«Меня оценят в XXI веке»

тема:

«ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ»

выполнила : студентка 1 курса Белгородского Государственного Института Культуры и Искусств

Факультета Музыкального Творчества Кафедры Звукорежиссуры.

27.07.1992 г. р.

Алексеева Анастасия Игоревна

12.2011год.

ТЕЗИСЫ:

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЕЖПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СПОСОБНОСТЯХ И ИХ НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ЖЕНЩИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ БОЛЬШЕ МОЗГА, ЧЕМ МУЖЧИНЫ

ЖЕНСКИЙ МОЗГ ИНТЕНСИВНЕЕ РЕАГИРУЕТ НА ЭМОЦИИ

У ЖЕНЩИН ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СЛОВОМ

ЖЕНЩИНЫ ИНАЧЕ ОРИЕНТИРУЮТСЯ

У ЖЕНЩИН ОСТРЕЕ ПАМЯТЬ

ГОРМОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

МОЗГ МУЖЧИНЫ В СТАРОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

Тема, на которую мне хотелось бы поговорить- это «счастливая семья России- утопия или реальность».

Большинство людей себе рано или поздно задают такой вопрос: а возможна ли счастливая семья в наше время, в современной России? Интересно, когда смотришь на молодые семьи, на жениха и на невесту, они такие счастливы, все им желают счастья, и все надеяться, что у них-то всё будет хорошо, а потом проходит какое-то время, смотришь на эти семьи, и понимаешь, что они во многих вопросах беспомощны.

17 стр., 8219 слов

5.Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами

... коммуникативных задач, требующих гибкости в общении. Выявлены различия психологии мужчин и женщин в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в ... отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и ...

А теперь я приведу некоторые цифры: по стране у нас сейчас разводов 50-60%, есть регионы, от регионов зависит, когда 70%, а в Свердловской области пик- 2001 год на 1000 зарегистрированных браков 928 распались- 93% развода. В Москве семейные психологи проведи обследование тех семей, которые не распались, и оказалось из всех, которые не распались — половина живёт в «хронически-предразводном состоянии», так это назвали. Возникает вопрос — всегда ли у нас в России так было? Ведь люди-то те же. Пронаблюдаем статистику — когда произошёл этот обвал? Оказалось эту черту очень чётко мы видим — октябрьский переворот 1917год. Давайте посмотрим на статистику: до 17-го года у нас в России процент развода был – 3%, а сейчас, Екатеринбург- 93%. Если посмотреть, что изменилось, так вот оказывается, это очень многие психологи должны признать, а те, кто верующие, говорят однозначно: в 17-том году произошла смена идеологий, а что такое идеология- это наша система ценностей в которой мы живём, это то что для нас дорого, на что мы ориентируемся в нашей жизни. Эта смена идеологий привела к революции в семейных отношений, т.е. стали перестраиваться отношения внутри семьи, они стали перестраиваться совершенно на другие основы.

Логика была очень простая. Россия до семнадцатого года жила в православной стране. В православии очень чётко прописано, как должен человек взаимодействовать внутри семьи. Очень всё просто и очень всё гармонично. Оказывается, в православии прописывается, что глава семьи — это мужчина. Что значит глава – он главный, он пользуется абсолютным авторитетом и с него самый большой спрос, он должен обеспечить счастливую семью, он должен материально обеспечить, он должен защитить, и он должен продумать всё, что бы в семье было всё хорошо, он голова. Женщина – у неё совершенно другая задача: она мудрая хранительница домашнего очага. Женщины по своей природе более чувствительны. В психологии есть такое понятие – эмпатия. Эмпатия, значит, вчувствование состояния другого человека. Вот это вот вчувствование гораздо больше развито у женщин. Хочу дополнить, что в детстве эмпатия развита у всех детей, и у мальчиков и у девочек в равной мере. Если заметить, то когда с роддома приносят малышей, и начинают знакомить с близкими, то когда тонким голоском начинает разговаривать с малышом взрослый , малыш может расплакаться, и наоборот, человек может только наклониться к младенцу, а тот заулыбается, засветиться от радости.

