по религиоведению, часть 2 (социология и психология религии)

по религиоведению, часть 2 (социология и психология религии)

для студентов 2 курса, специальность «Связи с общественностью».

Социология.

  1. Классификация религиоведческих наук.
  2. Структура социологии религии.
  3. Социальные функции религии.
  4. Социальные позиции религии в обществе.
  5. Классификация религиозных организаций.
  6. Религия и вера как социологические понятия.
  7. Понятие религиозности в социологии религии.
  8. Критерии религиозности и способы их измерения.

Критерии религиозности

Составной частью социологической теории религии является совокупность операционально интерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования является категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развивается. Чтобы не утрачивать признака научности, должно уточняться, совершенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональную интерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных относится операциональное понятие “религиозность”.

Представляется целесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков).

Это понятие фиксирует определенность религиозных индивидов и групп; они таковы именно в силу данного качества, теряя его, они перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.

После того как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества, возникает необходимость конкретизации . представления о религиозности. Религиозность характеризуется не только качественно, но и количественно, как в статике, так и динамике. Под степенью религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населе-ния или в группе).

8 стр., 3577 слов

Теории происхождения государства. Понятие, признаки и функции государства

... государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят ... нным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, ... как власть отца в семье. 3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права рассматривали государство ...

Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Типы религиозности — это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходе конкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы над документами, контент-анализа, опроса экспертов, анкетирования, интервьюирования и т. д.

Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов); в качестве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важно подчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков. В разных религиях они различаются; дальнейшее изложение будет опираться на материалы христианства.

Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она, в частности, включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается некоторым вероучительным концептом, который неодинаков в разных религиях. Однако реально существующее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникает необходимость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательных критериев религиозного сознания. Например, в качестве главных критериев христианского сознания могут быть взяты вера в Бога, Христа, Троицу. В зависимости от задач, целей и объекта исследования вспомогательными признаками религиозного сознания будут служить вера в загробную жизнь, бессмертие души, конец света, воскрешение мертвых, во второе пришествие Христа и т. д.

Исследование религиозного сознания включает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство и т. п. Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу такого действия. Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозного поведения. В обоих случаях он является важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда — важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами: религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность, психическая ...

Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Должны быть отобраны также показатели религиозного поведения. Религиозное поведение — это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания, программу, и совершающихся сообразно с религиозными нормами. Религиозное поведение образуют как элементарные акты (например, поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций на уроке в духовной школе).

Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной-социальной ситуации; носит символический характер, выражает религиозные значения и смысл. Выше было проведено различие между культовой и внекульто-вой религиозной деятельностью. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовое религиозное поведение. К первому относится: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях и т.д. Фактами второго являются: сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д. Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о субъективной религиозности. Что же касается культового поведения, то различные его виды дают информацию разной степени достоверности. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов: деятельное участие в богослужении (коллективная молитва, коленопреклонение, постановка свечей, причащение), молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних условиях и др. Если зафиксированы подобные факты, то можно делать вывод о наличии у индивида религиозных свойств.

Не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм или молитвенный дом, участвовать в обрядах крещения, венчания, отпевания, в религиозных праздниках и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; Другие совершаются под влиянием общественного мнения; третьи мотивированы эстетическими потребностями; четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер. Хотя в системе культовых отношений эти действия несут религиозную смысловую нагрузку, по ним еще нельзя с достаточной степенью точности судить о субъективной религиозности людей. Должны быть выделены главные поведенческие показатели религиозности, т. е. непосредственно связанные с религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается и ряд вспомогательных критериев: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и пр. Характер религиозного поведения зависит от религиозной принадлежности индивида или группы (буддизм, христианство, ислам, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий), типа религиозного объединения (церквь, секта, деноминация), типа религиозности и нерелигиозности. От религиознрго поведения следует отличать поведение религиозных индивидов и групп. Последнее, наряду с религиозным поведением, включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и могут религиозно окрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиозной деятельности.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть связаны с показателями включенности индивида в религиозные отношения. Последние делятся на культовые и внекультовые. В ходе культовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа — рядовой участник, проповедник — слушатель; устанавливаются связи: крестный отец или мать — крестный сын или дочь и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения “учителя” и “ученика”, служебные отношения функционеров аппарата религиозных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставом религиозного объединения и пр. Важным показателем является членство в религиозной общине, в исполнительных религиозных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, к соседям.

