РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы психодидактики»
Направление подготовки /специальность
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Начальное образование
Москва
2016
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат),
(направление подготовки (специальность)
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«21» ноября 2014 г. № 1505.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУдоцентЖуравлева Евгения Александровна
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Эксперты:
ГБОУ ВО МГПУдоцентПоставнева Ирина Васильевна
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры
психологии образования
(название кафедры)
Протокол № 6 от «26» января 2016 г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии
(название института)
образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: формирование основ компетентности в области психологических механизмов и закономерностей усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.
Задачи:
— сформировать у студентов систему знаний о процессах усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде;
— изучить основные психологические механизмы и закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков обучающихся;
— познакомить студентов с психодидактическими аспектами проектирования содержания образования и принципами отбора его средств.
Частное образовательное учреждение высшего профессионального ...
... по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы дисциплины. При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты: Особенности и содержание курса ... Общая трудоемкость часы зачетные единицы 144 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Основы теории вероятностей Глава ...
2. Место дисциплины в структуре программы:
дисциплина «Основы психодидактики» входит в модуль «Проектирование и организация образовательного процесса» базовой части профессионального цикла, изучается во 2-м семестре.
Курс является продолжением таких дисциплин как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная и педагогическая психология».
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.
Для успешного овладения программой дисциплины студент должен
знать:
· возрастно-половые особенности дошкольников, младших школьников;
· структуру и принципы сопровождения обучения и развития ребенка;
· основы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
· сведения о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;
уметь:
· организовать взаимодействие с обучающимися и родителями;
· использовать приемы организации психолого-педагогического сотрудничества с сотрудниками образовательных организаций;
· использовать способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и формы их организации; способы поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, их творческих способностей;
владеть компетенциями:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенные трудовые функции[1]:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
трудовую функцию:
Общепедагогическая функция. Обучение;
трудовые действия[2]:
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Общепедагогическая функция: Воспитательная деятельность
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность
Готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– иметь представление об основных тенденциях развития современного образования и культурно-просветительской деятельности, положения, принципы ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ основного общего образования;
– основы и особенности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
Уметь:
– планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей, принципов обучения и личностных, возрастных особенностей обучающихся;
Владеть:
– способностью оценивать психологическую сообразность (культуросообразность, эффективность) подобранных содержания, форм и методов сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с образовательными целями;
– опытом разработки мероприятий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы[4]
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | 10/0,3 | 10/0,3 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | 10/0,3 | 10/0,3 | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Из них: | |||||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | 2/0,22 | 2/0,22 | |||
Самостоятельная работа (всего) | 98/2,7 | 98/2,7 | |||
В том числе[5]: | |||||
Составление глоссария | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Написание эссе | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Конспектирование и аннотирование источников | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Ответы на вопросы для самостоятельный работы | 20/0,28 | 10/0,28 | |||
Разработка проекта урока/внеурочного занятия | 20/0,77 | 20/0,77 |
Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
Методологические основы психодидактики | |||||||
Движущие силы и источники психического развития. | |||||||
Когнитивное развитие и развивающее обучение. | |||||||
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования | |||||||
5. | Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса | ||||||
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Методологические основы психодидактики | Объект, предмет и задачи психодидактики. Структура психодидактики, взаимосвязь с другими отраслями психологического и педагогического знания. Методы исследования психодидактики: теоретические, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы. Изменение стратегических ориентиров и парадигм развития российского образования. Современные тенденции модернизации образования. Конус обучения Э. Дейла, принципы проектирования и формы реализации современного образования. | |
Движущие силы и источники психического развития. | Факторы и условия психического развития. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Генетическая и средовая детерминация. Соотношение обучения, воспитания и развития. Основные закономерности психического развития ребенка. Психологический возраст. | |
Когнитивное развитие и развивающее обучение. | Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Познавательные процессы, состояния, деятельность – их влияние на процесс обучения. Соотношение обучения, воспитания и развития. Понятие учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности, ее структура и мотивация. Учебные задачи и учебные действия. Контроль и оценка. Понятие обучаемости. Различия в обучаемости. Причины неуспеваемости. Понимание сущности процесса познания в различных психологических школах. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Мотивация познания и мотивация учения. Когнитивные стили учебной деятельности. Единство когнитивного и эмоционального в учебно-воспитательном процессе. Основные подходы к когнитивному развитию ребенка. Теории Дж. Брунера, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Психологическая сущность процессов обучения и учения. Стили обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Ключевые компетентности и их развитие в процессе основного начального образования. Теории развивающего обучения. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действия. Этапы формирования умственных действий. | |
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования | Основные модели образовательной среды. Психодидактические аспекты проектирования и оценки образовательных систем. Показатели психологической безопасности образовательной среды (по Секач М.Ф., Сыманюк Э.Э).
