Предмет – особенности развития способностей.
Задачи – 1 — создание теоретических моделей феномена одаренности, 2 – разработка соответствующего инструменталя, 3 – обобщение эмпирических данных по детской одаренности.
Одаренность это уникальное проявление в процессе и результате деятельности.
Подходы в разделении способности и одаренности: 1 – рассматривается через уровень развития способностей. 2 – одаренность нужно изучать от ее феноменальности. Одаренные люди обладают особым набором качества, потребностей, идей и так далее.
Круг проблем:
1) Соотношение понятий способность и одаренность
2) Изучение корней феномена одаренности.
3) Психологическое сопровождение одаренного ребенка.
4) Что является доказательством одаренности.
Цивилизация это прогресс вещей (материального мира).
Культура это прогресс духовности.
Проблеме детской креативности в зарубежной психологии.
В зарубежной психологии оценка одаренности строится на оценке данных критериев.
Гилфред: выделил основные факторы креативности – интеллектуальная, творческая инициатива (направленность на выход за рамки поставленных задач); широта категоризации (отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов); беглость мышления (богатство и разнообразие связи); оригинальность мышления (самостоятельность необычность).
Тест творческих способностей Торенса, для детей и взрослых.
1 – усовершенствование предметов (измени данную игрушку так чтобы с ней было интересно играть),
2 – использование предметов в другом качестве (предлагается перечислить вариант использования),
3 – необычное использование предметов,
4 – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники – надо назвать как можно больше реально существующих предметов, по форме в состав которых входят эти фигуры),
5 – а — спроси угадай (взять любую картинку – например есть следы людей, можно задать вопрос «что не видно на картинке») вариант б – придумать как можно больше названий этой картинке, в – перечислить как можно больше причин возникновения ситуации на картинке, г – назови как можно больше вариантов того, как будет разворачиваться ситуация.
Тейлер сформулировал и изучил творческий продукт, он выделил уровни творческого продукта. Он выделил уровни:
Концепции одарённости и её развития
... врождённая биологическая основа способностей. Современные представления о природных предпосылках одаренности. Склонность как важный фактор развития способностей и одаренности. Основополагающее значение активности человека ... интерес к новому, необычному, любознательность, раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, острота наблюдений и её продуктивность, быстрое схватывание ...
1 уровень – уровень изображенной креативности (ребенок проявляет свое знание, умение, чувства в разных видах деятельности),
2 уровень – уровень продуктивной креативности (ребенок проявляет готовность и способность использовать имеющиеся знания),
3 уровень – уровень изобретения (на основе гибкости мышления, это способность устанавливать необычные связи),
4 уровень – уровень новаторства (принципиально новый элемент, или способ решения проблем).
Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник).
Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение познавательного интереса. Состоит из 6-ти блоков. Проходит в форме беседы. Берется протокол. 1 – называние ситуации и уточнения, 2 – диагностический вопрос, 3 – ответы ребенка (3-5).
1) волшебник «представь, что перед тобой появился волшебник. Волшебник это тот кто может творить чудеса и исполнять желания» / если бы ты встретил такого волшебника, то какие бы три желания ты попросил исполнить / ответ (только познавательные желания)
2) ковер самолет «представь, что однажды ты просыпаешься, а перед тобой оказался ковер самолет. Он может отнести тебя как удобно далеко и высоко. Ты можешь взять с собой кого угодно» / в какие 3-5 мест ты бы отправился на ковре самолете / ответ (только новые места)
3) волшебная книга «представь, что перед тобой книга, она необычная, а волшебная. В этой книге собраны все сказы и рассказы, которые были и будут написаны людьми» / какие три сказки ты бы хотел послушать. / ответ (выделяются познавательные потребности в новом).
