Характеристика методов и приемов психолого-педагогического воздействия

Содержание

Стр.

Введение 2

1. Характеристика методов и приемов психолого-педагогического воздействия и условия их эффективного применения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД 3

2. Психологическое содержание требований к личности сотрудника ОВД. Профессиональная деформация. 10

Задача 17

Решение 18

Заключение 22

Литература 24

Введение

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследственных, свидетелей и потерпевших. С развитием в нашей стране демократических принципов общественного устройства стали появляться публикации, касающиеся защиты прав личности при возникновении правоотношений с органами правопорядка и их сотрудниками, носящие преимущественно публицистический характер.

Понятия «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании »).

Оно проивольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто — инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

1. Характеристика методов и приемов психолого-педагогического воздействия и условия их эффективного применения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

7 стр., 3108 слов

Воздействие социально-психологических факторов на психические ...

... факторов. Ключевые слова: социально-психологические факторы, воздействие, каузация, психологические детерминанты, психические нарушения, болезненные состояния организма, мультикаузальность, особенности, индивидуально-психологические факторы. ... детерминирующих факторов психической патологии так или иначе ограничивает возможности теоретического истолкования сущности отдельных психических заболеваний, ...

Типология психологических воздействий. Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника — это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное — на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков», пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы — конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 103 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

3 стр., 1364 слов

Доклад психологические формы работы УИИ

... несовершеннолетним; психологическое просвещение; патриотическое и духовное воспитание; опосредованное воздействие через курирующего инспектора. Психологическое сопровождение ... ежемесячно проводились мероприятия совместно с сотрудниками библиотеки. Психологами постоянно оказывается консультационная ... закреплять у подростков социально приемлемые формы поведения. Специфика УИИ, ограниченное время ...

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Сферы применения. Как уже отмечено выше, достаточно подробно описано применение психологического воздействия в профессиональной деятельности оперативного сотрудника и следователя, меньше — судебного психолога-эксперта, совсем не изучено его использование прокурором, судьей, юрисконсультом и др. Каждый из этих видов юридического труда помимо общих требований к осуществлению психологического воздействия имеет и специфические, связанные с конкретными условиями деятельности, которые диктуют свои методы, приемы и техники воздействия, характер и направленность, формы и оснащенность. Общим для всех будет только необходимость соблюдения принципов применения воздействия — законности, научности, целесообразности.

Рассмотрим на примере, какое место занимает психологическое воздействие в работе психолога-эксперта. Здесь оно выступает в двух аспектах: как один из способов решения профессиональной задачи и как предмет судебной экспертизы. Второй аспект связан с тем, что иногда необходимо проведение

экспертизы для установления факта психического воздействия на подозреваемого либо обвиняемого со стороны следователя или третьих лиц. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в случаях, когда по-дэкспертный утверждает, что на него оказывалось давление, в том числе и психологическое, и сообщенная им на предварительном следствии информация на самом деле не соответствует действительности.

Первоначально объектом таких исследований служили протоколы допросов, тексты которых эксперты исследовали на предмет обнаружения признаков неправомерного воздействия. Впоследствии, упреждая могущие возникнуть заявления об отказе от первоначальных показаний, данных под давлением, следователи стали фиксировать ход допросов и иных следственных действий с помощью аудио- и видеоаппаратуры. Тем не менее иногда жалобы все же поступают. В этом случае на разрешение экспертов ставится один вопрос: «Имеются ли в тексте допроса (следственного эксперимента), на аудио- и/или видеозаписи признаки психического (психологического) воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?»

Задача судебно-психологической экспертизы здесь состоит в установлении наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия. При этом анализу подвергаются такие факторы, как содержание вопросов допрашивающего с точки зрения их внушающего воздействия, интонационные характеристики речевого взаимодействия, а если анализируется видеозапись, то и невербальные компоненты общения, особенности расположения зафиксированных лиц. Особо отслеживаются косвенные признаки воздействия, поскольку никто не заинтересован в том, чтобы фиксировать на пленку собственные профессиональные погрешности и нарушения.

