Содержание:
Введение…………………………………………………………………… 3-4
1. Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
§1.1. Сущность понятия здорового образа жизни школьников…………..5-9
§1.2. Способы формирования умений и навыков здорового образа жизни у школьников на уроках ОБЖ..……….………………….…………………..10-14
§1.3.Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный компонент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ……………………………………………………………………………15-22
Вывод к 1 главе……..…………………………………………………………22
2.Методические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни у школьников 5-7 классов на уроках ОБЖ.
§2.1. Условия и приемы формирования умений и навыков ЗОЖ у школьников 5-7 классов на уроках ОБЖ…………………………… …………………….23-26
§2.2. Анализ программ и учебников по ОБЖ (5-7 классов).………………..27-30
§2.3. Экспериментальное исследование..……………………………………31-40
Вывод ко 2 главе………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….42-43
Список литературы……………………………………………………………44-46
Приложения……………………………………………………………………47
Введение
Актуальность формирования здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9 — 10 % выпускников школ можно считать здоровыми. В связи с данной проблемой в России предпринимаются определенные действия, выпускаются новые законы и проекты, затрагивающие проблему заботы о здоровье. К таким документам относятся Национальный проект «Здоровье», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Вопросы формирования культуры здоровья школьников рассматриваются в исследованиях Н.М.Амосова, Е.Г. Диканова, В.П.Петленко, В.А.Скумина, А.В.Эркеновой . Роли образовательной школы, в укреплении здоровья детей, уделено внимание в исследованиях В.Ф.Базарного, Г.П.Богданова, Г.К.Зайцева и др.
Несмотря на результаты многочисленных исследований анализ литературы показал, что формированию умений здорового образа жизни учащихся 5-7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется недостаточное внимание.
Формирование конструкторских умений старших
... игрушки». Объект исследования: формирование конструкторских умений старших дошкольников; Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений старших дошкольников при ... конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и ...
Цель исследования: изучить процесс формирования навыков и умений здорового образа жизни у школьников 5-7 классов в курсе ОБЖ.
Объект исследования: формирование умений и навыков здорового образа жизни в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет исследования: формирование умений и навыков здорового образа жизни у учащихся 5-7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи:
— изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— изучить нормативные документы, посвященные проблеме исследования;
— разработать и провести анкетирование;
— изучить опыт работы школ по проблеме исследования;
— провести анализ учебников и программ с целью определения возможности формирования умений и навыков ЗОЖ в курсе ОБЖ;
— разработать и провести урок с учетом выбранной темы.
Методы исследования:
— наблюдение за школьниками и педагогами;
— беседы с учителями и школьниками;
— анализ литературы и опыта образовательного учреждения.
1 ГЛАВА.
Теоретические основы формирования умений и навыков здорового образа жизни на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
§1.1. Сущность понятия здорового образа жизни школьников.
Понятие «здоровье» (по определению Всемирной Организации здравоохранения) — состояние полного физического, духовного и социально благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это постоянное наличие энергии, необходимой, чтобы обеспечивать гармоничное функционирование организма. Здоровье — основа благополучия человека, он позволяет раскрыться всем его физическим и духовным возможностям.
Здоровье — это понятие не только физическое, но и нравственное; нравственно здоровый человек великодушен, благороден, оптимистичен. Состояние здоровья во многом определяется ведением здорового образа жизни, который предполагает повышение безопасности жизнедеятельности индивида с помощью развития и совершенствования факторов, положительно влияющих на здоровье и исключения факторов, отрицательно на него влияющих [11, с. 37]. Обобщая данные многих исследований, Н.Н. Курышкина отмечает, что здоровье зависит от следующих факторов:
-10% — от медицинских факторов,
-20% — от наследственности;
-22% — от экологии;
-48% — от образа жизни.
Таким образом, образ жизни находится на наиболее значимом месте в иерархии факторов здоровья, причем, говоря об образе жизни, способствующем здоровью, как правило используют термин «здоровый образ жизни». В настоящее время термин «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) является общеупотребимым. Образ жизни — сложная категория, включающая уровень и качество жизни (социально-экономические условия), стиль жизни (стереотипы поведения), уклад жизни (порядок, ритм жизни).
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... деятельности, на базе эмпирических и теоретических исследований. 16 Типы теорий •Естественнонаучный (цель: познание естественным образом возникших и существующих объектов) •Объяснительный ( ... реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного ...
Среди факторов, формирующих здоровье, ведущее место занимает образ жизни (50%).
Следовательно, основные усилия по сохранению и укреплению здоровья должны быть направлены на формирование здорового образа жизни человека (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни — рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья [12, с.223].
Высокий уровень здоровья людей выгоден всему обществу — это неоценимый ресурс. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи и всех сообществ. Нездоровье, напротив, ведёт к утрате жизненного потенциала, вызывает страдания людей и истощение ресурсов во всех секторах. Представление людям возможности контролировать своё здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни. Без активного участия самих людей многие возможности для укрепления и защиты их здоровья и повышения уровня благополучия утрачиваются [21].
Пятьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, посвященная укреплению здоровья и здоровому образу жизни, призывает уделять приоритетное внимание содействию здоровому образу жизни среди детей и молодежи — юношей и девушек, как в школе и других учебных заведениях, так и вне их, — включая здоровые и безопасные рекреационные возможности и создание благоприятствующей обстановки для такого образа жизни.
Большинство концепций формирования ЗОЖ основывается на следующих идеях:
· превентивного (предохраняющего) воздействия;
· успешного решения частных проблем профилактики заболеваний в рамках осуществления комплексного подхода к обучению и формированию ЗОЖ;
· положительного влияния высокой личностной самооценки на формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ;
· престижности и экономической выгодности здоровья, наличия зависимости между здоровьем и достижением жизненного успеха.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Для того, чтобы правила здорового образа жизни соблюдались постоянно, должны быть сформированы определенные навыки и умения.
