Российский Государственный Гуманитарный Университет
Калужский филиал
Реферат
Учебная дисциплина: Педагогическая психология
Тема: «Деятельность и формирование личности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
Понятие о деятельности 5
Строение деятельности человека 8
Основные виды деятельности 15
2. Формирование личности 19
Заключение 23
Литература 24
Введение
Тема моей работы: «деятельность и формирование личности».
Данная тема является актуальной, т.к. сознательная деятельность у человека является ведущей формой активности.
Цель моей работы изучить психологические особенности деятельности и формирования личности.
В работе будут рассмотрены понятие деятельности человека, её строение и основные виды. Кроме того будет рассмотрен процесс формирования личности.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие о деятельности
Психическая активность имеет различные формы: инстинктивное поведение, выполнение навыков, «ручное» мышление, т. е. мышление в процессе манипулирования с предметами, ориентировочное поведение. Все формы активности в определенной степени мы можем обнаружить не только у людей, но и у животных. Однако у человека ведущей формой активности становится сознательная деятельность.
Личность человека в компьютеризированном мире
... ”[6] - отрасль психологической науки, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанных с созданием и использованием компьютеров. Часто в статьях ... статьи пишут люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность компьютерщика” основываясь ...
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Главная отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности. Поведение животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности, при этом потребность не только толкает животное на активность, но и определяет формы этой активности. Нужды организма животного определяют, что выделяет психика в окружающем мире и какие ответные действия вызывает. Совсем по-иному организовано поведение человека: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения.1
Мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Однако человек, например, управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить необходимую ему деталь. Содержание его деятельности определяется не потребностью как таковой, а целью — изготовлением определенного продукта, которого требует от него общество. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Побуждения, мотивы, которые порождают его деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью.
Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Подчеркивая значение цели как предполагаемого результата, К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».2
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут _ быть отдаленными и близкими. Так, например, цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая, например научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (расчерчивание, накернивание), у каждого из которых своя цель.
Влияние темперамента на деятельность и поведение человека
... свойств темперамента, их сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит ... на внешние раздражители. 6. Активность волевой целенаправленной деятельности - проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности. 7. Пластичность (в противоположность ригидности) - ...
Для того чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности — ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации — могут осознаваться или не осознаваться, а также осознаваться неполностью и даже неверно. Неполно, например, и чаще неправильно осознает подлинные мотивы своих поступков недисциплинированный подросток. Да и взрослые люди порой принимают на веру второстепенные «маскирующие» мотивы, которые «подбрасывает» им сознание для оправдания ошибочных и недостойных действий или поступков. Под поступком понимается действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Не только мотивы, но и многие мыслительные процессы, которые привели к выбору тех или иных планов деятельности, далеко не полностью осознаются человеком. Что касается способов осуществления деятельности, то большинство из них, как правило, регулируются помимо сознания. Примером тому могут служить любые привычные действия: ходьба, речь, письмо, управление автомобилем и т. д. Степень и полнота отражения всех этих сторон деятельности в сознании определяют уровень осознанности соответствующей деятельности.
Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Оно выражает лишь аффекты и влечения индивида и поэтому нередко может носить эгоистический, а иногда и антиобщественный характер. Так, импульсивно действует человек, ослепленный гневом или непреодолимой страстью. Импульсивность поведения не означает, однако, его бессознательности. Это скорее сужение контроля со стороны сознания, при котором сознается и регулирует поведение только личный мотив, а не его общественное содержание, воплощенное в цели.3
Строение деятельности человека
Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность. Испытывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности.
1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание
... поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие ...
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и в том числе навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности.
Такие компоненты структуры деятельности, как цель и мотивы, рассматривались в предыдущем параграфе. Отметим лишь, что цель — это мысленный результат деятельности (т. е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т. е. то, почему действует человек).
Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель — это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив — это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии (слесаря, токаря, столяра и т. п.).
