Введение
Можно предположить, что вопрос о смысле жизни появился у человека одновременно со способностью абстрактно мыслить. Общеизвестно, что абстрактное мышление одно из основных отличий человека от его предков. Соответственно, вопрос о смысле жизни и человек — единое целое.
В 21 веке условия жизни человека стали более комфортными, большей части населения Земли не грозит голод, эпидемии и другие проблемы связанные с выживанием, актуальные еще 2-3 столетия назад. Все это привело к тому, что человек стал больше познавать себя, искать ответы на «вечные вопросы». Этим объясняется актуальность данного исследования.
Во все времена, молодежь была «благоприятной средой» для развития новых идей. Это объяснимо, взрослому человеку нужно заботиться о семье, он отягощен ответственностью, у него уже нет времени на то, чтобы кардинально изменить цель своей жизни. Молодые люди только начинают жить, они не хотят придерживаться сложившихся устоев, они полны сил и веры в то, что смогут изменить Мир. Так и в настоящее время, особенно актуален вопрос о смысле жизни среди молодежи.
Объектом исследования являются основные идеи о смысле жизни человека.
Целью исследования является характеристика основных идей о смысле жизни человека.
Для достижения цели исследования необходимо дать характеристику идеям о смысле жизни человека Древней Греции и Рима, средневековой Европы и Индии, иррационализма, экзистенциализма, гуманизма, нигилизма, позитивизма, прагматизма, социальной психологии, а также наиболее распространенных религий.
1. Идеи смысла жизни человека
Целесообразно начать исследование с раскрытия основных понятий.
Идея — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.
Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.
Понятие «жизнь» будет неоднократно раскрыто в рамках различных идей о смысле жизни.
Смысл жизни является системообразующим понятием. Он определяет цель жизни. Благодаря смыслу жизни человек определяет, что для него важно, а что нет, что полезно, а что вредно. Также, смысл жизни влияет на моральные нормы и ценности.
Существуют обстоятельства, способные влиять на представление о смысле жизни, такие как: род основной деятельность человека, социальное положение, проблемы, с которыми человек сталкивался, образ жизни, исторический период и другие. Например, основой каждого общественного строя является идеологияИдеология — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп., она непосредственно влияет на формирование идеи о смысле жизни.
Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека
... духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он ... условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский ...
Идеи о смысле жизни человека Древней Греции и Рима
Философ и энциклопедист Аристотель полагал, что счастье — цель всех человеческих поступков, оно заключается в реализации сущности человека. Сущность человека — душа, состоит в познании и мышлении. Духовная работа важнее физической, добродетелями являются занятия искусством и наукой, так как они подчиняют страсти разуму.
Философ Эпикур, имевший множество последователей, считал целью человеческой жизни получение удовольствий, которые затмевали мирские страдания (душевные страдания, физическую боль, страх смерти).
Боги в учении Эпикура — блаженные создания, не принимающие участие в человеческой жизни. Человек же должен жить обособленно, получая удовольствие от жизни в кругу своих друзей и не принимая участия в делах государства.
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из школ сократической философии — как и Аристотель, видели смысл жизни в счастье, но по их учению, счастье — умение довольствоваться малым и избегать зла. Эти навыки делают человека независимым от внешнего мира. Внешний мир, в свою очередь, изменчив и неспокоен, абстрагируясь от него человек, обретет вечное спокойствие. Учение также подразумевало отказ от таких результатов человеческой деятельности как: искусство, семья, государство, наука и общественные нормы.
Учение стоиков Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. утверждает, что истинная цель человеческих устремлений — нравственность, но она не возможна без познания. Жизнь человека в согласии с природой и логосом (мировым разумом) — добродетель. Душа человека бессмертна. Жизненный идеал — невозмутимость и спокойствие, несмотря на внешние и внутренние раздражители.
Таким образом, у философов Древней Греции и Рима есть общие идеалы — познание, спокойствие и мораль.
Идея средневековой Европы и Индии
Как ни странно, но у данных областей в период средневековья была схожая идея о смысле человеческого бытия, она была связана с почитанием предков, религиозных и мифических традиций, и повторением социального статуса, полученного при рождении.
«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась». Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. — М.: Восточная литература РАН, 2013. — С. 261.
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
Иррационализм
Иррационализм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный).
Один из наиболее известных мыслителей иррационализма 19 века немецкий философ Артур Шопенгауэр определял жизнь как проявление мировой воли. Людям кажется, что они сами принимают решения, но в действительности ими движет чужая воля. Мировая воля бессознательна, безразлична к своим творениям — людям, которые бессильны перед обстоятельствами. «Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям». Грицанов А.А История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2012. — С. 358.
