10) Необходимость и специфика психодиагностического обследования в медико-психологической консультации

Вопросы к зачету по курсу «Основы психодиагностики»

  1. Теоретические источники возникновения психодиагностики. В чем состоит взаимосвязь между психодиагностикой, с одной стороны, и экспериментальной психологией и дифференциальной психологией с другой стороны.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Гер­мании первую лабораторию экспериментальной психологии.

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как рече­вые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона . автором, создавшим первый, собственно психологический экспериментальный метод, был Герман Эббингауз (1850–1909), который изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов. Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860–1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты: формы, буквы, слова и т. д. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

  1. История разработки первых психодиагностических методик:
  1. Тесты интеллекта Бине – Симона и Стенфорд — Бине; «армейские тесты Альфа и Бета».

​Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

  1. Проективные методики: метод чернильных пятен Г.Роршаха, ТАТ Г.Мюррея и К.Морган, рисуночные пробы.

Тест Роршаха (РТ) (Rorschach Test) – проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Тест Роршаха по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии - экспериментальная психология ...

... медицинской психологии. Методы исследования в психологии - классификация, определения. Психодиагностический метод (метод тестов) - 3 основных подхода. Понятия надежности и валидности, критерии ... друг другу; научная досто-верность как результат всесторонней верификации фактов. Предвестником экспериментальной психологии, возникшим на основе позитивизма, является __психофизика_ , __ставившая зада-чу ...

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время ответа, положение, в котором рассматривается изображение, любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации).

Иногда применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью системы символов по следующим пяти счетным категориям:

1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);

3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);

5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Изучаются «суммарные оценки», т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы) автор теста Роршаха вводит понятия интроверсии и экстратенсии,соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности.

  1. Личностные опросники – бланк данных о личности Р.Вудворста, ММР1, 16PF Кеттелла

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

9 стр., 4298 слов

Медицинская психология — предмет, задачи, методы

... от уязвимости личности к конкретной психической травме. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ      История медицинской психологии в нашей ...                 &nпсихологии. 3.     Медицинская психология – предмет, задачи, методы. 4.     Психологический и сестринский ...

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

  1. Отличие тестов интеллекта от других диагностических методик (опросников, проективной техники и др.).

    Теоретические обоснования, назначение.

Тесты интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

Нужно дать правильный ответ.

  1. Теоретические основания проективных методов. Специфические особенности проективных методик.

Проективные методики (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода [4, С. 297]. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком .  точки зрения психоанализа, проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). 

Особенности:

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

  1. Достоинства проективных методов. Сложности использования проективных методик. Возможные ошибки при применении проективных методик. Как их избежать?

Достоинства: 1. Способствование установлению продуктивных взаимоотношений с диагностируемым. 2. Широкий спектр областей применимости. 3. Низкая фальсифицируемость. 4. Высокий уровень субъективности в интерпретациях. 5. Возможность анализа неосознаваемой сферы психического. 6. Возможность выявления своеобразия индивидуальных интерпретаций.  

Недостатки: 1. Низкая стандартизированность. 2. Отсутствие объективности в определении показателей. 3. Отсутствие объективных адекватных норм. 4. Высокий уровень субъективности в интерпретациях. 5. Низкая надежность. 6. Низкая традиционно трактуемая валидность.

1. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств.

2. Проективные методики обладают повышенным риском появления 2-х типов ошибок:

  1. ошибки психодиагноста — часто проявляются во вторичной проекции.
  • Первичная проекция — проекция личности испытуемого на результаты своей деятельности.
  • Вторичная проекция — в процессе анализа психолог может проецировать личные проблемы на результаты испытуемого. Психолог проецирует на материал свои особенности. Проявляется либо в повышенной чувствительности к некоторым особенностям испытуемого, либо в избирательности (апперцептивная слепота).

    Семейные психологи свои собственные семейные проблемы проецируют на испытуемых. Их можно избежать путем повышения квалификации психодиагноста.

  • инструментальные ошибки — связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно учитывать возраст испытуемых. Методика «Дом-дерево-человек» для дошкольников и детей младшего школьного возраста (проекция их личности).

Нужно использовать не одну, а несколько диагностирующих методик — для снижения риска ошибок.

Снижение риска ошибок:

  • использование стандартизированных вариантов методик, надежные интерпретации.
  • не следует делать выводы по отдельным показателям проективных методик, их надо объединить в синдромы, только комплекс показателей дает надежную информацию.
  1. Личностные опросники. Сущность метода опросников. Теоретические основания, достоинства и недостатки, назначение.

личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу. Предоставляя возможность анализировать внутриличностные черты,

Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники «открытого типа») или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники «закрытого типа»).