Психологическая защищенность педагога и учащегося в школе, показатели и методы диагностики напряженности образовательной среды. Психологические основы педоцентрической модели содержания образования. Алгоритм проектирования и экспертизы образовательных технологий и систем. Психологические аспекты моделирования содержания школьного образования. Проблема структурирования содержания образования. Широта интересов или профилирование. Основное и дополнительное образование. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми в начальной школе. Формы организации образовательной деятельности как проблема психодидактики. Формы организации образовательной деятельности (классно-урочная, совместная, индивидуальная, коллективная, альтернативная и пр.), их психологическая направленность. Основные подходы к классификации, мотивы и основания для выбора методов начального образования. Способы и подходы к совершенствованию образовательного процесса. |
|
5. | Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса | Основные понятия и принципы сопровождения, влияющие на специфику комплексного сопровождения как процесса. Концепция сопровождения в образовательной организации (осуществляющих реализацию программ начального общего образования).
Специфика сопровождения ребенка в организациях различного уровня образования. Сопровождение родителей и педагогов. Специфика обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми. Психологические аспекты моделирования содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. |
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Образовательные технологии.
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Тема занятия | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) | Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме |
лекционное | Методологические основы психодидактики | Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии | |
лекционное | Движущие силы и источники психического развития. | Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, обмен сообщениями в онлайн чате | |
лекционное | Когнитивное развитие и развивающее обучение. | Изучение материалов лекции, мультимедийные технологии, просмотр выступления К. Робинсона | |
лекционное | Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования | Изучение материалов лекции, дискуссия на форуме, мультимедийные технологии | |
лекционное | Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса | Изучение материалов лекции, просмотр видео-лекции, защита проекта в виде презентации на форуме | |
Итого |
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[6]
Изучение дисциплины «Основы психодидактики» происходит в процессе лекционных занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Технологии обучения: мультимедийные технологии, интерактивные технологии (интеллект-карты, мозговой штурм), диалоговые технологии (учебная дискуссия, побуждающий и подводящий диалог), игровые технологии, диагностические технологии.
Мультимедийные технологии — это информационные технологии, позволяющие объединить в компьютерной системе текст, звук, видео и графические изображения, анимацию. В данном контексте, чаще всего предполагают демонстрацию слайдов. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того, отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде. В данном курсе на практических занятиях студенты просматривают подобранные документальные фильмы с последующей рефлексией.
Существует ряд принципов, которые позволяют максимально концентрировать внимание студента [Биленко, М.В. Управление вниманием в мультимедийных электронных лекциях / М.В. Биленко. – М.: Центр информационных технологий МИКХиС, 2006.]: оптимальный объем, доступность, разнообразие форм, учет особенности восприятия информации с экрана, красота и эстетичность.
Технологии дистанционного обучения– технология, основанная на создании специализированной образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (интернет, компьютерная связь).
Основными средствами коммуникации являются печатные материалы и электронные средства связи (электронная почта и др.).
