8. Что такое популяция? Приведите примеры популяций

  1. Какие формы организации материи вы знаете? В современном естествознании эта структурированность материи оформилась в научно обоснованную концепцию системной организации материи. Структурные уровни материи образованы из какого-либо и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: 1) Пространственно-временные масштабы 2) Совокупность важнейших свойств и законов изменения 3) Степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира Деление материи на структурные уровни носит относительный характер. В доступных пространственно-временных масштабах структурность материи проявляется в ее системной организации, существовании в виде множества иерархически взаимодействующих систем от элементарных частиц до Метагалактики. Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями — субординационные. Структурные уровни материи: Неживая природа: неорганическая природа, субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты,звездно — планетные системы, галактики), метауровень (метагалактики).

    Живая природа: биологический уровень, биологический микро-молекулярный, клеточный, микроорганический, многоклеточный, организм в целом, популяции, биоценоз, биосфера, социальный уровень, индивид, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом, ноосфера.

  2. Какие уровни организации живого выделяются в современной науке?

Уровни организации живой материи — иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.

Молекулярный уровень организации жизни представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.

Компоненты: молекулы неорганических и органических соединений, молекулярные комплексы химических соединений (мембрана и др.)

Клеточный уровень представлен свободноживущими одноклеточными организмами и клетками, входящими в многоклеточные организмы.

Компоненты: комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки

7 стр., 3201 слов

Философское понимание бытия и материи.

... местом в этой реальности, над проблемой философской онтологии. Философское понимание бытия и материи. Материя — фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение ... то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на: • Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются ...

Тканевой уровень представлен тканями, объединяющими клетки определенного строения, размеров, расположения и сходных функций. На этом уровне происходит специализация клеток.

Органный уровень представлен органами организмов.

Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни представлен одноклеточными и многоклеточными организмами растений, животных, грибов и бактерий.

Компоненты: клетка — основной структурный компонент организма. Из клеток образованы ткани и органы многоклеточного организма.

Популяционно-видовой уровень представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций.

Компоненты: группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой

Биогеоценотический уровень представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни.

Компоненты: популяции различных видов, факторы среды, пищевые сети, потоки веществ и энергии.

Биосферный уровень представлен высшей, глобальной формой организации биосистем — биосферой.

Компоненты: биогеоценозы, антропогенное воздействие.

  1. Перечислите состав молекулярно-генетического уровня. Молекулярно-генетический уровень составляет предмет изучения молекулярной биологии. На этом уровне изучают строение белков, их функции, роль нуклеиновых кислот в хранении, репликации и реализации генетической информации, то есть процессы синтеза ДНК, РНК и белков Это тот уровень организации материи, на котором совершается скачок от атомно-молекулярного уровня неживой материи к макромолекулам живого. При изучении молекулярно-генетического уровня достигнута, видимо, наибольшая ясность в определении основных понятий, а также в выявлении элементарных структур и явлений. Развитие хромосомной теории наследственности, анализ мутационного процесса, изучение строения хромосом, фагов и вирусов вскрыли основные черты организации элементарных генетических структур и связанных с ними явлений.
  1. Каковы составляющие клеточного уровня организации живой материи? Комплексы молекул химических соединений, органоиды клетки, клетка.
  1. Что собой представляет тканевый уровень организации живого? Совокупность сходных по происхождению, строению и функциям клеток и межклеточных веществ образует ткань. Тканевый уровень характерен только для многоклеточных организмов. Также отдельные ткани не являются самостоятельным целостным организмом. Например, тела животных и человека состоят из четырех различных тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

    Растительные ткани называются: образовательная, покровная, опорная, проводящая и выделительная.

  1. Что такое орган с точки зрения биологии?

О́рган— обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

Орган представляет собой функциональную единицу в пределах организма, обособленную от других функциональных единиц данного организма. Органы одного организма связаны в своих функциях между собой таким образом, что организм является совокупностью органов, которые часто объединяются в различные системы органов.

