ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 2

17

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ

МОСКВА 2010

Методическое руководство по психодиагностическому сопровождению учебного процесса в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России – М., 2010. – 33 с.

Методическое руководство подготовили:

1. Т.Н. Гуренкова – к.б.н., начальник НИО психологической и психофизиологической диагностики ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»;

2. О.Ю. Голубева – зам. начальника НИО психологической и психофизиологической диагностики ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»;

3. В.В. Куркина – старший научный сотрудник НИО психологической и психофизиологической диагностики ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России;

4. А.А. Тарасова – ведущий психолог НИО психологической и психофизиологической диагностики ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»;

5. О.Ю. Колесавина – психолог I категории НИО психологической и психофизиологической диагностики ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России».

Методическое руководство содержит перечень психодиагностических мероприятий обязательных к проведению в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, описание основных методологических подходов и психодиагностического инструментария, отвечающего требованиям валидности, надежности и прогностичности. Методическое руководство предназначено для специалистов подразделений психологического обеспечения учебного процесса, руководителей структурных подразделений, сотрудников воспитательной и кадровой служб.

11 стр., 5348 слов

Специфика работы психологической службы Центра социальной помощи семье и детям Михайловского района

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Факультет психологии и философии ОТЧЕТ О прохождении учебно-ознакомительной практики Выполнила : Соврулина Е.С. ,3 курс, Группа 261-п Инженер по практике Одинцова Е.А. __________(оценка) __________(подпись) Руководитель практики от КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского ...

1. Общие положения

1.1. Психодиагностическое сопровождение учебного процесса является неотъемлемой частью работы специалистов подразделений психологического обеспечения учебного процесса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на динамическое наблюдение за психологическим состоянием курсантов в период прохождения службы.

1.2. Целью данного направления психологической работы является определение успешности адаптации, оценка уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности курсантов и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, наблюдение за динамикой группы, а также создание базы психологической информации, необходимой для подготовки социально-психологических портретов на выпускников.

1.3. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса включают в себя:

— профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение;

— углубленное психодиагностическое обследование курсантов, отнесенных по результатам профессионального психологического отбора к III категории профессиональной психологической пригодности;

— психодиагностический мониторинг;

— допуск к несению караульной службы (в соответствии с профилем образовательного учреждения);

11 стр., 5073 слов

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Факультет технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Кафедра педагогики Курсовая работа на тему: «Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях» Выполнил: студент 2 курса, 112 группы, факультета ФТИИиПО Калашников Максим Геннадьевич Научный ...

— аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее СИЗОД);

— постэкспедиционное обследование;

— психодиагностические мероприятия по индивидуальному запросу.

1.4. Ответственность за своевременность организации психодиагностических мероприятий в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России возлагается на руководителей подразделений (лиц их замещающих) психологического обеспечения учебного процесса.

1.5. Результаты психодиагностических обследований заносятся в индивидуальные карты психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

1.6. Первичные протоколы психодиагностических обследований курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России подлежат обязательному кодированию.

1.7. Индивидуальные карты психологического изучения и книги регистрации кодов хранятся в сейфе подразделения психологического обеспечения учебного процесса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МЧС России.

1.8. Первичные протоколы психодиагностических обследований и индивидуальные карты психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России хранятся в подразделениях психологического обеспечения учебного процесса в течение всего срока обучения, а по окончании обучения – 3 года.

1.9. В случае перевода курсанта в другое государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МЧС России индивидуальная карта психологического изучения может быть передана руководителю (лицу его замещающему) подразделения психологического обеспечения учебного процесса по письменному запросу. С момента передачи он несет ответственность за хранение данного документа и неразглашение содержащейся в нем информации.

10 стр., 4990 слов

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

29 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. №____ Уровень высшего образования МАГИСТРАТУРА Направление подготовки ХХХ Психолого-педагогическое образование Квалификация: Магистр Область применения 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО, стандарт) представляет собой совокупность ...

1.10. Психологическая информация, полученная в ходе проведения психодиагностических мероприятий, предназначена для служебного пользования и не подлежит разглашению.

1.11. Психологическая информация может быть предоставлена для служебного пользования уполномоченным на то лицам только в виде заключения установленной формы (Приложение № 2, п. 2.1. – 2.6 к настоящему Руководству).

1.12. Психологическая информация также может быть предоставлена по решению суда или в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.13. Персональную ответственность за качество, научную обоснованность и достоверность заключений несет психолог, проводивший обследование, и руководитель подразделения (лицо его замещающее) психологического обеспечения учебного процесса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МЧС России.

2. Профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования мчс России

2.1. Профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России проводится в отдельно выделенные дни до начала иных вступительных испытаний с целью вынесения категории профессиональной психологической пригодности.

2.2. Профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России проводится специалистами подразделений психологического обеспечения учебного процесса.

2.3. Методическое руководство и контроль мероприятий по профессиональному психологическому отбору кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России осуществляется специалистами ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», включенными в состав предметных экзаменационных комиссий по определению профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение.

4 стр., 1659 слов

Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и психологическая компетентность в педагогическом общении.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два ...

2.4. Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, вынесенные по результатам профессионального психологического отбора, заносятся в экзаменационные ведомости (Приложение № 2, п. 2.1. к настоящему Руководству).

2.5. Экзаменационные ведомости с результатами профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России предоставляются председателю приемной комиссии вуза.

2.6. Результаты профессионального психологического отбора кандидатов, зачисленных на обучение, заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

3. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса, проводимые на I курсе

3.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности по результатам профессионального психологического отбора при поступлении в вузы, проводится в сентябре первого года обучения с целью составления плана психокоррекционных мероприятий на учебный год.

3.1.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов c III категорией профессиональной психологической пригодности по результатам профессионального психологического отбора при поступлении в вузы проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

3.1.2. По результатам профессионального психологического отбора при поступлении и углубленного психодиагностического обследования курсантов с III категорией профессиональной психологической пригодности готовится заключение в установленной форме, которое предоставляется руководству курса (Приложение № 2, п. 2.2. к настоящему Руководству).

3.1.3. Результаты углубленного психодиагностического обследования курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

9 стр., 4010 слов

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД

2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал центра профессиональной подготовки № 1 Главного управления внутренних дел по Свердловской области РЕФЕРАТ Тема: Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД Слушатель: мл. сержант милиции Биктимиров Альберт Фердаусович Екатеринбург 2009 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Психологические особенности деятельности ...

3.2. Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности проводится в октябре первого года обучения с целью оценки установленных отношений между личностью курсанта и требованиями к конкретной профессиональной деятельности и среды.

3.2.1. Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 4 к настоящему Руководству).

3.2.2. По результатам мониторинга процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности готовится заключение в установленной форме, которое предоставляется руководству курса (Приложение № 2, п. 2.3. к настоящему Руководству), и составляется план психокоррекционных мероприятий.

3.3. По результатам профессионального психологического отбора при поступлении в вузы и результатам углубленного психодиагностического обследования курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, в октябре первого года обучения составляется список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы.*

3.3.1. Список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, предоставляется руководству курса.

3.3.2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием согласно расписанию занятий и караульной службы проводятся ежедневно в соответствии со стандартами (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

3.4. Первичная аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится в ноябре первого года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 6 к настоящему Руководству).*

3.4.1. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел протокола аттестации установленной формы (Приложение № 2, п. 2.4. к настоящему Руководству).

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (пмпк)

  Предлагаемые в Руководстве документы подготовлены на основе детального анализа реально использовавшихся и использующихся в настоящее время документов во всех регионах Российской Федерации. Руководство может лечь в основу, усовершенствования деятельности ПМПК и разработки типового положения о ПМПК.   Раздел I общие положения   Введение   1. В данном Руководстве представлена ...

3.4.2. Протоколы аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД предоставляются в аттестационную комиссию в трех экземплярах.

3.4.3. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

* для психологов отдела психологического сопровождения учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России

4. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса, проводимые на II курсе

4.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» (III категория профессиональной психологической пригодности) проводится в сентябре второго года обучения с целью оценки динамики социальной адаптации, состояния психологического здоровья и составления плана психокоррекционных мероприятий на учебный год.

4.1.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

4.1.2. По результатам углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» при условии успешной социальной адаптации, разрешении личностных проблем и изменений состояния здоровья «группа риска» может быть снята.

4.1.3. Результаты углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

4.2. Обновление списка курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, проводится в октябре второго года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 7 к настоящему Руководству).*

4.2.1. Обновленный список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, предоставляется руководству курса.

4.2.2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием согласно расписанию занятий и караульной службы проводятся ежедневно в соответствии со стандартами (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

4.3. Первичная аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится в марте второго года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 6 к настоящему Руководству).**

4.3.1. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел протокола аттестации установленной формы (Приложение № 2, п. 2.4. к настоящему Руководству).