Обучающиеся получают комплект учебно-методических материалов, состоящий из пособий, электронных учебников, аудио- и видеоматериалов, которые необходимо самостоятельно изучить в ходе выполнения контрольных заданий, курсовых проектов, следуя прилагаемым указаниям. Обеспечение учебного диалога возможно при обязательных условиях интерактивности и обратной связи, при дистанционном обучении учебный диалог организован с помощью телекоммуникационных технологий. Коммуникационные технологии on-line обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода (чат, Skype, обмен сообщениями, телеконференция).
При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время (форум, комментарии к самостоятельным и контрольным работам в системе, электронная почта и пр.).
Повышение эффективности учебного процесса с использованием и на основе дистанционных технологий возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности студента, опирается в основном на его самостоятельную познавательную деятельность студента, которая должна носить активный характер.
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[7]
Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.
Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Обязательным считаем проведение межсессионной аттестации по изученным темам курса.
Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму учебной дисциплины, изученному в семестре.
Теоретические занятия реализуются в полном объеме форме лекций объемом 10 часов. Целью лекционного курса является ознакомление студентов с теоретическими основами и основными проблемами психодидактики. Реализации целей курса способствует самостоятельная работа студентов, нормативный объем которой составляет 98 ч. Самостоятельная работа включает: выполнение практических заданий, конспектирование литературных источников, докладов, выполнение итогового проекта, подготовка к итоговому опросу.
Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – в процессе тестирования, проверки самостоятельных, контрольной, проектной работы студента, итоговый – по завершению курса (итоговый опрос).
Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 51 балл.
Своевременное выполнение заданий самостоятельной работы, контрольной работы, проекта являются условиями допуска к зачету.
Перевод результатов оценивания: 0 – 50 баллов – «незачтено», 51 – 100 баллов – «зачтено».
10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[8]
1. Ознакомиться с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями), материалом лекций по дисциплине: познакомиться со структурой, запомнить рубрикацию разделов, приложений, определить к каким разделам дисциплины относится тот или иной фрагмент источника, выделить материал, не вошедший в структуру дисциплины.
Наиболее оптимальными формами работы с текстом являются: чтение, составление логической схемы, составление таблиц, работа с терминами.
2. При работе с текстами и подготовке сообщений по научным текстам придерживаются следующего порядка действий:
— прочесть текст не менее двух раз;
— отметить и выписать знакомые ключевые термины;
— выделить незнакомые новые термины, понятия, объяснить их при помощи словаря, других учебников и текстов;
— если смысл текста перестает восприниматься, нужно вернуться на то место, в котором материал был понятен, и попытаться определить словосочетание, которое вызвало затруднение;
— после прочтения попытаться несколькими фразами выразить главную мысль проработанного раздела;
— ответить на вопросы в конце текстов;
— ознакомиться с дополнительной информацией и комментариями к разделам;
— составить логическую схему, используя в качестве ключевых слов основные термины и понятия, соблюдая иерархию и связность понятий, дополняя основные термины краткими характеристиками, признаками и ссылками на примеры.
3. При самостоятельной работе над конкретной темой дисциплины:
— проработать по учебникам и учебным пособиям нужный раздел и имеющиеся к нему приложения;
— постараться понять соответствующий учебный материал на концептуальном уровне;
— поработать с приложениями: предметным и именным указателями, толковым словарем;
— осуществить поиск необходимой информации в сети Интернет;
— при наличии электронного конспекта и/или презентации по данной теме, использовать их;
4. Выполнить предлагаемые в разделе задания для самостоятельной работы
5. Повторить содержание пройденного материала; что позволит составить образное представление о структуре дисциплины, её логичной целостности.
6. Выполнение итогового проекта урока с учетом особенностей обучаемости учащихся
Этапы разработки проекта урока:
1. Раскрытие психологической характеристики особенностей учения (в процессе изучения выбранного предмета) младших школьников (по выбору –
имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы в сочетании с низкой мотивацией учения;
имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за пробелов в знаниях по предмету в сочетании с низкой мотивацией учения;
имеющих отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями из-за несформированности способов учебно-познавательной деятельности, с недостатками развития отдельных познавательных процессов (памяти, мышления) в сочетании с высокой мотивацией учения;
имеющих выраженную общую одаренность, высокую обучаемость в сочетании с высокой мотивацией учения.
