Человек в психоанализе
Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 Литература 17 Введение Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире является одной из основных и важнейших философских проблем. Истории научной мысли известно множество различных концепций природы человека, которые постоянно дополняются новыми и модифицированными идеями. Важное место среди других направлений социальной мысли, формулирующих и объясняющих проблему природы человека, принадлежит психоанализу. Исследование и анализ учений о человеке в различных направлениях психоанализа содействует созданию более полных представлений о проблеме природы человека в философии, социальной мысли и антропологии. Изучение проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции способствует, таким образом, дополнению и созданию адекватной целостной картины развития отечественных философских, антропологических и психоаналитических представлений о природе человека. Для целей реферирования мы выберем особенности российской психоаналитики и рассмотрим проблемы человека в психоанализе именно в рамках данного положения. Это, несомненно, важно и актуально, поскольку до настоящего времени было достаточно мало изучено. Следует принять во внимание, что развитие российской психоаналитической традиции в силу действия ряда факторов внешнего и внутреннего порядка, осуществлялось крайне неравномерно и в определенные периоды российской истории реализовывалось в латентных формах. При этом именно данный сегмент исследования, для нас, как для граждан России представляет особенную практическую значимость Для выработки представления о российской психоаналитической традиции и истолковании в ней проблемы природы человека, пожалуй, наибольший интерес представляют начальные фазисы ее эволюции, поскольку именно в эти периоды специфика российской психоаналитической традиции проявилась наиболее определенно. 1. Человек в психоанализе 1.1 Исследование вопроса в мировой науке Проблема природы человека, как одна из центральных философских проблем, хорошо освещена в философской литературе. В то время как психоанализ занял определенное место среди других направлений философской мысли XX века, в западной научной литературе появился ряд публикаций посвященных философскому анализу работ 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены работы К.-Х. Брауна, И. Бреса, И. Великовского, Б. Гройса, А. Грюнбаума, Д. Клайтона, Г. Маркузе, Э. Мунье, К. Поппера, Д. Ранкур-Лаферрьера, Ж.-П. Сартра, З.Фрейда и т.д. Философская и антропологическая природа классического и реформированного психоанализа так или иначе отмечается и акцентируется в работах по истории психоанализа, выполненных западными исследователями (Ф. Александер, Р. Дадун, Э. Джонс, Ж. Марта, Э. Рудинеско и др.). 1.2 Особенности психоанализа в России Прослеживая формирование проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, отметим, что адаптация и развитие психоаналитических идей в России происходили одновременно по трем направлениям: 1) использование и распространение психоанализа как метода психотерапии; 2) изучение, критика и творческая разработка психоанализа как теоретического направления психологии; 3) осмысление и анализ отдельных компонентов психоанализа, эклектическое развитие их в русле философских теорий и морально-этических концепций, использование психоаналитических идей в разных направлениях социальной и антропологической мысли. Отметим, что столь четкое разграничение данных направлений не успело сформироваться, хотя определенные тенденции к такому формированию имелись. Становление российской психоаналитической традиции происходило по трем названным направлениям одновременно. Врачи-психотерапевты, наряду с практическим использованием психоанализа как нового метода психотерапии, часто занимались теоретическим развитием психоаналитических гипотез, выходившим за рамки традиционных медицинских исследований и рассматривали идеи 3. Фрейда как философско-антропологическое учение; философы, публицисты, общественные деятели, ориентируясь на теоретическое осмысление и критическое использование психоаналитических идей, обращались к их практическому применению и интересовались их клинической историей. 2. Психоаналитическая философия и антропология 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека В своем органическом единстве психоаналитические представления о психической реальности и бытии человека в мире образовали своеобразную психоаналитическую философию, ориентированную на решение ряда важных философских проблем, в том числе и проблемы природы человека. Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека нашла соответствующее отражение и развитие в российской психоаналитической традиции, которая в значительной мере формировалась на основе данной проблемы, причем проблема природы человека с течением времени заняла доминирующее положение в российской психоаналитической традиции. Отмечен большой интерес, проявляемый в современной российской философии и антропологи к различным аспектам психоанализа (обусловленный некоторыми возможностями синтеза различных методов индивидуально-личностых и соцокультурных феноменов, сциентистских и антисциентистских подходов к исследованию бытия и природы человека), что предполагает и необходимость последовательного изучения российской психоаналитической традиции. Отмечено, что психоаналитические идеи все чаще органически вливаются в различные направления современной философской мысли, и оказывают значительное воздействие на развитие философии и антропологии. Проблема природы человека в российской психоаналитической традиции характеризуется как своеобразием в отражении идей 3. Фрейда и лидеров других направлений психоанализа, так и выделением специфических проблемных полей, представляющих особый интерес для российских последователей и исследователей психоанализа. В ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических исследований разного рода воззрений о природе человека в целом, структуре человеческой психики и организма, построенных на базе междисциплинарных связей, включающих в себя метафизические и социально-философские положения. Природа человека рассматривалась в российской психоаналитической традиции в сочетании концепций различных психоаналитических школ, а также направлений, сформировавшихся в русской философии, психологии, социологии и русской классической литературе. Психоаналитические представления о человеческой природе в российской психоаналитической традиции нередко приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа носила отчетливо выраженный гуманитарно-экспериментальный характер. 2.2 Эрос в психоаналитике С учетом выделения в российской психоаналитической традиции Эроса и Танатоса, любви и деструктивности, в качестве наиболее существенных компонентов природы человека, одной из наиболее значимых содержательных особенностей российской психоаналитической традиции было критическое отношение части российских психоаналитиков, российских психоаналтических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа к теории сексуальности 3. Фреда или избегание обсуждения проблем либидо и сексуальности. На начальном этапе это проявлялось в предположении о влиянии сексуальности не как инстинкта, а как фактора, обусловленного социальными нормами и запретами, далее — в переходе от исследования сексуализированного либидо к поиску иных, движущих человеком сил. В числе важнейших содержательных особенностей российской психоаналитической традиции отмечено внимание к вопросам смерти и деструктивного поведения. Тема смерти в российском психоанализе восходит своими корнями к русской философии (работам В. С. Соловьева и В. И. Иванова и др.), к русской классической литературе, своеобразию духовного содержания русской культуры. Имеются основания полагать, что отличительной чертой российской психоаналитической традиции являются явное и латентное критическое отношение к классическим и реформистским психоаналитическим учениям, стремление к их модификации. Анализ российской психоаналитической литературы в сопоставлении с работами 3. Фрейда позволил выделить существенные различия в понимании проблем любви и Эроса. Проблемы любви и Эроса в российской психоаналитической литературе вызывали наиболее противоречивые оценки и высказывания и претерпели наибольшие изменения. Более того, есть основания предположить, что в толковании и обосновании именно сексуальных проблем, вопросов о месте Эроса и любви в жизни человека проявилась одна из черт самостоятельности российской психоаналитической традиции. Даже в работах по психотерапии и психиатрии российские психоаналитически ориентированные ученые обращались к темам любви и Эроса, отмечали их глобальное вселенское значение. В работах российских психоаналитиков, обращенных к анализу Эроса и сексуальности, проявилось непосредственное влияние русской религиозной философии, русского космизма и других течений российской социальной мысли. Исследования показали, что внимание российских психоаналитиков к проблемам любви и Эроса было обусловлено интересом как к мифическим и литературным образам, так и возможностью их изучения в контексте социальной и педагогической деятельности. Вместе с тем, при отсутствии в российской психоаналитической литературе конкретных ссылок на разделение понятий любви и Эроса в их понимании можно выделить некоторые смысловые и ситуативные различия. Любовь трактовалось преимущественно как некая, еще не изученная, сила и как духовное чувство. Эрос характеризовался главным образом как внутренняя сила, источник сексуальной энергии и сексуальных влечений. Примечательной типологической особенностью российской психоаналитической традиции было то, что в ней любовь представлялась как филогенетическое явление, в то время — Эрос выступал как явление онтогенетического порядка. Данная особенность принята во внимание с учетом её статистического характера и того, что в ряде работ российских психоаналитиков «сексуальное» и «эротическое» употреблялись как синонимы. В контексте проблем, связанных с пониманием любви и Эроса, обозначены также вопросы, обращенные к сексуальности, либидо, проблемам детской сексуальности, влиянию Эроса на развитие внутриличностных конфликтов. 