* для психологов отдела психологического сопровождения учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России

** для психологов отделов психологического сопровождения учебного процесса вузов Государственной противопожарной службы МЧС России

4.3.2. Протоколы аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД предоставляются в аттестационную комиссию в трех экземплярах.

4.3.3. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

5. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса, проводимые на III курсе

5.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» (III категория профессиональной психологической пригодности) проводится в сентябре третьего года обучения с целью оценки динамики социальной адаптации, состояния психологического здоровья и составления плана психокоррекционных мероприятий на учебный год.

5.1.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

5.1.2. По результатам углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» при условии успешной социальной адаптации, разрешении личностных проблем и изменений состояния здоровья «группа риска» может быть снята.

5.1.3. Результаты углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

5.2. Обновление списка курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, проводится в октябре третьего года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 7 к настоящему Руководству).*

5.2.1. Обновленный список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, предоставляется руководству курса.

5.2.2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием согласно расписанию занятий и караульной службы проводятся ежедневно в соответствии со стандартами (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

* для психологов отдела психологического сопровождения учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России

5.3. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности в профессиональной сфере проводится в феврале третьего года обучения.

5.3.1. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности в профессиональной сфере проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 8 к настоящему Руководству).

5.3.2. По результатам психодиагностического мониторинга по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности в профессиональной сфере готовится заключение в установленной форме, которое предоставляется руководству курса (Приложение № 2, п. 2.5. к настоящему Руководству), и составляется план психокоррекционных мероприятий.

5.3.3. Результаты психодиагностического мониторинга по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности в профессиональной сфере заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

6. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса, проводимые на IV курсе

6.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» (III категория профессиональной психологической пригодности) проводится в сентябре четвертого года обучения с целью оценки динамики социальной адаптации, состояния психологического здоровья и составления плана психокоррекционных мероприятий на учебный год.

6.1.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 3 к данному Руководству).

6.1.2. По результатам углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» при условии успешной социальной адаптации, разрешении личностных проблем и изменений состояния здоровья «группа риска» может быть снята.

6.1.3. Результаты углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

6.2. Обновление списка курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, проводится в октябре четвертого года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 7 к настоящему Руководству).*

6.2.1. Обновленный список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, предоставляется руководству курса.

6.2.2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием согласно расписанию занятий и караульной службы проводятся ежедневно в соответствии со стандартами (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

6.3. Периодическая аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится в феврале четвертого года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 6 к настоящему Руководству).*

6.3.1. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел протокола аттестации установленной формы (Приложение № 2, п. 2.4. к настоящему Руководству).

6.3.2. Протоколы аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД предоставляются в аттестационную комиссию в трех экземплярах.

6.3.3. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

7. Мероприятия по психодиагностическому сопровождению учебного процесса, проводимые на V курсе

7.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» (III категория профессиональной психологической пригодности) проводится в сентябре пятого года обучения с целью оценки динамики социальной адаптации, состояния психологического здоровья и составления плана психокоррекционных мероприятий на учебный год.

7.1.1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов «группы риска» проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

7.1.2. По результатам углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» при условии успешной социальной адаптации, разрешении личностных проблем и изменений состояния здоровья «группа риска» может быть снята.

* для психологов отдела психологического сопровождения учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России

7.1.3. Результаты углубленного психодиагностического обследования курсантов «группы риска» заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

7.2. Обновление списка курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, проводится в октябре пятого года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 7 к настоящему Руководству).*

7.2.1. Обновленный список курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, предоставляется руководству курса.

7.2.2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием согласно расписанию занятий и караульной службы проводятся ежедневно в соответствии со стандартами (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

7.3. Периодическая аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится в феврале пятого года обучения в соответствии со стандартами (Приложение № 6 к настоящему Руководству).**

7.3.1. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел протокола аттестации установленной формы (Приложение № 2, п. 2.4. к настоящему Руководству).

7.3.2. Протоколы аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД предоставляются в аттестационную комиссию в трех экземплярах.

7.3.3. Результаты аттестации по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД заносятся в соответствующий раздел индивидуальных карт психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

7.4. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности проводится в апреле пятого года обучения.

7.4.1. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 9 к настоящему Руководству).