Почему? У всех детей развита эмпатия – они сердцем чувствуют другого человека. Начиная с подросткового возраста у мальчиков эта способность теряется, за исключением тех мальчиков, которые выросли без отца, они перенимают женское поведение. С возрастом мужчины теряют эту способность. В этом есть определённый смысл, потому что такое вчувствование, предполагает повышенную чувствительность и ранимость. Так вот женщины, этой способностью чувствовать другого человека обладают, когда ничего ни надо говорить. С одной стороны это прекрасно, когда женщина настроена на сохранение своей семьи, ей дана в помощь эта способность, чтобы не лезть в душу к человеку, она почувствовала, что сейчас надо смолчать, а сейчас похвалить, она это чувствует сердцем, но если у женщины внутренних духовных ориентиров нет, она может и ударить так, что и мужу и детям будет настолько больно, а она потом будет об этом очень сильно, т.е. тут очень много зависит от внутреннего духовного состояния женщины. Так вот женщина, её предназначении в православии — она мать, она должна дать детям любовь, которую сама имеет в запасе. Она нежная, заботливая жена, которая не во главе мужа стоит, а которая ему помощница. Нежная, мудрая, ласковая помощница, и она хозяйка – так определено. В данном случае никто внутри семьи не сталкивается, а всё очень чётко распределено, расписано, всё очень гармонично, каждый знает, что от него ждут. И что предписано ему. А дети воспринимаются как дар божий, и у них обязательно с детства воспитывается уважение к старшим. Обратите внимания, если раньше в России, это было во всём, на уровне мелочей: семья садилась за общий стол, первый брал ложку и начинал есть глава семьи — мужчина. Это с детства впитывалось, и дети прекрасно понимали: папа, потом мама, а потом можно всем остальным. В деревне и после революции сохранилось – если ребёнок полез поперёк своей очереди, то глава семьи ложку оближет и по лбу «ты не главный». Современные психологи задали такой вопрос: «если в дом принесли чего-нибудь вкусненького, кому вы отдадите это?». Большинство сразу отвечают — да конечно детям, кому же ещё. Этот простой тест, показывает педоцентристские или детоцентристские семьи, во главе ребёнок, его капризы и прихоти. Эта тонкая подмена, которая произошла, она характерна вообще для наших современных семей. А потом, когда ребёнок вырастает, он привыкает быть во — главе, и потом он удивляется, почему к нему не относятся как к самому главному. А когда эти, одна – самый главный и другой самый главный создают семьи и начинаются проблемы, кто главнее. В православии всё это прописано и всё очень просто, гармонично и всё очень хорошо сочетается. Так вот в семнадцатом году было сказано, что православие – это заблуждение, что это не от большого ума – на гордыню давить, для того чтобы манипулировать человеком, сделать из него «куклу», а самим стать «кукловодом», надо просто почувствовать какие у человека развиты страсти и на этих страстях играть, т.к. у многих людей была развита гордыня. И дальше произошло следующее: раньше мальчиков в семье с детства ориентировали на семью, и все прекрасно знали, что когда человек умирает физически – душа бессмертна, и что душа переходит к богу, и бог будет спрашивать — как ты справился, со своими обязанностями. На это ориентировали мальчика, его воспитывали его как защитника, не то что сейчас – «да зачем тебе армия, да какая Родина, опомнись, о себе подумай, там убивают, там дедовщина», ничего подобного, раньше говорили- «да ты же воин, ты защитник, что выше чем жизнь свою положить за други своя». В то же время девочки воспитываются в целомудрии, и раньше было так, если до свадьбы женщина, девушка беременна, то это считалось – позор, позор на весь род, гулящая, стыдно. Сейчас у нас навязывается как норма жизни. Разврат – как норма жизни. Рассчитано это на то чтобы семью развалить, на то, чтобы семья стала несчастной. Девочка воспитывалась в целомудрии, а мужчина в страхе божьем, у них рождались и дети здоровые. Семьи все были многодетные, а сейчас как сказал один человек – «еле-еле выносят одного больного, и всю жизнь мучаются».