Т.е. опишите возможный уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий данных учащихся; их отношение к учебному предмету и характер его проявления на уроке, включенность учащихся в учебную деятельность, показатели их интеллектуальной активности на уроке; проявление возрастных (младший школьный возраст) и индивидуально-психологических особенностей (здесь необходимо вообразить возможные проявления темперамента, направленности, характера, морально-нравственных качеств, самооценки и способностей) и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке; раскройте возможные особенности взаимодействия детей с подобным видом обучаемости и мотивации с одноклассниками и учителем в процессе урока и в процессе обучения в целом.
2. Обозначьте цель и задачи урока с учетом необходимости достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных (демонстрируя понимание метапредметных результатов как сформированных на материале предметного содержания – универсальных учебных действий).
3. Психологически обоснуйте этапы, формы работы, методические приемы, необходимый стиль педагогической деятельности учителя, особенности образовательной среды (например, пространственно-предметные средства, виды деятельности учителя и ученика, особенностей межличностного взаимодействия, необходимых для достижения цели и задач урока).
4. Составьте/заполните технологическую карту урока на выбранную тему.
5. Сделайте выводы, осуществите рефлексию получившихся результатов.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература[9]
1. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов/ Р.В. Овчарова. – С. 38–60 – URL: http://pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024-1.shtml (дата обращения 28.08.2015).
2. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога [Электронный ресурс] / Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/2976750 (дата обращения 15.08.2015).
4. Савенков, А.И. Педагогическая психология : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Юрайт, 2014. – 659 с.
5. Савенков, А.И. Психодидактика / А. И. Савенков. – М.: НКЦ, 2012. – 356 с.
б) дополнительная литература
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983.
2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания [Электронный ресурс] // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. – М, 1968. – С. 421–439. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/11.php (дата обращения 30.08.2015)
3. Ахметова, Л.В. Психолого-дидактический подход в системе школьного образования /Л.В. Ахметова // Вестник ТПГУ. – 2009. – 8 (86).
– 121–125.
4. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2005. – №12. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov (дата обращения: 16.08.2015).
5. Бедерханова, В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога /В.П. Бедерханова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2001.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Электронный ресурс]/ Р. Бернс. – М. Прогресс, 1986. – С. 30–66. – URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm (дата обращения 30.08.2015).
7. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс]/ Л.А. Венгер. – М. Просвещение, 1969. – URL: http://www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1998. – 536 с.
9. Габай, Т.В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
10. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Т.В. Габай. – М.: Academia, 2003. – 240 с.
11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. // Психология развития [Электронный ресурс] / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0062/1_0062-225.shtml#book_page_top (дата обращения 30.08.2015)
12. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие./ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова Л.М. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
14. Гибельгауз, О.С. Методологические проблемы психодидактики / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский //Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – 2 (6).
– С. 50–54.
15. Грановская Р.М. Психологическая защита/ Р.М. Грановская. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 472 с.
16. Гребенюк, О.С.. Теория обучения: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М.: Владос, 2003. – 384 с. – URL: http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/126358-teoriya-obucheniya.html (дата обращения 25.07.2015).
17. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии : учеб. пособие : для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / В. В. Давыдов. – М. : Academia : Издат. центр «Академия», 2006. – 224 с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. [Электронный ресурс] – М., 1986. – URL: http://www.klex.ru/ckl (дата обращения 30.08.2015).
19. Диалектическое обучение // Под ред. Шияна И.Б. –М., Эврика, 2009.
20. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания : учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.– М.: Академия, 2012. – 256 с.
21. Занков, Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) [Электронный ресурс]/ Л.В. Занков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.– URL: http://www.klex.ru/dfh (дата обращения 30.08.2015).
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – URL: (дата обращения 15.08.2015).