Достоинства: Простота применения, Наглядность представления результатов, легкость обработки.

Недостатки: Зависимость проявления черты от определенных условий, Изменчивость ответов при повторном тестировании, Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов. Влияние факторов, имеющих установочную природу. Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми.

  1. Метод наблюдения. Его достоинства и недостатки по сравнению с тестовыми методами.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

Наблюдение как методика (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения. Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач.

Достоинства: Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки: Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект», результат воздействия общего впечатления о чем-либо
  • «эффект снисходительности», руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.
  1. Научное и житейское наблюдение. Сходство и различие. Почему малоформализованные методы менее точны и объективны, чем формализованные.

Житейское наблюдение

Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер

Научное наблюдение

Является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Научное наблюдение может быть объективным (когда психические явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным

Житейская псих Научная психология

Субъект познания

Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной

Научное сообщество

Объект познания

Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях

Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека

Конкретные методы получения психологических знаний

Самонаблюдение и наблюдение

Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний

Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)

Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне

Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям

Способы приобретения опыта и степень его субъективности

Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью

Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств

Способы передачи (трансляции) опыта

Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта

Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. 

Недостатки малоформализованных методов:

 сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

— значительные временные затраты на их проведение;

— непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Формализованные методы: позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

  1. Основные задачи, которые призвана решать психодиагностика в образовании.

1. Диагностика причин школьной неуспеваемости.

2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся, требующих учета в дифференции и индвидуализации обучения.

3. Диагностическое сопровождение новых педагогичских технологий.

Задача связанная с диагностикой причин школьной неуспеваемости вряд ли требует комментариев: эта проблема действительно очень актуальна для всех возрастных групп, хотя причины неуспеваемости, безусловно, имеют возрастно-специфический характер. Если в образовательном учреждении ведется работа по внедрению диффренциации и индивидуализации обучения, то психолог-психодиагност должен обеспечить педагогов необходимой для такого рода работы информацией относительно формально-динамических и содержательных особенностей познавательной деятельности учащихся, их способностях и склонностях и т.п. В передовых образовательных учреждениях активно внедряются инновационные программы обучения, эффективность которых необходимо отслеживать с помощью психодиагностических средств. Это нужно, во-первых, для оценки эффективности инновационной программы, а во-вторых, для выявления случаев рассогласования индивидуальных особенностей учащихся и требований инновационной программы обучения.

  1. Основные задачи, которые призвана решать психодиагностика в профотборе и профконсультации.

Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случа­ях, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оцен­ку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам извест­но, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивиду­ально-психологических свойств.

В процессе профориентации и профконсультирования психологиче­ская диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:

  1. обсуждение совместно с клиентом некоторых параметров его инди­видуальности с точки зрения наличия и уровня развития необхо­димых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формиро­вания профессиональной пригодности, индивидуального стиля деятельности, организации профессионального обучения;
  2. выяснение:
  • уровня и характера осведомленности индивида;
  • особенности его социального окружения (в частности, професс­иональную принадлежность близких людей);
  • планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.

Консультирование проводится в свете всей разнообразной инфор­мации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия инди­видом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчет­ливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера про­фессиональных учебных заведений, потребности общества в этих про­фессиях и пр.

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.  Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развитая индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.  Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л. С. Выготский еще в начале 30-х гг. ХХ в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка, для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка [32, т. 5]. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающий исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

11) Основные проблемы применения психодиагностики в судебно-психологической экспертизе.

Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в ХIХ в. Так, в работах Л. Е. Владимирова обосновывалась необходимость привлечения к судопроизводству экспертов-специалистов по психологии, которые имели бы право знакомиться с материалами дела, обследовать подсудимого и других участников процесса [154]. Однако в чистом виде психологическая экспертиза в России до 1917 г. не проводилась, а психологические вопросы разрешались в рамках психиатрической экспертизы. За рубежом первые психологические судебные экспертизы стали проводиться в начале ХХ в.  Совершенно очевидно, что для осуществления судебно-психологических экспертиз необходима не только разработанность психодиагностических методик, но и определенный уровень теоретической основы для их использования и интерпретации. Поэтому польза, которую может принести в суде психодиагностика, зависит от разработанности проблем судебной психологии, и прежде всего таких как:  • психологические особенности личности преступников;  • психологические предпосылки преступления;  • достоверность свидетельских показаний;  • психологические условия и факторы деятельности судьи и других участников судебного процесса и пр.  В процессе судебно-психологической экспертизы психолог-эксперт, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. В качестве объекта такой экспертизы выступает психическая деятельность подэкспертного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) в юридически значимых ситуациях. Предмет исследования судебного психолога -эксперта — закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.  Таким образом, психолог-эксперт интересуется прежде всего такими особенностями психики подэкспертного, которые обеспечивают его возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти, рассуждать.  Эта специфика судебно-психологического обследования требует от психолога-эксперта специальных знаний — в области уголовного права, психиатрии, теории и практики судебно-психологической экспертизы, судебной психологии. Большая общественная значимость деятельности психолога-эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости.  Диагностическое обследование, которое проводит психолог-эксперт, строится по заранее намеченному плану; методы и методики подбираются им с учетом вопросов, которые предлагаются ему судом или следователем, и на основе чтения судебного дела.  Психологический диагноз ставится в свете всей разнообразной информации об испытуемом, полученной в ходе анализа жизненного пути, поступков, поведения в разных ситуациях, социо-экономических условий, медицинских заключений и пр.  Психологическое заключение пишется ясным и точным языком, без использования специальных терминов; в нем даются обоснованные и однозначные ответы на вопросы, сформулированные судом или следствием; если в чем-то у эксперта нет полной уверенности, он указывает все возможные ответы (желательно с указанием вероятности каждого из них).  В настоящее время расширяется применение психологических знаний в практической юриспруденции, что способствует эффективности решения задач раскрытия и расследования преступлений. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан. 

12) Отличия формализованных методик от малоформализованных

.К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность. Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.

13) Стандартизация методик. В чем она заключается?

Стандартизация – унификация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых и появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизации показателях.

Этапы стандартизации:

1 Этап. Создание единообразной процедуры тестирования.

Она состоит из определения моментов диагностической ситуации.

·         Условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

·         Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

·         Наличие стандартного стимульного материала (например, карты Роршаха).

·         Временные ограничения выполнения данного теста.

·         Стандартный бланк для выполнения данного теста.

·         Учет влияния ситуационных факторов на процесс и результат тестирования.

·         Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования

·         Учет влияния опыта испытуемого в тестировании.

2 этап. Создание единообразной оценки выполнения теста. Стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. На этом этапе сравнивается полученный показатель с нормой выполнения этого теста для данного возраста.

3 этап. Определение норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и т.д.

14)Репрезентативная выборка. Для каких целей она служит и как формируется.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА

Cостав экспериментальной выборки должен представлять (моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна обладать особым качеством — репрезентативность, позволяющим распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.

Репрезентативная выборка, или, как еще говорят, представительная выборка, — это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать. В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно с большой долей уверенности считать применимыми ко всей генеральной совокупности. Это распространение результатов называется генерализуемостью.

Два метода, обеспечивающие репрезентативность выборки.

Первый метод формирования простой случайной выборки. В этом случае выборка состоит из элементов, отобранных из генеральной совокупности таким образом, чтобы каждый элемент этой совокупности имел бы равные возможности (равную вероятность) попасть в выборку. Полученная таким образом выборка называется простой случайной выборкой.

Получить простую случайную выборку можно путем обычной жеребьевки (по аналогии с лотереей) или с помощью специальных таблиц случайных чисел. В последнем случае элементы генеральной совокупности перенумеровываются и из таблицы случайных чисел, открытой на произвольной странице, выписываются номера элементов, которые должны быть взяты в выборку. Данная процедура трудно осуществима, поскольку для ее реализации необходимо учитывать каждого представителя генеральной совокупности.

Второй метод основывается на понятии стратифицированной случайной выборки. Для этого необходимо разбить элементы генеральной совокупности на страты (группы) в соответствии с некоторыми характеристиками. Например, при обследовании спроса на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, социальной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня).

Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стратифицированная случайная выборка.

15) Надежность методики. Виды надежности

В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность ре­зультатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических изме­рений, т. е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полу­ченные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение факторов, снижающих точность измерений. Была сделана попытка со­ставить классификацию таких факторов:

  1. нестабильность диагностируемого свойства;
  2. несовершенство диагностических методик (небрежно составле­на инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечет­ко сформулированы указания, как методику предъявлять испы­туемым, и т. д.);
  3. меняющаяся ситуация обследования;
  4. различия в манере поведения экспериментатора;
  5. колебания в функциональном состоянии испытуемого;
  6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испы­туемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинально­сти и т. п.).

Виды. К. М. Гуревич предложил тол­ковать надежность как комплексную характеристику, включающую:

  1. надежность самого измерительного инструмента; коэффициентом надежности
  2. стабильность изучаемого признака; коэффициентом стабильности
  3. константность, т. е. относительную независимость результатов от личности экспериментатора; коэффициентом константности.