2.3 Деструктивность в психоанализе В психоаналитической традиции сексуальное, как правило, исследовалось в непосредственной взаимосвязи с деструктивным, созидательное — во взаимодействии с разрушительным, понятия «Эрос» и «Танатос», жизнь и смерть, рассматривались в едином комплексе. В российской психоаналитической литературе деструктивным компонентам в психике и поведении человека уделялось особое внимание. Так или иначе, к этой проблеме обращалось большинство первых российских психоаналитиков. С. Н. Шпильрейн в работах, посвященных комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, не только опередила 3. Фрейда, но и повлияла на его дальнейшие разработки в этой области. Уже в период первого знакомства российских авторов с психоаналитическим учением 3. Фрейда появился ряд публикаций, обращенных к психоаналитическому исследованию ненависти, самоубийств, агрессивного поведения и других деструктивных проявлений. В работах первых российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа отмечается, что к проблемам смерти в России существует особый, вероятно, духовно обусловленный интерес. Возможно, акцентированному вниманию российских психоаналитиков к комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, действительно способствовали определенные особенности российской ментальности и социальной мысли, отраженные в русской художественной литературе. В произведениях русских классиков встречается глубокий художественный и философский анализ тем смерти, разрушения, саморазрушения. Причем именно в русской классической литературе тема взаимодействия любви и смерти получила мощное звучание и отчасти через творчество Ф. М. Достоевского повлияла на формирование аналогичных психоаналитических идей. 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» Бессознательное поведение в российской психоаналитической традиции воспринималось как один из компонентов человеческой природы. При этом в российском психоанализе допускалось свободное, выходящее за рамки классического психоанализа объяснение бессознательного и его роли в поведении человека, при отсутствии четкого разграничения между понятиями «бессознательное» и «подсознательное». Установлено, что большое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования включали в себя не только частный анализ событий (например, в период политический борьбы за места в Государственную Думу), но и вскрытие причин разного рода асоциального и девиантного поведения, исследование вопросов, касающихся политики и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские исследователи и критики психоанализа особое внимание уделяли изучению внутриличностных конфликтов как наиболее существенных моментов и факторов психической жизни и поведения человек особое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось психоаналитическому исследованию проблем творчества и объяснению процессов творческой деятельности исходя из природной сущности человека. Одним из ведущих положений таких исследований являлось представление о том, что сублимация имеет своим источником не только (и не столько) сексуальность, но и другие «силы человеческого организма». Установлено, что важное значение творческой деятельности как компонента человеческой природы в российской психоаналитической традиции объяснялось взаимодействием творческого процесса с силой воли и «духовной энергией» человека. Объяснение творческой деятельности, источников таланта и способностей происходило в эклектическом смешении психоаналитических и философских положений. В процессе исследования творческой деятельности большое внимание уделялось патографическим исследованиям, произведениям русской классической литературы и изучению возможностей применения психоанализа в практической и теоретической педагогике. 