1. Предмет и методы психологии.
2. Структура психологического знания. Отрасли психологии.
3. Развитие предмета психологии в истории психологии.
4. Основные направления современной психологии. Психоанализ.
5. Основные направления современной психологии. Бихевиоризм.
6. Основные направления современной психологии. Гештальтпсихология.
7. Основные направления современной психологии. Гуманистическая психология.
8. Основные направления современной психологии. Когнитивная психология.
9. Психика и организм. Основные функции психики.
10. Мозг и психика.
11. Развитие психики в филогенезе (по К.Э. Фабри, А.Н. Леонтьеву).
12. Сознание и деятельность. Основные положения советской психологии деятельности.
13. Ощущения и восприятия.
14. Внимание.
15. Память. Мнемические процессы.
16. Мышление. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
17. Воображение и творчество.
18. Понятие личности в общей психологии.
19. Типологии личности.
20. Способности личности.
21. Мотивационная сфера личности.
22. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции.
23. Эмоционально-волевая сфера личности. Чувства.
24. Эмоционально-волевая сфера личности. Воля. Развитие воли у человека.
25. Темперамент. Типы темперамента.
26. Понятие характера. Типологии характера.
27. Общение. Его функции и виды.
28. Коммуникативная сторона общения.
29. Общение как социальная перцепция.
30. Общение как взаимодействие.
31. Деловое общение и взаимодействие.
32. Психология малых групп. Групповые процессы.
33. Развитие психики в онтогенезе. Концепции Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.
34. Психосексуальные стадии развития по З. Фрейду.
35. Предмет и задачи педагогики.
36. Основные категории педагогики.
37. Методы педагогических исследований.
38. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
39. Понятие педагогического процесса.
40. Структура и функции процесса обучения.
41. Общие принципы дидактики.
42. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
Психология успешной личности
... Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние страхи, преодолеть трудности общения со сверстниками, ... тренер, преподаватель экономических дисциплин Загидуллина Татьяна Сергеевна, КИУ Тайны финансового рынка Современный финансовый рынок – загадочный мир интриг, информационный войн, стратегических союзов, слияний ...
43. Методы и формы организации учебной деятельности.
44. Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса.
45. Средства и методы воспитания.
46. Коллектив как объект и субъект процесса воспитания.
47. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания.
48. Система образования РФ.
49. Типология ОУ и их организационная структура.
50. Основные принципы управления образовательными системами.
51. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
52. Общая характеристика профессии педагога.
53. Профессиональная деятельность и личность педагога.
54. Требования к современному педагогу.
55. Мастерство педагогического общения.
Примерный план семинарских занятий
Занятие 1
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
- Педагогика как наука и область практической деятельности
- Категориальный аппарат педагогики
- Основные функции, цели и задачи педагогики
- Отрасли педагогической науки
- Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Методология педагогики и методы педагогических исследований
Занятие 2
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- Характеристика образования как социокультурного феномена
- Образование как социальный институт. Функции социального института образования
- Образование как общечеловеческая ценность. Культурно-гуманистические функции образования
- Сущность образования как педагогического процесса
- Содержание образования: сущность содержания образования; факторы, детерминирующие содержание образования; принципы и критерии отбора содержания образования. Образовательные программы
- Образование как система. Структура системы образования.
Образовательная система России
Занятие 3
ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
- Предмет дидактики. Проблемы, которые исследует дидактика
- Основные категории дидактики
- Специфика и взаимосвязь дидактики и частных методик
- Законы дидактики. Закономерности дидактики
- Специфические закономерности и принципы обучения
- Методы обучения. Классификация методов обучения
- Формы организации обучения
- Средства обучения
Занятие 4
ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
- Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Структура воспитательного процесса
- Закономерности и принципы воспитания
- Критерии воспитанности
- Содержание и направление воспитания
Занятие 5
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
- Понятие методов воспитания
- Содержание методов воспитания
- Классификации методов воспитания
- Понятие методического приема
- Понятие средств воспитания
- Формы воспитания
- Методика и технология воспитания
Занятие 6
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ (УВК)
КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Формы организации воспитательного процесса
- Коллектив – ведущая идея формирования личности
- Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- Структура воспитательного коллектива в школе (в вузе)
- Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
- Основные условия развития коллектива
Занятие 7
СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
- Семья как социальный институт. Кризис семьи
- Семейное воспитание: особенности семейного воспитания, принципы семейного воспитания, условия семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы семейного воспитания. ценностей
- Правила семейного воспитания
- Педагогическая поддержка семьи
Занятие 8
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Педагогическая система и ее основные признаки
- Основные принципы управления педагогическими системами
- Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Занятие 9
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
- Сущность педагогической деятельности
- Основные виды педагогической деятельности
- Учитель как субъект педагогической деятельности
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Профессиональная компетентность педагога
- Педагогическое мастерство. Условия его формирования
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Психология и педагогика
№ п/п |
Автор, наименование |
Год издания |
Количество экземпляров в научной библиотеке |
Количество обучающихся |
Коэффициент книгообеспеченности |
Основная литература |
|||||
1. |
Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов |
2007 |
69 |
30 |
2.3 |
2. |
Психология и педагогика: практикум (учебное пособие) Калистратова Е.А., Киселева Л.А., Петрикеева И.А., Помазуева Т.Н.
