Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития умений к.Фишера; теория развития психики а.Валлона; теории развития как решение задач р.Кейза
1.1 Теория развития психики а.Валлона
Развитие А. Валлон рассматривает как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.
Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния.
Катаболизм — это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения.
Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает связь четырех понятий — эмоция, моторика (движение), подражание, социум.
Эмоции в генезисе психической жизни, согласно А. Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ребенка с социальным окружением. Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологические потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).
В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо касается выражения эмоций — это тоническая, или постуральная, функция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.
Период чистой импульсивности, недифференцированности движений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению Валлона, само движение — есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.
Периоды развития теории управления
... поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер Фоллет 1-я кто определил ... проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания ...
Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъектом. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе общения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.
На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком.
А. Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в природе самого человеческого организма.
Согласно А. Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда находится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.
Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:
- стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;
- стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;
- стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;
- сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;
- стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;
- стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;
- стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.
Переход от стадии это перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.
Психологическое исследование особенностей развития репрезентативных ...
... характеризуется как взрослость - продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но какой бы, ни была определение этого периода развития, ... теоретическое осмысление понятия «репрезентативная система», дать характеристику составляющих данной системы. 4. Проанализировать влияние репрезентативных систем на подростков. 5. Провести эмпирическое ...
1.2 Теория развития умений к. Фишера
Понятие умений К. Фишер заимствует в основном из теории аттитюдов (установок).
Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внешнего мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, которые рассматривает К. Фишер, являются акты поведения. Иногда он говорит о действиях, и тогда познание выступает как образ, регулирующий поведение.
Исходные положения теории К. Фишера:
1) системы контроля и их построение;
2) изначальная специфичность умений;
3) развитие как подъем на качественно отличающиеся уровни;
4) выделение оптимального и функционального уровней;
5) связь познания и эмоций;
6) связь познания и эмоций как движение в различных слоях развития.
Он выделяет 10 уровней развития:
1) простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни);
2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни);
3) сенсомоторные системы (с 10 мес до 1,2 года);
4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст);
5) координация представлений действия (дошкольный возраст);
6) системы представлений (младший школьный возраст);
7) системы систем представлений — абстрактные действия (подростк. возраст);
8) координация абстрактных действий (старший школьный возраст);
9) система абстрактных действий (ранняя зрелость);
10) системы абстрактных систем (взрослость).
В отличие от Ж. Пиаже, который не объясняет, почему ребенок переходит на следующий уровень развития, К. Фишер связывает все уровни развития с понятием действия, которое начинается с элементарных актов поведения и вырастает до высочайших вершин абстракции.
Развитие К. Фишер рассматривает как преобразование, выделяя в нем следующие процессы:
1) взаимная координация, 2) композиция, 3) фокусировка, 4) замещение, 5) дифференциация.
1.3 Развитие как решение задач (р. Кейз).
Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. задачи, которые решает субъект. Одной из таких концепций является теория Р. Кейза.
Психику и сознание Р. Кейз рассматривает, исключая эмоционально-волевые процессы. Последние, по его мнению, являются всего лишь аппаратом для решения познавательных задач.
В структуру задачи Р. Кейз включает:
1) проблемную ситуацию,
2) условия, к которым стремится субъект,
3) стратегию его поведения.
В качестве основных уровней развития Р. Кейз выделяет:
1) сенсомоторные контрольные структуры (раннее детство);
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
... структуру. Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что: · оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально ... из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного ...
2) отнесенные контрольные структуры (дошкольное детство);
3) димензиональные контрольные структуры (мл. школьный возраст);
4) абстрактные или векторные контрольные структуры (юношество).
Внутри каждого из уровней выделяются 4 стадии:
1) операциональная консолидация,
2) операциональная координация,
3) бифокальная координация,
4) соотнесенная координация.
Таким образом, в теории Р. Кейза использованы одновременно элементы и теории Ж. Пиаже, и теории X. Вернера, и теории К. Фишера.
В целом же ход развития, по Р. Кейзу, имеет следующий вид.
I. Сенсомоторные контрольные структуры
Стадия I. 0: операциональная консолидация (с 1 до 4 месяцев).
Стадия 1.1: операциональная координация (с 4 до 8 месяцев).
Стадия I. 2: бифокальная координация (с 8 до 12 месяцев).
Стадия I. 3: соотнесенная координация (с 1 до 1,5 лет).
II. Отнесенные контрольные структуры.
Стадия 11. 0: операциональная консолидация (с 1 до 1,5 лет).
Стадия П. 1: операциональная координация (с 1,5 до 2 лет).
Стадия II. 2: бифокальная координация (с 2 до 3,5 лет).
Стадия П. 3: соотнесенная координация (с 3,5 до 5 лет).
III. Димензиональные контрольные структуры.
Стадия III. 0: операциональная консолидация (с 3,5 до 5 лет).
Стадия III. 1: операциональная координация (с 5 до 7 лет).
Стадия III. 2: бифокальная координация (с 7 до 9 лет).
Стадия III. 3: соотнесенная координация (с 9 до 11 лет).
IV. Абстрактные или векторные контрольные структуры. Стадия IV.0: операциональная консолидация (с 9 до 11 лет).
Стадия IV.1: операциональная координация (с 11 до 13 лет).
Стадия IV.2: бифокальная координация (с 13 до 15 лет).
Стадия IV. 3: соотнесенная координация (с 15 до 18 лет).
Процессы развития, которые рассматривает Р. Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) контроль, 5) созревание.
-
Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова “операция”).
Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие”, продукт преобразования (“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция).
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделяет следующие четыре стадии:
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже
... логической необходимости. Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем этот принцип ... операций, устанавливать постепенное возникновение стабильных, целостных логических структур интеллекта. Он пытался решить эту задачу ... координации отношений и мультипликации классов, то есть нахождение части, общей двум целым, вызывают у детей ...
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте Ж. Пиаже писал, что многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданности мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.Пиаже пришел к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы.
2. Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 года (л.С. Соломаха, н.В. Серебрякова)
Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.
Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все это не может не сказываться на языковом и личностном развитии ребенка. Таким образом, при заполнении речевой карты необходимо собрать анамнез истории развития ребенка, включая данные о родителях и речевую среду.
Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста ...
... строить предложения. Это–период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой ... с появлением отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка, на втором и третьем году жизни впервые начинают употребляться ...