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

... мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии ... первого года жизни ( распад Пра-Мы). Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития - Мотивационно-потребностная. Период  ...

Конкретный пример: задержанные У. и Ф. обвинялись в том, что они вместе с группой лиц изнасиловали и убили К. Будучи допрошенным в качестве подозреваемого У. признался в причастности к убийству женщины. Свои показания У. подтвердил при осмотре места происшествия, что было зафиксировано на видеозапись. При допросе в суде У. отказался от ранее данных показании, пояснив, что дал признательные показания под воздействием психического и физического насилия со стороны следователя и других сотрудников.

При изучении видеозаписи осмотра места происшествия с участием У. на предмет определения психического воздействия на обвиняемого со стороны следователя или третьих лиц экспертами-психологами были обнаружены следующие признаки возможного воздействия на него со стороны лиц, присутствующих при проведении осмотра места происшествия, а именно:

• употребление сотрудниками следственных канцеляризмов, не характерных для уровня интеллектуального развития и полученного образования подэкспертного, типа: «режущий удар», «проникающее ранение», «пакет старого образца», «гражданами, известными мне ранее по совместному пребыванию в…» и др. Эти слова могли быть как навязаны следствием и заучены подэкспертным, так и восприняты им самостоятельно в процессе предварительного следствия, либо ранее;

• использование следователем вопросов:

а) имеющих наводящий характер: «Вы пошли не туда, где мужчина идет?», «Ну, вы сюда пошли?», «Вы взялись за ручку как удобнее, вот так, или по-другому?»;

б) уже содержащих в себе варианты ответов: «Она была тяжелая, как вы, или чуть тяжелее?», «Зеленый цвет ведь для вас более приятен?», «Что там было, когда клали — может быть трава, кусты, песок? Трава?»;

в) предписывающих, подавляющих волю подэкспертного: «Так и запишем?», «Посчитали, что » (ответ У.: «посчитали, что »)», «Вы, как неглупый человек, должны признать, что »;

• демонстрация следователем и сопровождавшими его лицами компонентов невербального поведения, которые могут быть интерпретированы, как:;

а) предписывающие действия, выполнение которых обеспечивалось синхронизацией вопросов следователя со знаками, подаваемыми верхней частью туловища; «Вам нужен адвокат? (утвердительный кивок следователя)». Ответ У.: «Да». Следователь: «Нет, я имею в виду в этом следственном действии» (наклон в сторону).

У.: «Нет, нет»;

б) указательные жесты: «Как идти, вот так? (указательный жест)», «Ветки отсюда брались?»;

* организация некоторых этапов следственного эксперимента таким образом, который существенно ограничивал свободу выбора у подэкспертного. В частности, во время движения за огородами деревни Р-но У. сопровождали с трех сторон следователь и конвоиры, создавая тем самым специфический коридор следования («коробочку»).

При остановках подэкспертный немедленно побуждался «искать место оставления трупа», причем двигаться он мог только в направлении, оставленным сопровождающими свободным (время записи 13.10 — 14.23);

12 стр., 5895 слов

Психологические особенности деятельности психологической службы ...

... также актами ФСИН России. 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и ... в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность. Пенитенциарное воздействие – воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения – ...

* на предполагаемом месте нахождения трупа конвоир трижды шел впереди У., как бы указывая путь (время записи 14.28 — 14.40).

* прекращение видеозаписи проводилось:

* в 13.05 — 13.09 оператор заявил о необходимости замены батарей и после этого! был ключевой момент поиска, поворота,

* в 13.35 — 14.02 производится осмотр местности,

* в 14.07 произошла незаявленная в протоколе остановка,

* в 14.08 — 14.13 производится осмотр местности;

* появление посторонних лиц, не заявленных в протоколе, в частности, некоего «усатого мужчины в сапогах» (имя и процессуальный статус неизвестны).

У. во время экспертизы называл его как одного из тех, кто применял к подэкспертному физическое и психическое давление на этапе предварительного следствия. Этот мужчина! впервые присоединился к участникам следственного действия возле дома С. (время записи 12.44), подойдя к ним от автомобиля «ВАЗ-2121» белого цвета. Впоследствии он имел возможность общаться с подэкспертным и даже задавать ему вопросы на месте предполагаемого нахождения трупа.

Таким образом, анализ видеозаписи осмотра места происшествия показал, что имели место некоторые признаки психического воздействия на подэкспертного со стороны лиц, участвовавших в указанном следственном действии.

В рамках психологического исследования аудиозаписей и видеозаписей обязательно проводится экспериментально-психологическое обследование допрашиваемого, в ходе которого устанавливаются его интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые и иные особенности, а также склонность к фантазированию и устойчивость к внушающему воздействию.

Правомерное и неправомерное воздействие. Одной из важнейших характеристик психолбгического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное).

По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе оперативной разработки, дознания, предварительного следствия? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-розыскных и следственных действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК. В то же время согласно ч. 3 ст. 20 УПК РСФСР, законодатель запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Разъясняется, что на подозреваемом и обвиняемом не лежит процессуальной обязанности давать показания, они лишь вправе их давать (ст. 76 и 77 УПК РСФСР).

Такая обязанность есть у потерпевшего, свидетеля и эксперта и закон разрешает в отношении их применение привода как меры принуждения.

6 стр., 2996 слов

Специфика проявления психологических закономерностей общения ...

... категориями граждан. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными категориями граждан В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам милиции приходится часто взаимодействовать с различными ... с гражданами, представляющими профессиональный интерес; - эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие; - четко управлять ходом развития общения с гражданами; - грамотно ...

Другие средства принуждения процессуальных участников содействовать раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это — задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д. Теоретически каждое из них может вызвать нарушения физического и психического здоровья, но эти меры допускаются законом.

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой — на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу. Уже описаны процессуально допустимые возможности использования полиграфа и гипноза, есть свидетельства об иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработках.

Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр.

Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб. Напоминание же о том, что помимо профессионального долга, а точнее, раньше него, стоит долг общечеловеческий, нравственный, никогда не бывает лишним. Хотя большинство исследователей и считает репертуар допустимых методов психологического воздействия ограниченным, мнение, реализуемое чаще осторожно, но иногда и более открыто, что «суть дела не в провозглашении каких-либо положений, а в реальных обстоятельствах»2 никогда и никуда не исчезало.

2. Психологическое содержание требований к личности сотрудника ОВД. Профессиональная деформация.

Не каждый желающий работать в, системе укрепления законности и правопорядка способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам человека. Это не является исключением. Зависимость успешности работы от способностей человека к ней установлена давно. Чем сложнее работа, чем выше ее требования, тем меньшее число людей способно выполнять ее, тем важнее тщательно отбирать людей при приеме на работу.

От психологического отбора можно ожидать многого, что подтверждают зарубежная практика и опыт различных ведомств нашей страны. Оправдываемость психодиагностических оценок в них достигает 92—95%, что позволяет существенно снизить текучесть кадров и экономит огромные средства. Кроме того, найти человеку работу по способностям — значит повысить ее эффективность, дать самому человеку возможность самоутвердиться, почувствовать себя нашедшим свое место в жизни, добиться успеха, и напротив. К сожалению, нельзя этого сказать об отборе в правоохранительных органах. Так, в структурах Министерства внутренних дел, где центры психодиагностики функционируют не менее пяти лет, число милиционеров, уволенных на первом году службы, только на 4% меньше, чем в тех, где таких центров нет, преступлений и нарушений законности сотрудниками — соответственно на 1,5%, а количество суицидов — на 3% меньше.

7 стр., 3274 слов

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД

... профилактической деятельности работников милиции - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако ... качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов. Психология видов правоохранительной деятельности ...

