МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С УЧЕТОМ ИХ УРОВНЯ МАСТЕРСТВА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА…5

1.1. Понятие мотивов и мотивации в психологии…5

1.2. Психологические особенности мотивации спортсменов…8

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…16

2.1. Задачи исследования…16

2.2. Методы исследования…16

2.3. Организация исследования…17

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…18

ВЫВОДЫ…25

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…27

ПРИЛОЖЕНИЯ…29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Потребности — исходная форма активности человека, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.

Мотив, по мнению А. Леонтьева, выступает в качестве средства удовлетворения потребности. Мотив — осознанная и опредмеченная потребность. Мотивационная сфера личности — вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни[12].

Проблема мотивации широко изучались в отечественной и зарубежной психологии такими психологами, как Е.П. Ильин; А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузени др. [9, 12,14,21].

Мотивация — это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов.

7 стр., 3099 слов

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 14−15 ЛЕТ

... ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ 1.1 ... способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни - это деятельность, активность личности ... отношения к своему здоровью связаны с отсутствием мотивов к здоровому образу жизни у основной массы ...

Блок мотивации является пусковым механизмом спортивной деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы[9, 17, 19].

Именно поэтому нас заинтересовала проблема изучения мотивации у спортсменов разного уровня мастерства.

Цель исследования — определить выраженность мотивов спортивной деятельности у легкоатлетов разного уровня мастерства.

Объект — мотивационная сфера спортсменов.

Предмет исследования — мотивы спортивной деятельности легкоатлетов с учетом их уровня мастерства.

Гипотеза — мы предполагаем, что существуют различия в выраженности мотивов спортивной деятельности у спортсменов разного уровня мастерства.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Понятие мотивов и мотивации в психологии

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке, начиная с 30-х гг. XX в. В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Регуляция поведения реализуется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Побудительная — обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны связано с понятием мотивации. Понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека». Таким образом, в ходе профессиональной деятельности ... психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение ... мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности ...

1) мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включают такие образования, как потребности, мотивы, намерения, интересы, стремления.

2) мотивация — это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, другими словами — мотивирование [4].

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр. Сегодня все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [22].

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм [7].

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил [20].

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

... 2. Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека Есть в мировом спорте то, что радует всех без исключения. ... приготовить тест на дарбепоэтин. Ведь мастера большого спорта - это порою отчаянные люди, буквально сметающие все препятствия на пути ... еще примириться с тем, что спорт высших достижений всегда будет вотчиной людей с особыми врожденными предрасположенностями. Но генетический ...

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Потребности -исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.

По мнению А. Маслоу, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Под потребностью он понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого — нибудь намерения, действия. При этом Маслоу подчеркивал отличие квази — потребности, возникшей в данный момент, от устойчивых, по его выражению, «истинных» потребностей, как потребность к труду (в его терминологии — профессиональная потребность, потребность к самоутверждению).

Удовлетворение же квази-потребности состоит в разрядке ее динамического напряжения [12].

С.Н. Рубинштейн считал, что потребности как исходные побуждения к деятельности — означают испытываемую человеком нужду в чем — то вне его находящемся. Состояние потребности это пассивно — активное состояние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном — в зависимости от состояния удовлетворения потребности — аффективном состоянии; его активный аспект — в стремлении, влечении, желании [17].

Мотив, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает в качестве средст…

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхошанский, Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.Ф. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 332 с.

2. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. — СПб.: БПА, 2001. — 384 с.

3. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов.- М.: Физкультура и спорт, 1995. — 326 с.

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... теории Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру: § Физиологические потребности; § Потребность в безопасности и защищенности; § Социальные потребности; § Потребность в уважении § Потребность в самореализации; Потребности образуют ... возниктовении этих желаний. Мотив – побудительная сила. - пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным ...

4. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева.- М.: Смысл, 2006.- 336 с.

5. Горбунов, Г. Д. Психопедагогикаспорта/ Г. Д. Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 326 с.

6. Евсеев, Ю.А. Физическая культура: учебник/ Под ред. Ю.А. Евсеева. — М.: Феникс, 2008. — 267 с.

7. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика: Стандартизированные тесты/ М.И. Еникеев. — М.: Приор, 2012. — 266 с.

8. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена / Р.М. Загайнов — М.: Советский спорт, 2005. — 344 с.

9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 465 с.

10. Ильин, Е П. Психология спорта/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.

11. Ковалев, А.Г. Психология личности/ А.Г. Ковалев — М.: Мысль, 2007. — 341 с.

12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1971. — 332 с.

13. Мартенс, Р. Социальная психология и спорт/ Р.Мартенс.- М.: Педагогика, 2012. -336с.

14. Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2010.- 635 с.

15. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 267 с.

16. Психология физического воспитания и спорта. Учебн. // Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 462 с.

17. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат/ А.В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1983 — 126 с.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. — 713с.

19. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудач на регуляцию деятельности/ В.И. Степанский. — М.: Просвещение, 2009. — 322 с.

20. Файзуллаев, А.А. Принятие мотива личности/ А.А. Файзуллаев.// Психологический журнал. — 1985. — № 4. — С. 8- 15.

21. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика. 2009. — 475 с.

19 стр., 9345 слов

Конспект лекций по психологии спорта для студентов 4 курса, заочн. Отд. Спец. «Психология» предмет и специфика спортивной психологии

... . В. М. Мельникова.- М.: физкультура и спорт, 1987. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.. Пуни А.Ц ... зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в спорте, пола, развития интеллекта. Очевидно, что ... проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности. Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта ...

22. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2011. — 520 с.

23. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения/ В.Д. Шадриков — М.: Логос, 2013. — 382 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector