«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова» 12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова

Психологическое профессиоведение

методические указания к проведению занятий по дисциплине «Психология труда»

Архангельск

2013

УДК 159.9: 331 (07)

ББК 88.411я7

К 672

Рекомендовано к опубликованию учебно-методической комиссией института педагогики и психологии (протокол № 10 от 10.04.2013)

Рецензенты – док. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.К. Стрелков; канд. психол. наук, доцент кафедры психологии САФУ имени М.В. Ломоносова И.Ф. Прохорова

Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова Психологическое профессиоведение: учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология труда» / Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова – Архангельск:, 2013. – 47 с.

Предназначено для преподавателей и студентов-психологов для углубленного изучения темы психологического профессиоведения по дисциплинам «Психология труда», «Психология профессиональной деятельности» по направлениям подготовки 030300.62 «психология» (бакалавриат), 030301.65 «Психология служебной деятельности» (специалитет)

Подготовлено на кафедре психологии института педагогики и психологии Северного «Арктического» федерального университета имени М.В. Ломоносова.

УДК 159.9: 331 (07)

ББК 88.411я7

К 672

© Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., 2013

Содержание

Введение 4

Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения 5

1.1 Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы 5

1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности 12

1.3 Виды профессиограмм 23

1.3.1 Формализованная схема професиограммы (Э.Ф. Зеер [5]) 27

1.3.2 Информационное профессиографирование 31

1.3.3 Диагностическое профессиографирование 32

1.3.4 Прогностическое профессиографирование 33

1.3.5 Методическое профессиографирование 34

1.3.6 Схема изучения профессионального мастерства 35

1.3.7 Образовательно-ориентирование профессиографирование 36

1.3.8 Проспектированное профессиографирование 38

1.3.9 Схемы экспресс — изучения профессии 40

1.3.10 «Формула профессии» по Е.А. Климову 43

1.3.11 Схема оценивания профессии по 52-м классификационным признакам В.В. Пчелиновой 46

Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий 48

2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы» 48

2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности» 48

2.3 Вопросы к теме «Виды профессиограмм» 48

Список литературы 50

Введение

Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации [18, С. 36].

Одной из составных частей профессиоведения является профессиографирование, целью которого является выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Профессиографическое направление исследования базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и профессионально — технической стороны и ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников.

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для решения таких научно-практических задач, как профориентация, профконсультация, профотбор, профобучение и профикатики и коррекции профутомления, профтравматизма и профдеформаций.

Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения

  1. Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. О.Г. Носкова считает такое определение неточным, так как «проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека – субъекта труда» [18, С.36]. Итоговое описание профессии называется профессиограммой.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

К.К. Платонов считал, что большое значение для профессиографирования имеют следующие принципы [19]:

  1. Принцип целенаправленности – психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы.
  2. Принцип личного подхода – следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими.
  3. Принцип допусков – в случае профотбора, необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказания, но и количественные границы минимума и максимума при их изменении.
  4. Принцип надежности – нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, характеризовать и учесть также редкие, экстремальные ситуации.
  5. Принцип дифференциации и типизации – следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группу сходные по каким-либо параметрам профессии.
  6. Принцип перспективности и реальности – рекомендуется учитывать тенденции развития профессий, рассматривать их в культурно-исторической перспективе.

О.Г. Носкова к этим принципам добавляет следующие [18]:

  1. Этический принцип – важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий.
  2. Принцип системной детерминации – следует учитывать зависимость профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает данный человек.
  3. Принцип конкретности – важно выяснить степень значимости задач, выполняемых работником, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность, а это возможно при изучении конкретных трудовых постов в организациях.
  4. Принцип целостности (неаддитивности) – профессиональная деятельность не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий.
  5. Принцип деятельностного опосредования – своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания субъекта труда.

Важным разделом в профессиограмме является психограмма (разработка и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности), которые называются профессионально важными качествами — ПВК.

А.К. Маркова выделяет следующие составляющие психограммы [17]:

1. Ценностно-мотивационная сфера.

2. Профессиональные притязания, самооценка, самосознание себя как профессионала.

3. Эмоции и психические состояния.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление (в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии).

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В зависимости от того, какие критерии берутся за основу составления описания профессии и количества изучаемых профессий, выделяются комплексаная и системная професиограммы. Системная профессиограмма – описание группы профессий, которые связаны единой отраслью, т.е. имеют схожие черты [27]. Комплексная професиограмма – всестороннее описание работы, в котором собраны результаты профессиографии всех дисциплин – от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п.

При разработке профессиограмм большую роль играют подходы, которые используются для анализа трудовой деятельности. Подходы определяют, какую информацию мы будем анализировать, какие методы использовать для сбора информации.

1. Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности [8]:

Нормативно-параметрический уровень характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики: цели, условия, средства, трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

Морфологический уровень – структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую сферы.

Функциональный уровень реальные действия и вся трудовая деятельность в целом, т.е. интегрирование нормативно-параметрических и морфологических характеристик субъекта и объекта труда.

2. В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни анализа, рассматривая трудовую деятельность как систему [28, С. 131-168; 29]:

Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяется данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.

Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный «вес» отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; определение предпочтительные цели и критериев их достижения (или не достижения); а также программу достижения цели и т.п.

Таким образом, по мнению В.Д. Шадрикова, все уровни интегрируются в понятие «индивидуальный стиль деятельности».

