Вопросы к зачету и экзамену (философия)

  1. Мировоззрение и его структура. Основные мировоззренческие позиции человека. Специфика современного мировоззрения.
  2. Философия — теоретическая форма мировоззрения. Специфика философии, круг проблем. Философия и наука.
  3. Основные школы и идеи античной философии в досократический период.
  4. Античная философия: Сократ.
  5. Теория идей и учение об идеальном государстве Платона.
  6. Метафизика Аристотеля.
  7. Этика и учение о государстве Аристотеля.
  8. Идеал человека и проблема мудрой и счастливой жизни: киники, эпикурейцы, стоики.
  9. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий, веры и разума.
  10. Августин Блаженный и Фома Аквинский — религиозные философы Средневековья.
  11. Натурфилософские и гуманистические идеи Возрождения.
  12. Рационализм и эмпиризм как метод мышления и науки в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.
  13. Учение о субстанции: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
  14. Идея «естественного человека» и проблемы воспитания у Руссо.
  15. И. Кант: теория познания (о границах и возможностях познания).
  16. И. Кант о моральном законе и способности суждения.
  17. Гегель и его философская система.
  18. Философия истории Гегеля.
  19. Философия абсолютного духа: процесс самопознания «абсолютной идеи» в искусстве, религии и философии.
  20. Атеизм и антропологический материализм JT.

    Фейербаха.

  21. Исторический материализм. К. Маркса. Идея коммунизма. Судьба идей К. Маркса.
  22. Основные направления постклассической философии: прагматизм, неопозитивизм.
  23. Философский иррационализм и пессимизм А. Шопенгауэра.
  24. Нигилизм и переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.
  25. Экзистенциализм: основные темы, идеи и персоналии.
  26. Понятие бытия. Экзистенциализм о бытии и смысле бытия человека.
  27. Теория познания. Проблема субъекта и объекта в познании. Базовые операции познания.
  28. Теория познания: чувственное и рациональное познание. Истина и ложь. Критерии истины.
  29. Новая парадигма познания.
  30. Философская антропология: определение сущности человека в различных философских системах.
  31. Бытие человека. С. Кьеркегер о трех стадиях бытия человека.
  32. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в различных философских системах.
  1. Ценности, система ценностей. Проблема смены системы ценностей. Общечеловеческие ценности.
  2. Судьба человека в современном мире.
  3. Прагматизм (Ч. Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи).
  4. Проблема подлинного и неподлинного бытия человека (экзистенциализм).
  5. Ф. Фукуяма — «конец истории», размышления о будущем.
  6. О. Шпенглер «Закат Европы»: культура и цивилизация. «Мировой город» и «провинция».
  7. Концепция культурно-исторических типов цивилизаций в философии истории А. Тойнби.

Психолого-педагогическая диагностика:

4 стр., 1850 слов

«Человек и его познание»

... человеческого бытия. Ее волнуют проблемы места человека в мире и его отношение к миру, а также мира к человеку. Философию интересуют предельные основания человеческого познания и деятельности вообще. Она ...

Задания к практическим и семинарским занятиям Практическое занятие №1 Тема: История становления и развития психодиагностики.

Вопросы для обсуяэдения:

  1. Определение понятия «ПД» и тестирование.
  2. Предыстория ПД. Очерк истории ее возникновения за рубежом.
    1. Экспериментальная психология (Г. Фехнер, В. Вундт).
    2. В. Штерн и дифференциальная психология.
      1. Прикладная психология (В. Штерн).
      2. Тестология (Дж. Кеттел, А. Бине).
        1. Особенности становления ПД как научной дисциплины и практики в России.
          1. Вклад Бехтерева в развитии ПД.
          2. «Метод индивидуального психологического профиля» Г.И. Россолимо.
          3. Роль Лазурского А.Ф. В ПД. «Естественный эксперимент» как метод исследования.
          4. Экспериментальные работы М.Ю. Сыркина и их значение для современной ПД.
        2. Этапы развития отечественной ПД и современные тенденции в развитии Г1Д.
          1. Предмет диагностирования в системе отношений (Г. Витцлак).
          2. Источники развития новых направлений в ПД.
          3. Перспективы развития ПД.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. — М., 1982. Кн.1: с. 20″24«
  2. Борисова Е.М. Современные тенденции развития ПД //Психологическая наука и образование. — 1997. — №2. — С. 11-19.

3 ГУ3°199^М°СН0ВЫ психодиагностики— Учебное пособие. — Сыктывкар.:

  1. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних

пед. учебных заведеяий./М.К. Акимова, Е.М. Борисова,Е.И. Горбачева

Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997.

  1. Гуревич К.М. Современная ПД: пути развития //Вопросы психологии — 1982. -№1.
  2. Гуревич К.М. Что такое ПД. — М.: Знание, 1985.
  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной ПД. — Л., 1984.
  4. Краткий психологический словарь /Под общей’ред. Петровского МГ Ярошевского.-Р.-на-Д, 1998.
  5. Колосова СЛ. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000.

10.Общая ПД /Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Сталина. — М., 1987 (88).