  1. Типология религиозности.

С точки зрения социальной психологии религиозность связана такими общественными и антропологическими факторами, как, например, образование, субъективная оценка собственного благополучия, общий культурный уровень, терпимость к другим мнениям и прочие. Наши исследования, исходившие из этих параметров, выявили два типа личностной религиозности – внешне ориентированная религиозность и внутренне ориентированная религиозность. Между собой они отличаются ценностной ориентацией и детерминированы психологическими различиями верующих. В основе каждого из них лежат базовые человеческие эмоции и психические процессы. Если рассматривать их отвлеченно от социо-культурных предпочтений личности, ничего специфически религиозного («потустороннего», духовно-мистического) в них нет. В качестве нейронального субстрата в них задействованы стандартные анатомические структуры головного мозга (лимбическая система, лобные доли и др.).

Свойства нервной системы обуславливают свойства психических процессов, в ней протекающих. Определение типа религиозности у индивида не составляет сложной задачи, так как эти типы имеют явную корреляцию с интроверсией-экстраверсией личности.

12 стр., 5787 слов

Классификация религиозно-этических систем

... этика и дух капитализма» (1904—1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1920), «Социология религии (типы религиозных сообществ)» (1921). В 1888 году Вебер присоединился к Союзу социальной ... политики. Классификация религиозно-этических систем   Одним из самых известных ...

Индивиды с внешне ориентированной религиозностью характеризуются инструментальным подходом к религии. Религиозность используется ими в качества метода для получения личностно-значимых выгод как форма социального поведения. Для этих верующих религия является не более чем внешним атрибутом. Внутренняя психическая сторона их не интересует. «Духовная» ценность религии ставится на последнее место и не играет особой, практической роли. Фактически эта религиозность ограничивается только сферой социально-нормативного поведения индивида и не затрагивает его эмоционально-волевых качеств. Приход к религии у таких личностей происходит благодаря влиянию окружения как способ адаптации к нему. Этот тип религиозности формируется в качестве формы социально-нормативного поведения и усваивается индивидом либо с детства под влиянием верующих родителей, сверстников, учителей, либо уже в сознательном возрасте, когда чаще всего индивид становится членом различных религиозных организаций и принимает в них активное участие. Проповедники и наиболее активные члены организаций встречаются именно среди этого типа верующих. Для них в целом характерна высокая социальная активность, зависимость от общественного мнения. Жизнь ощущается ими только среди людей и при условии общественной деятельности. Их психика ориентирована на конкретный социум и всецело разделяет его морально-нравственные установки и нормы. Решения и поведение индивидов, принадлежащих этому типу, обусловлены объективными обстоятельствами. Если общество будет требовать от них религиозности, то они без особого труда начнут проявлять религиозное поведение в рамках определенной, как правило, господствующей, конфессии. Для них важны социальные направленности и тенденции.

Кроме того, если догматизм религиозных учений понимается буквально и в случае, если индивид попадает в тоталитарную секту, он может представлять опасность для общества. Э.Берн определил таких индивидов как латентных или пассивных социопатов, которые большую часть времени ведут себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например, религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал. Они не используют религию или закон для направления совести, они используют доктрины вместо совести. Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «Книге». Наиболее часто латентные социопаты реализуются именно в сектантских течениях, в чем могут выражаться их протестные настроения.

Таким образом, первый тип дифференцируется на две категории в зависимости от принятой индивидом социальной стратегии – протестной или конформистской.

