· проведение основных диагностических мероприятий по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических расстройствах (ПСК-9);
Психометрическая оценка состояния
· проведение диагностического обследования с помощью психометрических клинических и скрининговых шкал, а также специальных шкал психотерапевтической диагностики (ПСК-10);
Интерпретация результатов параклинических методов обследования
· клиническая интерпретация психологических тестов и методик (личностных, методик для исследования мышления, памяти, нейрокогнитивных проб) (ПСК-11);
· клиническая интерпретация результатов электроэнцефалографического, рэоэнцефалографического и ультразвукового обследования сосудов головы (ПСК-12);
· основные принципы рентгенографии черепа, компьютерной томографии и магниторезонансной томографии, интерпретация клинического заключения по рентгенограмме черепа, КТ и МРТ (ПСК-13);
· интерпретация основных лабораторных показателей (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, анализ биохимических показателей крови) (ПСК-14);
· интерпретация дополнительных лабораторных показателей (терапевтические уровни лития, уровень этилового спирта, показатели наличия в крови психоактивных и психофармакологических препаратов) (ПСК-15);
Лечебная деятельность
Медикаментозное лечение психических расстройств
· применение общих принципов психофармакотерапии (ПСК-16);
· применение антипсихотиков (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-17);
· применение антидепрессантов (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-18);
· применение противотревожных средств (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-19);
· применение нормотимиков (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-20);
· применение когнитивных активаторов (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-21);
· применение противосудорожных средств (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-22);
· применение нейрометаболических средств (показания, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-23);
Основные психотерапевтические модели и подходы
... психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными показаниями и противопоказаниями. Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели ... глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики ... переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами: ...
· применение препаратов, уменьшающих патологическое влечение (показания, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-24);
Методы преодоления резистентности к фармакологическим средствам
· применение сочетанной фармакотерапии (ПСК-25);
· изменение режимов введения препаратов (ПСК-26);
Методы биологической нелекарственной терапии психических расстройств
· применение фототерапии (ПСК-27);
Психотерапевтические методы
· использование в практике технических приемов и методов суггестивной психотерапии (ПСК-28);
· использование в практике технических приемов и методов психодинамической психотерапии (ПСК-29);
· использование в практике технических приемов и методов когнитивно-поведенческой психотерапии (ПСК-30);
· использование в практике технических приемов и методов гуманистической психотерапии (ПСК-31);
· использование в практике технических приемов и методов групповой психотерапии (ПСК-32);
· использование в практике технических приемов семейной психотерапии (ПСК-33);
· использование в практике технических приемов и методов мотивационной психотерапии (ПСК-34);
· использование в практике технических приемов поддерживающей психотерапии (ПСК-35);
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА
Врач-психотерапевт должен ЗНАТЬ:
· частную и общую психопатологию;
· основы смежных специальностей (психиатрии, наркологии, неврологии, клинической психологии, сексопатологии и др.) и диагностических методов исследования, необходимых в психиатрической и психотерапевтической практике;
· базовые основы общей медицины и параклинических методов исследования для оценки соматического и неврологического состояния пациентов, а также возможных побочных эффектов и осложнений терапии психических и психосоматических расстройств;
· принципы оценки статуса пациента, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациента и его ближайшего окружения;
· принципы диагностики психических и поведенческих расстройств в соответствии с действующей классификацией;
· закономерности течения различных психических и психосоматических расстройств;
· принципы проведения недобровольной госпитализации;
· принципы установления диспансерного наблюдения;
· основы судебно-психиатрической экспертизы;
· зарегистрированные и разрешенные к применению на территории РФ психотропные средства, а также другие лекарственные препараты, используемые в психиатрической и психотерапевтической практике;
· принципы психофармакотерапии;
· побочные эффекты и осложнения психофармакотерапии и методы их коррекции;
· методы нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и принципы их применения;
Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств ...
... границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств. Целью данной работы является изучение клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств и методов психотерапевтической коррекции. Объект исследования: клинико-психологическая ...
· побочные эффекты и осложнения нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и методы их коррекции;
· методы психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации больных, страдающих психическими и поведенческими расстройствами и принципы их применения;
· принципы, технические приемы и методы основных направлений психотерапии, в том числе суггестивной, психодинамической, когнитивно-поведенческой, гуманистической, семейной, групповой психотерапии;
· побочные эффекты и осложнения психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации и методы их коррекции;
· законодательные акты и инструктивно-нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы психиатрической и психотерапевтической помощи;
· принципы организации психиатрической и психотерапевтической помощи, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах;
· принципы организации стационарной и амбулаторной психиатрической и психотерапевтической помощи, психиатрической и психотерапевтической консультативной и скорой помощи, психиатрической и психотерапевтической детской и подростковой помощи;
· принципы диспансерного наблюдения;
· принципы ведения учетно-отчетной медицинской документации (включая медицинские карты и истории болезни);
· правила выписки психотропных средств в амбулаторных условиях;
· принципы организации труда среднего и младшего медицинского персонала;
· принципы врачебной этики и деонтологии;
· основные принципы и модели профилактической работы в психиатрии и психотерапии, принципы проведения санитарно-просветительской работы;
· основные подходы к оценке характера семейного функционирования;
· принципы оценки уровня социальной адаптации и качества жизни пациентов;
· принципы формирования мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
· квалификационные требования и функциональные обязанности врача-психотерапевта.
Врач-психотерапевт должен УМЕТЬ:
· проводить клиническую беседу с пациентом и его родственниками для оценки психического состояния пациента и его динамических изменений, а также сбора анамнеза и катамнеза;
· выявлять клинические признаки психических и поведенческих расстройств;
· описывать психический статус, давать диагностическую квалификацию психопатологическим симптомам, синдромам и расстройствам;
· проводить дифференциальную диагностику психических и поведенческих расстройств;
· давать прогностическую оценку состояния пациента;
· осуществлять диагностику психических расстройств в соответствии с действующей Международной классификацией психических и поведенческих расстройств, а также проводить нозологическую диагностику психических заболеваний;
· осуществлять оценку соматического и неврологического состояния пациентов, включая неотложные состояния, а также побочные эффекты и осложнения терапии;
· назначать и интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, необходимые для диагностики психических и поведенческих расстройств;
· оценивать обусловленный психическим или поведенческим расстройством суицидальный риск, непосредственную опасность для себя или окружающих, беспомощность, то есть неспособность удовлетворять основные жизненные потребности, а также существенный вред здоровью, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;
· проводить лекарственное лечение / коррекцию психических / поведенческих расстройств;
· использовать методы нелекарственного лечения психических / поведенческих расстройств;
· использовать методы психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации психических / поведенческих расстройств;
· использовать основные методы психологического лечения психических/ поведенческих расстройств;
· оценивать наличие и тяжесть побочных эффектов и осложнений психофармакотерапии, методов нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и психосоциальной терапии и реабилитации;
· осуществлять коррекцию побочных эффектов и осложнений психофармакотерапии, методов нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и психосоциальной терапии и реабилитации;
· купировать неотложные состояния, возникающие в психиатрической и психотерапевтической практике;
· использовать на практике технические приемы и методы суггестивной, психодинамической, когнитивно-поведенческой, гуманистической, семейной, групповой и других видов психотерапии;
· проводить профилактику психических и психосоматических расстройств, включая мероприятия по общей, специфической и избирательной профилактике, оценивать индивидуальный риск возникновения зависимого поведения и психического расстройства, применять индикаторы психического здоровья, а также собирать данные эпидемиологического наблюдения;
· оценивать характер семейного функционирования, уровень социальной адаптации и качества жизни пациентов;