3. Е.А. Климов выделяет следующие уровни рассмотрения трудовой деятельности [12, С. 105-106]:

Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние — как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

Уровень действий (действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели).

Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

4. Дифференциальный анализ профессиональной деятельности (применимые к любой неоднородной группе профессий) Н.Н. Симоновой [25]

Благодаря этому подходу можно выполнять анализ профессиональной деятельности для любой группы профессий, не имеющих сходства в функциональном составе и имеющих разные объекты труда, но взаимосвязанных какими-то иными актуальными для исследователя (или работодателя) связями.

Принципы дифференциального анализа:

  1. Основная задача дифференциального анализа профессиональной деятельности определенной (неоднородной) группы профессий – получение обобщающей характеристики анализируемой группы профессий.
  2. Дифференциальный характер анализа обусловлен тем, что он строится как восхождение от анализа наиболее общих факторов, влияющих на весь персонал группы профессий, к изучению факторов, определяющих условия труда отдельных специализированных групп профессий и только затем к изучению факторов, определяющих условия труда для каждой отдельной профессии.
  3. Дифференциальный анализ должен начинаться со сбора максимально полной информации о различных ее видах, целях и функциональном составе, с изучения условий осуществления этой деятельности и их влияния на организм и психику человека, а также ответной реакции организма и психики, а заканчиваться разработкой специального подхода к сопровождению вахтового труда.
  4. Основной алгоритм дифференциального анализа профессиональной деятельности – поэтапное оценивание факторов с точки зрения их смысловой нагрузки для решения поставленной задачи (обобщающего описания группы профессий), а затем выделение обобщающих факторов.
  5. Исходные факторы, с которых должен начинаться дифференциальный анализ группы профессий – это факторы, на основе которых произошло объединение в группу. Например, для профессий, осуществляемых в экстремальных условиях, такими факторами будут сами условия профессиональной деятельности и аспекты, определяющие ее специфику. Для профессий, объединяемых по территориальному признаку – условия среды, общие для всей территории. Для профессий, объединяемых по признаку вхождения в одно большое предприятие – факторы, определяющие решение стратегических задач этого предприятия. Для профессий, объединяемых политическими или социально-значимыми, культурно-значимыми задачами, исходными факторами, с которых должен начинаться анализ, будут факторы, определяющие решение этих задач.
  6. При оценке смысловой нагрузки наименьшее значение приобретают факторы, характеризующие лишь отдельные виды профессий и неприменимые для оценки других.
  7. Этапы дифференциального анализа профессиональной деятельности:
    1. Первый этап – установление совокупности факторов, требующих учета для решения поставленной задачи.
    2. Второй этап – устанавливается значимость каждого из факторов как на основе теоретического рассмотрения, так и в процессе эмпирической проверки.
    3. Третий этап – формируется теоретическая модель, в которой выявленные факторы укладываются в некую непротиворечивую структуру, достоверно воссоздающую реальную картину анализируемой деятельности.
    4. Четвертый этап – системный анализ: обоснование связей и отношений между выявленными факторами, необходимое для построения окончательной картины.
    5. Пятый этап – разработка системы психологического сопровождения профессиональной деятельности для анализируемой группы профессий.
  8. Опорой для первого и второго этапов (которые при необходимости могут осуществляться одновременно и параллельно) дифференциального анализа является совокупность факторов (признаков), выявляемых в традиционном профессиоведении.
  9. Под факторами в данной конструкции понимаются как детерминанты происходящих процессов, так и их условия и интенции. В качестве факторов будут выступать элементы эргатической системы (психологические признаки труда, психологические регуляторы труда, эргатические функции и т. д.), которые в процессе анализа дифференцируются и выстраиваются в теоретическую модель в соответствии с выявленными характеристиками и отношениями.
  10. Характер взаимодействия субъекта и объекта труда на трудовом посту в высокой степени определяется субъектной позицией профессионала, она проявляется в каждом регуляторе труда – в образе объекта труда, в образе субъекта труда, в образе их отношений, и определяет стратегию достижения цели, поэтому в теоретической модели профессиональной деятельности субъектная позиция будет занимать ключевые позиции.
  11. Построенная теоретическая модель должна обладать высоким уровнем прогностичности и выявленными точками приложения внешних и внутренних сил для управления эргатической системой.

Таким образом, психологическое профессиоведение – это раздел психологии труда, в котором разрабатываются технологии изучения и описания профессий. Описание профессии может быть построено по различным схемам и для решения разных задач. Профессиоведение необходимо строить на основе психологических принципов и с опорой на подходы к уровням изучения профессиональной деятельности. Результатом описания профессии является профессиограмма.

1.2 Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности

В психологическом профессиоведении накоплено много методов и методик, технологий изучения профессий. Для изучения процессов трудовой деятельности и анализа ее структуры пользуются следующими методами анализа:

1. Хронометраж — метод объективного наблюдения, представляющий собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени. Применяется для оптимизации управления временем специалистов.

2. Хронография — графический способ фиксации временных характеристик в условиях производства. С помощью хронографии анализируется состояние и динамика двигательной и сенсорной активности человека в процессе труда. Объектом хронографирования могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда, поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к предмету труда).

3. Метод графического многопланового описания деятельности. Суть метода заключается в том, что деятельность описывается с помощью условных обозначений сразу по нескольким временный векторам. На одном векторе изображаются все операции, неразрывно следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности и определить значимость и вес каждого действия.