Второй тип религиозности – внутренне ориентированная религиозность. Индивиды, принадлежащие ему, используют религию в качестве средства для обретения чувства уверенности, безопасности, борьбы с ощущением беспомощности и бессмысленностью существования и для реализаций высших «духовных» потребностей в любви, сострадании и пр.

Причины прихода в религию для этого типа различны. Многие индивиды этого типа обращаются к религии в тяжелых жизненных ситуациях. В данном случае с помощью религии они «уходят» от проблем физического мира, избегают их. Таким образом, это – вариант социального эскапизма. Неспособность к принятию решений заставляет их обращаться к представителям веры. Желание избежать ответственности успешно реализуется с помощью заповедей, канонов и пр. Религиозность становится основной мотивацией для личности. Личность становится эмоционально зависимой от религиозных авторитетов. Идея о единении с чем-то сверхъестественным, таинственным и великим является важным фактором для них. По сути, это невротическая идея, которая служит для повышения уровня самоуверенности личности на бессознательном уровне. Причастность к «сильному» является важным условием для объяснения феномена массовых движений. Индивид с внутренне ориентированной религиозностью способен к ярким и сильным религиозным переживаниям. Религиозность сильно влияет на его эмоционально-волевую сферу и морально-этические установки. С помощью религиозных ритуалов и молитв он избавляется от тревожности, страха и беспокойства. В большинстве своем этот эффект обусловлен самовнушением. Также для индивидов, принадлежащих к этому типу, характерно увлечение различными «духовными» практиками, которые являются для них еще одним способом избегания реальности. Большинство верующих этого типа в момент прихода к вере находилось в состоянии «экзистенциального вакуума» и нуждалось в религии для обретения смысла жизни.

25 стр., 12030 слов

1. Место психологии религии в системе наук

... одновременно предмет поклонения. Сферу «профанного» образует повседневная жизнь. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят ... –1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление ... включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда ...

Индивидуальные различия внутри этого типа довольно широки, и не представляется возможным описать все психологические факторы, влияющие на появление религиозности. Но общим для всех является внутренняя ценность религии, «божественной» вертикали. Негативным моментом является эмоциональная зависимость от религии, от религиозных авторитетов и догм, которая ограничивает свободу личности и препятствует ее развитию.

  1. Современная религиозная ситуация в России.
  2. Исламские центры на территории России.
  3. Концепция социологии религии М.Вебера.

§ 1. Возникновение религии

Определение того, что «есть» религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, — оно может только его завершать. Однако нас здесь вообще интересует не «сущность» религии, а условия и воздействия совместной деятельности определенного типа, понимание которой возможно только исходя из субъективных переживаний, представлений, целей отдельного человека — из «смысла» деятельности, так как внешний ее характер чрезвычайно многообразен. Религиозные и магически мотивированные действия на ранней ступени своего развития ориентированы на посюсторонний мир.

Те формы отношения к сверхчувственным силам, выражением которых служат просьба, жертвоприношение, поклонение, можно определить как «религию» и «культ» в отличие от «колдовства» в качестве магического принуждения и тем самым считать «богами» те существа, которым в религии поклоняются, к которым обращаются с просьбами, «демонами» же — тех, на которых оказывают давление и которых заставляют повиноваться с помощью магических средств. Провести полностью такое разделение почти нигде нельзя, ибо и в ритуале «религиозного» в указанном смысле культа почти всегда содержатся многочисленные магические компоненты. В процессе исторического развития это разделение происходило обычно просто таким образом, что при подавлении какого-нибудь культа светской или церковной властью и утверждении новой религии древние боги продолжали существовать в виде «демонов».

10 стр., 4637 слов

Культы, их структура и социальные функции

... культовость» приобрели всепоглощающий характер: если до второй половины XX в. под культом понимались явления религиозной жизни общества (причем, как правило, общества архаического), то в последующую эпоху ... работы использовались следующие ресурсы: «Введение в религиоведение» А.А. Радугина, «Психология религии» Д.М. Угринович, статьи из научных журналов, а также из различных Интернет-источников. ...