|
2008 |
30 |
30 |
1 |
3. |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии |
2008
|
10 |
30 |
0.33 |
Дополнительная литература |
|||||
4. |
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: [учебное пособие] |
2011 |
1 |
30 |
0.33 |
5. |
Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии |
2010 |
1 |
30 |
0.33 |
6. |
Изард, К.Э. Психология эмоций = The psychology of emotions: [учебник] / К. Э. Изард; [пер. с англ. В. Мисника, А. Татлыбаевой] |
2011 |
2 |
30 |
0.66 |
7. |
Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии |
2011 |
2 |
30 |
0.66 |
8. |
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие. 2-е изд. |
2011 |
2 |
30 |
0.66 |
9. |
Лупандин, В.И. Математические методы в психологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология», специальности 030301 «Психология»; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Изд. 4-е изд., перераб. |
2009 |
1 |
30 |
0.33 |
10. |
Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов |
2010 |
3 |
30 |
0.1 |
11. |
Эфроимсон, В.П. Педагогическая генетика. Научно-техническая революция и биосоциальные проблемы формирования и развития личности. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики человека |
2010 |
1 |
30 |
0.33 |
Электронные издания |
|||||
12. |
Общая психология. Словарь // http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38682/ |
|
|
30 |
|
13. |
Психологическая энциклопедия // |
|
|
30 |
|
14. |
Психологический словарь // http://psi.webzone.ru/ |
|
|
30 |
|
15. |
Психология развития// |
|
|
30 |
|
16. |
Социальная психология. Словарь // |
|
|
30 |
|
17. |
Психофизиология. Словарь // |
|
|
30 |
|
Методические и учебные пособия |
|||||
18. |
Психология мышления |
2001 |
30 |
30 |
1 |
19. |
Основные направления мировой психологии. Психоанализ |
2002 |
30 |
30 |
1 |
20. |
Методические указания к изучению курса психологии и педагогики для студентов очного и заочного обучения всех специальностей |
2002 |
30 |
30 |
1 |
21. |
Психология и педагогика: практикум (учебное пособие) (совместно с Калистратовой Е.А., Киселевой Л.А., Помазуевой Т.Н.) |
2008 |
30 |
30 |
1 |
22. |
Предмет психологии, ее методология и методы (методическая разработка лекции) |
2010 |
41 |
30 |
1.36 |
Лист контрольных мероприятий
по дисциплине Психология и педагогика
Максимально возможный балл по виду учебной работы |
||||||||
Перечень и содержание модулей учебной дисциплины |
Текущая аттестация
|
Контрольное мероприятие |
Итого |
|||||
Выполнение практических заданий |
Выполнение домашних заданий |
Написание и защита реферата |
Посещение лекций |
Посещение семинарских занятий |
Подготовка докладов |
Зачет |
|
|
Тема 1. Психология как наука 1. Предмет и объект психологической науки. Место психологии в системе наук. 2. Сущность, формы и функции психического. Психика, поведение, деятельность. 3. Структура психики. Структура сознания. 4. Основные методы психологии. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
30 |
130 |
Тема 2. Основные этапы развития психологического знания 1. Анимизм. 2. Психологические представления первых философских систем (Египет, Индия, Китай). 3. Психологическая проблематика античной философии. 4. Учение о душе в философии Средневековья. 5. Развитие психологии в Новое время. 6. Программы становления психологии как самостоятельной науки (XIX век) |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 3. Основные направления мировой психологии 1. Психоанализ. 2. Бихевиоризм. 3. Гештальтпсихология. 4. Гуманистическая психология. 5. Когнитивная психология |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 4. Психология познавательных процессов 1. Ощущение 2. Восприятие 3. Представление 4. Внимание 5. Память 6. Мышление. 7. Воображение. 8. Речь. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 5. Психология личности 1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». 2. Направленность личности: мотивы, мировоззрение, жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности. 3. Виды потребностей. Социализация потребностей. 4. Межличностные отношения. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности 1. Эмоции. 2. Чувства. 3. Воля. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 7. Темперамент и характер в структуре личности. 1. Понятие темперамента. 2. Физиологические основы темперамента (И.П. Павлов, Теплов, Небылицын). 3. Характеристика основных типов темперамента. 4. Понятие характера. Основные типологии характера. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 8. Психология общения 1. Понятие, функции, механизмы, средства и структура общения. 2. Общение как коммуникация. 3. Общение как социальная перцепция. 4. Общение как интеракция. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 9. Психология делового общения и взаимодействия 1. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. 2. Формирование индивидуального стиля общения. 3. Речевые уровни уверенного поведения. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 10. Психология малых групп. 1. Понятие группы. Типы и виды групп. Понятие малой группы. 2. Феномены группового взаимодействия. 3. Социометрия. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 11. Развитие психики в онтогенезе. 1. Психика и организм. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 2. Психоаналитические теории возрастного развития (Э. Эриксон). 3. Теории интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже и Л.С. Выготский). 4. Теория детского развития Д.Б. Эльконина. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 12. Педагогика как наука 1. Объект, предмет, функции педагогики как науки. 2. Основные категории педагогики. 3. Методология педагогики |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 13. Педагогический процесс 1. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 2. Воспитание в педагогическом процессе. 3. Формы организации учебной деятельности. 4. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 14. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 1. Внешние и внутренние факторы воспитания. 2. Методы семейного воспитания. 3. Стили семейного воспитания. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 15. Образование 1. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. 2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 3 Образовательная система России. 4. Управление образовательными системами. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
||
Тема 16. Основы педагогической деятельности 1. Общая характеристика педагогической профессии 2. Профессиональная деятельность педагога 3. Требования к современному педагогу 4. Мастерство педагогического общения |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2,25 |
|
|