При довольно больших численности работников, занимающихся психологическим отбором, затратах времени, усилий, финансовых средств, длительном опыте можно было бы ожидать и более впечатляющих результатов. Правоохранительные органы продолжают тревожить факты:

• прогулов,

• отказов от работы, самостоятельных оставлений службы,

• злоупотреблений спиртными напитками,

• дорожно-транспортных нарушений на служебном транспорте,

• халатного отношения к служебным обязанностям,

• аморального поведения,

• поборов, взяточничества,

• рукоприкладства,

• сокрытия преступлений, фальсификации,

• неправомерного использования оружия,

• неделовых связей с преступной средой,

• укрытия от учета изъятого оружия,

• покушений на самоубийство и др.

По признанию специалистов, психологический отбор «в лучшем случае находится на стадии становления, не имея достаточной самостоятельности, целевой установки, критериев и правового обеспечения»1.

Способность к правоохранительной деятельности — системная характеристика личности. Даже сотня разрозненно определенных индивидуальных особенностей человека не может заменить строго системной оценки его. Полезно определять интеллектуальные качества, склонность к симуляции и диссимуляции, степень и характер тревожности, экстравертированность и интровертированность, психотический или невротический тип реагирования, направленность сексуального интереса, непосредственность и др., но если не дать целостную и определенную оценку направленности личности и ее морально-психологического облика, то никакого заключения о способности данного человека к правоохранительной деятельности сделать нельзя.

Распространенная практика как раз и страдает тем, что определением множества третьестепенно значимых психологических качеств она прикрывает свои слабости в определении главных свойств личности.

Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Наиболее известно установленное Законом «О милиции» разделение милиции на криминальную и милицию общественной безопасности. Естественно, деятельность оперативных работников милиции по своему содержанию и применяемым способам отличается от деятельности, например, патрульно-постовой службы или дорожно-патрульной службы ГИБДД. Однако различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников милиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности — преступника (правонарушителя).

Объект деятельности сотрудников милиции (правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельности работников милиции следует отнести такие характеристики правонарушителей: а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения; б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям сотрудников милиции; в) опыт противоправной или преступной деятельности; г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальность в поведении; е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой.

6 стр., 2736 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)

... требовательность; контроль над агрессивностью и др. Охранная деятельность является основной для сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других подразделений органов правопорядка, частной охранной ... противоречивой информации; · память на внешность и поведение человека; · способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми [5, c.77-78]. Выполнение оперативным работником своих ...

Анализ специфики деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различных служб характеристик:

1) деятельность милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;

2) деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3) нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности;

4) как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;

5) работникам милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;

6) милиция обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и тд.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);

7) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;

8) деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;

9) милицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;

10) на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции.

Исключительная сложность деятельности милиции диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.

Деятельность работников милиции существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности сотрудников милиции можно вести в четырех направлениях:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон деятельности милиции;

2) развитие интереса к деятельности опосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у сотрудников милиции чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к милиции;

3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;

4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений милиции благоприятного морально-психологического климата.

Результаты любого вида деятельности работников милиции зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия действий сотрудников правовым и нравственным нормам, положениям Кодекса чести сотрудников милиции, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями. Деятельность сотрудников милиции должна проходить под знаком строгого соблюдения норм уголовного, уго-ловно-процессуального и административно-правового законодательства.

Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности работников милиции. Она выражается в определении соответствующих форм организации и стройной системы реализации профессиональных задач милиции.

Подготовленность выражается в наличии у сотрудника милиции соответствующих знаний, умений и навыков. Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной) играет профессионально-психологическая подготовленность.

Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальное овладение ею сотрудником милиции и высокую степень выполнения соответствующей деятельности.

Эффективность деятельности сотрудников милиции состоит из продуктивности, выражающейся в количественных и качественных результатах деятельности; скорости, отражающей быстроту, четкость и организованность действий; темпа деятельности, определяющего соотношение «энергичных» участков и спадов в деятельности сотрудника в течение фиксируемого периода времени; полноты, зависящей от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности сотрудником милиции в течение длительного периода времени и сохранения устойчивой результативности деятельности.