4. Метод органиграммы — построение диаграммы последовательности трудовых действий с целью изучения динамики труда и изменения требований к выполнению операций на отдельных этапах производственного процесса. Исходным материалом здесь могут служить технологические инструкции, схемы и диаграммы.

5. Трудовой метод. Трудовой метод помогет понять своеобразие функционирования психики профессионала. И.Н. Шпильрейн (1930) предложил три пути изучения своеобразия психики профессионала [30; 31]:

  1. исследование процесса формирования ВПФ в обучении, изучение процесса «свертывания» действия или проявлений «автоматизации» навыков;
  2. исследование «естественной деавтоматизации» навыков, т. е. случаев временных обратимых нарушений, функционального распада навыков под влиянием профессионального утомления;

3) исследование «искусственной дезавтоматизации» навыков по проявлениям их разрушения, например, при изменении элементов трудовой задачи. При этом он имел в виду, что трудовой метод позволяет реализовать первые два подхода. Суть трудового метода состоит в том, что психолог оказывается в роли ученика, осваивает вместе с другими учениками профессию до момента сдачи итогового экзамена и начала самостоятельной работы. Одновременно работают два психолога (чтобы по возможности минимизировать влияние их субъективных оценок, опыта).

В процессе обучения и самостоятельной работы психолог наблюдает труд и одновременно фиксирует в памяти свои переживания, сопровождающие освоение умений и позже – трудовой процесс. В конце каждого дня обучения и самостоятельной работы психолог (заполняет дневник, отвечая на следующие вопросы:

В чем состояла трудовая деятельность?

Какие задачи приходилось выполнять, в каких условиях, какими орудиями?

В чем состояли проявления упражнения?

Каковы были субъективные и объективные проявления утом­ления?

Какие предложения можно внести по усовершенствованию учебного процесса и организации самого труда?

В конце исследования психологи проводят обсуждение собранных данных, корректируют свои оценки и составляют профессиограмму и психограмму успешного профессионала.

Основным недостатком этого метода является трудность ведения записи самонаблюдения и фактов трудового процесса. Но собранный материал представляет большой интерес, поскольку наблюдатель не просто предполагает существование тех или иных психических состояний у работающего, а получает информацию о них на основе собственного опыта.

6. Анализ движений. Сущность этого метода заключается в том, что трудовая деятельность описывается с помощью определенной классификации движений на макро- и микроуровнях. Для каждого движения, входящего в классификацию, устанавливаются определенные временные нормативы (например, классификация движений по Р.Б. Гильбрету содержит 460 микроэлементов и их нормативов).

7. Метод объективной регистрации трудовых операции — циклограмма (фотосъемка движения на неподвижную пластину) и киноциклограмма (фотосъемка сложных циклических движений) — применяются для плоскостной регистрации движений. Для исследования пространственных перемещений используют стереоскопическую съемку, киносъемку, запись на видеомагнитофон, которые могут быть ускорены или замедлены, сняты на обычной скорости или импульсно, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять, таким образом, те или иные закономерности трудового процесса.

8. Анализ ошибочных действий имеет целью выявление наиболее часто встречающихся в процессе труда ошибок и последующего анализа их характера, что позволяет наметить в дальнейшем реальные пути их устранения. В настоящее время существуют многочисленные классификации ошибочных действий и различные схемы, которые могут применяться при анализе.

9. Алгоритмический анализ деятельности основывается на операционном анализе, при этом трудовая деятельность дробится до отдельных «оперативных единиц», в качестве которых выступают логические условия и операторы (все элементарные действия).

Алгоритм — определенная последовательность действий — составляется вначале в описательной форме, а затем представляется в символической записи или в виде кинематического графика. Методы оценки алгоритма позволяют охарактеризовать динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность, логическую сложность операции и т.д. [11] .

10. Метод опроса. Уникальность метода опроса состоит в том, что он позволяет проникнуть во внутренний мир профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. К опросным методам относится в первую очередь метод беседы. Этот метод используется на начальных этапах профессиографирования для получения предварительных сведений о профессии. Беседа незаменима при изучении мнений, оценок, опыта профессионалов. Психологу важно представиться, объяснить цели своего исследования, договориться о времени и месте беседы, удобном для работника, так как в рабочее время не всегда можно беседовать без ущерба для дела. Беседа должна проводится по заранее составленной программе и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе или, если респондент не возражает, с помощью аудиозаписи.

11. Опросный лист О. Липмана. Американский психолог О. Липман [15; 16] предлагает использовать опросный лист для определения психофизиологических характеристик профессий и специальностей, составленный на основе экспертных оценок. Каждое из приведенного 151 качества (например, умение подавлять сонливость, быстро различать разницу в весе, распознавать цвета и пр.), жюри должно оценить по трем аспектам: является ли оно необходимым, желательным или необязательным, как часто применяется в процессе деятельности и может ли оно развиться с возрастом или опытом. По итогам опроса, который может проводиться не только относительно психофизических характеристик человека, но и его профессиональных навыков, опыта и образования, мы могли бы получить подробнейшую схему – руководство к отбору кандидатов для данной работы при условии, что рекруитер будет владеть также адекватными тестовыми методиками для оценки наличия необходимых качеств у кандидатов.