23. Ильясов И.И. Структура процесса учения. [Электронный ресурс]. – М., 1986. – URL: http://www.forpsy.ru/view/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html (дата обращения 30.08.2015)
24. Ларионова, Л.И. Культурно-исторические факторы развития интеллектуальной одаренности/ Л.И. Ларионова. – М.: ИП РАН, 2011. – 320 с.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя [Электронный ресурс]/ А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – URL: http://bookz.ru/authors/markova-ak/markovaak01/1-markovaak01.html
26. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ: учебно-методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 176 с.
27. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии [Электронный ресурс] / Н.Г. Молодцова. – СПб. Питер, 2009. – URL: (дата обращения 15.08.2015).
28. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агенство. – – 25.07.2015.
29. Панов, В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования / В.И. Панов // Психологическая наука и образование. – 1998. – №3-4. – С. 38–46.
30. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение /А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М., 1985.
32. Рахимов, А.З. Философия психодидактики / А.З. Рахимов. – Уфа: Творчество, 2008. – 290 с.
33. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 2. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
34. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
35. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2009. – 440 с.
36. Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 30.08.2015).
37. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] / Л.Д. Стляренко. – Р.н/Д: Феникс, 2003. – 544 с. – URL: http://www.klex.ru/75b (дата обращения 30.08.2015).
38. Сыманюк, Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды: монография / Э.Э. Сыманюк. – М. : Наука, 2004. – 188 с. – С. 54–79.
39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – URL: http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya (дата обращения 25.07.2015).
40. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие: для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 318 с.
41. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека [Электронный ресурс] / В. Д. Шадриков. – М., 2009. – URL:http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0200.shtml (дата обращения 30.08.2015).
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – URL: http://sci-book.com/psihologii-osnovyi/izbrannyie-psihologicheskie-trudyi.html (дата обращения 30.08.2015).
43. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Academia, 2011. – 383 с.
44. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
Информационные технологии для чтения лекций и ведения практических занятий:
— компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),
— электронные учебники, учебные пособия
— документальные и художественные фильмы по тематике занятий на флеш-носителях
— электронные программы по тестовой диагностике особенностей личности.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), Media Player Classic.Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Сайты базовых академических структур:
– Институт психологии РАН (http://www.ipras.ru/);
– Московский институт развития образования ).
– Институт психолого-педагогических проблем детства (http://www.ippdrao.ru/history.html)
1. Сайты аналитических организаций:
http://www.psychology.ru/rpo/ – Российское психологическое общество
– Ассоциация детских психологов
– Психологический форум «MyWord.ru»
3. Сайты профессиональных психологических журналов:
http://www.psyedu.ru/ – Журнал «Психологическая наука и образование»
http://www.voppsy.ru/ — Журнал «Вопросы психологии»
http://rpj.sfedu.ru/ru — Российский психологический журнал
http://psyjournals.ru/kip/ — Журнал – «Культурно – историческая психология»
http://www.1september.ru/ru/psy.htm — Журнал «школьный психолог».
http://www.psychology.ru/library библиотека психодиагностической лаборатории
http://www.pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютер с доступом в сеть Интернет, доступ в систему ДО МГПУ, прогрммное обеспечение, позволяющее просматривать, скачивать файлы, просматривать видеофайлы, комплекс материалов (материалы лекций в файле .doc), мультимедийные презентации по всем темам курса, видеофайлы, электронные учебники, учебные пособия, файлы заданиями для самостоятельной работы по курсу, рекомендациями по контрольной, итоговой работам, темы форума, расписание в электронном виде. Студентам рекомендуется использование онлайн ресурсов электронной библиотеки ГАОУ ВО МГПУ, используются компьютерные варианты тестов, возможности форума и чата, переписки в личных сообщениях в системе ДО
[1] указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)
[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)
[3] указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)
[4] в соответствии с учебным планом
[5]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.
[6] описываются образовательные технологии
[7] описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)
[8] описываются образовательные технологии, применяемые для самостоятельной работы обучающихся (например: методические рекомендации по подготовке реферата и т.п.)
[9] библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80