4) волшебный компьютер «представь, что перед тобой волшебный компьютер, который может материализовать любой предмет или …….. этот компьютер может сделать для тебя любой предмет. Этот предмет или вещь может быть обычной или необычной. / ответ
5) мудрец «представь, что перед тобой оказался мудрец. Мудрец это человек который прочел все книги и знает ответы на все вопросы» / Какие бы три вопроса ты задал мудрецу / ответы
6) волшебный день «представь, что ты проснулся, а мама тебе говорит, что сегодня необычный день и ты можешь делать все что захочешь» / чтобы ты стал делать в такой день. / ответы (подчеркиваются новые познавательные потребности).
Коэффициент – подсчитывается количество подчеркнутых ответов: 18:6 = 20%
Проблемы детской креативности.
Вопросы: соотношение врожденного и социального; генезис творческой деятельности; механизмы развития креативности; время появление способности заниматься творческой деятельностью.
Исследования Обуховой и Чурбановой «творческие способности детей»: операция замещения – творческие способности обнаруживаются, когда у ребенка появляется символ (в начале 2 года жизни).
Игравая деятельность рассматривалась ими как первая творческая деятельность (но наблюдается эффект – замещение ситуации).
Творчество – символическое замещение реальности.
Исследования Фраткина и Славина: дополнительно исследование изобразительную деятельность детей. Замещение является фундаментальным механизмом, и добавили операцию обобщения. Человек не просто замещает, но и обобщает. Агллюцинация – склеивания частей.
Исследования Беракса: творческий акт – как акт интеллектуальный. Противоречивые проблемные ситуации. Творческое мышление всего лишь разновидность диалектического мышления. К 5-ти годам появляется поиск противоречий. Звенья процесса создания ППС: 1 – предвосхищение изменений ситуаций в плане образа; 2 – синтезирование предвосхищающего образа отражающего наличия в ситуации взаимоисключающих свойств и отношений к предмету; 3 – осознание противоречивости ситуации; 4 – осознание непригодности выбранной системы интерпретации, в силу невозможности его адекватного применения, и создание новой системы интерпретации.
Подьяков: процесс творческого развития это перевод знаний из неотчетливых в отчетливые.
Конкретно-научный уровень методологии педагогики представлен подходами
... личности и ее индивидуальной жизни получило название ситуации… . Дайте ответ. Конкретно-научный уровень методологии педагогики представлен подходами Личностный подход а Исходя из необходимости ... и (или) подтверждение предсказаний и гипотез б Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение соответствующих сведений Проверка предсказаний в Определение причинных соотношений, подводящих к ...
Исследования Малерчук: старшие дошкольники. Выводы: 1 — творческое мышление это особый вид мышления, имеющий системный характер, и позволяет совершать продуктивные преобразования в проблемной ситуации. 2 – основными средствами являются: образы включения, комплексные и циклические преобразования. 3 – развитие творческого мышления ведет к повышению общего уровня интеллектуального развития.
Исследование Ермаковой: изучала творчество и способность к творчеству. Именно интеллектуальная гибкость есть основа творческого акта. Дети с хорошим распределением вниманием чаще всего являются творчески способными детьми.
Исследования Чурбановой: Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач. Феномен продуктивности через научную концепцию Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий).
Вывод: решаются дивергентные задачи в основном двумя вариантами – 1 – «прикованность» к популярным способам решения, 2 – высокая степень «подвижности» перехода от способа к способу.
Условия создания: поощрение спонтанной активности; конкретно операциональное мышление; многообразие детского опыта.
Связь креативности с познавательными процессами.
Второе задание дорисовывание фигур. Когда на альбомном листе мы рисуем 10-ть кругов простым карандашом. «дорисуй фигуры так чтобы получились разные картинки».
Методика совместный рисунок.
Цель: Позволяет определить способность к совместной деятельности.
На проведение методики дается приблизительно 5 минут.
Инструкция: нельзя разговаривать, выбрать один цвет, не менять положение листа.
Интерпретация:
1) Получился ли совместный рисунок? 1 линия анализа – вклад каждого из участников; 2 линия – отношения в паре. Вертикальная модель или горизонтальная. Партнерство – лидерство. 3 линия – степень совместимости. (взаимопроникновение цветов), низкий уровень совместимости, высокий уровень совместимости – все нарисовано двумя цветами.