12. Метод экспертных оценок. М.А. Дмитриева предлагает упростить процедуру оценки ПВК экспертами: составляют ряд ПВК (из 30 пунктов), на карточках пишут названия ПВК. Экспертам предлагают упорядочить ПВК по степени важности для данной профессии. Затем подсчитывают средние ранги значимости каждого ПВК по группе экспертов и получают, таким образом, итоговую информацию. При использовании экспертной оценки важно подобрать группу компетентных экспертов-профессионалов, специально их подготовить к экспертной процедуре.

Опросно-экспертные методы в психологическом изучении профессий имеют некоторые ограничения:

  1. опросники, типа липмановского (или другие перечни ПВК), претендуют на составление относительно полного набора психических индивидуально-личностных качеств, типовых профессиональных умений (например, читать чертеж).

    Но если иметь в виду огромное разнообразие мира профессий (порядка нескольких тысяч), становится ясно, что такая претензия несостоятельна и велика вероятность, что в изучении новой профессии с помощью только опросника (или перечня ПВК на карточках) можно пройти мимо ПВК, которые окажутся за их пределами. Увеличивать в этом направлении состав пунктов опросника тоже нельзя, так как он будет слишком громоздким в использовании;

  2. при заполнении опросника эксперт-профессионал, отвечая на каждый вопрос, должен мысленно перебрать совокупность выполняемых им задач. Эта работа может быть в достаточной мере эффективной, если разнообразие профессиональных задач не слишком велико. Но как показали исследования, врачи скорой и неотложной медицинской помощи при работе с опросным листом О. Липмана оперировали небольшим множеством задач и ситуаций, наиболее часто повторяющихся в работе (порядка 20 задач), в то время, как специальный анализ всей совокупности встречающихся профессиональных задач установил, что их объем гораздо выше – более 300 типовых задач;

3) обнаружено, что профессионалы в роли экспертов более точно и надежно выявляют в своей деятельности сами выполняемые задачи и их объективные характеристики, но затрудняются судить о том, каких психических функций требуют эти задачи. Подобная трудность понятна, ведь обычно в сознании фиксируются те стороны реальности, которые связаны с целевыми установками. Рефлексия по поводу внутренних способов выполнения профессиональных действий — скорее редкость, чем правило. В то же время экспертная оценка внешних объективных характеристик профессиональных задач высоконадежна (более 70 % совпадений оценок).

13. Метод анализа технической документации. Речь идет об использовании специальной технической литературы как источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результату труда (продукт, услуга, процесс), о видах ответственности. В специальных документах психолог может найти особые обозначения, профессиональные термины, знание которых поможет установить контакт с респондентами, минимизировать количество вопросов к ним. К технической документации, полезной в профессиографировании, относятся технологические карты, технические характеристики оборудования, инструкции по технике безопасности, сведения о составе работников по полу, возрасту, квалификации, информация о показателях производительности труда, об авариях, травмах, заболеваемости, количестве брака, материалы, посвященные профессиональному обучению.

14. Наблюдение. С помощью визуального наблюдения на рабочем месте можно получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Наблюдение может служить методом для проверки гипотез (например, о том, как часто работник обращается к отдельным зонам рабочего места, как часто использует в работе то или иное оборудование и пр.).

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, программу работы наблюдателя и форму фиксации данных наблюдения следует специально предварительно разработать. Важно продумать содержательную связь между поведенческими признаками, которые предполагается фиксировать, и их психологическим содержанием. Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, хронометрирование, использование датчиков: контактных, регистрирующих усилия и др.).

Объектом наблюдения могут быть и продукты труда (рекорды и ошибки, брак).

Анализ продуктов деятельности, так же как и изучение процессов деятельности методом наблюдения, предполагает построение исследователем программы анализа, в которой должны быть выделены объективные признаки продукта и их предполагаемая связь с психикой субъекта деятельности. При анализе продуктов труда используется не только качественный, но и статистический анализ.

Ограничения метода объективного наблюдения состоят в том, что психика другого человека не дана исследователю непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще никак не отражать. Поэтому полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации и в этом состоит самая большая сложность этого метода.

15. «Фотография» рабочего дня. Так называется методика, вариант метода наблюдения, известный с 20-х гг. XX в. Суть ее состоит в получении информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень разнообразных действий, интересующих исследователя, уточняют поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливают удобную форму для протоколирования. И, наконец, начинается наблюдение психолога за поведением работника в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней. Полученные данные статистически обрабатываются. С помощью этой методики можно, к примеру, получить данные об интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального поведения людей. Этот метод, однако, не может выявить временной структуры умственной деятельности, не говоря уже о качественной специфике и сущности практического мышления работника [22, С. 271].

16. Метод коллективной дискуссии. В отношении профессий, требовавших длительного обучения, высшего образования, предлагалось использовать другие методы. М.А. Юровская рекомендовала для этих случаев метод коллективной дискуссии, состоящий в том, что психолог приглашал группу квалифицированных специалистов и руководил обсуждением при высказывании мнений о требованиях профессии к работнику. При этом выбиралась некоторая схема обсуждения, в которой затрагивались разные стороны личности и индивидуальности. Таким образом, были получены интересные психологические характеристики врача, следователя, математика, администратора и др.