15 стр., 7385 слов

Анализ уровня конфликтности в организации

... конфликтной ситуации. Для успешного функционирования любой организации и персонала, важно научиться преодолевать возникновение ... конфликта. Она включает совокупность объективных обстоятельств конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, ... окружающим факторам. Цель курсового проекта - оценить уровень конфликтности и профессионального стресса работников «Федеральной ...

Органом называется лишь та совокупность тканей и клеток, которая имеет устойчивое положение в пределах организма и чьё развитие прослеживается в пределах эмбриогенеза (органогенез).

Органная организация клеток и тканей характерна как для животных, так и для растений и грибов.

7. Что представляет собой организм? Приведите примеры организмов. Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно — видового уровня жизни.

ПОПУЛЯЦИЯ — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. В современной биологии популяция рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда. Термин «популяция» употребляют также по отношению к каким-либо группам клеток и в антропологии.(примеры : Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области, население в отдельной стране или население Земли в целом.)

9. Что в биологии называют биоценозом? Биоценоз — это совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, что заселяют определённый участок суши или акватории, они связаны между собой и со средой. Биоценоз — это динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты (продуценты, консументы, редуценты) которой взаимосвязаны. Один из основных объектов исследования экологии. Биоценоз — это исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема).

Наиболее важными количественными показателями биоценозов являются биоразнообразие (совокупное количество видов в биоценозе) и биомасса (совокупная масса всех видов живых организмов данного биоценоза).

10. Что представляет собой биогеоценоз? Биогеоценоз — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва).

Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1940 году.

11. Раскройте суть учения В. И. Вернадского о биосфере. Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни на Земле. Наряду с живым веществом В. И. Вернадский вводит понятие косного вещества: горные породы, жидкие и газообразные тела, в совокупности с живым веществом образуют биосферу. Между живым и косным веществом существует непрерывно идущая связь во время дыхания, питания, размножения живого вещества: миграция атомов из косных тел биосферы в живые и обратно. Кроме понятий живого и косного вещества В. И. Вернадский выдвигает понятия о живых природных (естественных) телах (например, растение, жук, и т.п.) , косных телах (например, горная порода, кварц и т.п.) и биокосных телах (например, почва, озёрная вода и т.п.).

8 стр., 3761 слов

Импринтинг как особая форма адаптации

... оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения. Объектами импринтинга могут быть родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнеры, пищевые объекты, постоянные враги, характерные ... нной информации в памяти. Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) ...

Биокосные естественные тела характерны для биосферы. Это закономерные структуры, состоящие из косных и живых тел одновременно (например, почвы) , причём все их физико-химические свойства требуют — иногда чрезвычайно больших — поправок, если при их исследовании не учтено проявление находящегося в них живого вещества.

12. Каковы, с т.зр. В. И. Вернадского, функции биосферы? Он определил их такими терминами: газовая, кислородная, окислительная, кальциевая, восстановительная, концентрационная, разрушение органических соединений, восстановительное разложение, метаболизм и дыхание. Функций этих было достаточно, чтобы «былая биосфера» сыграла свою определяющую роль в становлении оболочек Земли — атмосферы, гидросферы, литосферы и геосферы. Современная наука о биосфере те же функции классифицирует по пяти категориям: энергетическая (накопление свободной энергии — связывание и запасание солнечной энергии); концентрационная (акапливание химических элементов в телах живых организмов в масштабах биосферы (формирование атмосферы, залежей органических и неорганических веществ); транспортная (закон биоигенной миграции атомов, биогеохимические круговороты); деструктивная (разложение органики и замыкание круговоротов, выветривание, разрушение земной коры, формирование почвы); средообразующая.

13. Что такое ноосфера (по в. И. Вернадскому).

Каковы условия ее возникновения?

НООСФЕРА (ПО В.И.ВЕРНАДСКОМУ) — «сфера разума», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором глобального развития.

Н. — новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своим трудом. Становление и развитие человечества как новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, во всё возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу.