Исходя из законодательно определенных задач деятельности милиции, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность.

Профилактическая деятельность. Основная цель профилактической деятельности работников милиции — предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов

милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

• профессиональную наблюдательность;

• уравновешенность, самообладание при конфликтах;

• способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

• тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• способность к воссозданию образа по словесному описанию;

• умение делать выводы из противоречивой информации;

• память на внешность и поведение человека;

• способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная деятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебных задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы определены Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.

Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует от него наличия следующих психологических качеств и умений:

• способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

• готовности к ситуациям силового (включая огневое) единоборства с преступниками;

• повышенной ответственности за свои действия («отсутствие права на ошибку»);

• способности к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

• высокой психофизиологической выносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10—12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);

• способности выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;

• постоянной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);

• способности к ролевому перевоплощению, умения выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

• речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.

Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоаг-рессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как синдром профессиональной непригодности к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутренних дел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

• мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, мужество, принципиальность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения, выраженная мотивация самоактуализации и др.);

• познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.);

• коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.);

• иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, ответственность, самоуважение и др.).

Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДЦ, муниципальной милиции. Общая характеристика этой деятельности — целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправного деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители).

Для работников патрульно-постовой службы важны следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Охранная деятельность. Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охраны милиции. Ее главная цель — охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.

Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками вневедомственной охраны считаются следующие качества:

• наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

• эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);

• интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);

• коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);

• качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);

• моторные качества (быстродействие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

Задача

По делу об убийстве студентка Н. ночной сторож 65-лет опознал А., как человека совершившего убийство Н. А. и Н. были близкими друзьями, и объективность опознания вызвала у следователя сомнения. Сторож продолжал утверждать, что видел, как А. гнался за Н. с ножом в руке, затем нанес ему удар ножом в грудь и попытался скрыться. Затем в ходе расследования было установлено, что Н.был смертельно ранен незнакомым мужчиной в подъезде своего дом. В состоянии агонии, Н. на глазах сторожа проблежал несколько метров и упал. За ним сжимая ключи от квартиры бежал А. Наклонившись на несколько секунд на другом, он поспешил за медицинской помощью.

Проведите психологический анализ предложенной ситуации и ответьте на вопросы:

Что повлияло на искаженного восприятие событий сторожем?

Какие субъективные факторы могут влиять на формирование образа, а в дальнейшем на опознание человека?

Решение

Что повлияло на искаженного восприятие событий сторожем?

Поскольку сторож ночной, значит время было вечером или ночью в сумерки, т.е. он не видел предмет который сжимает в руке.

Также сторож пожилой ему 65 лет, возможно, он плохо видит.

Можно предположить искаженное восприятие действительности в силу пожилого возраста сторожа.

Также ситуация очень противоречивая: бежит раненый Н. , а за ним бежит А., действия А были похожи на убийство: он бежал

Какие субъективные факторы могут влиять на формирование образа, а в дальнейшем на опознание человека?

Истинные сообщения об образе человека могут содержать элементы добросовестного заблуждения и ошибки в виде, например, расчленения целостного события на независимые, не связанные между собой части; ошибочного объединения не связанных между собой фактов; преувеличения (или, напротив, преуменьшения) реальных размеров, длительностей, интенсивности проявлений чего-то; наделения (или, наоборот, устранения, изъятия, пропусков) событий, объектов мнимыми, не свойственными им признаками, чертами, особенностями; перестановки, замещения реальных объектов признаков, свойств, событий другими, смещения их по времени или переноса в другое место; ошибочного отождествления и усмотрения сходства различных объектов и лиц, искажения формы, структуры, последовательности событий, объектов и др

Прием создания условий для установления момента истины. Исходной в работе юриста выступает обязательная задача установления истины, только истины и больше ничего. Поэтому первое правило — постоянное поддержание своей внутренней установки на установление истины и реализацию принципа социальной справедливости. Для сотрудника не может быть «желательных» или «нежелательных» сообщений, удовлетворяющих его только потому, что они совпадают с его ожиданиями, предположениями или версиями.