17. Экспериментальный метод. Выделяют естественный, производственный, лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент разработал в свое время Александр Федорович Лазурский (1911), его суть состоит в том, что испытуемым предлагают для оценки их способностей, качеств, компетенции не новые для них, специально созданные тестовые задания, а привычные виды задач. С.М. Василейский реализовал идею А.Ф. Лазурского и предложил метод естественного профессиографического эксперимента. Суть этого метода состояла в том, что группы хороших и плохих работников в рамках изучаемой профессии подвергались наблюдению при их обычной работе. До начала наблюдения проводилось ознакомление с профессиональной деятельностью и подбирались такие ее фрагменты, в которых могли бы особенно ярко отразиться нужные в данной профессии качества работника. При обработке данных применялась «звездочка-психограмма», разделенная на пять концентрических окружностей (соответствующих количественной оценке уровня развития психических качеств работника, полученных в результате экспериментально-психологического обследования).

Далее проводился сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности, своего рода подвижные психограммы, учитывающие реальное многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии.

В настоящее время идея метода естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала, которые признаются самыми эффективными в прогнозировании профпригодности. Эксперимент (точнее экспериментальное испытание – тестирование с помощью поведенческих заданий) использовался и как универсальный способ в поиске профессионально-важных качеств работников.

Производственный эксперимент состоит в сравнительном наблюдении психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании чем-то отличающихся орудий труда и т.д.

Специфика лабораторного эксперимента в профессиографии (и в целом в психологии труда по сравнению с общей психологией) отличается тем, что модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании для испытуемого, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной изучаемой профессиональной ситуации.

18. Метод составления индивидуальной характеристики в профессиографии. Суть метода состоит в том, что психолог проводит обследование большого количества работников изучаемой профессии и отмечает степень развития у них профессионально-важных психофизиологических качеств и приобретенных навыков. Обследование проводится с помощью психологических тестов, экспериментально-психологических психометрических процедур. При этом соблюдают следующие условия: обеспечивают массовость материала, случайный подбор групп (например, каждый второй по списку или в порядке алфавита), сохраняют единство формы характеристик и стандартность вопросов и ответов (для каждого вопроса предполагается не менее трех вариантов ответа).

Предварительно профессию изучают методами наблюдения и опроса. Характеристики должны даваться людьми, близко стоящими к профессионалам, а не высокими начальниками. Метод позволяет ответить на вопросы о том, какова в действительности исследуемая профессиональная группа, каков типичный реальный профессиональный профиль успешно­го и неуспешного работника. Совпадают ли ожидаемая (идеальная) психограмма успешного работника, составленная на основе изучения задач, анкетирования профессионалов, и реальная психограмма типичного успешного работника.

19. Метод критических инцидентов. Метод разработан американским психологом Джоном Фланаганом в начале 50-х гг. XX в. Суть метода состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществления сделать определенные выводы о работнике. Критическим инцидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные).

Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологической терминологии, допускается обычный, житейский язык. Особо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Критерий достаточности — появление не более двух-трех новых, по сути, сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экспертам для группировки по критерию причин проблем и субъектным факторам успеха в их разрешении. Метод получил признание в работах по профотбору, профобучению, в составлении программ профессиональных тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях.

20. Психосемантические методы. Психосемантические методы основаны на существовании не случайных связей чувственного, эмоционального и словесного индивидуального опыта. Эти связи можно нащупать, предлагая испытуемым проективные задания, например фигуры и рисунки, которые они должны оценить по шкалам семантического дифференциала («холодное—горячее», «злое—доброе» и т.д.) либо дать свободные описания этих изображений. Психосемантические методы успешно использованы в изучении направленности личности в медицинских профессиях разного профиля; в исследовании профессиональных стереотипов студентов разных факультетов университета.

21. Метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ).

Суть метода состоит в подборе текстовых объектов для изучения. При составлении программы исследования определяют цель, предмет изучения, его возможные корреляты в форме семантических категорий. Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных (частоты и содержания элементов текста по каждой категории).

Оценивается неслучайный характер частотных различий.

22. Метод анализа биографий и автобиографий. Биографический метод успешно применяется в индивидуальном психологическом консультировании. Полезный для психологов опыт накоплен в социологии.

1.3 Виды профессиограмм

На основании целей и задач описания профессий Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм [9, С. 31-34]:

 1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать «методологическими».

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Марковойбыли выделены следующие виды профессиограмм [17, С. 23]:

 1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой) — учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются:

а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;

б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. «Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову) [2; 3]. Психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля:

1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это первая, левая часть модуля);

2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — другая, правая часть модуля).

Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

5. «Задачно-личностный модульный подход» А.К. Марковой [17, С. 23-24]. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач).

«Модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

Разрабатывая свой подход, А.К. Маркова выделила основные требования к профессиограмме [17, С. 26]:

  • четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
  • выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
  • демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
  • показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
  • направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
  • выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

В психологической практике применяется профессиографирование при различных целях исследования, поэтому для удобства были разработаны различные схемы описания профессий. Если необходимо провести профконсультацию, то следует использовать информационную профессиограмму, которая позволяет провести первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

Для выявления причин снижения производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров, следует применить диагностическое профессиографирование.

Чтобы дать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и для проектирования профессионального роста и карьеры возможно применение прогностического и проспектированного профессиографирования.

При необходимости изучения мастерства существует специальная схема анализа, а в зависимости от требований уровня квалификации применяется образовательно-ориентированное профессиографирование.