  1. В чем суть учения, называемого «витализм»?

Витализм- идеалистическое учение, претендующее на объяснение возникновения живого, его качественного отличия от неживого, упорядоченности, организованности и направленности биологических процессов, целесообразности приспособительных признаков и др. свойств органического мира путем постулирования вымышленных нематериальных и иррациональных непознаваемых факторов (энтелехия, археи, созидающая сила, порыв к форме, жизненный импульс и др.).

В. паразитирует на нерешенных проблемах биологии, спекулируя на трудностях процесса познания сущности жизни. Методологически В.— антипод механицизма. Исторически В. связан с первобытным анимизмом, одушевлявшем все тела природы, и древнегреч. учениями о душе и энтелехии.

  1. Чем отличаются органические вещества от неорганических? Приведите примеры тех и других.

Органические соединения, органические вещества — класс соединений, в состав которых входит углерод.

Примеры: Углеводороды, Ациклические соединения, Предельные углеводороды (алканы), Непредельные углеводороды, Алкены, Алкины.

Неорганические вещества, неорганические соединения -это химическое вещество, химическое соединение, которое не является органическим, то есть оно не содержит углерода.

Примеры:

1).

Простые вещества — состоят из атомов одного элемента: металлы (Li, Na, K, Mg, Ca и др.), неметаллы (F2, Cl2, O2, S, P и др.), амфотерные простые вещества (Zn, Al, Fe, Mn и др.), благородные газы (He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn).

2).

Сложные вещества — состоят из атомов двух или более элементов: Оксиды, Гидроксиды, Соли, Бинарные соединения.

  1. Сформулируйте суть синтетической теории эволюции.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. СТЭ также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и др. Синтетическая теория в ее нынешнем виде образовалась в результате трансформации взглядов Вейсмана в моргановскую хромосомную генетику: приспособительные отличия передаются от родителей потомкам с хромосомами в виде новых генов вследствие естественного отбора.

  1. Перечислите виды естественного отбора.Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, при котором условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. Половой отбор — это естественный отбор на успех в размножении. Положительный отбор — форма естественного отбора. Его действие противоположно отсекающему отбору. Положительный отбор увеличивает в популяции число особей, обладающих полезными признаками, повышающими жизнеспособность вида в целом. Отсекающий отбор — форма естественного отбора. Его действие противоположно положительному отбору. Отсекающий отбор выбраковывает из популяции подавляющее большинство особей, несущих признаки, резко снижающие жизнеспособность при данных условиях среды.
  2. Что представляет собой движущий (стабилизирующий, дизруптивный, половой) вид отбора?

Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. Описали Дарвин и Уоллес. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении.

Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Понятие стабилизирующего отбора ввел в науку и проанализировал И. И. Шмальгаузен. (У млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом. Учёт размера крыльев у воробьёв, погибших после бури в 50-х годах под Ленинградом, показал, что большинство из них имели слишком маленькие или слишком большие крылья. И в этом случае наиболее приспособленными оказались средние особи.)

Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, при котором условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования. (Примером дизруптивного отбора является образование двух рас у погремка большого на сенокосных лугах. В нормальных условиях сроки цветения и созревания семян у этого растения покрывают всё лето. Но на сенокосных лугах семена дают преимущественно те растения, которые успевают отцвести и созреть либо до периода покоса, либо цветут в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка — ранне- и позднецветущая.)

Половой отбор — это естественный отбор на успех в размножении. Эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола. (Если яркие самцы, по каким бы то ни было причинам, являются привлекательными для самок, то стоит выбирать яркого отца для своих будущих сыновей, потому что его сыновья унаследуют гены яркой окраски и будут привлекательными для самок в следующем поколении. Таким образом, возникает положительная обратная связь, которая приводит к тому, что из поколения в поколение яркость оперения самцов все более и более усиливается.)

  1. Что такое «генотип»? Геноти́п — совокупность генов данного организма, которая, в отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё отличием генотипа от генома является включение в понятие «геном» некодирующих последовательностей, не входящих в понятие «генотип»).

