82-Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии

Вопрос № 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.

Суть когнитивизма — социальное поведение объясняется путем описания познавательных процессов человека. Когнитивисты считают, что впечатления человека о мире организуются в некоторой связанной интерпретации, в результате чего возникают установки, ожидания и идеи, оказывающие влияние на социальное поведение. Это молодое теоретическое направление и наиболее популярное. Теоретическими основами для когнитивизма послужили: 1) гештальтпсихология; 2) Теория поля Курта Левина.

Гештальтпсихология занималась психологией восприятия, продолжение психологии сознания. Когнитивисты заимствуют:

А) Идея целостного образа-важны не элементы, а целостная структура, которая создается в результате восприятия мира;

Б) Идея изоморфизма— материальные процессы по своей структуре подобны психическим процессам, необходимо изучать именно психические процессы, т.е. содержание сознания, а материальные процессы будут подобны;

В) Идея собственной динамики образа (гештальта)-интересна потому что- это основа преобразования когнитивной струтуры человека. Цель динамики (изменения)-установление баланса.

Г) Идея господства «хороших» фигур— замкнутые симметричные, простые фигуры-это хорошие фигуры, они лучше воспринимаются. То же самое характерно для человеческих отношений: простые, симметричные, замкнутые должны быть отношения.

Теория поля-ученики К.Левина будущие когнитивисты. Из теории поля заимствуется:

А) Идея поля-поле трактуется как перцептивная структура и как структура, в которой совершается поведение, т.е. поле-как объективная реальность;

Б) Каждый объект поля обладает определенной валентностью: валентность может быть +, тогда человек стремится в район поля; и валетность -, тогда человек избегает района поля.

Вводятся категории когнитивизма: 1) Когнитивный элемент (когниция)-это любые знания, мнения или убеждения человека о самом себе и об окружении; 2) Когнитивная организация (или когнитивная структура)-это любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, аффективные, поведенческие или когнитивные следствия.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... процесса, с учетом основных характеристик человека, который учится – общие, отличающие человека от ... личность. Реализацию идей гуманизации, личностно-ориентированного образования в процессе педагогической ... коррекции МО мы связываем с системой социально-педагогического сопровождения, которая может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля ...

К когнитивным теориям относятся: 1) теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Тан-ненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг); Общим положением теорий когнитивного соответствия стало то, что когнитивная труктура должна быть сбалансирована, если баланса нет, то это вызывает психологический дискомфорт и стремление изменить когнитивную структуру. Эти теории были созданы в конце 50-ых годов 20в.

2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия. Рассмотрим более подробно содержание этих теорий.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера.

Один из исходных тезисов Хайдера – важность изучения «житейской психологии»: чтобы понять социальное поведение личности, надо понять житейскую психологию, откуда берутся эти суждения и он выдвигает идею баланса.

Баланс – ситуация, в которой воспринимаемые объекты существуют без стресса (отсутствует тенденция к изменению когнитивной структуры).

Ситуация дисбаланса – вызывает напряжение и стремление восстановить баланс.

Ключевая идея — дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений сущ. схема Р-О-Х (модель когнитивного поля воспринимающего субъекта).

Эта схема опирается на житейскую психологию. Схеме представляет собой модель когнитивного поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов: Р – воспринимающий субъект, О –другой воспринимающий, Х – тот объект, который воспринимается и Р и О.

Задача: стремиться выявить какой тип отношений между этими элементами будет являться устойчивым, а какой будет вызывать дискомфорт для Р. Суждения: 1) позитивные отношения являются транзитивными (переносятся) – если моему другу нравиться, то и мне нравиться. 2) негативные отношения – не транзитивны. Вывод: когнитивная структура будет являться сбалансированной, если позитивные отношения транзитивны, негативные нет.

Между Р, О, Х могут существовать отношения: 1. отношения оценки — любит –не любит. 2. отношения принадлежности — в выражениях похожий –непохожий, близкий –далекий.

По мысли Хайдера баланс присутствует в когнитивной системе Р в том случае, если Р воспринимает всю ситуацию как гармонию, без стресса, т.е. если отношения оценки между 2 элементами и отношения принадлежности между ними одновременно воспринимаются как позитивные.