11 стр., 5300 слов

Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека

... данной работы является анализ значения эмоций в профессиональной и личной жизни человека. Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: 1. Определить ... эмоции. Предметом исследования являются психологические, составляющие эмоций в профессиональной и личной жизни человека. Теоретическая значимость: источниками, используемыми при написании данной курсовой работы, являются ...

11 стр., 5358 слов

Возрастная психология. Начало жизни человека

... утробе матери живёт своей собственной духовной жизнью. Сейчас науке известно, что и физическое существование ... к беременной женщине, как к творческой мастерской, в которой происходит чудо развития человека, в целом ... Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея России Чудотворца»: « В воскресный день в храме ... ребёнком, как с полноправным членом своей семьи. С ним разговаривают, обращаются с просьбами ...

Из ныне полученных мною источников, следует отметить, что всё то, о чём я рассказала вам в первой части своей работы, описано и ещё в очень важном, и поистине, волнующем все народы и времена, документе. «Протоколы сионских мудрецов». По-хорошему, об этих протоколах должен знать чуть — ли ни каждый здравомыслящий человек, но в связи с массовой деградацией современно — русского человека, я обязана всеми силами распространять эту информацию, ибо мне хочется жить в процветающей, здоровой и сильной стране, разумной нации. В сионских протоколах прописано, поэтапно, то, каким образом будет происходить завоевание мирового правительства еврейским масонством. Поэтапно – протокол за протоколом, всё исторически сходится, со всеми событиями, начиная с революции 1917 года в России, смена власти, подмена идеологий, вот чем «взяли» нашу страну, ударили в самое сердце — по священной семье. И у них это получилось.

В России предпринимаются различные меры по формированию семей и поддержанию демографической ситуации в стране — выделяют «беспомощным» парам деньги за второго ребёнка, а за многодетность вообще поощряют разными наградами. Это можно сравнить с тем, как стали относиться к ветеранам Великой Отечественной Войны, когда остались единицы – им стали выдавать квартиры. По нашей русской поговорке, если перевести на современный язык, значит, начинаем ценить, когда практически на грани «смерти». Хорошо, что вообще государство немного понимает, что если распадётся семья – в самом прямом смысле этого слова, то распадётся и всё государство.

СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ещё одна очень важная тема, которую я, несомненно, хочу поднять в своём докладе — сексуальное воспитание. Сексуальное воспитание, как дисциплина, просуществовала в России недолго в ещё одно «смутное» время – в девяностые. Тогда этот предмет преподавался далеко не профессионалами, и в очень неподходяще–развратной форме, когда в то же время в европейских странах, и в странах Северной Америки, этот предмет благополучно был введён в образовательную программу средних школ и преподавался квалифицированными психологами и сексологами. Министерство образования западных стран решило, что помимо лекций, по теме сексуального развития, стоит выдавать студентам и ученикам средства предохранения от нежелательной беременности и заболеваний, передаваемых половым путём. В результате, по статистике, в США средний возраст начала половой жизни у девушек- 20 лет, конечно в зависимости от штата, а в сравнении с нашей сегодняшней страной, «это очень поздно». Девушки ведут разгульный образ жизни и считают, что это естественно. «Бери от жизни всё» — вот что пропагандируют все рекламы и таблоиды в современном мире. Но ещё очень важная и страшная проблема есть у западного общества – это гомосексуальные отношения. Такой образ современного человека, в особенности мужчины, пропагандируется практически везде, эта идея «влезает» чуть ли ни насильно в головы подрастающим поколениям. Естественно практически все знают причину столь массового переворота в сознании современных людей, причиной сказалось феминистское движение женщин в начале 20 века, которое стало зарождаться, когда произошёл всплеск в науке, в 19 веке, женщины, столь долгое время, находившись в униженном положении, стали прогрессивно пробиваться сквозь «толстую стену» консервативных мужей. И что самое интересное, женщины, спустя 100 лет достигли величия в материальной и научной сфере, получая женоподобных мужчин непригодных для семейных отношений вовсе. Кто виноват?- решать не нам, стоит только задуматься, как вернуть тот баланс между мужчиной и женщиной, о котором так спокойно говорится в православной вере.

