Существует причина страдания

БУДДИЗМ

Буддизм появился на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм скоро распространился по всей Индии и достиг наибольшего расцвета в конце I тысячелетия до н.Э — начале I тысячеления н.Э. Сами буддисты ведут отсчёт времени существования собственной религии от кончины Будды. Согласно традиции более старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. До н. Э. В согласовании с данной датой в 1956 г. Отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации известного индийского царя Ашоки, время жизни основателя буддизма — с 566 по 486 г. До н. Э.

В биографии Будды отражена судьба настоящего человека в обрамлении легенд и легенд, со временем практически полностью оттеснивших историческую фигуру основоположника буддизма.

Более 25 веков назад в одном из малеханьких стран на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его супруги Майи после долгого ожидания появился отпрыск Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая хлопот, со временем завёл семью и, наверняка, сменил бы на троне собственного отца, если бы судьба не распорядилась по другому. Узнав о том, что на свете есть болезни, старость и погибель, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался фурором. В местности Гая (она и сейчас именуется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как молвят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так время от времени называют учение Будды).

Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него возникли ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали именовать Буддой. Для буддистов понятие дхармы является важнейшим — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” практически значит “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” значит в буддизме моральную добродетель, до этого всего — это моральные и духовные свойства Будды, которым верующие обязаны подражать.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после погибели Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты настоящей биографии Будды — человека, ставшего основоположником новой религии.

12 стр., 5774 слов

1. ИСТОКИ БУДДИЗМА

... цепь своих перерождений. Для этого также необходимо познание Четырех благородных истин – основ учения буддизма, которые были провозглашены самим Буддой. Четыре Благородные Истины (чатур арья с ... царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению Будды (Дхарме), расцвет буддизма продолжался. В середине I-го тысячелетия до н.э. в Индии старая ведическая религия ...

Философские концепции буддизма основаны на основных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме отлично развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не лишь против значения внешних форм религиозной жизни и, до этого всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско- ведической традиции. В качестве центральной трудности в буддизме была выдвинута неувязка бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах: Существует страдание

Существует причина страдания

Существует возможность освобождения от страдания

Существует путь, ведущий к освобождению от страдания

Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание либо жажду удовольствий, — которая лежит в базе привязанности людей к существованию в этом мире. Такая вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтоб положить конец страданиям и разочарованиям, нужно прекратить испытывать желания.

Четвертая истина заключает в себе этику буддизма. Конкретно она глубоко проникает в обыденную жизнь, и конкретно в ней проявляется в ярком свете величие Будды как общественного реформатора. Лишь через нее буддизм становится религией. Бенареская проповедь говорит об этом: «Вот, монахи, благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания. Это — благородный восьмичленный путь, конкретно: правая вера, правая решимость, правое слово, правое дело, правая жизнь, правое самостарание, правое мышление, правое самоуглубление».

Таковым образом, восьмеричный путь включает три главных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взоры).

Страдание и освобождение представлены в буддизме как разные состояния одного бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, но, в раннем буддизме как психологическая действительность, в развитых формах буддизма — как космическая действительность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Освобождение буддизм представляет себе, до этого всего как ликвидирование желаний, точнее — угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути советует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного угнетения этого влечения.

Как и остальные религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, ужаса погибели. Но, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и постоянным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и остальных индийских религий — это только нескончаемая череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для ее обозначения принят термин “сансара”. В мире сансары: любая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Мишень буддиста — жить так, чтоб оставлять как можно меньше кармических следов. Это означает, что его поведение не обязано зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

Высшую мишень религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, именуется мокшей, а в буддизме — нирваной.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков изменяется только бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая отлично, вкушает удовлетворенность и умиротворённость.

Таков закон кармы (морального воздаяния), который описывает участь человека и в данной жизни, и в будущих перевоплощениях.

В буддизме, в нравственно-эмоциональной сфере господствующей оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани меж идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение либо отрицание аскетизма в его обыкновенной форме.

Нравственный идеал буддизма стает как абсолютное не причинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.

В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие меж чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таковым образом, не столько средством познания мира, сколько одним из главных средств преобразования психики и психифизиологии личности (буддийская йога).

Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия — положительный эквивалент угашения желаний — есть освобождение, либо нирвана.

Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а совместно с ним и значимой части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обыденного человека. И всё же это не погибель, а жизнь, но лишь в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... импринтинга заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его ... активности. Что касается опасения врачей по поводу «кривых ножек», то они справедливы лишь для статических условий, когда ограниченный в; свободе движений малыш (например, известными ...

Буддизм в первый раз обратился к человеку не как к представителю какого- или сословия, клана, племени либо определённого пола, а как к личности (в различие от последователей брахманизма Будда считал, что дамы вровень с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства).

Для буддизма в человеке важны были лишь личные награды. Так, словом “брахман” Будда называет хоть какого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. В базе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение личного и космического, психологического и онтологического и сразу подчеркивание особых возможных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. В буддизме нет надобности в боге как творце и спасателе, то есть вообще как непременно верховном существе, трансцендентном данной общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.

Начав с отрицания наружной религиозности, буддизм в ходе собственного развития пришел к её признанию. При этом вышло отождествление высшей действительности буддизма — нирваны — с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таковым образом, высшим объектом религиозных эмоций. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так либо по другому ассимилирующихся с буддизмом. Культ, обхватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, в особенности усложнился в неких течениях махаяны, в частности в ламаизме.

Совсем рано в буддизме возникла сангха — это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам твёрдую дисциплину и управление опытных наставников.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим одного Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и остальных сверхъестественных существ (бесов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. П.), Но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главенствующего — избавиться от перевоплощений. Лишь человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтоб освободиться от перерождений, богам и иным существам придётся родиться в человеческом виде. Лишь посреди людей могут показаться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие Дхарму.

Буддизм — и в этом ещё одно его различие от остальных религий — не признаёт провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит лишь от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в “Дхаммападе” сказано: “Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя”.

9 стр., 4476 слов

Философия буддизма и её современное значение

... высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, ... небожественного, бога и мира. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, ...

Буддизм — религия до этого всего потому, что учит верить в спасение, либо, как молвят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны, но выручает в буддизме не бог; спасение приходит либо изнутри человека в итоге его собственных духовных усилий, либо же благодаря помощи будд и бодхисатв.

С момента возникновения буддизм прошёл три главные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от действительности (эскапизм), потом превратился в собственного рода религию цивилизации, объединившую разные культуры и традиции многих государств Азии, и, наконец, стал культурной религией, т. Е. Религией, формирующей культуру, по-различному вошедшей в культурные традиции многих государств и народов. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и государственных представлений о самых принципиальных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. П. Таковая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт очевидно выделяет буддизм посреди остальных глобальных религий. Из-за этого последователей Будды частенько упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но конкретно способность приспосабливаться дозволила буддизму вобрать в себя большущее количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.

Многих верующих буддизм завлекал конкретно тем, что не требовал коренной ломки их вида жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов остальных религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт лишь временное облегчение, но не окончательное спасение. Буддист может сразу исповедовать даосизм, синтоизм либо всякую другую “местную” религию, поэтому достаточно трудно установить чёткое количество буддистов в мире. В настоящее время лишь буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один миллион. Число же мирян — последователей буддизма — найти просто нереально. Большая часть сторонников буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке,

Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, стране восходящего солнца, Камбодже,

Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм обычно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Общее число сторонников всех течений буддизма на конец XX века — около 250 миллионов человек.