Прием выявления зависимостей сообщения от восприятия юридически значимого события. Всякое сообщение требует тщательного анализа влияния тех факторов, которые могли повлиять на его содержание. Первым уроком передовой практики и юридической психологии выступает необходимость тщательного анализа зависимостей сообщений заявителей, свидетелей и других лиц от непосредственного восприятия факта. Все начинается с того, что лицо, которое впоследствии сообщает информацию сотруднику, становится очевидцем или соучастником какого-то события, факта, явления, процесса, разговора и пр. Последние как-то отражаются в его психике и то, как отражаются, влияет и на сообщение. Имеется множество психологических аспектов такого отражения, которые и выражены в правилах их учета и изучения.

Правило установления зависимости сообщения от объекта и физических условий восприятия. То, что подмечено, во многом зависит от объекта и предмета восприятия (например, материального объекта и человека, групп людей), фона наблюдения, погодных, суточных условий, освещенности и др. Например, значительная часть насильственных, насильственно-корыстных преступлений (убийства, изнасилования, разбойные нападения, грабежи) и транспортных совершается в темное время суток, при плохой видимости, а в этих условиях сказываются индивидуальные особенности ночного зрения, степень темновой адаптации, изменения восприятия цвета, формы, размеров предметов, расстояний и др. Сплошь и рядом решающее значение могут иметь восприятия звуков, запахов и др., которые в устном сообщении очевидцев могут не находить отражения вообще и или искажаться.

Правило установления зависимости сообщения от положения воспринимавшего и состояния его органов чувств. На восприятии сказываются место, расстояние от воспринимавшего до объекта восприятия, объекты между ними, направление, угол зрения, расположение по высоте, положение сидя, стоя, на ходу или бегу и пр. Состояние органов чувств помимо упоминавшихся выше порогов ощущения связано с остротой зрения, наличием или потерей очков, а также с наличием слухового аппарата, солнечных очков, заболеваний органов чувств и др.

Правило установления зависимости сообщения от особенностей личности воспринимавшего. Существует закономерная зависимость восприятий от жизненного опыта, пола, возраста, уровня развития интеллекта, профессии, национальности и др. Так, мужчины в среднем лучше запоминают местность, дорогу, события, а женщины — обстановку, людей, их одежду, психические состояния. Личностный характер восприятий означает, что они всегда индивидуализированы, т.е. момент истины выражен в них со своеобразием, с привнесением в них «отсебятины».

Правило установления зависимостей сообщения от социально-психологических факторов. Симпатии и антипатии участников события сильно отражаются на жалобах, заявлениях и предложениях. С большой легкостью принимаются отрицательные факты и оценки в отношении неприятных заявителю, свидетелю людей и зачастую отвергаются, не воспринимаются отрицательные стороны в людях, симпатичных ему.

Правило установления зависимости сообщения от общего психического состояния воспринимавшего. Волнение, испуг, страх, растерянность и другие психические состояния существенно отражаются на качестве восприятия и последующего сообщения. Не случайно говорят: «у страха глаза велики». Криминальные события воспринимаются вообще иначе, чем рядовые, будничные, более эмоционально. Они лучше запоминаются, но сопряжены с искажениями из-за необычности, индивидуальности их понимания и отношения к ним. Сильно искажаются восприятия формы, цвета, размеров, скорости, времени под влиянием алкогольного и наркотического опьянения.

Прием выявления зависимостей сообщения от запоминания, сохранения и изменения информации до ее поступления юристу. Возможности человеческой памяти далеко не беспредельны, а ее проявления не безукоризненны.