14 стр., 6974 слов

Способности человека в понимании Абая

... дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса». « ... и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был ... образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности ...

Межполовые различия в способностях и их научное объяснение

Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с

традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

Выделение фактора пола как одного из критериев развития интеллектуального потенциала является отражением глубокого многовекового кризиса «разорванного» человеческого сознания, в результате которого до сегодняшнего дня важнейшей неразрешенной проблемой остается проблема дисбаланса «мужских» и «женских»

ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок — эмоциональности, культура — природе. Ни для кого не секрет, что в современном обществе мужчин и женщин по-прежнему принято оценивать в различных категориальных системах: при описании мужчины акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных достижениях и роде занятий, а при описании женщины — на ее семейно-родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное. Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии познавательных способностей современных мальчиков и девочек. Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление интеллектуального развития человека, и биологический пол не является определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова «мужское» и «женское» — это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Способности (как и человека в целом) изучают различные на­уки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способ­ностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др. В отечественной психологии в трактовке проблемы способнос­тей можно выделить два направления. Первое — психофизиологи­ческое, которое исследует связи основных свойств нервной систе­мы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова).

24 стр., 11603 слов

Лекция — Формирование способностей у мужчин и женщин

... в литературе. Объектом исследования являются способности. Предметом исследования являются различия способностей мужчин и женщин. Гипотеза - существуют в отдельных видах способностей. Цель исследования – изучения способностей мужчин и женщин, их различия в отдельных ...

Другое направление — исследова­ние способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудо­вой (сторонники деятельностного подхода А.Н.Леонтьева).

Это направление большей степени рассматривает деятельностные де­терминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы СЛ.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, К-А-Абульханова- Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследова­ние проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зре­ния, рассматривали способности, возникающие у человека на ос­нове задатков, как развитие

способов деятельности. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки— это врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития

спосооностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, воз­можности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Три признака всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям». Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные

особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний. В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, которые определяются скоростью и качеством осво­ения человеком знаний и умений. Существуют также музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

13 стр., 6377 слов

Подходы к психологическим типологиям мужчин и женщин

... два пути к одной цели женщины и мужчины; Определить психофизиологические особенности мужчин и женщин; Раскрыть психология "женщина+мужчина"; Изучить мозг мужчины и женщины в старости. Глава 1. ... Гендерные различия между мужчиной и женщиной 1.1. Гендерные ...

ПРИЧИНЫ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ.

СТРОЕНИЕ МОЗГА

Хотя, несомненно, существуют причины культурного толка для наших различий в эмоциях и поведении, результаты недавних, поистине феноменальных исследований показали, что корень многих загадочных различий между полами, возможно, следует искать в наших головах. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий — по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 — 15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами. Ниже перечислены наиболее важные, по мнению ученых, отличия женского мозга от мужского.

ЖЕНЩИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ БОЛЬШЕ МОЗГА, ЧЕМ МУЖЧИНЫ

— Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит большими пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем участке мозга, — говорит д-р Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной Каролины. Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города. Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще мозолистое тело — совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально- интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше “общаться” между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро «переключаться» между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном «режиме». Одни называют эту способность эмоциональным интеллектом, другие говорят о женской интуиции. И все же, по крайней мере, в некоторых случаях, мужчины способны лучше концентрироваться.

ЖЕНСКИЙ МОЗГ ИНТЕНСИВНЕЕ РЕАГИРУЕТ НА ЭМОЦИИ

Сканируя мозг мужчин и женщин в тот момент, когда они вспоминали об испытанных ими эмоциональных потрясениях, Марк Джордж обнаружил различия в реакциях на эмоции, например, печаль. Хотя и вызванное примерно одинаковыми переживаниями, у женщин чувство грусти активирует нейроны на площади, в восемь раз большей, чем у мужчин. Теоретически то, каким образом наш мозг реагирует на печальные события, может увеличивать риск депрессии, которая у женщин развивается вдвое чаще, чем у мужчин. Женский мозг способен также более точно определять эмоциональный настрой других людей. Д-р Ракел Гур, психоневролог из Пенсильванского университета, и ее муж, психолог Рубен Гур, проводили сканирование мозга испытуемых добровольцев. Просматривая фотографии актеров, лица которых выражали различные эмоции, представители обоих полов легко определяли счастливые лица, но распознать печальное женское лицо мужчинам было намного труднее. “На лице женщины должно быть написано поистине неизбывное горе, чтобы мужчина это заметил”, — говорит Рубен Гур.

