Диагностика неотложных состояний

· проведение основных диагностических мероприятий по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических расстройствах (ПСК-9);

Психометрическая оценка состояния

· проведение диагностического обследования с помощью психометрических клинических и скрининговых шкал, а также специальных шкал психотерапевтической диагностики (ПСК-10);

Интерпретация результатов параклинических методов обследования

· клиническая интерпретация психологических тестов и методик (личностных, методик для исследования мышления, памяти, нейрокогнитивных проб) (ПСК-11);

· клиническая интерпретация результатов электроэнцефалографического, рэоэнцефалографического и ультразвукового обследования сосудов головы (ПСК-12);

· основные принципы рентгенографии черепа, компьютерной томографии и магниторезонансной томографии, интерпретация клинического заключения по рентгенограмме черепа, КТ и МРТ (ПСК-13);

· интерпретация основных лабораторных показателей (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, анализ биохимических показателей крови) (ПСК-14);

· интерпретация дополнительных лабораторных показателей (терапевтические уровни лития, уровень этилового спирта, показатели наличия в крови психоактивных и психофармакологических препаратов) (ПСК-15);

 

Лечебная деятельность

Медикаментозное лечение психических расстройств

· применение общих принципов психофармакотерапии (ПСК-16);

· применение антипсихотиков (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-17);

· применение антидепрессантов (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-18);

· применение противотревожных средств (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-19);

· применение нормотимиков (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-20);

· применение когнитивных активаторов (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-21);

· применение противосудорожных средств (показания, противопоказания, побочные эффекты и их купирование, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-22);

· применение нейрометаболических средств (показания, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-23);

23 стр., 11439 слов

Основные психотерапевтические модели и подходы

... психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными показаниями и противопоказаниями. Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели ... глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики ... переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами: ...

· применение препаратов, уменьшающих патологическое влечение (показания, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, основные препараты, режимы терапии) (ПСК-24);

Методы преодоления резистентности к фармакологическим средствам

· применение сочетанной фармакотерапии (ПСК-25);

· изменение режимов введения препаратов (ПСК-26);

Методы биологической нелекарственной терапии психических расстройств

· применение фототерапии (ПСК-27);

Психотерапевтические методы

· использование в практике технических приемов и методов суггестивной психотерапии (ПСК-28);

· использование в практике технических приемов и методов психодинамической психотерапии (ПСК-29);

· использование в практике технических приемов и методов когнитивно-поведенческой психотерапии (ПСК-30);

· использование в практике технических приемов и методов гуманистической психотерапии (ПСК-31);

· использование в практике технических приемов и методов групповой психотерапии (ПСК-32);

· использование в практике технических приемов семейной психотерапии (ПСК-33);

· использование в практике технических приемов и методов мотивационной психотерапии (ПСК-34);

· использование в практике технических приемов поддерживающей психотерапии (ПСК-35);

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА

Врач-психотерапевт должен ЗНАТЬ:

· частную и общую психопатологию;

· основы смежных специальностей (психиатрии, наркологии, неврологии, клинической психологии, сексопатологии и др.) и диагностических методов исследования, необходимых в психиатрической и психотерапевтической практике;

· базовые основы общей медицины и параклинических методов исследования для оценки соматического и неврологического состояния пациентов, а также возможных побочных эффектов и осложнений терапии психических и психосоматических расстройств;

· принципы оценки статуса пациента, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациента и его ближайшего окружения;

· принципы диагностики психических и поведенческих расстройств в соответствии с действующей классификацией;

· закономерности течения различных психических и психосоматических расстройств;

· принципы проведения недобровольной госпитализации;

· принципы установления диспансерного наблюдения;

· основы судебно-психиатрической экспертизы;

· зарегистрированные и разрешенные к применению на территории РФ психотропные средства, а также другие лекарственные препараты, используемые в психиатрической и психотерапевтической практике;

· принципы психофармакотерапии;

· побочные эффекты и осложнения психофармакотерапии и методы их коррекции;

· методы нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и принципы их применения;

15 стр., 7145 слов

Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств ...

... границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств. Целью данной работы является изучение клинико-психологических аспектов тревожно-фобических расстройств и методов психотерапевтической коррекции. Объект исследования: клинико-психологическая ...

