих систем согласованы. Гетерохронность функционирования разных органов есть, следовательно, одно из проявлений целостности организма. В современной науке установлено, что не только созревание, но и старение характеризуется гетерохронностью функциональных сдвигов, в связи с чем инволюция лишь постепенно распростра­няется по разным системам и уровням жизнедеятельности организма как целого [27, с.187].

Важной характеристикой «зрелого возраста» является эмоциональное состояние самого человека. Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.п.).

Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости).

Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду акмэ, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя старым. В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить в себе способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения [7, с.43].

Таким образом, период зрелости характеризуется осознанием ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, а также тем, что в данный период в жизни человека происходят психофизические изменения, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние личности зрелого возраста.

1.2. Развитие образа «Я» в зрелом возрасте

Образ Я — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает. В целом, образ Я включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов Я: социальному, физическому или психологическому [5, с.41].

Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли. В рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» — это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я». Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли.

Физическое «Я». У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?…» Получается так: есть «Я» и есть физическое тело, в котором это «я» существует. Конечно, все не так просто. Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в приведенной стихотворной строчке содержится важная истина: каждый из нас ……..

Библиография:

1. Адлер, А. Смысл жизни. // Философские науки. — 1998 — №1. — с.15-26.

2. Ананьев, Б.Г. Человек, как объект познания. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. — 340с.

3. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. — 1993. — № 14. — с.3- 16.

4. Асмолов, А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. — 1979. — № 6- с.35-46.

5. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание/Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986, 367 с.

6. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «буд­ничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. — М.: ПИ РАО, 1997. — С. 29 — 33.

7. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-188 с.

8. Блинов, Н.Н. Некоторые гуманистические аспекты онкологии (докл.)//Вопр. онкол.-1996.-№3.-С. 108.

9. Блинов, Н.Н., Чулкова В.А. Роль психоонкологии в лечении онкологических больных // Вопр. онкол.- 1996.-№ 5.-С, 70-73.

10. Братусь, Б.С.Смысловая сфера личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. — С-Пб. 2000.

11. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии/Б.С. Братусь. //Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3-19.

12. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека. // Психологический журнал. — 1998.,Т.19. — №5. — с. 3-14.

13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестаматия./ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.

14. Выготский, Л.С. Проблема сознания // Собр.соч.: В 6-ти т. T.I. М., 1982.

15. Гульянова, Н.А.. О связи самоприятия и осознания Я — образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75

16. Дерябин, А.А. Я — концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. — М., 1994, 352 с.

17. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2008, 315 с.

18. Коблер-Росс, О смерти и умирании.- Киев: София, 2001.

19. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1998.

20. Кон, И.С.. Категория «Я» в психологии // Психол. ж — л., 1981 г., т.2., № 3, с.25-38

21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464 с.

22. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — M.: Смысл, 1999.

23. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. № З. С.11-21.

24. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2005.- 583 с.

25. Непомнящая, Н.И. и др.. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии . 1980 г., № 1, с.20-30

26. Нешировский, В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. — Киев: Наукова думка, 1999.

27. Ротенберг, В. Образ Я и поведение. [электронный ресурс]. Режим доступа: hpppttp// www. zionet.co.il/ rvadim/ book. Htm.

28. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно -методический журнал.- 2002.- №4.- с.152-160.

29. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко.- СПб: Социально-психологический центр, 1996. — 352 с.

30. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

31. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен. — Спб.: Питер, 2003. — 860 с.

32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

— СПб. Питер Пресс, 1997.- 608 с/

33. Чирков, В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция/В.И. Чирков. //Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 102-112.

34. Чудновский, В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность. // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. — М.: ПИ РАО, 1997.

35. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. — 232с.