9 стр., 4235 слов

Психофизиология пола, основные отличия между мужчинами и женщинами

... сигналы из правого в левое полушарие. Вес головного мозга у мужчин почти на 14% больше, чем у женщин. Полушария женщин связаны вдвое более сильными нервами. Через многие отделы ... как и по размеру органов - головного мозга, легких, сердца, печени, почек и др. - мужчины в среднем превосходят женщин. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - ...

У ЖЕНЩИН ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СЛОВОМ

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков — зрительно- пространственный. Уже к 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Причина может состоять в том, что при чтении женщины используют нейронные области обоих полушарий мозга, говорят д-р Салли и д-р Беннетт Шейуиц, преподаватели педиатрии и неврологии из Йельского университета. В отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария. Во взрослом возрасте женщины также обладают лучшими вербальными навыками. При тестировании женщины придумывают больше слов, начинающихся с одной буквы, приводят больше синонимов, быстрее мужчин подбирают названия для цвета и формы предметов. Но, пожалуй, еще важнее следующее: оба полушария женского мозга обрабатывают все, что связано с речью, и это помогает женщинам быстрее выздороветь после перенесенного инсульта или мозговой травмы. “Благодаря тому что у женщин, когда они говорят или читают, задействована более широкая сеть нейронов, чем у мужчин, — рассказывает д-р Джордж, — они лучше защищены от последствий частичных поражений мозга”.

ЖЕНЩИНЫ ИНАЧЕ ОРИЕНТИРУЮТСЯ

В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на такие запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив детской площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут другим, то опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины мыслят категориями направления и расстояния (“полкилометра на север, потом три километра на запад”).

“Я подозреваю, что мужчины рождаются с неким биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления”, — пишет автор научно-популярных книг Дебора Блум. Она отмечает, что мужчины постоянно получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех плоскостях.

У ЖЕНЩИН ОСТРЕЕ ПАМЯТЬ

В любом возрасте память у женщин лучше, чем у мужчин, сообщает психолог Томас Крук, президент “Сайколоджикс”, исследовательского учреждения, испытывавшего свойства памяти более чем у 50 тысяч мужчин и женщин. “Женщины способны лучше, чем мужчины, ассоциировать имена и лица людей, они также лучше запоминают перечни предметов”. “События, которые люди хорошо запоминают, связаны, как правило, с эмоциями”, — говорит Крук. — Поскольку женщины используют большие участки правого полушария, ответственного за переработку эмоций, это происходит у них автоматически. Джей Гид, занимающийся вопросом детской психиатрии в Национальном институте психического здоровья, обнаружил, что мозг девочек развивается быстрее. Так, наибольшая толщина серого вещества у них отмечается уже в одиннадцать лет, тогда как у мальчиков — в двенадцать лет. Миндалевидное тело, отвечающее за эмоциональные реакции, которое насыщено рецепторами к мужскому половому гормону тестостерону, развивается быстрее у мальчиков, а гиппокамп, отвечающий за процессы запоминания, имеет много рецепторов к женскому половому гормону эстрогену и раньше развивается у девочек. Для узнавания лиц дети в возрасте 8-11 лет также пользуются разными участками мозга. Результаты выполнения тестов у них были примерно одинаковыми, но, как установили при помощи регистрации электрической активности, мальчики использовали преимущественно правую половину мозга, а девочки — левую. Ученые из медицинской школы Университета Пенсильвании отметили значительные различия между распределением серого и белового вещества в головном мозгу мужчин и женщин. У женщин больше серого вещества, состоящего из нервных клеток и коротких отростков, а у мужчин — белого, состоящего из длинных отростков клеток. Ученые полагают, что это откладывает отпечаток на функциональные особенности головного мозга. Они считают, что у женщин лучше проходит централизованная обработка информации, в то время как у мужчин, благодаря большой массе аксонов, лучше налажена связь между удаленными участками мозга.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... правая и левая руки функционируют неодинаково. В этом выражается функциональная асимметрия полушарий мозга. Различия в способностях рук отражают лишь один аспект в функциональной асимметрии двух ... полушариями и базой для дальнейших исследований. ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА Обратимся к понятию мозга. «Мозг -- центральный отдел нервной системы животных, представляющий собой компактное скопление ...