«Жизнь — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой». Грицанов А.А История философии… — С. 375.
По мнению Шопенгауэра, для ответа на вопрос о смысле жизни человек создает религии и философии. Иллюзии — средство спасения от отсутствия смысла.
Экзистенциализм
Близким к иррационализму является экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование; философия существования) — особое направление в философии 20 века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
О смысле жизни писали такие философы экзистенциалисты как — Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Альбер Камю, Карл Ясперс, а также датский философ 19 века Сёрен Обю Кьеркегор, который считается основоположником данного философского направления. Основная мысль этих трудов такова: жизнь человека бессмысленна и противоречива и для того, чтобы не впасть в уныние, человек должен создавать свои собственные ценности.
«Существование предшествует сущности, человек существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл». Жан-Поль Сартр. Цитаты. Афоризмы. Сборник, М.: Академический проект, 2010. — С.130.
Гуманизм
Гуманизм (от лат. homo — человек).
Согласно гуманизму, смысл жизни человека выражается в праве человека на счастье, в самом человеке, его развитие и проявлении положительных способностей, в свободном участие человека в жизни мира и общества. Согласно древнегреческому политику и философу — Цицерону: «гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью». Кон И. Смысл жизни, Словарь по этике, М.: Политиздат, 1981 — С. 279.
Значение сна в жизни человека
... вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В ... лечить с помощью сна. Литература Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. — 304 с. Винчестер А. Основы современной ... Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет ...
Нигилизм
Нигилизм (от лат. nihil — ничто)— мировоззрение, отрицающее какой-либо смысл жизни, значимость культурных и нравственных ценностей, признание любых авторитетов.
В разработке идей нигилизма велика роль немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Он считал христианство нигилистической религией, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком». Ницше Ф. Афоризмы, Сборник, М.: Азбука, 2011 — С. 184.
Также представитель немецкой философии — Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние, в котором «…нет никакого бытия как такового…», Хайдеггер М. Бытие и время, 3-е изд., монография, М.: Наука, 2010 — С. 381. и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение. Согласно нигилизму познание смысла существования возможно без знаний и истины. Индивид является источником моральных ценностей, а не культура или иное рациональное основание. Лучшее, что можно получить от жизни — удовольствие.
Позитивизм
Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское учение, сущность которого выражается тезисом: «все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук».
Людвиг Витгенштейн, австрийский представитель позитивизма, утверждал, что важность в личной жизни имеют только вещи, сама жизнь в отрыве от вещей бессмысленна. Другими словами, жизнь конкретного человека, как совокупность событий и поступков, важна для него самого и его близких, т.е. важен результат жизни. Без результата жизнь не имеет смысла.
Витгенштейн разработал лингвистическую модель, согласно которой говорить, что жизнь имеет смысл, значит неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто её проживает), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.
Другие философы позитивизма пытались дать ответ на вопрос о смысле жизни, но их варианты противоречили лингвистике Витгенштейна.
Прагматизм
Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Согласно прагматизму, смыслом жизни является идея, в которую верит сам человек, но эта идея не должна противоречить опыту содержательной жизни. Также идея должна быть полезной, т.е. благодаря ей, человек должен ценить жизнь. Для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...
Один из основателей прагматизма, американский философ Уильям Джеймс утверждал: «Истина может быть создана, но не найдена». Джеймс У., Психология, учебник, М.: Академический проект, 2011 — С. 325.
Социальная психология
Социальная психология — раздел психологии, изучающий человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах.
В конце XIX — начале XX века австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал: «С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла». Адлер А. Наука жить, монография, Киев: Партиздат в 1997г. — С. 190. При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни — общие, т.е., которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл — смысл для других.
Позже, понимание смысла жизни в психологии начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно. «Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром». Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии, сборник, СПб: Питер, 2010 — С. 249.
Наиболее полно тему смысла жизни исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни как категории не всеобщей, а индивидуальной, разительно различающейся не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании — это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.
Смысл жизни человека 2
... вносит свое понимание смысла жизни. В древних мифах о богах и героях воспевается радость и любовь к жизни, подвиг, мужество. Греческая мифология, утверждая единство человека и природы, приходит ... И хотя признание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, марксистская концепция провозглашает смысл жизни не для себя, не для бога, а во имя социального прогресса, ...
Религиозные подходы
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии определяется её представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера Шрейдер Ю.А. (28.10.1927 — 24.08.1998) — советский математик, кибернетик, философ., пантеистические Пантеистический — обоготворяющий природу. религии отождествляют Бога с законами, имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы).