· побочные эффекты и осложнения нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и методы их коррекции;

· методы психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации больных, страдающих психическими и поведенческими расстройствами и принципы их применения;

· принципы, технические приемы и методы основных направлений психотерапии, в том числе суггестивной, психодинамической, когнитивно-поведенческой, гуманистической, семейной, групповой психотерапии;

· побочные эффекты и осложнения психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации и методы их коррекции;

· законодательные акты и инструктивно-нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы психиатрической и психотерапевтической помощи;

· принципы организации психиатрической и психотерапевтической помощи, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах;

· принципы организации стационарной и амбулаторной психиатрической и психотерапевтической помощи, психиатрической и психотерапевтической консультативной и скорой помощи, психиатрической и психотерапевтической детской и подростковой помощи;

· принципы диспансерного наблюдения;

· принципы ведения учетно-отчетной медицинской документации (включая медицинские карты и истории болезни);

· правила выписки психотропных средств в амбулаторных условиях;

· принципы организации труда среднего и младшего медицинского персонала;

· принципы врачебной этики и деонтологии;

· основные принципы и модели профилактической работы в психиатрии и психотерапии, принципы проведения санитарно-просветительской работы;

· основные подходы к оценке характера семейного функционирования;

· принципы оценки уровня социальной адаптации и качества жизни пациентов;

· принципы формирования мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

· квалификационные требования и функциональные обязанности врача-психотерапевта.

Врач-психотерапевт должен УМЕТЬ:

· проводить клиническую беседу с пациентом и его родственниками для оценки психического состояния пациента и его динамических изменений, а также сбора анамнеза и катамнеза;

· выявлять клинические признаки психических и поведенческих расстройств;

· описывать психический статус, давать диагностическую квалификацию психопатологическим симптомам, синдромам и расстройствам;

· проводить дифференциальную диагностику психических и поведенческих расстройств;

· давать прогностическую оценку состояния пациента;

· осуществлять диагностику психических расстройств в соответствии с действующей Международной классификацией психических и поведенческих расстройств, а также проводить нозологическую диагностику психических заболеваний;

· осуществлять оценку соматического и неврологического состояния пациентов, включая неотложные состояния, а также побочные эффекты и осложнения терапии;

· назначать и интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, необходимые для диагностики психических и поведенческих расстройств;

· оценивать обусловленный психическим или поведенческим расстройством суицидальный риск, непосредственную опасность для себя или окружающих, беспомощность, то есть неспособность удовлетворять основные жизненные потребности, а также существенный вред здоровью, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

· проводить лекарственное лечение / коррекцию психических / поведенческих расстройств;

· использовать методы нелекарственного лечения психических / поведенческих расстройств;

· использовать методы психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации психических / поведенческих расстройств;

· использовать основные методы психологического лечения психических/ поведенческих расстройств;

· оценивать наличие и тяжесть побочных эффектов и осложнений психофармакотерапии, методов нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и психосоциальной терапии и реабилитации;

· осуществлять коррекцию побочных эффектов и осложнений психофармакотерапии, методов нелекарственной терапии психических и поведенческих расстройств и психосоциальной терапии и реабилитации;

· купировать неотложные состояния, возникающие в психиатрической и психотерапевтической практике;

· использовать на практике технические приемы и методы суггестивной, психодинамической, когнитивно-поведенческой, гуманистической, семейной, групповой и других видов психотерапии;

· проводить профилактику психических и психосоматических расстройств, включая мероприятия по общей, специфической и избирательной профилактике, оценивать индивидуальный риск возникновения зависимого поведения и психического расстройства, применять индикаторы психического здоровья, а также собирать данные эпидемиологического наблюдения;

· оценивать характер семейного функционирования, уровень социальной адаптации и качества жизни пациентов;

· реализовывать в своей практической деятельности стандарты, порядки и клинически рекомендации по диагностике, лечению и ведению больных с различными формами психических и психосоматических расстройств;

· обосновывать и проводить комплексную лечебно-профилактическую работу с пациентами, составлять план лечебно-реабилитационных мероприятий, обоснованно назначать медикаментозную терапию, психотерапию, немедикаментозные биологические методы лечения, социально-терапевтические и реабилитационные мероприятия, а также профилактические мероприятия;

· применять на практике положения законодательных актов и инструктивно-нормативных документов, регламентирующих организационно-правовые основы психиатрической и психотерапевтической помощи;

· предоставить лицу, страдающему психическим или поведенческим расстройством, в доступной для него форме и с учетом психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендованного лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах;

· осуществлять психотерапевтическую помощь при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, при стихийных бедствиях и катастрофах;

· вести отчетно-учетную медицинскую документацию, включая амбулаторные карты, истории болезни, выписывать рецепты, больничные листы и др.;

· осуществлять организацию труда среднего и младшего медицинского персонала;

· применять на практике принципы врачебной этики и деонтологии;

· проводить санитарно-просветительскую работу, формировать у пациентов и их родственников мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

· приобретать новые знания в области психотерапии.