Гормональная система

Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период. Хотя некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно- пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием. Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих. Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно- пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная — чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и «мужское» поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими. В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Понятно, что только гормонального и генетического критериев недостаточно, чтобы ответить на вопрос об истоках половых различий в развитии интеллектуальных способностей. В настоящее время активнее всего разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий. Био-социальный подход связывает универсальность патриархата, главенство мужчины в социальной жизни, значительно большую степень мозговой асимметрии у мужчин и относительную диффузность мозга женщин, высокий уровень невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин с эволюционным процессом, а именно с гармонизирующей эволюцией. Так, генетик и философ Н.П.Дубинин высказал гипотезу, что в ходе гармонизирующей эволюции селективные преимущества получили мужчины занимавшиеся охотой, проектированием и строительством защитных сооружений, а также воины, лидеры, руководители переселений, организаторы защиты, все те, кто обладал лучшими зрительно — пространственными способностями. Одновременно происходил естественный отбор женщин. В соответствии с принятой ими половой ролью матери, хранительницы очага и традиций, в воспитательницы отбирались индивиды, обладающие развитой социальной чувствительностью, различными приемами вербального и невербального общения. Возникает вопрос: эволюционно оправданное различие половых ролей в социальной деятельности обусловило половые различия в развитии мозга или, наоборот, церебральные и психические половые различия детерминировали и различные роли? Нейробиологами установлено, что половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. В мозге одновременно существуют две альтернативные системы: одна из них актуальная и определяет психический статус человека, а другая находится в пассивном, задавленном состоянии. При гормональном воздействии на определенные участки мозга можно вызывать как маскулинное, так и фемининное поведение. Следовательно, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения как по мужскому, так и по женскому типу. Понятно, что общественные представления накладывают определенные обязательства на исполнение половых ролей мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, что не может не влиять на половую дифференциацию в развитии их способностей. В то же время, половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего детства. Можно предположить, что имеется кольцевая зависимость между гормонами, мозгом, поведением и условиями воспитания. В зависимости от того, в каком мотивационном стиле воспитывается ребенок, биологически предопределенные черты могут изменяться, в результате закрепляющихся в мозге новых форм поведения. Вес мозга младенца при рождении составляет лишь 40 процентов от веса мозга взрослого человека. Так как рост мозга обеспечивается за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), весьма восприимчивой к воздействию факторов среды и воспитания, то образцы поведения, закладывающиеся в детском и подростковом возрасте, влияют на формирование личности и способностей человека на протяжении всей жизни. Интересно, что в пожилом возрасте, по мере того, как мужчины и женщины избавляются от своих ранневозрастных ролей, начинают проявляться способности, к которым ребенок был склонен с детства, но не мог реализовать из-за жесткого противопоставления «мужских» и «женских» ценностей. Нетрудно предположить, что в семье, где нет этого противопоставления, ребенок начнет развиваться в соответствии со своими склонностями, а не ожиданиями окружающих. В 1985 году Т.Л. Хилтон суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских школьников старших классов (общее число испытуемых более двадцати трех тысяч) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Сравнение с данными аналогичного эксперимента, выполненного двадцать лет назад, показало, что различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились. По мере демократизации общества психические и интеллектуальные различия между мужчинами и женщинами становятся все менее заметными. Женская эмансипация и все больше набирающее силу женское движение приводят к тому, что женщины начинают заниматься «мужскими» делами, а мужчины «женскими». Хорошо это или плохо? С одной стороны, если мужчины и женщины не созданы от природы для определенных ролей, а истоки половых различий в познавательных

способностях лежат лишь в социальной деятельности людей, выполняющих различные половые роли, предопределенные требованиями общества, то смена половых ролей может привести к определенным социальным последствиям. С другой стороны, если половые роли предопределены биологически, маскулинизация женщин и феминизация мужчин может повлечь за собой генетические аномалии. Как сделать все, чтобы с самого раннего детства каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими склонностями, и в то же время не нарушался эволюционный прогресс, обусловленный раздельнополостью? Ответ на этот вопрос пытается дать теория психологической андрогении. С этой точки зрения, в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность.