Это приводит к движению целей по кругу: законы, определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому. В монотеистических религияхМонотеизм — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения.
Индуизм
Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер рассматривая учение шести основных ортодоксальных философских систем Индии, указывает на их сходство в главном: все они считают главной целью спасение, достижение высшего блаженства, какое только возможно для человека. Однако из-за разного понимания природы и причин страдания, препятствующего блаженству, каждая из этих школ по-разному определяет характер высшего блага и пути его достижения:
«Джаймини» акцентирует внимание человека на его делах, на их мотиве и правильном совершении. Считает, что только дела, совершенные без всякого желания вознаграждения, являются спасающими как на земле, так и на небесах.
«Бадараяна» видит истинное спасение в познании Брахмана (Духа), который признается невидимым и недоступным для обыкновенных способностей человеческого ума. Однако Брахман познаваем при посредстве откровения (Вед), а познание Брахмана равнозначно отождествлению с ним: «тот, кто знает Брахмана, есть сам Брахман». Осуществление же этого тождества означает осуществление всех своих желаний и прекращение всех страданий. Из рассмотренных М. Мюллером систем индуизма, Бадараяну он считает единственной философской системой, которая признает спасение обусловливаемым знанием Брахмана и это знание немедленно производит признание себя как действительного Брахмана.
«Философия Капилы» называет высшее блаженство термином «кайвалья» (одиночество).
Поскольку Капила считает причиной страдания отождествление духов с чисто объективным или вещественным, то путь к «кайвалья» видится ему в ясном различении между духом и материей, между субъектом и объектом.
«Философия Йоги» также именует совершенную свободу термином «кайвалья», но делает акцент на созерцании и самососредоточении как на способах достижения этого. Поэтому она настаивает на некоторых духовных упражнениях, при посредстве которых душа может достигать и сохранять мир и спокойствие, а значит, освободиться от иллюзий и страданий жизни. Важным моментом также является и преданность Духу (Брахману), высшему среди всех других духов.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...
«Вайшешика» считает главным путем для человека познание истины: устранение ложного знания автоматически должно привести к блаженству. Истина же заключается в познании шести или семи категорий.
«Философия логики Готамы» считает, что для состояния совершенной свободы характерны отречение от всех наслаждений этой жизни и неприятие наград в жизни будущей или в равнодушие к ним, то есть такое же бытие, в котором, пребывает сам Брахман — без страха, без желания, без падений и без смерти. Путь к нему — правильное знание, которое может быть получено при посредстве ясного понимания шестнадцати предметов, обсуждаемых Готамой.
Буддизм
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание, а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.
Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия жажды, а значит и страданий).
С точки зрения буддизма южной традиции, смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).
Буддизм северной традиции полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.
Конфуцианство
По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.
Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие. Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура.
Даосизм
Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния». Имеется ввиду деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Вселенная порождена великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.
Проблема человека в психологии
... Богом наполненного высшим смыслом, который выделяет его изостальной массы животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому чтоего создал Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом жесознании Человека ... определ нномусилии , вспомнить что-то, что когда-то знал в других мирах, жизнях которыхпо-Платону несч тное множество . И поэтому душа есть уже давно сформировавшаясяструктура ...
Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.
Иудаизм
В рамках иудейской философии представлены различные варианты осмысления жизни: познание Бога; любовь к Богу; праведная жизнь, соблюдение заповедей.
Раввин Шимшон Рефаэль ГиршРаби Шимшон бар Рефаэль Гирш (1808-1888) — выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. в своих письмах пишет, что назначение человека — это исполнение воли Бога — управление миром в соответствии с Торой. Посредством Торы Бог уберегает человека от опасностей гордости, предвзятости и наслаждения материальным миром. Назначение еврейского народа — доказать всем остальным народам на своем примере (то есть исполнением Торы), что истинное назначение человечества — это служение единому Богу. Лучшая же форма служения Богу — это служение сердца, то есть воспитание в себе посредством изучения Торы уважения к ближнему (любви и праведности), замена злого на доброе. Совершенствуя себя, человек проявляет свою любовь к Богу, осуществляет достойное служение Ему.
Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон — один из виднейших еврейских деятелей XX века. в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла её заповедей — это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора — это одновременно путь жизни (действие) и ключ к её пониманию (знание, которое направляет действие).
В ней четко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя её предписания и соблюдая её запреты. Постоянно соблюдать все заповеди трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет её страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь, наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу.
Христианство
В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.
Православное христианство
Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога.