§ 2. Колдуны – священники

В социологическом аспекте это разделение сводится к появлению особых «священнослужителей», отличных от «колдунов». В реальной действительности границы здесь очень размыты, как, впрочем, и во всех социологических явлениях. Признаки понятийного отграничения также не могут быть однозначно установлены. Можно в соответствии с указанным делением на «культ» и «колдовство» определять как «священнослужителей» тех профессиональных функционеров, которые оказывают влияние на «богов» посредством поклонения, в отличие от колдунов, которые заставляют «демонов» повиноваться с помощью магических средств.

Там где колдуны и священные певцы рационализировали магию но не создали подлинной должности священнослужителей как брахманы в Индии рационализация пошла своеобразным путем. Однако не всякое священство создает нечто принципиально новое — рациональную метафизику и религи озную этику. Это как правило (хотя и не без исключении) предполагает вмешательство сил находящихся вне священства с одной строны носителя метафизических или религиозно-этических «откровении» — пророка, с другой, — сторонников культа вне священства т е «мирян». Прежде чем мы обратимся к вопросу, как религии под воздействием этих факторов развивались в сторону преодоления магии (проходившей очень сходные стадии на всем земном шаре) нам необходимо установить определенные типические тенденции развития, которые приводятся в движение заинтересованностью священнослужителей в культе.

§ 3. Понятие Бога. Религиозная этика. Табу

Самый простой вопрос — следует ли вообще пытаться влиять на того или иного бога или демона посредством принуждения или просьбы, является прежде всего вопросом удачи. Подобно тому как колдун должен доказать, что он обладает харизмои бог должен доказать, что он обладает силой.Если попытка влиять на бога оказывается в течение длительного времени бесполезной, то это означает либо что бог не обладает силой либо, что средства воздействия на него не известны и от него отказываются.

Пророчество и священство являются носителями систематизации и рационализации религиозной этики. Наряду с ними в определении пути развития важен и третий фактор — влияние тех, на кого пророки и священнослужители пытаются воздействовать: влияние мирян. Нам следует прежде всего кратко и в общей форме остановиться на совместном действии и противодействии этих трех факторов.

§ 4. «Пророк»

Что такое пророк в социологическом понимании? Мы не будем здесь рассматривать в общей форме вопрос о тех, кто «приносит спасение». Не каждый антропоморфный бог является обожествленным носителем внешнего или внутреннего спасения, и уж, конечно, не каждый приносит спасение, становится Богом или Спасителем, как ни распространено это явление.

Под «пророком» мы будем понимать обладателя личной харизмы, возвещающего в силу своей миссии религиозное учение или волю Бога. При этом мы не станем проводить резкое различие между пророком, возвещающим действительно или предположительно данное ранее откровение, и пророком, притязающим на то, что он приносит в мир совершенно новое откровение, следовательно, между тем, кто восстанавливает религию, и тем, кто основывает ее. Эти два типа пророчества могут переходить друг в друга; к тому же от намерения пророка обычно не зависит, возникнет ли на основе его учения новая община, поводом для этого могут служить и учения реформаторов, не являющихся пророками. Для нас решающим является «личное» призвание Именно оно отличает пророка от священнослужителя. Прежде всего потому, что авторитет священнослужителя основан на священной традиции, напротив, пророк притязает на этот авторитет в силу личного откровения или своей харизмы.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Сильнейшее напряжение во внутреннем образе жизни и внешнем отношении к миру происходит из столкновения концепции космоса как осмысленного целого (согласно религиозному постулату) с эмпирической реальностью. Решением этой проблемы заняты отнюдь не только пророки. Она волнует умы и священнослужителей, и всех стоящих вне этой сферы философов, как интеллектуалов, так и людей из народа. Последним вопросом метафизики всегда был следующий: если мир как целое и, в частности, жизнь должны иметь «смысл», то каким должен быть этот смысл и как должен выглядеть мир, что- бы соответствовать ему? Религиозная проблематика пророков и священнослужителей — это то лоно, из которого вышла светская философия там, где она вообще развивалась, с ней пришла в столкновение религиозная проблематика, что явилось важным фактором в развитии религии. Поэтому нам необходимо остановиться на взаимоотношениях священнослужителей, пророков и тех, кто находится вне этой сферы.