    Вместе с факторами внешней среды определяет фенотип организма.

  1. Что такое «геном»? ГЕНОМ — совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида организмов; основной гаплоидный набор хромосом.
  1. Какие естественные науки и чем подтверждают синтетическую теорию эволюции?

(СТЭ) — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. СТЭ также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие.

  1. Что изучает генетика?

Генетика — это наука, изучающая наследственность и изменчивость признаков. Получили дальнейшее развитие цитогенетика, биохимическая генетика, радиационная генетика, генетика микроорганизмов, патогенных для человека, моделирование наследственных болезней. Специальная область медицинской генетики — клиническая генетика — изучает наследственные болезни, их патогенез, клинический полиморфизм, вопросы дифференциальной диагностики, а также методы лечения и профилактики.

  1. Что является предметом экологии?

Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.

  1. Перечислите наиболее известные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Самозарождение жизни

Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Древнем Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Согласно этой гипотезе, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.

Теория стационарного состояния

Согласно теории стационарного состояния, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

Теория Опарина — Холдейна

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году была переведена на английский и возродила интерес к теории самозарождения . Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их Коацерватные капли, или просто коацерваты.

  1. В чем суть гипотезы креационизма?

Креациони́зм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Креационистские концепции варьируют от чисто религиозных до претендующих на научность. Такие направления как «научный креационизм» и, появившаяся в середине 1990-х годов нео-креационистская концепция «Разумного замысла» (англ. Intelligent design), утверждают, что имеют научное основание. Однако, научным сообществом они признаны псевдонаучными концепциями, поскольку не соответствуют критериям верифицируемости, фальсифицируемости и принципу Оккама, а также противоречат научным данным.

  1. Сформулируйте основные идеи гипотезы панспермии.

Жизнь на Землю была занесена из космоса, поскольку в нем зародыши жизни и белковые элементы непрерывно переносятся с планеты на планету (основание – найденные на метеоритах органические соединения).

В теории панспермии существует два утверждения. Первое: жизнь всегда существовала, она тесно связана с материей. Второе: микроорганизменные споры могут, а также должны переноситься посредством космического пространства.

27. Раскройте суть гипотезы биохимической эволюции.

Жизнь произошла естественным путем в результате саморазвития химических и физических процессов . В 20-е гг XX в. русский ученный А.И. Опарин и англичанин ДЖ. Халдин высказали гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений. Эта гипотеза и легла в основу современных представлений. 28. На чем основана гипотеза самопроизвольного зарождения жизни?

Согласно этой гипотезе, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. жизнь самозарождается при создании для этого подходящих условий, и это на протяжении всей истории Земли на ней происходило неоднократно, однако попытки создания жизни в искусственных лабораторных условиях (в «пробирке») химическим путем пока не удались.

29. Каких предков человека (согласно науке) Вы знаете?

Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки же гоминид начали осваивать открытые пространства. Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа — предшественник человека (про-тантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Или : кроманьонца- человек разумный—неандертальца-человек неандертальский—питекантропа-человек прямоходящий—человек умелый—австралопитеки — предшественники людей—дриопитеки.

30. В чем состоит основная идея дарвинизма?

Основная идея дарвинизма состоит в том, что эволюция происходит за счёт отбора из очень обширного, практически неисчерпаемого материала изменчивостиЭволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе. 31. Назовите основные абиотические предпосылки возникновения человека.

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы: мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором. Основные предпосылки: геологические, географические и климатические. К абиотическим предпосылкам антропосоциогенеза следует отнести также влияние космических (ритмы солнечной активности, влияние космических лучей и др.) и физико-химических факторов (состав атмосферы, радиационных факторов (состав атмосферы, радиациооный фон).