Любовь, как смысл человеческого существования
... содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ... (богиня Пейто), шестой — брак (Гименей), седьмой — роды (Илифия). И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда же они брались, если не ...
Согласно учению православных святых (Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении — приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Святого Духа. Для христиан это возможно благодаря боговоплощению, которое, как отмечает Святой Афанасий Великий, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом. Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Османов М.Н. Коран, М.: Диля, 2009 — С. 393. В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа, как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом.
Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она — место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом.
Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.
Однако патриарх Сергий (Страгородский) в своей магистерской диссертации отстаивает позицию, что католическое и протестантское богословие дают смыслу жизни юридическое (правовое) толкование, в то время как православное — стоит на позициях нравственного. Первое акцентирует свое внимание на акте искупления человека Иисусом Христом (то есть на справедливости Бога), второе — на соучастии («дерзновении») человека, следующего за Христом, в процессе спасения (то есть на любви и милости Бога).
Гностические секты
Гностицизм — условное название ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.
Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному, но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира.
Ислам
Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись». Османов М.Н. Коран … — С. 426.
Согласно основополагающим догматам ислама, Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. Человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду.
Заключение
Подводя итог выше изложенного, можно сделать ряд выводов:
Аристотель полагал, что счастье — цель всех человеческих поступков, оно заключается в реализации сущности человека.
Эпикур считал целью человеческой жизни получение удовольствий, которые затмевали мирские страдания (душевные страдания, физическую боль, страх смерти).
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) как и Аристотель, видели смысл жизни в счастье, но по их учению, счастье — умение довольствоваться малым и избегать зла.
Учение стоиков утверждает, что истинная цель человеческих устремлений — нравственность, но она не возможна без познания. Жизнь человека в согласии с природой и логосом (мировым разумом) — добродетель. Жизненный идеал — невозмутимость и спокойствие несмотря на внешние и внутренние раздражители.
Идея смыла жизни средневековой Европы и Индии заключалась в почитание предков, религиозных и мифических традиций, и повторении социального статуса, полученного при рождении.
Согласно иррационализму жизнь — это ад мир, нужно избегать бед через самоограничение.
Экзистенциализм полагает, что жизнь человека бессмысленна и противоречива и для того, чтобы не впасть в уныние, человек должен создавать свои собственные ценности.
Согласно гуманизму, смысл жизни человека выражается в праве человека на счастье, в самом человеке, его развитие и проявлении положительных способностей, в свободном участие человека в жизни мира и общества.
Нигилизм отрицает какой-либо смысл жизни, значимость культурных и нравственных ценностей, признание любых авторитетов.
Позитивизм считает, что жизнь конкретного человека, как совокупность событий и поступков, важна для него самого и его близких, т.е. важен результат жизни. Без результата жизнь не имеет смысла.
Согласно прагматизму, смыслом жизни является идея, в которую верит сам человек, но эта идея не должна противоречить опыту содержательной жизни. Также идея должна быть полезной, т.е. благодаря ей, человек должен ценить жизнь.
Представитель социальной психологии, психиатр Альфред Адлер считал, что у каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации. Без цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла. При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни — общие, т.е., которые другие люди могут разделять и принимать для себя.
Идеи социальной психологии относительно смысла можно обобщить тезисом: «Смысл жизни для каждого индивидуален».
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии определяется её представлением о Боге.
Список использованной литературы
смысл психология религия философия
Основная и специальная литература
1. Адлер А. Наука жить, монография, Киев: Партиздат в 1997г. — С. 190.
2. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. — М.: Восточная литература РАН, 2013. — С. 261.
3. Грицанов А.А История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2012. — С. 358, 375.
4. Джеймс У., Психология, учебник, М.: Академический проект, 2011 — С. 325.
5. Жан-Поль Сартр. Цитаты. Афоризмы. Сборник, М.: Академический проект, 2010. — С.130.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии, сборник, СПб: Питер, 2010 — С. 249.
7. Кон И. Смысл жизни, Словарь по этике, М.: Политиздат, 1981 — С. 279.
8. Ницше Ф. Афоризмы, Сборник, М.: Азбука, 2011 — С. 184.
9. Османов М.Н. Коран, М.: Диля, 2009 — С. 393, 426.
10. Раби Шимшон бар Рефаэль Гирш (1808-1888) — выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы.
11. Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон — один из виднейших еврейских деятелей XX века.
12. Хайдеггер М. Бытие и время, 3-е изд., монография, М.: Наука, 2010 — С. 381.
13. Шрейдер Ю.А. (28.10.1927 — 24.08.1998) — советский математик, кибернетик, философ.
Размещено на