Индуктринация – некритичное восприятие чужих идей. Изучает человека оказавшегося в тоталитарной секте или стал жертвой пирамид.
Креативность помогает остаться в рамках критичности.
Этологи ввели термин индуктринации, и считают, что чем выше индуктринация, тем выше выживаемость.
Индуктринация рассматривается как результат культурного импринтинга.
Индуктринация как иллюзия личного выбора.
Индуктринация как механизм идентификации.
Взаимосвязь креативности и уровня субъективного контроля в подростковом возрасте
... и раскрыть основные понятия творчество, креативность, личность 2. Подобрать и обосновать методики для диагностики параметров креативности и уровня субъективного контроля у школьников ... побочным продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность сензитивность к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные ...
Индуктиринация как идентификация с лидером.
Группа риска: 1 – сугистивность; 2 – люди, которые оказались в трудной ситуации.
8 критериев тоталитарной организации: исследователь Лифтон.
1) средовой контроль. Организации, в которых человека контролируют.
2) мистическое манипулирование. Ситуации, в которых человека пытаются удивить и поразить.
3) требования чистоты или невыполнимые стандарты.
4) культ исповеди. Требования признаваться в своих действиях и мыслях.
5) священная наука. Слепая вера в абсолютную догму.
6) передергивание языка. Использование словесных ресурсов для ограничений.
7) доктрина выше личности. Идея важнее, чем человек.
8) разделение существования. Вера в то, что члены группы имеют право на существования, а остальные нет.
Гуманистическая концепция творчества.
Понимание творчества с позиции гуманистической психологии.
Принципы, интерпретация понятия творчества.
Платон: творчество рассматривалось как дар.
Творчество рассматривалось как бытие вызванное из небытия (средние века).
Уровни или подходы к анализу творчества.
1 – философский уровень – задает гуманистическую направленность в понимании творчества. Человек как вид не может существовать или развиваться без творчества. Ницше, Феербах, Шопенгаур, Бердяев и так далее.
2 – психологический уровень – определяется место личности в творческом процессе. Исследуются состояния человека в момент творческого процесса. Исследуются механизмы творчества. Изучаются условия развития творческих способностей. Исследование особенностей психического процесса мышления, воображения, внимания в процессе творчества. Принципы: принцип универсальной талантливости – каждый человек уникален; принцип развития – человек не является статичным существом, а находится в постоянном развитии; принцип неисчерпаемости – возможность выходить за пределы знаемого.
3 – социологический уровень (ввел термин Огюст Конт) – принцип деятельности и принцип единства труда и общества. Подчеркивается социальная значимость в создании продукта.
4 – культурологический уровень – закономерность развития творчества. Творчество есть развитие культуры. Принцип преемственности – основа творчества. Формы творчества: научное, художественное, техническое, производственное.
В творчестве человек развивает самого себя, и формирует себя как целостную личность (понимание в гуманистическом направлении).
Концепция творчества:
Синергетика это теория нелинейных систем. Творчество это феномен и должно исследоваться с позиции сложности.
Социальный запрос это осознание роли творческой личности в обществе.
Творчество как базисная парадигма. Рассматривается роль субъекта в творческом процессе.
Форма бытия: рождение, развитие, функционирование и смерть.
Бердяев «философия свободного духа». Эрикх Фромм, Вебер «избранные произведения», Вертгеймер «продуктивное мышление», Сартер «сумерки богов», Рубинштейн «человек и мир».
Личность рассматривается как духовная индивидуальность (гуманистическая психология).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, какие принципы участвуют в выделении астрального тела, какие – ... ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при ...
Процесс творчества рассматривается как важнейший фактор саморазвития. Саморазвитие это мотивированный процесс.
Рекомендуемая литература: «психология творчества» В. Козлов; Рола Мейн «мужество творить»; Эрикх Фромм «искусство любить»; Стивен Ковен «7 навыков высокоэффективных людей».
Методика «рисунок конфликта».
Выявить стратегии поведения в конфликте.