§ 5. Община

Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это — члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»)87, ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Новом Завете), спутники (в индуизме и исламе).

В отличие от объединенных в группы и подчиненных служебной иерархии священников, они связаны с пророком лично — отношение, на котором, принимая во внимание казуистику форм господства, еще придется остановиться. Наряду с этими постоянно содействующими пророку в осуществлении его миссии и, в свою очередь, обычно обладающими известной харизмой помощниками существует круг лиц, которые поддерживают пророка, предоставляя ему убежище, деньги и услуги, надеясь обрести спасение посредством его миссии; поэтому они объединяются либо от случая к случаю для определенных действий, либо в постоянную общину. «Община» в религиозном смысле (вторая категория такого типа наряду с объединением соседей на экономической, фискальной или какой-либо иной, политической основе) возникает не только в сфере пророчества в принятом здесь смысле и не при каждом типе пророчества. Она формируется вообще лишь как продукт повседневности, в результате того, что пророк и его ученики гарантируют постоянное благовествование и дарование благодати, а также создают экономическую основу для распространения учения, обеспечивая тех, кто его провозглашает, и передавая вместе с обязанностями монополию на права тем, кто берет на себя указанные функции. Поэтому община встречается и у мистагогов, и у священников непророческих религий.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что делает плотное ... тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его ...

§ 6. Священное знание. Проповедь. Забота о спасении души

В любом случае священнослужителям надлежит систематизировать победившее новое учение или защищаемое от нападок пророков старое, провести границу между признанным священным и не признанным таковым и внушить это мирянам, чтобы тем самым утвердить свое господство. Такой ход событий, особенно рано имевший место в Индии, не всегда вызван непосредственной опасностью, исходящей от враждебных существующей религии пророков. Он может быть также следствием стремления утвердить свои позиции против возможных нападок и необходимости обосновать традиционную практику, охранить ее от скепсиса мирян. Однако где бы развитие ни пошло по этому пути, оно приводит к появлению канонических книг и догматов, правда, — поскольку речь идет именно о догматах, — в различном объеме. В канонических книгах содержатся откровение и священные традиции, догматы являются толкованием их смысла священнослужителями.

Таким образом, власть харизмы пророка и пристрастие масс воздействуют — во многих отношениях в противоположном направлении — на систематизирующую деятельность священства. Однако и помимо того, что пророчество обычно выходит из светской сферы или во всяком случае опирается на мирян, следует иметь в виду, что в среде мирян действуют не только традиционалистские силы. Наряду с ними существует и светский рационализм, с которым приходится бороться священству. Носителями этого рационализма могут быть различные слои общества.

§ 7. Сословия, классы и религия

Жизнь крестьян настолько связана с природой, настолько зависит от органических процессов и природных явлений и по своему экономическому укладу настолько не предполагает какую бы то ни было систематизацию, что в общем крестьяне только тогда становятся носителями религии, когда им угрожает пролетаризация или порабощение со стороны внутренних (фискальной или помещичьей) или внешних (политических) сил. Как одно, так и другое — сначала угроза извне, а затем столкновение с интересами землевладельцев, которые, как всегда в античности, были одновременно горожанами, — относится, например, к древней религии израильтян.

§ 8. Проблема теодицеи

Теодицея — оправдание Бога за существование зла на земле; термин, введенный Г В. Лейбницем

По существу только иудаизм и ислам строго «монотеистичны» хотя и в исламе в результате проникшего в него культа святых возникли некоторые отклонения от монотеизма. Христианская Троица монотеистична в отличие от триединства в индуизме, позднем буддизме и даосизме несмотря на то что мессы и культ святых в католицизме фактически очень близки к политеизму. Совсем не обязательно бог каждой религии должен быть абсолютно неизменным, всемогущим, короче говоря, абсолютно надмирным Богом.