32. Перечислите наиболее важные геологические и климатические предпосылки антропосоциогенеза

Геологические предпосылки антропосоциогенеза включают в себя оледенения и потепления, усиленный вулканизм, сейсмические и тектонические процессы, повышение уровня радиоактивности (в результате землетрясений, горообразований, тектонических разломов коры и др.), изменение магнитного поля Земли (за последние 5 млн лет магнитные полюсы Земли менялись 4 раза).

Географические предпосылки .включают в себя прежде всего изменения очертаний материков и морей. Географические предпосылки связаны также с климатическими изменениями, вызванными оледенениями,резкие колебания уровня Мирового океана. Во время оледенений этот уровень понижался по сравнению с современным на 120 м.

33. Назовите основные виды антропоидов, живущих на Земле и сегодня.

Четыре вида известных сейчас антропоидов (человекообразных обезьян) — шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон — представляют собой боковые ветви «родственников» человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена.

34. Каковы особенности «человека умелого»? Челове́к уме́лый (лат. Homo habilis) — высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Масса головного мозга у него была 650 граммов. Он также отличался от австралопитеков строением таза. У Человека умелого происходит перераспределение долей мозга —затылочная доля мозга уменьшается в пользу увеличения лобной, теменной, височной. Размер зубов уменьшается, зубная эмаль становится менее толстой. У Человека умелого первый палец стопы не был отведён в сторону, а также, как у нас, располагался вместе с другими пальцами. Это означало, что нога его была полностью приспособлена только к двуногому передвижению. Размер мозга Человека умелого — 650-1100 см3. Рост составлял 1,0—1,5 м, вес — около 30—50 кг. Его лицо имело архаичную форму, плоским носом и выступающими вперёд челюстями. Голова Человека умелого стала более округлой формы, чем у австралопитеков. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека; кости рук и бёдер кажутся более современными, а ноги имели вполне «современную» форму. У особей Человека умелого был заметный половой диморфизм — самки имели более широкие бёдра по сравнению с самцами. Рацион питания был в основном вегетарианский, но так же входило в него и мясо. Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки — неоднократно находили вместе с останками этого существа.

35. Какова роль труда в формировании человека? Трудовая деятельность (производство орудий труда) закономерно и неизбежно формируется в ходе систематического использования естественных предметов. С возникновением и освоением производства орудий труда был осуществлен один из важнейших в истории развития материального мира качественный скачок: из биологического мира посредством трудовой деятельности выделилась качественно новая форма материи — человеческое общество. Став устойчивым, постоянным фактором жизни, трудовая деятельность обусловила зарождение социальных отношений, сознания, мышления, воли, языка, т.е. окончательное превращение животного в человека.

36. Что собой представляет сознание с научной точки зрения? Укажите основные его характеристики. Сознание — способность сознавать, отдавать себе отчёт о своём состоянии, действиях и месте в мире; способность соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему; необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря сознанию субъект отличает себя от окружающего его мира, говорит о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства; сознание еще не есть мышление, а только способность соотнесения себя с миром, способность отлучения себя от всего остального; в противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. 37. Какова структура сознания с точки зрения современной психологии? В структуре сознания можно выделить три уровня сознания отражающие действительность: чувственно-эмоциональный: это непосредственное отражение объекта органами чувств в его конкретности, уникальности, многообразии характеристик; рационально-дискурсивный: опосредованное отражение объекта, выделение в нем существенных характеристик; интуитивно-волевой: определяет самосознание человека, обеспечивает целостность опыта восприятия объекта, гарантирует единство чувств и разума. проходит среди людей.

38. Что отличает психику человека от психики животного? Основные различия между ними: 1. Животное может действовать только в рамках ситуации, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями. Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно. Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий. 2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но не могут создать орудие труда. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. 3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства. 4. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек. С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

39. В чем проявляется активность сознания? Проявления активности сознания: активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;основа преобразовательной деятельности человека;прогнозирование природных и социальных процессов. Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности).

Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике. Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т.д. Второй«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

40. В чем обнаруживается связь сознания и языка? Связь между языком и сознанием проявляется в пределах осознания субъектом явлений в процессе их восприятия. Суть феномена заключается в том, что человек может осознанно воспринимать окружающий мир только в тех категориях, которые образованы с помощью языка той культуры, к которой он принадлежит.