* для психологов отдела психологического сопровождения учебного процесса Академии гражданской защиты МЧС России

** для психологов отделов психологического сопровождения учебного процесса вузов Государственной противопожарной службы МЧС России

7.4.2. По результатам психодиагностического мониторинга по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности готовятся заключения в установленной форме, которые предоставляются в отдел кадров для формирования личных дел выпускников (Приложение № 2, п. 2.6. к настоящему Руководству).

Вторые экземпляры заключений вкладываются в индивидуальные карты психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

8. Мероприятия по постэкспедиционному обследованию переменного состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования мчс России

8.1. Постэкспедиционное обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, принимавших участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проводится в случаях, когда работы сопровождались сильными физическими и психологическими перегрузками.

8.2. Постэкспедиционное обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, принимавших участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проводится с целью выявления наличия и степени выраженности дезадаптивных состояний.

8.3. Постэкспедиционное обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, принимавших участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проводится не позднее семи суток по окончании работ. Необходимость повторных обследований определяется психологом подразделения психологического сопровождения учебного процесса вуза.

8.4. Психодиагностическое обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, принимавших участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проводится в соответствии со стандартами (Приложение № 10 к настоящему Руководству).

8.5. Результаты постэкспедиционного обследования заносятся в индивидуальные карты психологического изучения курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

Для курсантов с выявленными дезадаптивными нарушениями составляется план психокоррекционных мероприятий.

8.6. Психолог обязан проинформировать начальника курса о результатах постэкспедиционного обследования и необходимости психокоррекционной работы с курсантами.

Приложение № 1

Индивидуальная карта психологического изучения курсанта государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МЧС России

I общие сведения

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

2. Факультет, группа ________________________________________________

3. Дата рождения ___________________________________________________

4. Образование _____________________________________________________

5. Сведения о трудовой деятельности до поступления в образовательное учреждение _________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Сведения о прохождении срочной военной службы ____________________

__________________________________________________________________

7. Семейное положение _____________________________________________

8. Сведения о семье (состав семьи, контактная информация) ______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Дополнительная информация (занятия спортом, увлечения и т.д.) _______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

II результаты профессионального психологического отбора

1. Заключение центра психологической диагностики (маркеры, группа профессиональной психологической пригодности) _________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Результаты профессионального психологического отбора при поступлении (стандартный блок методик и дополнительные методики) ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Группа профессиональной психологической пригодности по результатам профессионального психологического отбора при поступлении (сведения об изменении в процессе службы – для III группы) _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дополнительная информация (сведения из анкеты кандидата на обучение) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

III результаты психологического изучения в процессе учебы

1. Результаты психологического изучения на I курсе (стандартный блок методик плановых мероприятий; при наличии – блок методик внеплановых мероприятий)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ___________ /___________________/ «___»___________ 20___ г.

_______________________________________________________

2. Результаты психологического изучения на II курсе (стандартный блок методик плановых мероприятий; при наличии – блок методик внеплановых мероприятий)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ___________ /___________________/ «___»___________ 20___ г.

3. Результаты психологического изучения на III курсе (стандартный блок методик плановых мероприятий; при наличии – блок методик внеплановых мероприятий)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Психолог ___________ /___________________/ «___»___________ 20___ г.

4. Результаты психологического изучения на IV курсе (стандартный блок методик плановых мероприятий; при наличии – блок методик внеплановых мероприятий)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ___________ /___________________/ «___»___________ 20___ г.

5. Результаты психологического изучения на V курсе (стандартный блок методик плановых мероприятий; при наличии – блок методик внеплановых мероприятий)_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ___________ /___________________/ «___»___________ 20___ г.

Приложение № 2

Формы заключений по результатам психодиагностических обследований курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

2.1. Экзаменационная ведомость по результатам профессионального психологического отбора

_____________________________________________________________________

(название государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МЧС России)

Приемная комиссия

«____» ______________ 20___ г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ № ____

экзамена по профессиональному психологическому отбору кандидатов на обучение

(наименование дисциплины)

Экзаменаторы: 1.__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

2. _______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

3._______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

п/п

ФИО кандидата на обучение

Категория профессиональной

психологической пригодности

Подпись

экзаменатора

цифрой

прописью

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Всего: прибыли на экзамен ________ чел.

I категория ________ чел.

II категория ________ чел.

III категория ________ чел.

IV категория ________ чел.

не прибыли на экзамен ________ чел.