Правило учета вида запоминания и его особенностей у заявителя. Существует долговременная и оперативная память (мгновенного запоминания), а также память на лица, слова, цифры, звуки и пр. Оперативная память характеризуется цифрой 7 плюс—минус 2: столько единиц информации способны мгновенно запоминать люди. Криминальные события нередко происходят в секунды, и запомнить все человек не в состоянии. Не надо подозревать его в неискренности, если он что-то не запомнил. Скорее справедливо обратное (если речь идет именно о мгновенных событиях).

Все виды памяти очень индивидуальны и нелишне убедиться, каковы они у данного заявителя.

Правило учета времени, прошедшего с момента события. Быстрее всего забывается то, что запоминалось оперативно: быстро в первые часы, сутки (к концу из этого забывается почти 80% информации), а затем — много медленнее. Иногда детали помнятся годами, что объясняется как своеобразием памяти данного человека, но еще больше личностными зависимостями: эмоциональным впечатлением, личностным смыслом данной информации, ее глубоким пониманием и обостренным отношением к ней.

Правило учета изменения информации в процессе ее сохранения в памяти. Забывание — не чисто количественное выпадение каких-то деталей события. Хранящаяся в памяти информация, особенно волнующая, подвергается, даже бессознательно, обдумыванию, структурированию, переструктурированию. Свидетели события обмениваются впечатлениями, получают дополнительную информацию из средств массовой информации, подвергаются психологическому давлению. В результате даже верная информация «подправляется» в их памяти, что-то в ней домысливается еще до поступления к работнику юридического органа.

Прием учета влияния на сообщение факторов, присущих встрече заявителя (свидетеля и др.) с юристом. При встрече происходит воспроизведение информации, которая сохранилась в памяти заявителя. Но это не простая репродукция, озвучивание. Информация на этой стадии может дополнительно сокращаться, увеличиваться, обедняться, видоизменяться, искажаться.

Правило: при встрече с заявителем исключать возможное неблагоприятное влияние на формирование его информации. Такое влияние могут оказать особенности обстановки, социальное восприятие, атмосфера общения, поведение юриста. Так, обычно неблагоприятно оказываются неуравновешенность и раздражительность юриста, оскорбительный тон, безразличное выражение лица и др. Особенно нетерпимо психологическое давление, запугивание. Часть граждан, желая помочь юристу, может стремиться приблизить свое сообщение к тому, которое, по их мнению, будет одобрено им и при этом непроизвольно искажает имеющуюся информацию. Некоторые поглядывают на него, чтобы проверить, какое впечатление производят их слова, и в зависимости от этого по ходу меняют сообщение. Могут значительно изменить сообщение вопросы юриста.

Правило: слушать не только слова, но человека, стремиться понять его и действительные события, стоящие за словами.

Правило: выявлять погрешности сообщения в ходе его получения, помогать в этом заявителю. Ясно, что погрешности в сообщении (не только ошибки, сознательные искажения, но и неполнота, излишества, неточности, индивидуальность и др.) — обычное, а не исключительное явление. Поэтому получение сообщения должно сочетаться с его анализом, установлением истинного и искаженного в нем, проверкой и уточнением, что только и позволяет дать окончательную оценку сообщению и с уверенностью использовать его в дальнейшей работе.

Заключение

По итогам проведенного исследования, отметим следующее:

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника — это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим.

* Индивидуальное направлено на конкретного человека,

* социальное — на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной.

* Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания.

* Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.)

* Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы — конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии способность к правоохранительной деятельности определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности, а именно:

1) социально-мотивационных качеств (жизненных ориентации, уровня социальной ответственности личности);

2) профессионально-мотивационных качеств (мотивов выбора профессии сотрудника правоохранительных органов и деятельностных ценностных ориентации);

3) правосознания;

4) морально-психологической подготовленности;

5) деловых качеств (волевых, организаторских);

6) познавательных психологических качеств (мышления, внимания, памяти и др.);

7) психофизиологических качеств.

Литература

1. Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. № 437

2. Глазырин Ф. Б. Психология следственных действий. — Волгоград, 1983

3. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Изд. 2-е. — Калуга-Обнинск-Москва. 1997.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат. 1975. с. 501.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие // Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М., 1997.