Проблема теодицеи решалась различным образом, и эти решения тесно связаны с характером концепции Бога и идеи греха и спасения. Мы остановимся, насколько это возможно, на рационально «чистых» типах.

«Чистый» тип — то же что «идеальный тип», одно из основных понятий социологии М.Вебера

§ 9. Спасение и возрождение

Лишь в немногих религиях спасения разработан какой- либо из обрисованных нами здесь чистых типов решения проблемы отношения Бога к миру и людям, но даже если он появлялся, то существовал недолго. В большинстве случаев взаимопроникновение идей и особенно необходимость удовлетворить разнообразные этические и интеллектуальные требования приверженцев той или иной религии вели к комбинациям различных форм мышления, отличающимся друг от друга только по степени приближения к тому или иному чистому типу.

Идея возрождения как таковая существует очень давно и находит свое классическое выражение в магической вере в духов. Владение магической харизмой почти всегда предполагает возрождение: совершенно особое воспитание колдунов и воспитание ими воинов, а также специфический образ жизни колдунов призваны обеспечить возрождение и владение магической силой путем «исчезновения» в экстазе и обретения новой «души», за которым следует обычно и изменение имени (в виде рудимента это проявляется еще теперь при посвящении в монахи).

Сначала возрождение распространяется только на профессионального колдуна как следствие магической предпосылки колдовской или героической харизмы, в наиболее последовательных религиях оно становится неотъемлемым атрибутом обретения религиозного блаженства, убеждением. которое человек обязан усвоить и подтверждать своей жизнью.

§ 10. Пути к спасению и их влияние на образ жизни

Влияние религии на образ жизни и особенно на предпосылки возрождения очень различны в зависимости от пути к спасению и — в тесной связи с этим — от психического качества спасения, к которому верующий стремится.

I. Спасение достигается только самим индивидом без всякой помощи сверхъестественных сил, как, например, в раннем буддизме. Методы, посредством которых обретается спасение, могут быть следующими:

1. Ритуальные акты культа и церемоний, как при богослужении, так и в повседневной жизни. Чистый ритуализм не отличается от колдовства в своем воздействии на жизненный уклад и даже уступает в некотором отношении магической религии, поскольку она при известных обстоятельствах развивает определенную и довольно значительную методику возрождения, что ритуализм совершает часто, но не всегда. Религия спасения может систематизировать отдельные чисто формальные ритуальные действия и создавать специфическую настроенность, «благоговение», при которой ритуальная церемония символизирует божественное состояние. Тогда эта настроенность действительно равнозначна обладанию спасением. Как только она исчезает, остается голый, формальный магический ритуализм, и это, естественно, часто случалось, когда глубокое религиозное благочестие становилось обыденным.

§ 11. Религиозная этика и «мир»

Чем более систематизирована и глубока религия спасения по своим «этическим убеждениям», тем резче она противостоит реальности мира. До тех пор пока она ритуалистична или следует раз и навсегда установленному закону, эта противоположность менее принципиальна, ритуалистическая религия оказывает по существу такое же действие, как магическая этика. Другими словами, придает реципированным ею условностям нерушимую святость, поскольку и здесь все верующие стремятся избежать божественного гнева, т.е. наказания за нарушение установленных норм. Однако невозможно отрицать, что систематическое осуждение всякого непосредственного увлечения подлинными ценностями искусства, воздействие которых достаточно подтверждается мерой и характером художественной производительности в благочестивых еврейских и протестантских кругах, должно было оказывать определенное влияние в смысле формирования интеллектуалистической и рациональной методики образа жизни.