Председатель предметной экзаменационной комиссии

______________________________________ ______________________

(ФИО) (подпись)

Члены предметной экзаменационной комиссии

______________________________________ ______________________

(ФИО) (подпись)

______________________________________ ______________________

(ФИО) (подпись)

______________________________________ ______________________

(ФИО) (подпись)

2.2. Форма заключения по результатам профессионального психологического отбора при поступлении и углубленного психодиагностического обследования курсантов с III категорией профессиональной психологической пригодности

Группа

ФИО

Индивидуально-личностные

особенности

Суицидальный риск

(нужное подчеркнуть)

I, II

Группа высокой и нормальной

адаптации

Лица этой группы достаточно легко адаптируются к условиям среды, быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной и нервно-психической устойчивостью. Склонны к соблюдению общепринятых социальных норм и стандартов поведения. Проявление неадекватных форм поведения и нервно-психических срывов маловероятно.

1.

да/нет

2.

да/нет

3.

да/нет

III А

Лица этой группы отличаются повышенной конфликтностью, склонны к агрессивным проявлениям. Характерно гибкое отношение к социальным нормам и общепринятым стандартам поведения. Возможна повышенная готовность к совершению правонарушений. Нуждаются в повышенном контроле.

1.

да/нет

2.

да/нет

3.

да/нет

III Б

Лица этой группы отличаются повышенной тревожностью, сензитивны, эмоционально неустойчивы. Возможно проявление дезадаптивных форм поведения, связанных с низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности, ощущением враждебности окружающего мира, отсутствием навыков в общении и построении межличностных контактов. Нуждаются в повышенном контроле.

1.

да/нет

2.

да/нет

3.

да/нет

III В

Лица этой группы отличаются уровнем развития базового интеллекта ниже среднего и невысокими показателями интеллектуальной лабильности. Мышление конкретное, аналитические способности низкие. Возможны сложности в обучении и усвоении учебной программы. Нуждаются в контроле успеваемости.

1.

да/нет

2.

да/нет

3.

да/нет

2.3. Форма заключения по результатам мониторинга процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности курсантов I курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

1. Выводы о психологической атмосфере и сплоченности личного состава учебной группы (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено, методике определения индекса групповой сплоченности Сишора, методике оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера).

2. Описание сфер возможных конфликтов в учебной группе (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено).

3. Описание выявленных микрогрупп и их лидеров (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено).

4. Выявленные изолянты и примкнувшие (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено).

5. Взаимно отрицающие друг друга лица (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено).

6. Наиболее авторитетные и уважаемые члены учебной группы (по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено).

7. Выводы о социально-психологической адаптивности личного состава учебной группы (по методике самооценки социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности, по изученной документации).

Лица с уровнем социально-психологической адаптивности ниже среднего и низким.

8. Выводы о эмоционально-деятельностной адаптивности личного состава учебной группы (по методике самооценки социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности, по изученной документации).

Лица с уровнем эмоционально-деятельностной адаптивности ниже среднего и низким.

9. Рекомендации для руководства курса по учету данных обследования в работе с личным составом.

2.4. Раздел 1.1. Протокола аттестации на право ведения боевых действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде (показатели психофизиологического состояния)

Показатели

В единицах

В баллах

Сосредоточенность внимания, восприятие и переработка информации:

— скорость, ед/мин.

— точность, %

— продуктивность, ед

Наблюдательность (Н), %

Объём памяти, %

— слуховой (VС)

— зрительной (VЗ)

Скорость переключения внимания (ПВ), сек.

Тест Тейлор (уровень тревожности), баллы

Тест Айзенка (уровень нейротизма), баллы

Тест Беннета (техническое мышление), %

Средний балл

2.5. Формы заключений по результатам психодиагностического мониторинга по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности курсантов III курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

Таблица 1 (заполняется отдельно на каждую учебную группу)*

ФИО

Результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

I Уровень

базового

интеллекта

1. При поступлении

2. III курс

3. а) тенденция к увеличению

б) без изменений

в) тенденция к снижению

II Скорость

протекания и

гибкость

мыслительных

процессов

1. При поступлении

2. III курс

3. а) тенденция к увеличению

б) без изменений

в) тенденция к снижению

III Индивидуально-личностные

особенности

а) гармоничная личность

(психическая норма)

с выраженными ПВК

б) гармоничная личность

(психическая норма)

без выраженных ПВК

в) акцентуированная личность

г) личность с клинически

выраженными

характерологическими чертами

1. При

поступлении

2. III курс

IV Мотивационная направленность в

профессиональной сфере

1. а) высокая

б) средняя

в) низкая

1.1. При

поступлении

1.2. III курс

2. Преобладающий мотив в общей структуре мотивации

деятельности:

