МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С УЧЕТОМ ИХ УРОВНЯ МАСТЕРСТВА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА…5

1.1. Понятие мотивов и мотивации в психологии…5

1.2. Психологические особенности мотивации спортсменов…8

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…16

2.1. Задачи исследования…16

2.2. Методы исследования…16

2.3. Организация исследования…17

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…18

ВЫВОДЫ…25

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…27

ПРИЛОЖЕНИЯ…29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Потребности — исходная форма активности человека, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.

Мотив, по мнению А. Леонтьева, выступает в качестве средства удовлетворения потребности. Мотив — осознанная и опредмеченная потребность. Мотивационная сфера личности — вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни[12].

Проблема мотивации широко изучались в отечественной и зарубежной психологии такими психологами, как Е.П. Ильин; А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузени др. [9, 12,14,21].

Мотивация — это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов.

7 стр., 3099 слов

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 14−15 ЛЕТ

... ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ 1.1 ... способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни - это деятельность, активность личности ... отношения к своему здоровью связаны с отсутствием мотивов к здоровому образу жизни у основной массы ...

Блок мотивации является пусковым механизмом спортивной деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы[9, 17, 19].

Именно поэтому нас заинтересовала проблема изучения мотивации у спортсменов разного уровня мастерства.

Цель исследования — определить выраженность мотивов спортивной деятельности у легкоатлетов разного уровня мастерства.

Объект — мотивационная сфера спортсменов.

Предмет исследования — мотивы спортивной деятельности легкоатлетов с учетом их уровня мастерства.

Гипотеза — мы предполагаем, что существуют различия в выраженности мотивов спортивной деятельности у спортсменов разного уровня мастерства.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Понятие мотивов и мотивации в психологии

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке, начиная с 30-х гг. XX в. В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Регуляция поведения реализуется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Побудительная — обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны связано с понятием мотивации. Понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

19 стр., 9308 слов

Мотивация деятельности человека

... попыток их объединения. 2. Мотивация деятельности человека 2.1. Мотивация как процесс. Этапы мотивации. Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в ... и мотивы, побуждающие его к данной деятельности [4]. Ю. Г. Мутафова еще в 1970 г. показала, что информированность игроков спортивной команды о мотивах занятия ...

1) мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включают такие образования, как потребности, мотивы, намерения, интересы, стремления.

2) мотивация — это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, другими словами — мотивирование [4].

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр. Сегодня все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [22].

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм [7].

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил [20].

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

... 2. Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека Есть в мировом спорте то, что радует всех без исключения. ... приготовить тест на дарбепоэтин. Ведь мастера большого спорта - это порою отчаянные люди, буквально сметающие все препятствия на пути ... еще примириться с тем, что спорт высших достижений всегда будет вотчиной людей с особыми врожденными предрасположенностями. Но генетический ...

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Потребности -исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.

По мнению А. Маслоу, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Под потребностью он понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого — нибудь намерения, действия. При этом Маслоу подчеркивал отличие квази — потребности, возникшей в данный момент, от устойчивых, по его выражению, «истинных» потребностей, как потребность к труду (в его терминологии — профессиональная потребность, потребность к самоутверждению).

Удовлетворение же квази-потребности состоит в разрядке ее динамического напряжения [12].

С.Н. Рубинштейн считал, что потребности как исходные побуждения к деятельности — означают испытываемую человеком нужду в чем — то вне его находящемся. Состояние потребности это пассивно — активное состояние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном — в зависимости от состояния удовлетворения потребности — аффективном состоянии; его активный аспект — в стремлении, влечении, желании [17].

Мотив, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает в качестве средст…

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхошанский, Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.Ф. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 332 с.

2. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. — СПб.: БПА, 2001. — 384 с.

3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов.- М.: Физкультура и спорт, 1995. — 326 с.

4. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева.- М.: Смысл, 2006.- 336 с.

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... теории Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру: § Физиологические потребности; § Потребность в безопасности и защищенности; § Социальные потребности; § Потребность в уважении § Потребность в самореализации; Потребности образуют ... возниктовении этих желаний. Мотив – побудительная сила. - пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным ...

5. Горбунов, Г. Д. Психопедагогикаспорта/ Г. Д. Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 326 с.

6. Евсеев, Ю.А. Физическая культура: учебник/ Под ред. Ю.А. Евсеева. — М.: Феникс, 2008. — 267 с.

7. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика: Стандартизированные тесты/ М.И. Еникеев. — М.: Приор, 2012. — 266 с.

8. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена / Р.М. Загайнов — М.: Советский спорт, 2005. — 344 с.

9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 465 с.

10. Ильин, Е П. Психология спорта/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.

11. Ковалев, А.Г. Психология личности/ А.Г. Ковалев — М.: Мысль, 2007. — 341 с.

12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1971. — 332 с.

13. Мартенс, Р. Социальная психология и спорт/ Р.Мартенс.- М.: Педагогика, 2012. -336с.

14. Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2010.- 635 с.

15. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 267 с.

16. Психология физического воспитания и спорта. Учебн. // Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 462 с.

17. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат/ А.В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1983 — 126 с.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. — 713с.

19. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудач на регуляцию деятельности/ В.И. Степанский. — М.: Просвещение, 2009. — 322 с.

20. Файзуллаев, А.А. Принятие мотива личности/ А.А. Файзуллаев.// Психологический журнал. — 1985. — № 4. — С. 8- 15.

21. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика. 2009. — 475 с.

22. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2011. — 520 с.

7 стр., 3301 слов

Психология мотивации 2

... .А.Иванников). Функции мотивации. Психологические механизмы развития мотивации (В.К.Вилюнас). Мотив и мотивация как гипотетические конструкты (Х.Хекхаузен). Основные проблемы психологии мотивации:  содержательная классификация ... ,5 или 2 интервала. Основная литература Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – 512 с. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т ...

23. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения/ В.Д. Шадриков — М.: Логос, 2013. — 382 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector