ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии 6
1.2 Особенности развития детей с ЗПР 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР 35
Выводы по главе один 42
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Организация и методы исследования 43
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков кор-рекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, с. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психических нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как показывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50 % неус-певающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2 %.
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались такими выдаю-щимися педагогами и психологами, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, О.С. Степина, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и др. Ими было показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, и несовершенство этих сфер у детей с ЗПР препятствует развитию у них игровой, учебной и коммуникативной деятельности.
В исследованиях М.С. Певзнер, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенковой, посвящен-ных проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития, отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения. В работах В.Г. Петровой, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицыной показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адапта-цию. Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют изучения их особенности формирования коммуникативных навыков, то есть личностных качеств, необходимых для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
... одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу. Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Общение дошкольника отличается ... исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, ...
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для свое-временной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии;
2 Исследовать особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР.
3 Провести анализ полученных данных с помощью методов математической статистики и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность младших школьни-ков с задержкой психического развития имеет особенности.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализую-щая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин); представления отечественных психологов о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР (Л.С. Выготский, Р.Д. Три-гер и др.).
Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками ...
... их проведение; - апробировать на практике; - ребёнок будет активен в деятельности. Цель нашей работы - изучить развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками посредством игр и упражнений. Для ... А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Р.Спитц, А. Фрейд и другие, исследовали взаимосвязь общения и психического развития ребёнка. М.И. Лисина, А.Г.Рузская, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова осветили в ...
Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ. Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью учащихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, анализ продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 108 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся специальных (коррекционных) классов и 30 детей младшего школьного возраста общеобразовательных классов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии
Проблема общения является актуальной для многих наук. Общение является предметом исследования таких отечественных исследователей, как А.В. Запорожец [14], А.А. Леонтьев [22], А.Н. Леонтьев [21], М.И. Лисина [23; 24; 25], Д.Б. Эльконин [51], С.Г. Якобсон [52].
В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребно-стями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека [19, С. 213]. Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1 Деятельность – средство общения людей.
2 Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3 Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современные исследователи рассматривают общение как сложный много-гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [22, с. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [23]. В соответствии с этим в структуре общения традиционно выделяют три стороны:
– информативную (информационно-коммуникативную), которая заключает-ся в обмене информацией и ее понимании, для чего в ходе общения обе стороны должны использовать одну и ту же знаковую систему;
– интерактивную (регуляционно-коммуникативную), благодаря которой вырабатывается стратегия и координация совместных действий индивидов при организации и выполнении совместной деятельности;
– перцептивную (аффективно-коммуникативную), означающую эмо-циональное восприятие и понимание друг друга в процессе общения.
Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ...
... неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ... интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться. Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ...
Коммуникативная составляющая прослеживается в составе всех сторон общения, а коммуникативные умения обеспечивают его и обусловливают эффективность совместной деятельности людей.
Под коммуникативными умениями понимаются личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных дейст-виях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Первые исследования коммуникативных качеств личности принадлежат А.А. Бодалеву и Б.Г. Ананьеву, которые подробно описали компоненты обще-ния как психологического процесса и необходимые для него качества. Комму-никативные умения как элемент структуры коммуникативной способности представлены в работах С.Л. Рубинштейна [42].
Будучи одним из основных видов деятельности людей, общен……
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей до-школьного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования / Е.Е. Дмит-риева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших до-школьников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспи-тание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...
... время специальная психология и педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Накоплен определенный ... коммуникативных способностей у детей с задержкой психического развития специально не была изучена. Некоторые данные об особенностях общения со взрослыми 6-ти летних детей с ЗПР ...
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или наруше-ние? / В.А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13.
17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, речь / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Пи-тер, 2007. – 396 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Инсти-тут практической психологии, 1996. – 144 с.
25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную актив-ность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
27. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубов-ский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 49-54.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов
/ В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубов-ского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
Исследование социально-психологических регуляторов, влияющих ...
... 1. Теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками .1 Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной психологии Описывая процесс общения дошкольников, зарубежные ... В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления ...
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халило-вой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психическо-го развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития — вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
38. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
41. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
42. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М.: 1986. – 256 с.
45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задерж-кой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенко-ва. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.
47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е.А. Чер-нышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 31-40.
50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.
52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.
53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.