а) финансирование

б) признание заслуг

в) ответственность

г) отношения с руководителем

д) продвижение по службе

е) достижения

ж) содержание работы

з) сотрудничество

2.1. III курс

Таблица 2 (сводные результаты по всем обследованным)

Количество

обследованных

(курсанты III курса)

Динамика развития уровня базового интеллекта за истекший период обучения (в % от общего числа обследованных)

Динамика развития интеллектуальной лабильности (скорость протекания и гибкость мыслительных процессов) за истекший период обучения (в % от общего числа обследованных)

Динамика развития индивидуально-личностных особенностей за истекший период обучения (в % от общего числа обследованных)

Динамика развития мотивационной направленности в профессиональной сфере за истекший период обучения (в % от общего числа обследованных)

тенденция к увеличению

без изменений

тенденция к снижению

тенденция к увеличению

без изменений

тенденция к снижению

гармоничная личность

(психическая норма)

с выраженными ПВК

гармоничная личность

(психическая норма)

без выраженных ПВК

акцентуированная

личность

личность с клинически

выраженными

характерологическими

чертами

высокая

средняя

низкая

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

I

курс

Ш

курс

* Инструкция по заполнению таблицы:

1. ФИО курсантов учебной группы заносятся в верхнюю строку таблицы.

2. Данные на каждого курсанта заносятся в столбик под ФИО:

I Уровень базового интеллекта:

— в пункт 1 (при поступлении) заносится сырой балл по методике «Тест возрастающей трудности Д. Равена» по результатам профессионального психологического отбора при поступлении кандидатов на обучение;

— в пункт 2 (III курс) заносится сырой балл по методике «Тест возрастающей трудности Д. Равена» по результатам психодиагностического мониторингового обследования на III курсе;

— в пункт 3 заносится соответствующая буква (а, б или в).

II Скорость протекания и гибкость мыслительных процессов:

— в пункт 1 (при поступлении) заносится количество ошибок по методике «Интеллектуальная лабильность» по результатам профессионального психологического отбора при поступлении кандидатов на обучение;

— в пункт 2 (III курс) заносится количество ошибок по методике «Интеллектуальная лабильность» по результатам психодиагностического мониторингового обследования на III курсе;

— в пункт 3 заносится соответствующая буква (а, б или в).

III Индивидуально-личностные особенности:

— в пункты 1 (при поступлении) и 2 (III курс) заносится соответствующая буква (а, б, в или г) в зависимости от типа личностного профиля по методике СМИЛ или ММИЛ по результатам профессионального психологического отбора при поступлении кандидатов на обучение и психодиагностического мониторингового обследования на III курсе соответственно:

а) гармоничная личность (психическая норма) с выраженными ПВК (для юношей – ведущая 9 шкала, повышение по шкалам 4, 6, (ведущая 9 шкала и повышение 4 шкалы; ведущая 9 шкала и повышение 6 шкалы) и понижение по шкалам 2, 5, 0; для девушек – ведущие 9 и 5 шкалы и повышение по шкалам 4 или 6 на фоне понижения по шкалам 2, 0).

б) гармоничная личность (психическая норма) без выраженных ПВК (различные сочетания иных шкал, выраженность которых не превышает 70-Т баллов);

в) акцентуированная личность – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы (различные сочетания шкал, выраженность одной или более из которых превышают 70-Т баллов);

г) личность с клинически выраженными характерологическими чертами (различные сочетания шкал, выраженность одной или более из которых превышает 80-Т баллов).

IV Мотивационная направленность в профессиональной сфере:

— в пункт 1.1. (при поступлении) заносится соответствующая буква (а, б или в) по методике «Изучение динамики профессиональной направленности личности курсанта» (модифицированный вариант);

— в пункт 1.2. (III курс) заносится соответствующая буква (а, б или в) по методике «Изучение динамики профессиональной направленности личности курсанта» (модифицированный вариант);

— в пункт 2.1. (III курс) заносится соответствующая буква (а, б, в, г, д, е, ж или з) по методике «Определение мотивации в работе».

2.6. Форма заключения по результатам психодиагностического мониторинга по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России.

_________________________________________________________

(ФИО выпускника образовательного учреждения МЧС России)

1. Интеллектуально-мнестическая сфера _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Эмоционально-личностная сфера ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Мотивационно-волевая сфера ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Психофизиологические особенности ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вывод о готовности к самостоятельной профессиональной деятельности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог курса _______________ ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«____» _________ 20__ г.