Формальная схема профессиографирования и формула профессий представляют комплексный подход к описанию профессии. При необходимости быстрой оценки профпригодности существуют схемы экспресс-изучения профессий. Далее рассмотрим более подробно каждый из видов.

1.3.1 Формализованная схема професиограммы (э.Ф. Зеер [5])

I. Социальная и профессиографическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).

4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.

7. Необходимое образование.

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

II. Психограмма

 А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;

• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

• особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

• чувствительность различных сенсорных модальностей;

• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д.;

• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости.

• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;

 • особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

 • внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

 В. Требования к эмоционально-волевой сфере

  1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
  2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
  3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
  4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

 Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

  1. Монотония и утомление.
  2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
  3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

 Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

  1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
  2. Социально-профессиональная ответственность.
  3. Оптимизм.
  4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
  5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).
  6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
  7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

 Е. Противопоказания и ограничения

  1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
  2. Характеристика профнепригодности.
  3. Половозрастные ограничения.
  4. Профессиональные вредности и льготы.
  5. Профессиональные деформации личности.

III. Заключение

  В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

 1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.

 2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).

3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.

4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.

1.3.2 Информационное профессиографирование

Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии (школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию).

При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение — первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:

 1. Общая характеристика профессии:

• социальная ценность результатов труда;

• история и перспективы развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:

• основные профессиональные функции, задачи и действия;

• общая характеристика орудий и средств труда.

3. Общая характеристика условий труда:

• микроклиматические условия труда;

• социальные и социально-психологические условия труда;

• режим труда.

4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.

5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.

Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации.  

1.3.3 Диагностическое профессиографирование

Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное — установление причин, обусловливающих наличие названных фактов.

Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:

 1. Содержание деятельности:

• предмет и задачи труда;

• требования к качеству результата работы.

2. Орудия труда:

• вид и режим работы;

• органы управления;

• пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда:

• виды действия и их характеристика;

• характер планирования и исполнения работы;

• виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;

• виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.

4. Организация труда:

• структура производственного взаимодействия работников;

• планирование работы и контроль за её выполнением.   5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.

6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.   7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.

Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).

 

1.3.4 Прогностическое профессиографирование

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.  Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

  1. Общая характеристика профессии:

• история и перспективы развития профессии;

• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

• профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля:

характеристика профессионального поля;

• факторы, определяющие профессиональное поле;

• прогноз развития профессионального поля.

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

• уровень профессионального образования;

• профессиональная подготовка;

• повышение квалификации.

4. Профессиональная мобильность работника:

• широта профиля специалиста;

• уровень ключевых квалификаций;

• возможности смены специальности и профессии.

5. Оценка перспективности профессии:

• профессионально-психологический потенциал личности;

• профессиональная активность работника;

• профессиональное самосовершенствование и карьера.

Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.

 

1.3.5 Методическое профессиографирование

Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему:

 1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.

2. Условия труда:

• санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);

• физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);

• режим труда;

• форма оплаты труда и поощрения.

1.3.6 Схема изучения профессионального мастерства

При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:

1. Содержание деятельности:

• требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности);

• права и обязанности работника.

2. Организация труда:

• повышение квалификации;

• профессионально-психологический потенциал; творческие способности.

3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.   Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.

1.3.7 Образовательно-ориентирование профессиографирование

 В основу образовательно-ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: ее носитель является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков.

 Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.

 Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

БЛОК «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек— природа», «человек—человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии).

Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

 Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

 Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:

• развитие мыслительного потенциала;

• возможности саморегуляции и саморазвития личности;

• направленность личности на «стратегию успеха»;

• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

БЛОК «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.   Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

 • наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);

 • уровень профессиональной подготовки;

 • шифр;

 • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

 • степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

 • критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

 Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.

1.3.8 Проспектированное профессиографирование

 Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.

 Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.

 Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.   Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.

 На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:

• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;

• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;

• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.   Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.

Приведем схему проспектированной профессиограммы.

1. Паспорт профессии:

• тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

• уровень образования и ступени (категории) квалификации;

• смежные специальности и профессии;

• социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;

• уровень получаемой квалификации;

• перспективы профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

• функции;

• конкретные виды деятельности;

• типовые профессиональные задачи;

• профессиональные умения.

4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:

• ведущая деятельность;

• основные подструктуры субъекта деятельности:

– профессиональная направленность;

– профессиональная компетентность;

– профессионально важные качества (ключевые квалификации);

– профессионально значимые психофизиологические свойства;

• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

• режим труда;

• нервно-психическая напряженность;

• сенсомоторная и перцептивная сферы;

• медицинские противопоказания.

В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

1.3.9 Схемы экспресс — изучения профессии

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов [24, С. 134-148].

1. Ориентировочная схема экспресс — изучения профессии:

а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);

б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда…);

в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);

д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы?

3) что является предметом труда (над чем работают)?

4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6) каковы конкретные критерии оценки труда?

7) какая необходима квалификация?

8) при помощи каких средств выполняется работа?

9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?

10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

12) какова интенсивность труда?

13) какова степень опасности и ответственности труда?

14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)?

15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)?

16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

1.3.10 «Формула профессии» по е.А. Климову

Сама «Формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». В традиционной «Формуле профессии» выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности [14]:

  • типы профессий выделяются по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х;
  • классы профессий — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И;
  • отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также — теоретические средства — Ф;
  • группы профессий — по условиям труда: бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.

 При практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» — Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…». Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А. Климова «Схема анализа профессии» (см. табл. 4.2).