· реализовывать в своей практической деятельности стандарты, порядки и клинически рекомендации по диагностике, лечению и ведению больных с различными формами психических и психосоматических расстройств;
· обосновывать и проводить комплексную лечебно-профилактическую работу с пациентами, составлять план лечебно-реабилитационных мероприятий, обоснованно назначать медикаментозную терапию, психотерапию, немедикаментозные биологические методы лечения, социально-терапевтические и реабилитационные мероприятия, а также профилактические мероприятия;
· применять на практике положения законодательных актов и инструктивно-нормативных документов, регламентирующих организационно-правовые основы психиатрической и психотерапевтической помощи;
· предоставить лицу, страдающему психическим или поведенческим расстройством, в доступной для него форме и с учетом психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендованного лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах;
· осуществлять психотерапевтическую помощь при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах;
· вести отчетно-учетную медицинскую документацию, включая амбулаторные карты, истории болезни, выписывать рецепты, больничные листы и др.;
· осуществлять организацию труда среднего и младшего медицинского персонала;
· применять на практике принципы врачебной этики и деонтологии;
· проводить санитарно-просветительскую работу, формировать у пациентов и их родственников мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
· приобретать новые знания в области психотерапии.
Врач-психотерапевт должен обладать следующими НАВЫКАМИ:
· проведения диагностической беседы, выявления признаков психических расстройств и их квалификации;
· диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств;
· прогностической оценки состояния пациента;
· диагностики неотложных состояний в психиатрии и психотерапии;
· диагностики общемедицинских ургентных состояний
· дифференцированного проведения психофармакотерапии, применения методов нелекарственного биологического лечения, психосоциальной терапии и реабилитации, использования методов основных направлений психотерапии;
· купирования неотложных состояний в психиатрии;
· коррекции побочных эффектов и осложнений терапии психических и поведенческих расстройств;
· профилактики обострений психических и поведенческих расстройств в группах населения с повышенным риском их возникновения, а также у пациентов с начальными признаками указанных расстройств (специфическая и избирательная профилактика);
· оценки уровня социальной адаптации и качества жизни пациентов;
· оценки индивидуального риска возникновения психических расстройств;
· психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии, проведения социальной работы, направленной на больного;
· применения закона о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании;
· применения нормативных актов, касающихся организации психиатрической и психотерапевтической помощи и структуры лечебно-профилактических учреждений психиатрической и психотерапевтической направленности;
· нормативных актов, касающихся выписывания и выдачи лекарственных препаратов, наркотических, психотропных препаратов, а также их прекусоров;
· реализации должностных обязанностей заведующего отделением;
· организации труда и обучения среднего и младшего медицинского персонала;
· ведения отчетно-учетной медицинской документации, в том числе научных отчетов и работ, выступления на врачебных конференциях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОРДИНАТОРА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль модулей ведется в зачетной книжке ординатора. Учебный план выполняется согласно расписанию занятий.
Аудиторные занятия (заполняет ординатор):
Тема | Вид занятия (лекция, семинар) | дата, часы |
Практическая подготовка ординатора:
1год обучения:
Наименование отделения | Наименование учреждения | Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь | Количество недель | Даты пребывания |
Год обучения
Наименование отделения | Наименование учреждения | Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь | Количество недель | Даты пребывания |
Учет практической работы: курация больных, участие в тематических разборах, конференциях
Нозологические формы | Количество больных | год обучения, отделение |
Овладение практическими навыками:
Самостоятельное проведение или участие в них | Количество | год обучения, отделение |
Самостоятельная работа (привести перечень изученных монографий, журнальных статей, учебных пособий, участие в конференциях, заседаниях научно-практических обществ)
Названия руководств, статей, монографий, посещение конференций и др. | часы самостоятельной работы | год обучения |
Подпись клинического ординатора________________________________________
Подпись доцента/ассистента УМО_____________________________________
Руководитель Учебно-методического отдела_____________________________________