 

Врач-психотерапевт должен обладать следующими НАВЫКАМИ:

· проведения диагностической беседы, выявления признаков психических расстройств и их квалификации;

· диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств;

· прогностической оценки состояния пациента;

· диагностики неотложных состояний в психиатрии и психотерапии;

· диагностики общемедицинских ургентных состояний

· дифференцированного проведения психофармакотерапии, применения методов нелекарственного биологического лечения, психосоциальной терапии и реабилитации, использования методов основных направлений психотерапии;

· купирования неотложных состояний в психиатрии;

· коррекции побочных эффектов и осложнений терапии психических и поведенческих расстройств;

· профилактики обострений психических и поведенческих расстройств в группах населения с повышенным риском их возникновения, а также у пациентов с начальными признаками указанных расстройств (специфическая и избирательная профилактика);

· оценки уровня социальной адаптации и качества жизни пациентов;

· оценки индивидуального риска возникновения психических расстройств;

· психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии, проведения социальной работы, направленной на больного;

· применения закона о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании;

· применения нормативных актов, касающихся организации психиатрической и психотерапевтической помощи и структуры лечебно-профилактических учреждений психиатрической и психотерапевтической направленности;

· нормативных актов, касающихся выписывания и выдачи лекарственных препаратов, наркотических, психотропных препаратов, а также их прекусоров;

· реализации должностных обязанностей заведующего отделением;

· организации труда и обучения среднего и младшего медицинского персонала;

· ведения отчетно-учетной медицинской документации, в том числе научных отчетов и работ, выступления на врачебных конференциях.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОРДИНАТОРА

№ по порядку НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИН (в том числе практик) трудоемкость ВСЕГО
ЗЕ ФГОС форма контроля АЧ Л ПЗ/С ЛР СР К
         
час. час. час. час.  
             
БЛОК 1 Дисциплины (модули) 42-48          
Б1.Б Базовая часть экзамен    
Б1.Б1 Психотерапия   зачет    
Б1.Б2 Общественное здоровье и здравоохранение   зачет    
Б1Б.3 Педагогика   зачет    
Б1.Б4 Медицина чрезвычайных ситуаций   зачет    
Б1.Б5 Патология   экзамен    
Б1.Б.6 Общая психопатология. Частная психиатрия.            
Б1.В Вариативная часть зачет    
Б1.В1 Дисциплины по выбору: Детская и подростковая психотерапия/Психотерапия суицидального поведения   зачет    
Б1.В2 Философские проблемы психиатрии. Профессиональная этика   зачет    
Б1.В3 Дисциплины по выбору: Психотерапия в сексологии/ Психотерапия нехимических зависимостей        
  Обучение по блоку 1   недели            
Б.2 БЛОК 2 Практика            
Б.2.Б Базовая часть            
Б.2.Б.1 Производственная практика «Психотерапия»              
Б2.Б2 Учебная практика «Общая психопатология. Частная психиатрия»              
Б2.Б3 Медицинские осмотры, консультативный прием              
Б2.В Вариативная часть            
Б.2.В.1 Практика по выбору «Детская и подростковая психотерапия», «Психотерапия в суицидологии»              
Б.2В2 Практика «Психотерапия нехимических зависимостей»              
Итого                
Б.3. Блок 3. Государственная итоговая аттестация              
Б3.В1 Государственный экзамен                
  Общая трудоемкость основной образовательной программы

 

           
           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Контроль модулей ведется в зачетной книжке ординатора. Учебный план выполняется согласно расписанию занятий.

Аудиторные занятия (заполняет ординатор):

Тема Вид занятия (лекция, семинар) дата, часы

Практическая подготовка ординатора:

1год обучения:

Наименование отделения Наименование учреждения Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь Количество недель Даты пребывания

Год обучения

Наименование отделения Наименование учреждения Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь Количество недель Даты пребывания

Учет практической работы: курация больных, участие в тематических разборах, конференциях

 

Нозологические формы Количество больных год обучения, отделение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Овладение практическими навыками:

Самостоятельное проведение или участие в них Количество год обучения, отделение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Самостоятельная работа (привести перечень изученных монографий, журнальных статей, учебных пособий, участие в конференциях, заседаниях научно-практических обществ)

Названия руководств, статей, монографий, посещение конференций и др. часы самостоятельной работы год обучения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Подпись клинического ординатора________________________________________

 

Подпись доцента/ассистента УМО_____________________________________

 

Руководитель Учебно-методического отдела_____________________________________