Характеристики профессий

  • Предмет труда:
    • природа (животные, растения)
    • материалы и заготовки
    • дети
    • взрослые
    • техника
    • знаковые системы (тексты, информация в компьютерах… )
    • художественный образ
  • Цели труда:
    • контроль, оценка, диагноз
    • преобразовательная
    • изобретательная
    • транспортирование
    • обслуживание
    • собственное развитие
  • Средства труда:
    • ручные и простые приспособления
    • механические
    • автоматические
    • функциональные (речь, мимика, зрение, слух… )
    • теоретические (знания, способы мышления)
    • переносные или стационарные средства
  • Условия труда:
    • бытовой микроклимат
    • большие помещения с людьми
    • обычный производственный цех
    • необычные производственные условия

(особый режим влажности, температуры, стерильность)

  • экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
  • работа на открытом воздухе
  • домашний кабинет, лаборатория, мастерская
  • Характер подвижности в труде:
    • преимущественно сидя
    • преимущественно стоя
    • множество разнообразных движений
    • длительная ходьба
    • вынужденные статичные позы
    • высокая избирательная подвижность определенных

групп мышц

  • Характер общения в труде:
    • минимальное общение (индивидуальный труд)
    • клиенты, посетители
    • обычный коллектив (одни и те же лица… )
    • работа с аудиториями
    • выраженная дисциплина, субординация в труде
    • небольшой коллектив в замкнутом пространстве

(экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

  • Ответственность в труде:
    • материальная
    • моральная
    • за жизнь и здоровье людей
    • невыраженная ответственность
  • Особенности труда:
    • возможность работы по совместительству
    • большая официальная зарплата
    • льготы
    • «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации…)
    • изысканные отношения
    • встречи со знаменитостями
    • частые загранкомандировки
    • командировки по стране
    • завершенный результат труда (можно полюбоваться)
    • высокий престиж профессии
    • явно выраженная общественная полезность труда
  • Типичные трудности и наприятности:
    • нервное напряжение
    • профзаболевания
    • распространены мат и сквернословие
    • повышенный риск судимости
    • невысокой престиж работы
    • очень маленькая зарплата
    • общественно презираемый (осуждаемый) труд
  • Минимальный уровень образования для работы:
    • без специального образования (после школы)
    • краткосрочные курсы
    • начальное профессиональное
    • образование (СПТУ)
    • среднее профессиональное образование (техникум)
    • высшее профессиональное образование (вуз):
    • незаконченное высшее
    • бакалавриат
    • магистратура
    • ученая степень (аспирантура, академия…)
    • дополнительное профессиональное образование

1.3.11 Схема оценивания профессии по 52-м классификационным признакам в.В. Пчелиновой

Прочтите несколько раз описание деятельности в соответствии с наименованием из списка и соотнесите последовательно высказывания автора профессиограммы с содержанием характеристик-требований, перечисленных ниже. Затем запишите в кратком виде ваши соображения о дескрипторном – формульном составе данной профессии [23].

1. Я думаю, что в описаниях данной профессии представлены следующие целитруда:

  1. Г: не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.п., — человеку нужно различать, оценивать, анализировать что-либо в целом или его отдельные параметры, характеристики;
  2. П:преобразовывать какой-то объект, изделие, информацию, здоровье, влиять на человеческие отношения для их изменения, усовершенствования, доработки;

1.2.1 — П1: организовывать, упорядочивать;

1.2.2 — П2: оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

1.2.3 — П3: обслуживать;

    1. — И: изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.
  1. Я думаю, что выполнение работы в данной профессии идет с помощью –
    1. вещественных средств труда:

2.1.1. Р:руки, ручных инструментов;

2.1.2 М: механического, машинного оборудования, включая ручное управление, различные виды транспорта;

2.1.3. А:автоматического, автоматизированного оборудования;

2.1.4. ПУ: приборов, различных измерительных устройств;

  1. функциональных средств труда:

2.2.1. Ф: органов чувств;

2.2.1. Ф1: речи простой:

2.2.1.1. Ф1.1.: речи эмоциональной, выразительной;

2.2.1.2. Ф1.2: речи деловой, неэмоциональной;

2.2.2. Ф2: невербального поведения (мимики, жестов);

2.2.2.1. Ф2.1.: поведения, включающего движения всего тела;

2.2.2.2. Ф2.2.: поведения беспристрастного;

2.2.3. Ф3:широких интеллектуальных средств, используемых в оперативном режиме, для решения практических и теоретических задач.

3. Характер деятельностив этой профессии имеет следующие черты:

3.1. – А:она четко определена правилами, инструкциями, в ней не должно быть новых, неожиданных и проблемных ситуаций;

3.2. – АН: она определена правилами, но в ней возникают новые ситуации;

3.3. – Н:часто ставятся новые задачи проблемного характера.

4. В данной деятельности следующая организация труда:

4.1. – И: целостное дело выполняется индивидуализированным образом;

4.2. – К: целостность работы зависит от процессов и результатов труда других – все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по получению одного продукта.

5. В процессе данной работы человек выступает преимущественно:

5.1. И:исполнителем – работает по указаниям руководителя;

5.2. ОС:организатором своей деятельности – сам планирует свою работу, распределяет рабочую нагрузку, изменяет способы выполнения;

5.3. О:организатором работы других.