Приложение № 3

Углубленное психодиагностическое обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России с III категорией профессиональной психологической пригодности

1. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, проводится в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, проводится в случаях когда:

— понижение общей категории профессиональной психологической пригодности происходит по личностному блоку;

— общая категория профессиональной психологической пригодности выставлена по всем исследуемым блокам.

3. Углубленное психодиагностическое обследование курсантов, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, проводится в соответствии с обязательным стандартом:

— многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (с обязательным подсчетом шкал 2-4 уровней);

— методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда;

— анкета оценки суицидального риска П.И. Юнацкевича;

— методика определения склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла (только для юношей).

4. По результатам профессионального психологического отбора при приеме на обучение и углубленного психодиагностического обследования курсанты «группы риска» распределяются по 3 группам:

III А – конфликтные, склонные к агрессивному поведению, склонные к деликвентному поведению;

III Б – сензитивные, тревожные, эмоционально неустойчивые;

III В – с уровнем интеллекта ниже среднего, низкой интеллектуальной лабильностью.

5. Для курсантов Академии гражданской защиты МЧС России, принятых на обучение с III категорией профессиональной психологической пригодности, в случаях, когда категория вынесена по интеллектуально-мнестическому блоку, проводится:

— методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»;

— собеседование.

По итогам собеседования и результатам, полученным по методике «Прогноз» (не ниже 6 – 10 стэн), курсанты данной группы могут быть допущены к несению караульной службы.

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 3» на электронном носителе.

Приложение № 4

Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности курсантов I курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

1. Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности курсантов I курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности курсантов I курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в каждой учебной группе.

3. Мониторинг процесса социальной адаптации к учебной и служебной деятельности курсантов I курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с обязательным стандартом:

I блок – изучение документации:

— успеваемость в учебе (учебные журналы);

— наличие поощрений/взысканий от руководства учебного учреждения или курсового звена (служебные карточки);

— количество обращений за медицинской помощью в поликлинику учебного учреждения, количество и характер полученных травм (журнал медицинского приема курсантов).

II блок – социометрическое исследование:

— методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Д. Морено;

— методика самооценки социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности;

— методика определения индекса групповой сплоченности Сишора;

— методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 4» на электронном носителе.

Приложение № 5

Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

1. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводятся ежедневно согласно расписанию занятий и караульной службы.

2. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводятся накануне дня заступления.

3. Психодиагностические мероприятия по допуску к заступлению на боевое дежурство с оружием курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводятся в соответствии с обязательным стандартом:

а) беседа:

— лично-семейные конфликты (несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со стороны родственников и окружающих, ревность, измена, потеря значимого другого, болезнь и смерть близких, препятствия к удовлетворению ситуационной актуальной потребности, неудовлетворенность поведением и личностными качествами значимых других, одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция, неудачная любовь и т.п.);

— оценка актуального психоэмоционального состояния;

— оценка физического самочувствия;

— конфликты в учебной сфере (несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа, несправедливые требования к исполнению служебных или учебных обязанностей);

— ситуационные актуальные материально-бытовые трудности.

б) психодиагностический инструментарий:

— тест цветовых выборов Люшера (анкета оценки психоэмоционального состояния);

— опросник САН (методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина – в части касающейся реактивной тревожности, опросник А. Веска, госпитальная шкала тревоги и депрессии А. Зигмонда, экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению В.В. Бойко, экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко);

— вариационная кардиометрия (по Р.М. Баевскому).

4. По результатам проведенных психодиагностических мероприятий психолог обязан внести в постовую ведомость допуск/недопуск каждого курсанта к заступлению на боевое дежурство с оружием.

5. В день заступления курсантов на боевое дежурство с оружием психолог обязан присутствовать на разводе караула с целью оценки актуального психоэмоционального состояния курсантов (при визуальной диагностике обратить внимание на двигательную сферу (повышенная рассеянность; своеобразие двигательных реакций – движения резкие, нескоординированные; навязчивые действия – повторяющиеся действия и движения, не имеющие смыслового предназначения; заторможенность действий; суетливость; выраженный тремор рук), поведенческие реакции (несдержанность; негативные высказывания; тревожность), эмоциональную сферу (повышенная раздражительность; унылость; быстрые колебания настроения; бурные эмоциональные проявления).