  1. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревич. — М.: Педагогика, 1981 (1975).
  2. ПД: теория и практика. -М., 1986.
  3. ПД. Учебное пособие. /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.:УРАО, 1997.

М.Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие

для студентов пед. вузов. -М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, с.37. 15.Ян тер Лаак. ПД: проблемы содержания и методов. — Воронеж, 1996.

3 стр., 1079 слов

История становления и развития психодиагностики.Общая характеристика ...

... Техника ведения беседы 14 20. Виды беседы. типы вопросов 15 3. История становления и развития психодиагностики Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ... задач. На протяжении последующих лет специалистами в области психодиагностики создано множество различных тестов. Разрабатывая методическую основу тестов, они доводили ее до совершенства. 8. Общая ...

Практическое занятие №2 Темя: Методологические основы психодиагностики

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели, задачи ПД.
  2. Области применения.
    1. Диагностика способностей.
    2. Коррекция поведения.
    3. Диагностика профессиональной пригодности.
    4. Оценка личности.
    5. Оценка педагогического метода.
  3. Особенности целостного подхода в диагностике психического развития.
    1. Комплексный метод изучения и диагностики психического развития.
    2. Структурно-системный метод изучения и диагностики психического развития.
  4. Основные понятия ПД.
    1. Психологический диагноз.
    2. Что включает в себя типологический диагноз.
    3. Прогноз.
    4. Психологические методы и методики.

Литература:

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб • Питео 2006. «
  2. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. — 1997. — №4.
  3. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000.
  4. Психологическая диагностика: проблемы исследования /Под ред. К.М. Гуревича. — М., 1981.

Практическое занятие №3 Тема: Психометрические основы психодиагностики

Вопросы для обсуждения:

1. Показатели качества психологического измерени

  1. Основные типы данных
  2. Современные стратегии разработки психодиагностических средств
  3. Начала психодиагностической технологии

Литература:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.
  3. Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.
  4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  5. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996.
  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.. 1985.
  7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина — М, 1987.
  8. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, ЕМ Борисовой. — М.:УРАО, 1997.

Практическое занятие №4 Тема: Требования и профессионально-этические нормативы в психодиагностике

Вопросы для обсуждения:

  1. Этические нормы психодиагностики
  2. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам
  3. Требования к методикам
  4. Требования к пользователям
  5. Основные принципы организации психодиагностической деятельности школьного психолога (Ю.Л. Сыэрд).
  • принцип теоретической обоснованности
  • принцип информативности
  • принцип самостоятельности и активности
  • принцип связи диагноза и прогноза
  • принцип обеспеченности и психодиагностическими средствами.

Литература:

6 стр., 2624 слов

Психодиагностика личности с помощью восьмицветового теста Люшера

... подлинную революцию произвела книга Г. Роршаха "Психодиагностика". Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности – этап проективного ее исследования. Первое ... проективних методик. 2.Выявить особенности влияния цвета на человека. 3.Рассмотреть особенности диагностики с помощью теста Люшера. 4.Статистически и математически обработать результат исследования. ...

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.
  3. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000
  4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. — М., 1987 .
  5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.-М., 1998. —

6. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед.вузов. — М., Ростов-на-Дону, 1996.

Практическое занятие №5 Тема: Теоретические подходы к диагностике умственного развития. Показатели умственного развития. Вопросы для обсуждения:

1.Определение интеллекта, умственного развития, умственных способностей.

  1. Модель интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд).
  2. Принципы диагностики умственного развития, обучаемости.
  3. Исследования отечественных психологов закономерностей умственного развития.

Литература:

  1. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред Л А

Венгера, В.В. Холмовской.-М., 1978.

  1. Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) //Психологическая наука и образование — 1997.-№1.-С.20-27.
  2. Екимова В.И., Демидова А.Г. Психологическая диагностика умственного развития учащихся. — Тула, 1983.
  3. Колосова С.Л.основы психодиагностики. — Сыктывкар, 2000
  4. Калмыкова З.И. Вопросы диагностики умственного развития школьников //О диагностике психического развития личности. — Таллин, 1974. С. 21­6. Менчинская Н.А. О некоторых принципиальных вопросах диагностики

умственного развития //О диагностике психического развития личности — Таллин, 1974. С. 77-82. …

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Питер, 2002.

Практическое занятие №6 Тема: Диагностика психофизиологических особенностей

Вопросы для обсуждения:

  1. Психодинамические свойства человека. Структура основных психодинамических свойств человека.
  2. Основные свойства темперамента и их проявления. Психологическая характеристика основных типов т емперамента.
  3. Взаимосвязь свойств нервной системы и особенностей личности
  4. Задатки как основа развития способностей, темперамента
  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации развивающей среды

6. Бланковые методы и методики диагностики индивидуально- типологических свойств личности

Литература:

1 .Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006.

27 стр., 13188 слов

Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика ...

... от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Идеальная норма - оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных ... появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология ... норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического ...

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.
  2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина — М 1987.
  3. Ратанова Т.А, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.- М., 1998. ‘
  4. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Издательство «Речь», 2005.