41. В чем состоит главная проблема «искусственного интеллекта»? Проблема заключается в том, что существует материя, способная ощущать, и материя, созданная из тех же атомов и в тоже время не обладающая этой способностью. Вопрос, таким образом поставлен вполне конкретно и, тем самым, толкает проблему к решению. Кибернетика вплотную занялась исследованием механизмов саморегуляции и самоуправления.

42. Существует ли связь между сознанием и бессознательным? Что обычно относят к бессознательному?

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Связь: сознательная деятельность возможна лишь при условии, когдамаксимальное число её элементов осуществляется бессознательно (автоматически).

По мнению Выготского, сознание, которое осозновало бы всё, ничего бы не осознавало. Глазз, который ббы видел все, именно поэтому не видел бы ничего.

43. В чем состоит суть психосоматической проблемы с научной точки зрения?

Из нашего учебника: психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая. В качестве производящего начала информационной причины выступает специфическая структура кода, в которой воплощена информация. Действие психической причины есть цепь кодовых нейродинамических преобразований, каждое из которых реализуется на разных уровнях нервной системы и формирует управляющий эффект в соответствующей подсистеме человека.

44. Как связаны между собой мозг и сознание?

Достоверно известно: сознание есть только там, где есть здоровый, нормально функционирующий г.м. человека. Смерть мозга, даже когда искусственно продолжается кровообращение в теле и дыхание легких, отождествляется специалистами с биологической смертью человека, после которой остается только его труп. Нарушения метаболизма мозга, в первую очередь кислородное голодание приводят к нарушениям сознания от небольших отклонений до глубокой комы. Всё больше раскрывается физиологический механизм сознательных, избирательных и бессознательных, автоматизированных психических актов.

45. Чем занимается генетика? схожесть родителей и потомков организмов одного вида определяется наследственностью, а их отличительные особенности – изменчивостью. Два свойства – наследственность и изменчивость – характерны не только для человека, но и для всего живого на Земле. Изучением этих важнейших свойств живых существ занимается наука – генетика.

46. Какие проблемы изучает биоэтика? Биоэтика — учение о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий. Б. постулирует недопустимость нанесения вреда человеку, его потомству и его окружению.

47. Что подразумевают ученые под термином «здоровье»? Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Вообще понятие З. является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

48. Какие социальные факторы оказывают влияние на здоровье в первую очередь? а состояние здоровья накладывают свой отпечаток многие факторы, обусловленные как биологическими, так и социально-экономическими предпосылками. Более того, данные группы факторов взаимосвязаны. Так, существенное снижение защитного потенциала многих граждан России, явившееся следствием социально-экономических трудностей современного периода, развитие алкоголизма, ослабление механизмов самосохраняющего поведения приводит к заболеваниям и дефектам, многие из которых затем передаются потомству. В свою очередь больное и ослабленное поколение неспособно к интеллектуальному и физическому совершенствованию, к освоению новых современных видов деятельности, что блокирует возможности социально-экономического развития страны. Появляются новые факторы, существенно влияющие на состояние здоровья нации, которые были неизвестны еще одно-два поколения назад. Так, уровень радиационного, химического, микроэлементного загрязнения окружающей среды вошел в число обстоятельств, серьезно воздействующих на заболеваемость как в целом по стране, так и по отдельным территориям в особенности. Однако при этом основными факторами влияния на здоровье нации продолжают оставаться: — условия труда, характер и уровень его оплаты; — уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса; — профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и/или организацией данного вида деятельности; — уровень и качество питания; — жилищные условия; — особенности образа жизни; — вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.); — состояние окружающей среды; — уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние.

49. Что понимается сегодня под «здоровым образом жизни»? Здоровый образ жизни – это результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек)правила зож: • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;• закаливание; соблюдение норм морали. психоэмоциональное состояние человека.