2.5 Краткие выводы В классическом психоанализе и в российской психоаналитической традиции проблема природы человека формулировалась и исследовалась в соответствии с теоретическими, прикладными и эмпирическими целями и задачами психоанализа. Более того, психоанализ был первым направлением современной психологии, в котором была осознана принципиальная невозможность решения частнонаучных и клинических проблем без создания общей картины природы человека. Однако, создание такой картины в границах психоаналитической парадигмы, в силу её специфики, естественно, должно было отличаться и отличалось от традиционной философский формы постановки и решения данной проблемы. Тем не менее, как картина природы человека, она неизбежно несла в себе существенное философское содержание и в значительной мере на нем основывалась. Тождество, сопряженность и параллели психоаналитической и философской постановки решения проблемы природы человека отчетливо проявились в методологии исследования, специфике формулировки и развития рабочих гипотез, определений, проблемных полей, созданий категориально-проблемных комплексов и интерпретации полученных результатов. Концептуальные представления российских психоаналитиков о человеке и его природе (часто выходящие за рамки классического психоанализа) представляли собой изложение их собственных философских, психологических и социологических воззрений. Вместе с тем, в российской психоаналитической традиции были выделены и исследованы принципиально важные компоненты природы и поведения человека, среди которых наиболее существенное место занимали проблемы Эроса и Танатоса, инстинктов и влечений, соотношения сознательного и бессознательного в организации человеческого поведения (в норме и патологии) и творческая деятельность человека — как акт и процесс, наиболее полно отражающий сущность природы человека. Заключение Итак, мы выяснили, что анализ человека как личности в работах российских психоаналитически ориентированных ученых представляется в его амбивалентном, а именно, философском, антропологическом и психологическом понимании. С одной стороны, личность выступает как воплощение морально-этических качеств конкретного индивида, где биологические и бессознательные компоненты остаются за рамками проблемы. С другой стороны, как и в общей психологии, под личностью, чаще всего, подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность, устойчивость и социальность. Определенным вкладом в развитие представлений о личности предположение «о формировании личности из ряда комплексов, неразрывно связанных общими жизненными интересами. Если в классическом психоанализе обозначение и понимание бессознательного как системы, сформулированы и показаны достаточно определенно, то в российской психоаналитической традиции отмечена разнородность такого понимания, и даже сформировано мнение о невозможности создать универсальное определение бессознательного. Это объяснялось существованием у каждого конкретного индивида своей иррациональной стороны души, не допускающей выражения в константных ночных терминах. В таком подходе выражено стремление отразить явления во всей их многомерности и многозначности, что в некотором роде отличалось от фрейдовского, стремления к формированию конкретных определений. Одной из отличительных черт интерпретации бессознательного в российской психоаналитической традиции является отсутствие четкого разграничения между понятием «бессознательное» и «подсознательное», что может быть объяснено как ориентацией на многомерность в изучении и толковании психических явлений, так и часто недостаточным уровнем ночной проработки изучаемой проблемы. В отношении социального «бессознательного» российские психоаналитики и психоаналитически ориентированные исследователи отмечали, что социальное и политическое тесно связаны с бессознательным. Отдельные случаи девиантного поведения и асоциальные поступки считались ими одним из показателей социального здоровья общества. Таким образом, в российской психоаналитической традиции было подтверждено, что бессознательное выступает в роли фактора, активно влияющего на поведение человека в социуме, одновременно отмечалась и обратная тенденция — влияние состояния общества на индивидуальное, групповое и социальное бессознательное. Литература 1.Авербух Р.А. Проблемы человека в психоанализе. – М.: Медицинская литература. 1998. – 240 с. 2. Гармония смерти: Сабина Шпильрейн впереди Зигмунда Фрейда // Новости медицины и фармации. Яринвест Медикал, 1997 № 1, с. 48 — 50. 3. Залкинд В.Ф. Введение в психоанализ. –М.: Наука. 2001. – 340 с. 4. Проблема взаимодействия социального и бессознательного в работах первых российских психоаналитиков / Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Изд. МГУ, 1997, с. 121- 125. 5. Психоанализ. Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П. С. Гуревич. — М.: Олимп, 1998, 620 с. 6. Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Наука, 1997, — 340 с 7. Творчество и психоанализ. // Теория История Методика детского движения. Инф. бюллетень. IV выпуск. М., 1998, с. 91 — 98. 8. Фрейд З. «Избранные произведения» — СПб.: Питер. 1996. – 520 с. |