МОЗГ МУЖЧИНЫ В СТАРОСТИ

Пожилые женщины имеют лучшее функционирование мозга, чем пожилые мужчины, несмотря на их более низкий уровень образования по сравнению с ними, утверждают голландские исследователи в Журнале Неврологии, Нейрохирургии и Психиатрии, сообщает BMJ Specialty Journals. Эти результаты бросают вызов общим представлениям, которые связывает низкий уровень образования с более низкими умственными способностями, и предлагают найти альтернативное объяснение биологическим различиям умственной деятельности между мужчинами и женщинами. Изучение 599 голландских мужчин и женщин в возрасте 85 лет закончило общую государственную экспертизу ряда исследований по определению ухудшения умственной деятельности с возрастом. У тех, чьи показатели были выше, чем 18 пунктов, реакция мышления и память, была оценена с использованием четырех нейропсихологических испытаний. Уровень образования при этом также учитывался. Соотношение женщин с низким образованием было значительно выше, мужского, но при этом женщины имели лучшую скорость мышления и память, чем мужчины. Хорошая скорость мышления была выявлена у 33% женщин и 28% мужчин. 41% женщин и 29% мужчин имели хорошую память. Из всего этого авторы сделали выводы, что только уровень образования не может объяснять различия в умственных способностях у мужчин и женщин. Они говорят, что биологические различия, например, относительное отсутствие сердечно- сосудистых заболеваний у пожилых женщин по сравнению с мужчинами того же возраста, могли бы объяснять эти половые различия в умственных способностях хроническими заболеваниями. Женский мозг медленнее стареет. Результаты исследования, о котором сообщает журнал “Аркайвз оф Ньюролоджи”, говорят о том, что мужской мозг усыхает быстрее, чем женский. Вот некоторые из последствий: у мужчин становится хуже память, слабее способность к концентрации внимания, чаще бывает плохое настроение и, как следствие, повышенная раздражительность. “Да, мужчины с возрастом становятся брюзгливее, — говорит Рубен Гур. — И в этом виноват их мозг”. Причина столь резкого изменения размеров мозга у мужчин заключается в эффективности использования “горючего”. В то время как женский мозг с возрастом как будто способен к снижению скорости метаболизма, то есть усвоения глюкозы, у мужчин по мере старения происходит ускорение метаболизма. Хотя и более долговечный, мозг женщин также не защищен от воздействия старости. Из четырех миллионов американцев, страдающих болезнью Альцгеймера, три четверти — женщины. По некоторым данным, гормонозаменяющая терапия может уменьшить риск и отсрочить проявление симптомов этого заболевания у женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Точно не установренно, какие именно причины влияют на межполовые различия в способностях: гормональная, социальная или разное строение мозга. Скорей всего совокупность всех этих причин повлияла на различное развитие способностей у мужчин и женщин.

Несмотря на то что мы пока до конца не знаем истинного значения всех этихданных, как утверждает Ракел Гур, ясно одно: “Мозг мужчин и женщин делаетодно и то же, но разными путями”.

Список использованной литературы.

1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.– М, 1961.

2. Психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е

изд. М.,1990.

3. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек

в системе наук. – М., 1989.

4. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //

Вопросы психологии. 1987.

5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. СП-б., 1988.

6. Коломинский ЯЛ., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников

// Вопросы психологии. 1985.

7. Кон И.С., Байбурин А.К. Этнические стереотипы мужского и женского

поведения. – М.: Наука, 1991.

8. Хорни К. Женская психология. – СП-б., 1993.

9. С.С. Степанов Психологическая мозаика. – М., 1997.