Вывод: 1.для баланса необходимо либо наличие 3х позитивных отношений, или 3 позитивных и 1 негативного. 2.Для дисбаланса необходимо 2 отношения позитивных и 1 негативного или 3 негативных отношений. 3.Если нам известны 2 или 3 – мы может прогнозировать.

Критика. 1.ставится под сомнение потребность в восстановлении когнитивного баланса. 2.не учитывается степень позитива –негатива. 3.Модель Хайтера работает только с триадой.

16 стр., 7677 слов

Детско-родительские отношения

... др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей. В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Мы предположили, ... любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. ...

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способ­ствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схе­ма получила название «схема А-В-Х», где А выступает как воспри­нимающий субъект, В— как другая личность, X как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к Хи отношения В к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Аи В, и напро­тив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А\\ В, Развитие же коммуникаций между А и В будет вести к разви­тию сходства их отношений к X. Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, на­пример ведение систематических переговоров относительно по­купки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса: 1.

А изменяет свое отношение к Х (для бизнесмена утрачивает­ся привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X. 2. В изменяет свое отношение к Л'(жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отно­шением А к X. 3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает рас­положение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеоб­разного, но консонанса. Все три случая возвращения системы в кон­сонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Создается в 1957г. Основное положение- положение о том, что люди стремятся к согласованности между тем, что они знают и тем, что они делают. Если нет этой согласованности, то возникает диссонанс-противоречие, человек будет пытаться преодолеть этот диссонанс тремя способами: а) изменение поведения человека; б) изменение знания человека; в) осторожное отношение к новой информации.(пример с курильщиком).

Понятие диссонанса основное в этой теории. X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении, отрицание одного следует их другого. Иначе, не X следует из Y. Пример: Y-человек, который должен крупную сумму денег. Становится известно, что этот должник покупает дорогую машину. Этот факт вызывает диссонанс, т.е. из Y следует не X. Категория не X размыта, неопределенна.

Источниками диссонанса являются: а) Логическая непоследовательность (пример: человек знает, что все люди смертны, но думает что он будет жить вечно); б) Несоответствие когнитивных элементов культурным образцам (пример: на светском приеме человек начинает есть без помощи ножа и вилки);

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ... зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери ...

в) Несоответствие когнитивных элементов более широкой системе представлений (пример: известно, что данный человек сторонник левой партии, а во время выборов голосует за правых); г) Несоответствие прошлому опыту (пример: я привыкла готовиться к экзамену одинаково хорошо, а пришла сдавать-и получила тройку. Возникает диссонанс).

Величина диссонанса зависит от значимости тех когнитивных элементов, относительно которых этот диссонанс возникает (пример: человек покупает дорогую вещь, а она на следующий день испортилась).

Теории Аша, Креча и Крачфилда

Поведение организовано. Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент – познание.

Аш. В фокусе исследований проблема социальной перцепции. Новые впечатления категоризуются на основании сходства с прежними. Человек стремится быть настолько хорошим, насколько допускает ситуация. Эксперимент с характеристикой человека. Шесть одинаковых прилагательных, а седьмое разное 2 группам, теплый и холодный. Вывод: при восприятии другого человек объединяет характеристики в организованные схемы, одна из которых центральная.

Критика – разрыв когнитивных процессов и деятельности, связь когниций и реальных действий.

Когнитивизм и психология социального познания (70е).

Возникла на базе когнитивизма из-за нерешенности ряда вопросов (межличностное восприятие, когнитивные соответствия и атрибутивные процессы).

Задача получения знаний о мире и их осмысление. Дополнения: акцент на социальном мире, коммуникации в процессе осмысления, роль языка, гипотезы селективной представленности информации (отбирается значимая информация) и разработка психологики (эвристики), роль эмоций, настроений, социальный консенсус, ценности, социальные институты.

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Центральное понятиеконгруэнтность. Это тоже самое, что понятие консонанса (Фестингера) или баланса (Хайдера Баланс – ситуация, в которой воспринимаемые объекты существуют без стресса).

Теория Осгуда, Танненбаума – независимая теория.