Умение рассматривается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков [4, с. 16]. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Навык ученые рассматривают, как деятельность, сформированную путем повторения и доведения до автоматизма [4, с. 14]. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях.
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов [1,с.16-17]; [2,с.86]; [8,с.51]; [6,с.28-29] считают, что умение — более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников ...
... - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ... психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни. Для воспитания этих базисных черт личности необходима система знаний, умений, навыков, система человеческих ...
Одни авторы [16,с.23], [23] под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы [4,с.16-17]; [24] под умениями понимают возможность
осуществлять какое-либо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Умение (навык) — это действие, выполняемое определенным способом и с определенным качеством. Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется, и говорят о формировании навыков.
Обобщая мнения различных авторов, можно сказать, что на формирование умений влияют:
— мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;
— для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.
— для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям.
Для формирования умений и навыков ЗОЖ важным фактором является развитие культуры здоровья и здорового образа жизни у подрастающего поколения. В свете данной проблемы возникает необходимость рассмотреть и проанализировать исторический процесс становления теории и практики здоровьесбережения в странах, процесс воспитания в которых наиболее сильно повлиял на теорию и методы современного воспитания в России.
Как мы уже рассмотрели выше, здоровье следует понимать в сочетании всех его компонентов — физическое, социальное, духовно-нравственное, личностно-творческое. Соответственно, мы проанализировали основные факты о воспитании и обучении, основываясь на данном определении.
В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Все обучение в Греции было направлено на развитие гармоничной личности.
В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В школах Спарты основное внимание уделяли укреплению физического здоровья. Главными предметами были такие, как атлетика, танцы и упражнения с оружием. Однако с учениками занимались также музыкой, патриотическим воспитанием, спартанскими законами и поэзией.
Диалог, как средство формирования коммуникативной грамотности учащихся
... как средство формирования коммуникативной грамотности учащихся. Объектом исследования является коммуникативная грамотность учащихся. Предметом исследования является диалог, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся. Целью исследования ... Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно ...
Многие авторы [8, с.48-50]; [27] уделяют внимание развитию здравотворческих идей на Руси. В первую очередь, оно было связано с национальными основами воспитания. Особое место на Руси занимали праздники, устное народное творчество. Большое значение на Руси имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Основными средствами физического воспитания подрастающего поколения были подвижные игры, закаливание и физический труд.
Таким образом, развитие здравотворческих идей в Древней Руси и Московском государстве было связано с национальной системой воспитания, образом жизни славян и их религиозными воззрениями.
Таким образом, умения и навыки здорового образа жизни, как и любые другие умения, формируются под влиянием определенных условий. Соответственно, чтобы развить у детей умения здорового образа жизни, прежде всего нужно правильно их воспитывать, мотивировать к этому. При этом важно учитывать возрастные особенности детей.
§1.2.Способы формирования умений и навыков здорового образа жизни у школьников на уроках ОБЖ.
Модернизация в сфере образования в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, а, значит, успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни [22]. Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.
В документах последних лет об образовании [22]; [23]; [24] особое внимание уделяется проблемам здоровья и ЗОЖ учащихся. Школа включается в решение проблемы формирования ЗОЖ посредством обновления соответствующих педагогических форм, методов и средств.
Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащихся, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения. Современные исследователи [15, с.102]; [17,с. 67-70] отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как консультации, спецкурсы, лекции, дополнительное образование, ориентирующих на ЗОЖ, практически не осуществляется. Необходимо создавать такие программы и модели формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, формировали сознательное отношение учащихся к своему образу жизни.
Корректировать существующий образ жизни, формировать ЗОЖ возможно посредством специального педагогического обеспечения, под которым понимается совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов, то есть технологий [31]. Данная стратегия как деятельностно-целевая компонента педагогического обеспечения предусматривает наличие цели, педагогических условий, методов, приемов и средств достижения, этапов и предполагает осуществление определенных педагогических действий, способствующих пониманию учащимися значимости деятельности, направленной на самосохранение и самореализацию в различных областях, осознанию ценности ЗОЖ, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности.
«Работа социального педагога школы по профилактике наркотической ...
... (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о ... являющихся наиболее актуальными в современной школьной среде учащихся. Так, содержание социально-педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя и табакокурению сводятся к ...
Педагогу-организатору ОБЖ, как и другим педагогам, ориентированным на ЗОЖ как педагогическую стратегию, надо включать в педагогическое обеспечение образовательного процесса идеи формирования норм и правил ЗОЖ как для учащихся, так и для педагогов.
Такая стратегия затрагивает основные сферы личности — познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную — и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенный результат. В результате происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности и самореализации. Таким образом, можно рассматривать эту стратегию в контексте ЗОЖ и включать учащегося как субъекта в здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения.
Ориентирование на ЗОЖ включает в себя действия педагога ОБЖ ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные изначально на информирование о ЗОЖ, затем на адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности. Такая деятельность предполагает овладение определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ.
Формирование навыков ЗОЖ и культуры здоровья обучающихся в школе будет эффективным, на наш взгляд, при условии системного подхода. Данный подход включает:
· организацию и проведение уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья, информирование о ЗОЖ;
· реализацию образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний;
· проведение педагогом ОБЖ внеклассных мероприятий (беседы, лекции, праздники, недели здоровья);
· организация волонтерской и научно-исследовательской работы учащихся.
Обучение и привитие навыков ЗОЖ ориентируется на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивает субъектный характер взаимодействия учителя……..