Инструкция: нарисовать ваш конфликт.
Анализ:
Локализация конфликта – глубокий внутренний конфликт, внешне проявляемый, на границе контакта. (проявление – переживание).
Вклад каждого из участников – активность.
Символический уровень конфликта – нападение (стрелы, ножи, пистолеты, взрывы, лицо с выражением угрозы, острые углы), защита (укрепления, стены, рвы, решетки, и все плавне линии) и атипичные символы (цветы, солнце, улыбка и так далее). Характерное поведение в конфликте.
Креативные: внутренние переживания, наименьший вклад в работу, атипичные символы.
Связь креативности и эмоциональной сферы.
Связь креативности и восприятии первые эксперименты. Способность находиться в творческой деятельности связано с характером восприятия. Синтетический характер восприятия. Высокая чувствительность к беспорядочно сложным объектам.
Денисова: творческая личность постоянно «сканирует» имеющееся для создания нового.
Над образным восприятием начинает доминировать словесное представление.
Связь креативности и воображения: воображение познавательный психический процесс, суть которого заключается создавать объекты ранее не воспринимаемые.
Сензитивный период воображения является дошкольный возраст.
Выготский: летический период от 3 до 7 лет – новообразование – воображение.
Дьяченко: связь креативности и воображения.
Выготский: воображение в художественной и игровой деятельности.
Комарова, Мухина и Козакова – креативность в изобразительной деятельности.
Роль взрослого в развитии креативности очень велика (стиль семейного воспитания).
Самый негативный – авторитарный стиль воспитания.
Развитие креативности и эмоций: Запорожец и Немирович. Дети у которых нарушено игровое поведение есть эмоциональные нарушения (высказал Выготский).
Некифорова:
1 – не все эмоции одинаково связаны с креативностью, а больше социальные эмоции. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования социальных эмоций.
Психологические условия развития воображения педагогов в процессе ...
... анализ проблемы развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности. 2) раскрыть значение воображения в процессе деятельности педагогов. 3) рассмотреть психологическое обеспечение развития ... в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в деятельности человека, связи ...
2 – эстетические переживания помогают развитию социальных эмоций и направляют процесс социализации ребенка, тем, что позволяют перевести заданные взрослым знания в личностный смысл.
3 – усиление взаимосвязи между креативностью и социальными эмоциями, приводит к возможности нового поведения в рамках заданной культуры. (креативность и социальные эмоции позволяют выработать новые способы поведения в культурном пространстве).
Связь креативности и эмоциональной сферы.
1 – как креативность связана с эмоционально чувственными представлениями. Рубинштей.
2 – эмоции являются сигналами креативного процесса. Симонов.
3 – неосознанные эмоциональные переживания являются источниками творческой деятельности.
4 – эмоция сама по себе является самостоятельным творческим актом.
Творчество и креативность изучается активно и клиническими учеными.
Одну главу из книги: Рола Мей и Козлов «психология творчества и мужество творить». Выписать цитаты или приготовить конспект. 10 мыслей.
Что нужно для зачета!!!!!!!!
Одаренный ребенок
1 – методика на изучение интеллектуальной активности (Юрькевич)
2 – методика дорисовывание фигур (подписать названия под каждым рисунком/ посчитать количество рисунков, которое он вообще нарисовал «продуктивность в %» / оригинальность «только те изображения, которые не повторяются по сути» / посчитать % соотношение рисунков которые обращены во внутрь или во вне «три группы: внешние – внутренние – смешенные» — указатели на интровертированность и экстравертированность / «образ включения» — ребенок может объединять два или более кругов для одного рисунка «когда круг основной – когда круг один из элементов». – отметить если или нет.
3 – совместный рисунок
4 – рисунок конфликта делать только если есть заказ на это.
5 – задание по вербальной креативности (использование хорошо знакомого предмета / как пластиковый стаканчик можно использовать).
Подсчитать количество продуктивных вариантов (норма 20 ответов), оригинальность, выделить количество типов, оригинальность по отношению к референтной группе.