6. В случае выраженного негативного психоэмоционального состояния у курсанта психолог имеет право не допустить его к заступлению на боевое дежурство с оружием на любом этапе мероприятий по допуску.

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 5» на электронном носителе.

Приложение № 6

Аттестация по оценке профессиональной пригодности курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД

1. Первичная (периодическая) аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Первичная (периодическая) аттестация по оценке профессиональной психологической пригодности курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России на право ведения боевых действий по тушению пожаров в СИЗОД проводится психологом в части касающейся в соответствии с обязательным стандартом:

— корректурный тест (кольца Ландольта);

— методика оценки наблюдательности (заполнение схемы тушения пожара);

— методика оценки кратковременной вербальной (слуховой, зрительной) памяти (запоминание 12 слов);

— методика оценки скорости переключения внимания (Красно-черная таблица Шультце-Платонова);

— методика определения уровня тревожности (тест Тейлора);

— методика определения уровня нейротизма (тест Айзенка);

— методика определения способности к техническому мышлению (тест Беннета).

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 6» на электронном носителе.

Приложение № 7

Психодиагностические мероприятия по обновлению допуска курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России к несению караульной службы

1. Обновление списка курсантов, допущенных психологом к несению караульной службы, осуществляется ежегодно в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Автоматическое продление допуска к несению караульной службы получают курсанты, допущенные ранее по результатам профессионального психологического отбора и углубленного психодиагностического обследования, при условии отсутствия за истекший период дисциплинарных взысканий и положительно характеризующиеся руководством курса.

3. Допуск к несению караульной службы получают курсанты при снятии «группы риска» по результатам углубленного психодиагностического обследования, проводимого ежегодно с курсантами «группы риска».

4. С курсантами, допущенными ранее к несению караульной службы, но имеющими за истекший период дисциплинарные взыскания, отрицательные отзывы руководства курса и проблемы во взаимоотношениях с коллективом, проводятся психодиагностические мероприятия с целью подтверждения или отмены допуска.

5. Психодиагностический инструментарий для проведения обследования, отвечающий требованиям надежности, валидности и прогностичности, подбирается психологом индивидуально в каждом конкретном случае.

6. В случаях отмены допуска к несению караульной службы по результатам психодиагностического обследования курсанты включаются в «группу риска» для дальнейшего проведения психокоррекционных мероприятий.

Приложение № 8

Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности курсантов III курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

1. Психодиагностический мониторинг с целью оценки развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности курсантов III курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Психодиагностический мониторинг с целью оценки развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности курсантов III курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с обязательным стандартом:

— тест возрастающей трудности Д. Равена;

— методика «Интеллектуальная лабильность»;

— стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л.Н. Собчик (при недостоверных результатах проводится ретест по методике многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину);

— методика изучения динамики профессиональной направленности личности курсанта (модифицированный вариант);

— методика определения мотивации в работе.

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 8» на электронном носителе.

Приложение № 9

Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности курсантов V курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России

1. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности курсантов V курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с планом основных мероприятий на год.

2. Психодиагностический мониторинг по оценке развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, мотивационной направленности и готовности к самостоятельной профессиональной деятельности курсантов V курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с обязательным стандартом:

— тест возрастающей трудности Д. Равена;

— методика «Интеллектуальная лабильность»;

— стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л.Н. Собчик (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину);

— 16 PF опросник Кеттелла (форма А);

— методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС);

— моторная проба Шварцландера;

— методика «Прогноз»;

— методика оценки скорости зрительно-моторной реакции (СЗМР);

— методика определения уровня внимания «Числовой квадрат»;

— методика изучения кратковременной и долговременной памяти «Запоминание 10 слов».

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 9» на электронном носителе.

_______________________________________________________

Приложение № 10

Психодиагностическое обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России в постэкспедиционный период

1. Постэкспедиционное обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России является неплановым мероприятием по психодиагностическому сопровождению учебного процесса.

2. Постэкспедиционное обследование курсантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России проводится в соответствии с обязательным стандартом:

— методика оценки функционального состояния (ВКМ по Р.М. Баевскому);

— формализованное психодиагностическое интервью;

— опросник травматического стресса И. Котенева (в части касающейся ОСР).

Примечание: психодиагностический инструментарий (инструкции пользователя, регистрационные бланки, опросники, ключи, интерпретации) находятся в папке «Приложение № 10» на электронном носителе.