6. В этой деятельности такие контакты:

6.1. – по интенсивности:

6.1.1. – К1.1.: немногочисленные, не отнимают много рабочего времени;

6.1.2. – К1.2.:многочислненные;

6.2. по типу партнера, с которым осуществляется контакт:

6.2.1. – К2.1.: с посетителями, клиентами;

6.2.2. – К2.2.: с сотрудниками по работе;

6.2.3. – К2.3.:с группой людей, с классом, с аудиторией слушателей, зрителей;

6.3. – по степени постоянства круга партнеров:

6.3.1. – К3.1: с одними и теми же людьми;

6.3.1. – К3.2. с меняющимся кругом лиц.

7. ответственностьв деятельности распространяется следующим образом:

7.1. – повышенная:

7.1.1. – МТ: материальная – за сохранность имущества, оборудования, денег и др. ценностей;

7.1.2. – МР: моральная – за воспитание людей, за руководство ими, за соблюдение законности;

7.1.3. – ЖЗ: за жизнь и здоровье людей и животных;

7.2. – О: средняя, обычная.

8. Физические условия труда:

8.1. – Б: в помещении;

8.2. – О: на открытом воздухе.

9. Особые условия напряженноститруда такие:

9.1. – Н1: есть опасность и риск для жизни выполняющего работу;

9.2. – Н2:возникают сложные, возможно аварийные ситуации, требующие от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого реагирования;

9.3. – Н3: есть общение с правонарушителями, вообще с людьми, имеющими отклонения;

9.4. – Н4: в работе определенный, четко заданный ритм и темп ее выполнения;

9.5. – Н5: работа связана со значительными физическими нагрузками;

9.6. – Н6: в работе необходимо длительное пребывание в одном положении;

9.7. – Н7:необходимо работать в ночные смены;

9.8. – Н8:работа относится к категории «с вредными условиями труда» — колебания температуры, влажности, шума, освещенности, давления, вибрации, и т.п.

10. Можно провести оценку предметов трудаследующим образом:

10.1. – П:относится к биономическому типу;

10.2. – Т:относится к технономическому типу;

10.3. – Ч: относится к социономическому типу;

10.4. – З: относится к сигнономическому типу;

10.5. – Х: относится к артономическому типу.

Раздел 2. Практикум для проведения семинарских занятий

2.1 Вопросы к теме «Психологическое профессиоведение: понятие, цели, задачи, основные подходы»

  1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?
  2. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?
  3. Какие качества человека называют профессионально важными?
  4. Какие виды ПВК выделяют в профессиографии?
  1. Каковы основные принципы профессиографии?

2.2 Вопросы к теме «Методы изучения и описания труда и профессиональной деятельности»

1. Вам необходимо разработать профиль должности агента по продаже недвижимости. Какими методами изучения и описания профессий Вы воспользуетесь? Разработайте методики изучения деятельности риэлтора.

2. В Вашем автосервисе снизилась производительность труда (слесаря выполняют на треть меньше нормы).

Определите возможные причины снижения производительности. Какими методами изучения профессиональной деятельности Вы воспользуетесь? Разработайте методики.

3. Вы работаете центре занятости населения и перед Вами стоит задача ориентации старшеклассников на востребованные профессии. Как Вы будете реализовывать эту задачу? Одним из возможных преимуществ этих профессий – возможность карьерного роста. С помощью каких методов Вы будете изучать возможные варианты карьерного развития специалистов? Разработайте методики.

2.3 Вопросы к теме «Виды профессиограмм»

1. Разработайте критерии и сравните виды профессиограмм, представленные в главе 1.

2. Выберите любой из видов профессиограмм и разработайте по данной схеме описание любой профессии из группы «человек – техника».

3. Дополните информационную профессиограмму Е.М. Ивановой новыми разделами для целей профконсультации старших школьников и для вторичной профориентации работающих людей. Составьте описание любой профессии по разработанным Вами схемам.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с
  2. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.
  3. Гаврилов В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. —Л., 1986.
  4. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 384 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
  6. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — 64 с.
  7. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ. – 2003. – 208с.
  8. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.
  9. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
  10. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с.
  11. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. … — М.: Высшая школа, 1983. — 240 с.
  12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.
  13. Климов Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996. 398 с.
  14. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  15. Липман О., Психология профессий, пер. с нем., П., 1923.
  16. Липман О. Профессиональные способности и выбор профессий. Берлин, 1923.
  17. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  18. Носкова О.Г. Психология труда. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 384с.
  19. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1971
  20. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 224 с.
  21. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 512 с.
  22. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.; Л., 1965.
  23. Пчелинова В.В. Основы профессионального самоопределения. Программа и учеб. пособие. М., 1998
  24. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.
  25. Симонова Н.Н. Психологический анализ профессиональной деятельности специалистов нефтегазодобывающего комплекса (на примере вахтового труда в условиях Крайнего Севера).

    – Автореферат дисс. … д.пс.н. – М. – 2011. – 43с.

  26. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения (сост. П.С.Гуревич).

    М.: Политиздат, 1991. 463 с.

  27. Фукин А.И. Психология конвейерного труда. – м.: Пер Сэ, 2003. – 240 с.
  28. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982. 183 с.
  29. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека М.Логос 1996
  30. Шпильрейн И.Н. Психотехника и психофизиология труда. –М. -1930.
  31. Шпильрейн И.Н. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. М.: МГУ, 1983, С. 139-141.

3