Вопросы к зачету и экзамену (философия)

  1. Мировоззрение и его структура. Основные мировоззренческие позиции человека. Специфика современного мировоззрения.
  2. Философия — теоретическая форма мировоззрения. Специфика философии, круг проблем. Философия и наука.
  3. Основные школы и идеи античной философии в досократический период.
  4. Античная философия: Сократ.
  5. Теория идей и учение об идеальном государстве Платона.
  6. Метафизика Аристотеля.
  7. Этика и учение о государстве Аристотеля.
  8. Идеал человека и проблема мудрой и счастливой жизни: киники, эпикурейцы, стоики.
  9. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий, веры и разума.
  10. Августин Блаженный и Фома Аквинский — религиозные философы Средневековья.
  11. Натурфилософские и гуманистические идеи Возрождения.
  12. Рационализм и эмпиризм как метод мышления и науки в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.
  13. Учение о субстанции: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
  14. Идея «естественного человека» и проблемы воспитания у Руссо.
  15. И. Кант: теория познания (о границах и возможностях познания).
  16. И. Кант о моральном законе и способности суждения.
  17. Гегель и его философская система.
  18. Философия истории Гегеля.
  19. Философия абсолютного духа: процесс самопознания «абсолютной идеи» в искусстве, религии и философии.
  20. Атеизм и антропологический материализм JT.

    Фейербаха.

  21. Исторический материализм. К. Маркса. Идея коммунизма. Судьба идей К. Маркса.
  22. Основные направления постклассической философии: прагматизм, неопозитивизм.
  23. Философский иррационализм и пессимизм А. Шопенгауэра.
  24. Нигилизм и переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.
  25. Экзистенциализм: основные темы, идеи и персоналии.
  26. Понятие бытия. Экзистенциализм о бытии и смысле бытия человека.
  27. Теория познания. Проблема субъекта и объекта в познании. Базовые операции познания.
  28. Теория познания: чувственное и рациональное познание. Истина и ложь. Критерии истины.
  29. Новая парадигма познания.
  30. Философская антропология: определение сущности человека в различных философских системах.
  31. Бытие человека. С. Кьеркегер о трех стадиях бытия человека.
  32. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в различных философских системах.
  1. Ценности, система ценностей. Проблема смены системы ценностей. Общечеловеческие ценности.
  2. Судьба человека в современном мире.
  3. Прагматизм (Ч. Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи).
  4. Проблема подлинного и неподлинного бытия человека (экзистенциализм).
  5. Ф. Фукуяма — «конец истории», размышления о будущем.
  6. О. Шпенглер «Закат Европы»: культура и цивилизация. «Мировой город» и «провинция».
  7. Концепция культурно-исторических типов цивилизаций в философии истории А. Тойнби.

Психолого-педагогическая диагностика:

4 стр., 1850 слов

«Человек и его познание»

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) на тему: «Человек и его познание» Выполнил студент юридического факультета гр. ЮРб-33Д Толмасов Ф.Н. Научный руководитель: Федосеев П.С. Чебоксары 2013 Содержание Введение…………………………………………………3 1. Человек как ...

Задания к практическим и семинарским занятиям Практическое занятие №1 Тема: История становления и развития психодиагностики.

Вопросы для обсуяэдения:

  1. Определение понятия «ПД» и тестирование.
  2. Предыстория ПД. Очерк истории ее возникновения за рубежом.
    1. Экспериментальная психология (Г. Фехнер, В. Вундт).
    2. В. Штерн и дифференциальная психология.
      1. Прикладная психология (В. Штерн).
      2. Тестология (Дж. Кеттел, А. Бине).
        1. Особенности становления ПД как научной дисциплины и практики в России.
          1. Вклад Бехтерева в развитии ПД.
          2. «Метод индивидуального психологического профиля» Г.И. Россолимо.
          3. Роль Лазурского А.Ф. В ПД. «Естественный эксперимент» как метод исследования.
          4. Экспериментальные работы М.Ю. Сыркина и их значение для современной ПД.
        2. Этапы развития отечественной ПД и современные тенденции в развитии Г1Д.
          1. Предмет диагностирования в системе отношений (Г. Витцлак).
          2. Источники развития новых направлений в ПД.
          3. Перспективы развития ПД.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. — М., 1982. Кн.1: с. 20″24«
  2. Борисова Е.М. Современные тенденции развития ПД //Психологическая наука и образование. — 1997. — №2. — С. 11-19.

3 ГУ3°199^М°СН0ВЫ психодиагностики— Учебное пособие. — Сыктывкар.:

10 стр., 4757 слов

Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп

... в развитии личности (обучение должно идти впереди развития).   Вопрос №3. Методы определения ... методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов деятельности); биографические методы. (не по Ананьеву) 3) Методы ... с разнообразным оборудованием; при организации учебных занятий необходимо учитывать, что « ... к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно ...

  1. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних

пед. учебных заведеяий./М.К. Акимова, Е.М. Борисова,Е.И. Горбачева

Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997.

  1. Гуревич К.М. Современная ПД: пути развития //Вопросы психологии — 1982. -№1.
  2. Гуревич К.М. Что такое ПД. — М.: Знание, 1985.
  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной ПД. — Л., 1984.
  4. Краткий психологический словарь /Под общей’ред. Петровского МГ Ярошевского.-Р.-на-Д, 1998.
  5. Колосова СЛ. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000.