§ 12. Культурные религии и «мир»

Третьей религией, в известном смысле «приспособившейся к миру», во всяком случае «обращенной к миру», отрицающей не «мир», а только существующую в нем социальную иерархию, является иудаизм в той его форме, которую он обрел после вавилонского пленения, прежде всего в талмудизме (только это нас в данном случае интересует), кое-что о его социологическом положении было уже сказано раньше. После того как Воскресение (безусловно связанное с сотериологическими мифами) вызвало взрыв харизматической боговдохновенности, а образованные общины во главе с членами семьи Иисуса, ранее не веровавшие в его миссию, и чреватое столь серьезными последствиями обращение Павла привели к уничтожению религии пария при сохранении связи с древним пророчеством и к миссионерской деятельности среди язычников, положение в миру общины, выполнявшей свою миссию, свелось к ожиданию второго пришествия и к вере во всепобеждающее значение харизматических даров «духа». Мир остается таким, как был, до прихода Господа. Человек также должен оставаться в занимаемом им положении и в своем «звании», подчиняясь властям, если только они не понуждают его к совершению

  1. Социология религии как социологическая теория (О.Конт, Г.Спенсер).

Социология религии — специальная социологическая теория, изучающая генезис, социальные функции, место и рольрелигии в обществе, ее структуру. Религия рассматривается вкачестве социальной подсистемы в общем социальном контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими общественными группами и институтами,

  1. Функция религии (Б.Малиновский, Т. Парсонс, П.Сорокин).
  2. Понятие и способы исследования религиозности.
  3. Понятие и интерпретации религиозного ритуала.
  4. Социальные формы выражения религиозного опыта (разновидности религиозных групп).
  5. Религия и магия: сходство различие.
  6. Религия и политика.
  7. Религия и семья.
  8. Религия и культура.

На самом деле у религии и этики разные задачи. Довольно часто в истории культуры можно найти примеры нерелигиозной этики (не только у современных мыслителей; но, например, и в конфуцианской традиции).

Также бывает и вне-моральная религия: так, например, амулеты и настои «работают» независимо от нравственного настроя «практикующего мага и целителя»; древнегреческие боги лишены каких бы то ни было этических качеств и не выступают в роли нравственных законодателей; отцеубийца Эдип в сочинении Софокла «Эдип в Колоне» становится носителем «святости» и город, в котором он будет погребен, получит покровительство и Эдипа и богов. Исследование этих аспектов позволяет понять специфику существования религии в конкретно-исторический период, но не дает проникнуть в суть этого явления. Иными словами, находясь в тесной связи с конкретно-исторической ситуацией, религия существует по каким-то своим, внутренним законам. Со светской точки зрения религия представляет собой один из видов человеческой деятельности. Религиозная деятельность — та деятельность, которая ставит перед собой именно религиозные цели, которые не ставят перед собой другие виды деятельности. Пытаясь выделить собственно эти цели, надо сказать, что религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю — и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны религия представляет собой систему известных идей, представлений и верований. Эти представления могут быть выражены в мифах или в разработанной богословской системе. Соответственно этим представлениям строится определенная организация жизни верующих -структура управления (церковь), правила жизни, культ. С другой стороны религия — это особая духовная жизнь, внутренний мистический опыт. Об этой внутренней стороне религии говорить намного труднее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком наших слов и понятий зачастую не могут быть выражены. Понять, прочувствовать, открыть для себя эти цели и законы может только истинно верующий человек, хотя и для него что-то так и останется загадкой, чудом, тайной. Человеку необходима встреча с реальностью, которая превышает его собственную, встреча со сверхъестественным — с Богом. Религия как раз и выступает как путь, целью которого является эта встреча. Русский философ и богослов С.Н. Булгаков в таких словах выразил ту же мысль о невыразимости сокровенной тайны религии: «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование… но тем, что… ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому, как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью… Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай… — вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование» [Булгаков С.Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.]. Очень трудно дать определение, которое бы подходило под все многообразие религий, религиозных организаций. Наиболее распространенное определение религии дается через три составляющие: религиозный КУЛЬТ, религиозное ВЕРОУЧЕНИЕ и религиозная ОРГАНИЗАЦИЯ. Но как же определить, какое именно учение, какой культ и какая организация может считаться религиозной? На этот вопрос данное определение не отвечает. Русский философ С.Н. Трубецкой дает следующее определение религии: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам… Религия представляет собой не только веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам». Это определение достаточно узко, чтобы не относить к миру религий предметы светской веры, и достаточно широко, чтобы не сводить религию только к христианской ее форме. Специфически религиозной может быть названа, таким образом, цель — установление связи, отношений с невидимым духовным миром. Поэтому деятельность, направленная на установление контакта, — религиозная практика, религиозный культ. Осмысление этой деятельности — религиозное вероучение. Общественное оформление культа — религиозная организация. Религия предполагает ВЕРУ, т.е. особое настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Однако, одного лишь признания существования невидимого духовного мира недостаточно для религии. Во-первых, должно быть и какое-то более или менее определенные представления об этом мире. Высказывание апостола Павла «Я знаю, в Кого уверовал» мог бы поддержать человек любой религиозной традиции. Поскольку религия — это определенные отношения с превышающей человека реальностью, то распространенное сегодня выражение веры «что-то там такое есть» не является собственно религиозным. Во-вторых, религиозная вера предполагает установление особых отношений поклонения. Евреи признавали существование других богов, но поклонялись только своему Богу, христиане признают существование демонов, к которым древние христиане причисляли всех языческих богов, но отвергают всякое почитание их.