Отличительной особенностью является то, что в ней проводилась попытка предсказать изменения отношения, которое произойдет у человека под влиянием стремления установить равновесия когнитивной структуры, не к одному, а к трем (триаде).

Используется концепция: в массовой коммуникации (реципиент, коммуникатор, информация об объекте исходящая от коммуникатора).

Ситуация не конгруэнтности возникает в случае если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, а коммуникатор даёт положительную оценку информации к которой реципиент относиться плохо. Выход из этой ситуации – одновременное изменение отношение реципиента и к коммуникатору, и к объекту.

Осгуд создал методику семантического дифференциала. Основа: предположение о том, что в когнитивном поле существует стимул знак и стимул объект, они не совпадают.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, ... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ...

Методика Осгуда — биполярные прилагательные и каждая пара прилагательных – это полюса шкал, разделенных на 7 ступенек. Респонденту предоставляют объект в виде знака и испытуемым по биполярным прилагательным отмечает ту позицию, которая в максимальной степени соотносит его суждению. Одновременно можно зафиксировать направленность и интенсивность суждения. В методике происходит фиксация эмоционального состояния. Пары прилагательных: теплый – холодный; близкий – далёкий; твердый – мягкий.

Семантический дифференциал – удобный инструмент при оценки социальных объектов. В методике отсутствует момент согласия или несогласия с суждением.

Идея методики: предположение о наличии у человека семантического пространства. Оно образуется биполярными шкалами. Благодаря этой идеи: 1. — появилась возможность определять места любого значения в этом пространстве. Значение – это точка с координатой. 2. – можно вычислять расстояния между значениями. 3. – можно определить сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетание.

Предположения:

  1. Неконруэнтность в когнитивной структуре реципиента зависит не только от общего знака отношений коммуникатора к объекту, но и от интенсивности этого отношения (любить и ненавидеть).

  2. Восстановление конгруетности может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения, но и путем изменения интенсивности отношения. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно пропорциональна интенсивности отношения. Более крайние оценки меняются в меньшей степени.
  3. Окончательный вариант конгруэнтности достигается при условии одинакового или выровненного отношения реципиента и коммуникатора и к информации.

Осгуд приводит формулы с помощью, которой можно измерить величину изменений отношений реципиента к коммуникатору и к информации.

О- отношения реципиента к информации; К – отношения реципиента к коммуникатору; Р» –величина изменения отношения необходимого для выравнивания их значений).

Пример: К – отношение Р к К – плохое (-3); О – отношение Р к И – хорошее (+2) – Р услышал, что К утверждает что-то положительно относительно О – у Р возникает не конгруэнтная ситуация и Р будет стремиться выйти из этой ситуации изменив отношение к К и О. –1 – это ситуация конгруэнтности.

Экспериментальная проверка: Тоненбаум

Испытуемому предложили 3 источника информации (к).

Предложены 3 темы: 1) легализация азартных игр. 2)сокращения сроков обучения в колледжах. 3)абстрактное искусство. Все участники формулируют своё отношение к источнику и к названным темам, с помощью дифференциала. Через месяц – прочитали вымышленные статьи исходящие из 3 источников и они содержали разные оценки темы и провели повторное измерение отношений.

19 стр., 9054 слов

Общение и межличностные отношения

... Отношение психологии к другим наукам 2. Общение 2.1 Вербальная и невербальная коммуникация 2.1.1 Вербальная коммуникация 2.1.2 Невербальная коммуникация 2.2 Обмен информацией ... испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, ... лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических ...

Результаты подтвердили модель Осгуда, но выявилось 2 фактора:

  1. Отношение к объекту в ситуация неконгруэнтности (не противоречия) было более устойчиво.

  2. Модель Осгуда не работает при больших значениях Р». при большом давлении в увеличение конгруэнтности, то испытуемый оказался верить предложенной информации.

Вывод: теория конгруэнтности обладает высокой прогностической возможностью.

Общий итог:

1) представлены сверх упрощенные ситуации, т.к. когнитивные ситуации представляются 3 элементами.

2) все теории – попытки подогнать теории под лабораторный эксперимент (мало возможности переноса в реальную жизнь).

3) замечание (стремление к конгруэнтности) – не ясно каким образом возникают новые решения.

4) не представлен активный субъект.

3