10.Общая ПД /Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Сталина. — М., 1987 (88).

  1. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревич. — М.: Педагогика, 1981 (1975).
  2. ПД: теория и практика. -М., 1986.
  3. ПД. Учебное пособие. /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.:УРАО, 1997.

М.Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие

для студентов пед. вузов. -М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, с.37. 15.Ян тер Лаак. ПД: проблемы содержания и методов. — Воронеж, 1996.

Практическое занятие №2 Темя: Методологические основы психодиагностики

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели, задачи ПД.
  2. Области применения.
    1. Диагностика способностей.
    2. Коррекция поведения.
    3. Диагностика профессиональной пригодности.
    4. Оценка личности.
    5. Оценка педагогического метода.
  3. Особенности целостного подхода в диагностике психического развития.
    1. Комплексный метод изучения и диагностики психического развития.
    2. Структурно-системный метод изучения и диагностики психического развития.
  4. Основные понятия ПД.
    1. Психологический диагноз.
    2. Что включает в себя типологический диагноз.
    3. Прогноз.
    4. Психологические методы и методики.

Литература:

3 стр., 1079 слов

История становления и развития психодиагностики.Общая характеристика метода наблюдения

3. История становления и развития психодиагностики 2 8. Общая характеристика метода наблюдения 3 9. Виды наблюдения 4 10. Ошибки наблюдения 5 11. Способы и формы описания результатов наблюдения. Карты наблюдения 6 12. Особенности экспериментального исследования. виды экспериментов 7 13. Алгоритм проведения экспериментального исследования 8 14. Виды переменных в экспериментальном исследовании 9 15. ...

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб • Питео 2006. «
  2. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. — 1997. — №4.
  3. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000.
  4. Психологическая диагностика: проблемы исследования /Под ред. К.М. Гуревича. — М., 1981.

Практическое занятие №3 Тема: Психометрические основы психодиагностики

Вопросы для обсуждения:

1. Показатели качества психологического измерени

  1. Основные типы данных
  2. Современные стратегии разработки психодиагностических средств
  3. Начала психодиагностической технологии

Литература:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.
  3. Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.
  4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  5. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996.
  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.. 1985.
  7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина — М, 1987.
  8. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, ЕМ Борисовой. — М.:УРАО, 1997.

Практическое занятие №4 Тема: Требования и профессионально-этические нормативы в психодиагностике

Вопросы для обсуждения:

  1. Этические нормы психодиагностики
  2. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам
  3. Требования к методикам
  4. Требования к пользователям
  5. Основные принципы организации психодиагностической деятельности школьного психолога (Ю.Л. Сыэрд).
  • принцип теоретической обоснованности
  • принцип информативности
  • принцип самостоятельности и активности
  • принцип связи диагноза и прогноза
  • принцип обеспеченности и психодиагностическими средствами.

Литература:

1 стр., 345 слов

52 Психодиагностика личности

52. Психодиагностика личности. 1.Методика определения свойств темперамента Русалова оценивает энергичность. Пластичность, темп и эмоциональность. Опросник включает в себя 105 вопросов на которые надо однозначно ответить да или нет. Обработка результатов происходит по ключу по каждой шкале отдельно (Энергичность в работе, Энергичность в общении, пластичность в работе, пластичность в общении с ...

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.
  3. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000
  4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. — М., 1987 .
  5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.-М., 1998. —

6. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед.вузов. — М., Ростов-на-Дону, 1996.

Практическое занятие №5 Тема: Теоретические подходы к диагностике умственного развития. Показатели умственного развития. Вопросы для обсуждения:

1.Определение интеллекта, умственного развития, умственных способностей.

  1. Модель интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд).
  2. Принципы диагностики умственного развития, обучаемости.
  3. Исследования отечественных психологов закономерностей умственного развития.

Литература:

  1. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред Л А

Венгера, В.В. Холмовской.-М., 1978.

  1. Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) //Психологическая наука и образование — 1997.-№1.-С.20-27.
  2. Екимова В.И., Демидова А.Г. Психологическая диагностика умственного развития учащихся. — Тула, 1983.
  3. Колосова С.Л.основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000
  4. Калмыкова З.И. Вопросы диагностики умственного развития школьников //О диагностике психического развития личности. — Таллин, 1974. С. 21­6. Менчинская Н.А. О некоторых принципиальных вопросах диагностики

умственного развития //О диагностике психического развития личности — Таллин, 1974. С. 77-82. …

27 стр., 13188 слов

Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика и коррекция при дизонтогениях. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

... по психодиагностике и психокоррекции принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Трудности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вызваны его умственной отсталостью, задержкой развития ... слухом; 3) изучить закономерности развития личности людей с нарушенным слухом; 4) разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха ...

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Питер, 2002.

Практическое занятие №6 Тема: Диагностика психофизиологических особенностей

Вопросы для обсуждения:

  1. Психодинамические свойства человека. Структура основных психодинамических свойств человека.
  2. Основные свойства темперамента и их проявления. Психологическая характеристика основных типов т емперамента.
  3. Взаимосвязь свойств нервной системы и особенностей личности
  4. Задатки как основа развития способностей, темперамента
  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации развивающей среды

6. Бланковые методы и методики диагностики индивидуально- типологических свойств личности

Литература:

1 .Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.
  2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина — М 1987.
  3. Ратанова Т.А, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.- М., 1998. ‘
  4. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Издательство «Речь», 2005.