итог краткому исследованию заявленной проблемы, можно разделить функции религии на собственно религиозные (достижение нирваны в Буддизме, спасение души в Христианстве, поклонение Аллаху в Исламе и т.д.) и функции религии в культуре. К таким культурным функциям относятся: — Ценностная– любая религия выдвигает собственную систему ценностей, при помощи которой личность совершает поступки и оценивает окружающую действительность. Как правило, религиозные ценности находят отражение в различных областях духовной культуры. Например, ценность человеческой жизни, выраженная в заповеди «Не убий», зафиксирована не только в нравственных запретах, но и в области правовой культуры. С ценностной связана ирегулятивнаяфункция. В религии поведение людей в первую очередь и определяется системой ценностей; — Хотя на сегодняшний день очень часто религии используются для усиления социальной раздробленности функцияобъединения, осуществляемая путем распространения определенной мировоззренческой позиции икоммуникационнаяфункция религии позволяют мировому сообществу в организации не только межконфессионального, но и межкультурного диалога; — Наиболее важной функцией, как уже отмечалось выше, являетсячеловекотворческая. Сравнивая основные смыслы, заложенные в понятиях «религия» и «культура», мы может увидеть сходные черты. Оба этих понятия говорят о стремлении к совершенству, оба подразумевают духовный рост, оба говорят о благе, к которому человек приходит, накапливая некий опыт. Но можно задать вопрос, во имя чего это благо делается? С точки зрения культуры ответ очевиден — во имя самого блага, то есть во имя удовлетворения потребностей. И зачастую человек на пути реализации своих потребностей жертвует не только своей совестью, чистотой души, спокойствием, но даже жизнью других людей. Вот почему общество не может считаться высокоразвитым, нравственным, если оно живет вне религии. Ведь религия определяет смысл жизни, возвышая его над обыденными человеческими потребностями, выводя за пределы только человеческой жизни. Если говорить о Православии, то это, несомненно, любовь к людям, как частное проявление Истинной Любви, которая не просто позволяет полнее прожить свою жизнь, но открывает религиозным людям дверь в вечность.

Психология

  1. Понятие религиозного опыта (З.Фрейд, С.Гроф).
  2. Архаический религиозный опыт.
  3. Психотехника шаманизма.
  4. Религиозный опыт в «религиях откровения»
  5. Психотехника в развитых религиях.
  6. Трансперсональные состояния в христианстве.
  7. Психоаналитические интерпретации «Книги Иова».
  8. Психоанализ и религия: сходство и различие.
  9. Методы психоанализа.
  10. Пастырская психология.