Любая деятельность, будь то опиливание молотка слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.
Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические (т. е. действия памяти).
Последние два объединяют термином «умственные действия».
Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например определение размера, предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике.
Моторные действия — это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем, закрепление детали в тисках, ручная нарезка резьбы с помощью метчика или плашки и т. п.).
Волевые и умственные действия будут специально рассмотрены ниже в главах, посвященных мыслительной, мнестической и волевой деятельностям.4
Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени Например, действие по опиловке плоской поверхности детали складывается из помещения детали в тиски, закрепления ее там, выбора соответствующего напильника, возвратно-поступательных движений напильником по обрабатываемой поверхности.
Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...
... определили выбор темы нашего исследования: «Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих и обучающих игр» и позволили следующим образом сформулировать проблему ... быть классически обусловленным. Н.А. Бернштейн, автор оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохин, предложил модель функциональной системы, на современном уровне описывающую ...
Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Ходьба на лыжах, например, требует иного построения движения, чем ходьба пешком, а вбивание гвоздя в потолок требует иной системы движений, чем вбивание гвоздя в пол. Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру и мышечной деятельности.
Исследования советских физиологов Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина показали, что работа мышц управляется не только непосредственной задачей движения, но всегда и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы «подстраивают» свою активность к сопротивлению отталкиваемого предмета и силе отдачи в рычагах суставов, к траектории движения так, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движений.
В каждом рабочем движении можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую.5
Механическая характеристика трудового движения определяется: траекторией (т. е. путем, совершаемым конечностью в пространстве), скоростью (т. е. величиной пути, проходимого в единицу времени), темпом (т. е. частотой повторения циклов однообразных движений), силой (т. е. производимым давлением или тягой).
Физиологический аспект изучения рабочих движений предусматривает научное обоснование траектории, скорости, темпа и силы движений с целью снижения энергетических затрат и последствий утомления на организм человека, а также физиологическое обоснование упражнений при овладении конкретными рабочими движениями. Подробно этот аспект рассматривается в курсе физиологии труда. Изучение физиологического аспекта рабочих движений должно осуществляться в теснейшей взаимосвязи с аспектом психологическим, поскольку психогенный фактор (интерес к работе, ее содержание, условия труда, в том числе социально-психологический климат) оказывает существенное влияние на развитие утомления и на снижение работоспособности человека.
Познавательная деятельность человека
... выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ... ими; рациональное познание -- процесс формирования и развития ...
Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом этой связи служат органы чувств, а источниками информации — определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Такую форму обратной связи П. К. Анохин назвал обратной афферентацией. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия. Шофер, например, тормозя машину, координирует силу нажатия на тормоз со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины и т. д. Плотник также соизмеряет силу нажима на рубанок и скорость движения его с меняющимся мускульным ощущением сопротивления дерева. Кузнец рассчитывает силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя его на глаз по цвету раскаленного металла. Таким образом, всегда в основе контроля и корректировки движений лежит согласованная работа органов чувств и мышечных движений и сопоставление реальных (текущих) результатов с предполагаемым результатом, который имеется в мозгу в виде цели действия.
Процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением, называется психомоторикои. Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении таких производственных действий, где требуется высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомогорике. Развитие научно-технического прогресса ведет к тому, что доля таких профессий в машиностроении, на транспорте, в транспортном, промышленном и гражданском строительстве и в других отраслях будет все более возрастать, вытесняя тяжелый физический труд.
В понятие психомоторики входят сенсомоторные процессы, идеомоторные процессы и эмоционально-моторные процессы. Подробно эти процессы будут рассмотрены в гл. 26, здесь же дается только их общее понятие.
Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:
1) сенсорный момент реакции—процесс восприятия;
2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоциональном оторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми ...
Из сказанного о психомоторике очевидно, что в деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона — движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир,— определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной, волевой. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности (соответствия) психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемым. Важную роль при этом выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации.
Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Эти устойчивые свойства и закономерности, выявленные в общественном опыте и зафиксированные в общественном сознании с помощью слова в виде знаний, став достоянием человека, благодаря обучению, позволяют ему предвосхищать изменения в объекте под влиянием тех или иных воздействий на объект, т. е. проектировать изменения в соответствии с конкретными воздействиями. Проектируются также и сами воздействия в соответствии с целью и материалом, на который они будут осуществляться. В общественном сознании закреплены и чувственные ориентиры для тех или иных воздействий. Это не все качества объекта, а именно те, которые отражают устойчивые, закономерные отношения между объектами и между явлениями. Поэтому они и являются информативными вехами в деятельности и используются при оперировании динамической моделью будущего результата действия, деятельности, т. е. соответствующей цели.
Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения (см. гл. 18), а также при развитии конструктивно-технической творческой деятельности (см. гл. 26).
Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы: постановка цели (ясное осозна-вание конкретной задачи); планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были;
Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
... к существующим ценностям, нормам. 7) Индивидуализация - процесс поиска личностью своей непохожестью, по сравнению с другими людьми. Понятие возраста в психологии развития Возраст — одна из центральных категорий психологии ...
сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. При необходимости в процессе обучения могут быть выделены аналогичные этапы для каждого из действий. Важно, чтобы учащийся научился выделять эти этапы в любой своей деятельности, тогда он будет вооружен инструментом для совершенствования в ней.
Основные виды деятельности
Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся:
-
общение,
-
игра,
-
учение,
-
труд.
Общение в самом широком смысле может быть определено как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.
Потребность в общении у высших животных и у человека — врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей и прежде всего языком речевого общения как главного средства обмена информацией. Общение заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых (устная речь), видимых (письменная речь) и осязаемых (тактильная форма восприятия письменной речи у слепых) слов между передающим ее и воспринимающим, которые последовательно могут меняться местами.
Общение в широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т. е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой).
Роль игровой деятельности в развитии животных
... объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. 1. Определение понятия «игра» Определение понятия ... образом, Леруа являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных. [1,6] 3. Игровое поведение у животных По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни ...
Для выделения общения как самостоятельного вида деятельности необходимо, чтобы у него были свои осознаваемые субъектом цели и другие компоненты структуры. В качестве целей в общении как самостоятельной деятельности могут выступать следующие: 1) постижение внутреннего мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого человека (или группы людей) с намерением привить ему (им) определенные мотивы или отношения (к самому себе, к тем или иным сторонам окружающей действительности).6
Первая цель, как правило, носит инструментальный характер, поскольку служит средством на пути к достижению второй цели, которая широко представлена в различных сферах практики (в управлении, в пропаганде, в лечебном процессе (психотерапия), в воспитании, в искусстве).
Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — это подготовка к труду. Они произошли из труда. Трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы. Как уже отмечалось, по своей природе трудовая деятельность является общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют. Люди в процессе труда, воздействуя на природу, создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. Однако далеко не всякий труд оказывает положительное влияние на личность. Так, труд тяжелый, непосильный, монотонный, неритмичный, плохо организованный, к тому же с нарушениями социалистического принципа распределения в соответствии с количеством и качеством выполненной работы оказывает отрицательное влияние не только на здоровье физическое, но на психологию личности, порождая безразличие к общественным интересам, угодничество и рвачество, индивидуализм и потребительство.
Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. В данное определение понятия «игра» не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается для многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т. д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать прежде всего как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».
Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных,— видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т. д), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.
Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении со взрослыми и под руководством взрослых. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям, как носителям определенных требований (правил).
Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (врач — больной, учитель — ученик, начальник — подчиненный и т. д.), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.
Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки—это действия, которые, будучи сформированы в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения — это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.
Учение — это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.7
2. Формирование личности
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания.
В истории психологии было представлено три направления в решении этого вопроса, которые получили название биогенетической, социогенетической и двухфакторной концепции психического развития личности.
Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой концепции, человек имеет от природы предрасположение не только к некоторым особенностям протекания психических реакций, но и к определенному комплексу мотивов: предрасположенности к преступности (Ч. Ломброзо), к самосовершенствованию в профессиональной деятельности (Ж. Амар), к аварийности и травматизму (К. Марбе), к успехам в административной деятельности и т. п. У человека якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, а также изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения. При этом личность, по сути, лишалась собственной активности и становилась продуктом фатальных биологических факторов, а роль педагога сводилась к пассивному наблюдению за тем, как реализовалась заложенная в ребенке от рождения программа развития. В 20—30-е годы советские психологи экспериментально доказали ошибочность позиции Ч. Ломброзо, Ж. Амара, К. Марбе.
Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогене-тики, игнорируя так же, как и биогенетики, собственную активность личности, отводят человеку лишь пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке.
В двухфакторной концепции развития личности, предложенной немецким психологом В. Штерном, была сделана попытка преодолеть односторонность биогенетической и социогенетической концепций. Согласно этой концепции, человек развивается в результате механического взаимодействия среды и наследственности. Хотя, казалось бы, в этой концепции учитывается влияние и биологического, и социального факторов, но поскольку их взаимодействие рассматривалось механистически, то и ответ на вопрос о движущих силах развития личности уподоблялся отгадыванию номеров в лотерее, что, конечно, не может устраивать практику.
Позиция марксистской психологии при решении проблемы движущих сил развития личности (она сформулирована С. Л. Рубинштейном) опирается на диалектико-материалистическое представление о внутренних противоречиях, разрешение которых и обеспечивает осуществляющийся в развитии переход от низшего (простого) к высшему (сложному).
Как уже отмечалось, активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Для удовлетворения этих потребностей необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, навыки, умения и т. п. Таким образом, движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возмо.жностями. их удовлетворения. Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальными возможностями их удовлетворения, поскольку в процессе своего удовлетворения потребности развиваются, перестраиваются и изменяются. Например, имея потребность в самоутверждении в группе, учащийся стремится получать более высокие оценки по предметам. С этой целью он начинает более внимательно слушать объяснение на уроке и прорабатывать рекомендованный по теме материал. Однако в процессе такой подготовки перед ним возникает целый ряд вопросов. Ответы на них он может получить в дополнительной литературе, которую он начинает читать. В результате он действительно получает высокую оценку, т. е. удовлетворяет свою первоначальную потребность, и вместе с тем у него развивается потребность в более основательном изучении теперь уже и других тем (познавательная потребность), которая для своего удовлетворения требует прорабатывания по каждой теме как обязательной, так и дополнительной литературы. Это в свою очередь приводит к более глубокому знанию теоретических основ профессии, вызывая потребность к апробированию приобретенных знаний на практике, и т. д.
Таким образом, преодоление противоречий, ведущее к развитию личности, происходит в деятельности путем овладения определенными средствами ее осуществления (приемами, способами, операциями, умениями, знаниями и т. д.), что осуществляется с помощью обучения. При этом удовлетворение потребности посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность. Поэтому развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности (а следовательно, и разветвленную систему мотивации), в свою очередь является результатом развития потребностей.8
Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку, является одной из центральных задач формирования личности человека.
Заключение
По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Главная отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности.
Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность. Испытывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности.
Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.
Что же касается формирования личности, то здесь нужно отметить, что Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания. В истории психологии было представлено три направления в решении этого вопроса, которые получили название биогенетической, социогенетической и двухфакторной концепции психического развития личности.
Литература
-
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
-
Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
-
Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
-
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
-
Петровский А.В. Введение в психологию. – М, 1995
-
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
1 Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. с.89-90
2 Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. с.91
3 Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994. с.122-124
4 Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.с.235-237
5 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 с.108-111
6 Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994. с.126-127
7 Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994. с.131
8 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 с.216-218